Советы специалиста. Здоровье руководителя – формула успеха

А. А. Рафикова, 2013

Рассмотрен ряд концептуальных подходов к сохранению профессионального здоровья руководителя. Приведены оригинальные данные авторских наблюдений и исследований, а также модель здоровьесберегающей деятельности, которой может воспользоваться руководитель или тот, кто готовится им стать. Для широкого круга читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Советы специалиста. Здоровье руководителя – формула успеха предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Медико-биологические аспекты профессионального здоровья руководителя

Закон сохранения и дальнейшего совершенствования человека и общества опирается на эволюционную теорию о развитии живой природы. В человеке как продукте природы и творце культуры воплощен сплав биологических (природных) программ, характеризующих его генетическую наследственность, и надбиологических программ общения, поведения и деятельности, составляющих социальную наследственность. В целом развитие и природных, и социальных программ не бесконечно, а является восходяще-нисходящим. Биологическое развитие определяется уровнем энергии в теле, состоянием анаболизма и функций систем организма. Социальное развитие зависит от социально-культурных стереотипов, ожиданий, от субъективного внутреннего самовоспитания личности. Психическое развитие определяется степенью умственного и эмоционального состояния личности. Как упоминалось выше, успешность развития индивида во многом определяется уровнем его самоконтроля. Самоконтроль означает также осознание человеком границ своих возможностей, взвешенную оценку своих способностей и в определенной степени сдерживание себя от движения к деструктивному.

Современный взгляд на классификацию типов развития личности руководителя опирается наряду с традиционными на два основных типа: организационный, ориентированный на власть и на контроль, и современный, ориентированный на решение проблем и на человека. В последнем случае активизируется потенциал общественного развития, повышается роль творчества, профессионализма, личностной свободы по сравнению с материальными ценностями и потребностями. И эта новая система стимулов требует новых критериев оценки, основным из которых является качество жизни[8]. В свою очередь, качество жизни напрямую зависит от состояния здоровья, что подчеркивает его (здоровья) социальную значимость, когда-то сформулированную «разрушителем» биологической модели мышления Т. Парсонсом — создателем социологически-функциональной концепции здоровья.

Здоровье трактуется и как условие эффективного участия индивида в жизни социума, и как состояние, в котором индивид проявляет оптимальную способность исполнения ролей и выполнения задач, возникающих в процессе социализации[9]. Это согласуется с определением здоровья, сформулированным экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), согласно которой здоровье — это не только отсутствие болезни, но и полнота хорошего физического, психического и социального самочувствия. Важнейшим положением концепции является доказательство преимущественно социальной обусловленности здоровья, которая подтверждается зависимостью основных медико-демографических явлений, показателей смертности, заболеваемости, продолжительности жизни от социально-экономических, политических и других внешнесредовых факторов.

Социальная сущность здоровья отражена и в понятии человеческого капитала. Именно капитал здоровья наряду с капиталом образования и культуры является основополагающим в понимании человеческого капитала, на развитии которого делают акцент не только социологи, но и экономисты.

Современное направление социального развития все более акцентируется на обеспечении устойчивого развития человека с учетом принципа существования экономики для развития людей, а не людей для экономики. В 1990 г. ООН приняла новый основной индикатор общественного прогресса — индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который оценивает средние достижения стран по трем основным критериям: долголетие на основе здорового образа жизни, доступ к знаниям и достойный уровень жизни.

Не случайно исследователи считают основополагающими человеческого капитала две его части: капитал здоровья и капитал образования. Выделение именно этих составляющих человеческого капитала дает возможность учитывать дифференциацию общества по социально-демографическим характеристикам, что позволяет осуществлять более точную оценку экономических потерь и соответственно разрабатывать конкретные целевые программы их снижения.

Если говорить о сугубо профессиональном здоровье, то оценка его эффективности в большинстве научных подходов строится на учете:

● состояния здоровья индивида и влияния на него особенностей профессиональной деятельности;

● надежности и безопасности профессиональной деятельности;

● психологического и социального благополучия профессионала, а также уровня его профессиональной мотивации.

В широком смысле показателем здоровья людей в организации является уровень производственного травматизма, количество прогулов, опозданий и преждевременных уходов с работы, низкое качество труда, девиантное поведение служащих (алкоголизация, наркотизация и пр.). Однако на практике при его оценке опираются в основном на показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности и профессиональных заболеваний.

Профессиональными называются заболевания, возникающие исключительно или преимущественно при воздействии на организм профессиональных вредностей. Общепринятой классификации профессиональных заболеваний нет, но для практических целей в медицине используется этиологический принцип, т. е. классификация в соответствии с профессиональными рисками. Данные заболевания могут провоцировать возникновение других, не связанных с профессиональными вредностями заболеваний, поскольку снижается общая резистентность (устойчивость) организма. Практически в каждом случае возникновение профессионального заболевания влечет вынужденный отказ от избранной профессиональной деятельности с временной или постоянной утратой трудоспособности.

В нозологической структуре профессиональных заболеваний врачи отмечают сегодня не только патологии, четко обусловленные профессиональными вредностями, например нейросенсорную тугоухость (около 36 %), профессиональные бронхиты (29 %) и пневмокониозы (12 %), но и так называемые профессионально обусловленные заболевания. Речь идет в первую очередь о сердечно-сосудистых заболеваниях, рост которых является основной причиной смерти лиц трудоспособного возраста в большинстве стран мира. Заболевания системы кровообращения могут быть спровоцированы условиями различных категорий труда, свидетельством чего является их распространенность в структуре заболеваемости трудоспособного населения. В Беларуси сердечно-сосудистые патологии составляют около 54 % общей смертности населения (для сравнения: новообразования — 13 %, внешние причины — 10 %, по данным за 2010 г.). В ряде исследований показано также, что преимущественно у лиц, занятых умственным трудом с высокой напряженностью, болезни сердечно-сосудистой системы — гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца (ИБС), инфаркт миокарда и другие — распространены чаще.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Советы специалиста. Здоровье руководителя – формула успеха предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

8

Качество жизни — понятие, которое является более широким, чем чисто материальная обеспеченность, и предусматривает оценку не только таких (не участвующих в оценке уровня жизни) объективных факторов, как качество воды или воздуха, расстояние до курортов или наличие и доступность культурных учреждений, но и глубоко субъективных, как, например, удовлетворенность отдельных индивидов своей жизнью.

9

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я