Введение
Впервые проблема психологической подготовки спортсменов была выдвинута в советской психологии спорта в 1956 году на 1-ом Всесоюзном совещании по психологии спорта. Именно с 1956 г. этот раздел подготовки стал рассматриваться как составной в комплексном педагогическом процессе и получил название психологической подготовки.
Вот несколько интерпретаций понятия «психологическая подготовка» спортсменов.
Рудик П.А. приводит следующую характеристику психологической подготовки: «Психологическая подготовка имеет целью сформировать необходимые спортсмену психические особенности личности с тем, чтобы развить у него необходимые для спорта психические качества и совершенствовать различные психологические процессы».
Пуни А. Ц. дает такое определение психологической подготовки: «…это система мероприятий, направленных на организацию сознания и деятельности спортсмена, сообразованных с предполагаемыми условиями на предстоящем соревновании».
Ванек М. и Мацак И. обосновывают психологическую подготовку как совокупность различных мероприятий, методов и средств, которые прямо или косвенно влияют на спортсмена и укрепляют его реакции, качества и отношения, необходимые для целенаправленных тренировок и для успеха в соревнованиях в соответствии с правилами спорта и общественной моралью.
Психолог В.М. Мельников считает, что психологическая подготовка спортсмена — это одна из сторон учебно-воспитательного процесса в спорте. Конечной ее целью является формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности путем изменения системы отношений спортсмена. Основной задачей этого процесса является создание психической готовности спортсмена: к продолжительному тренировочному процессу, к соревнованиям вообще, к конкретному соревнованию.
Психологическая подготовка — это процесс практического применения четко определенных средств и методов, направленных на создание психологической готовности спортсмена. В частности, на страницах этой книги я постараюсь изложить свое видение используемых методов работы в настоящее время.
Под психической готовностью спортсмена подразумевается состояние спортсмена, приобретенное в результате подготовки (в том числе и психологической) и позволяющее достигнуть определенных результатов в соревновательной деятельности.
В настоящее время выделяют следующие основные вопросы психологической подготовки спортсменов:
— оценка особенностей личности спортсмена — его характера, интересов, в спорте и т. д.;
— социальные аспекты личности и коллектива — психологический климат в спортивной команде,
— формирование межличностных отношений;
— оценка максимальных возможностей спортсмена, его различных психических качеств;
— оценка психического состояния спортсмена и их регуляция;
— средства достижения максимальной или оптимальной психической работоспособности;
— обоснование применяемых средств реабилитации после большой тренировочной нагрузки, ответственных соревнований, напряженного спортивного сезона.
К компонентам психологической подготовленности относятся:
— свойства личности, т. е. мотивация, притязания, черты характера;
— психологические процессы и функции;
— стабильные (положительные) психические состояния.
К числу психических процессов и функций, способствующих совершенному овладению приемами техники и тактики, относят следующие:
— различные виды ощущений и восприятий;
— особенности представлений и воображения;
— особенности внимания;
— особенности мышления и памяти.
Спортивные психологи отмечают, что общая психологическая подготовка спортсменов помогает:
— воспитанию моральных черт личности, правильных идейных установок, мировоззрения, разнообразных интересов, необходимой мотивации и т. д.;
— развитию психических процессов и функций, необходимых для успешного выступления в соревнованиях. Это ощущение и восприятие («чувство мяча», «чувство воды» и т. п.), качества внимания, памяти, мышления и т. д.
В зависимости от вида спорта и конкретных задач психологической подготовки применяются различные формы занятий: индивидуальные, групповые, командные.
Индивидуальная форма занятий может быть двух вариантов: самостоятельные занятия без тренера и под руководством тренера. Индивидуальные занятия могут проводиться одновременно для всех спортсменов команды или группы, но каждый работает по своему плану.
Групповая форма занятий предполагает распределение всех занимающихся по ряду признаков в разные группы, и каждая работает по своему плану.
Командная форма занятий решает частные и общие задачи, подчиненные коллективным (психологический климат, сыгранность, совместимость и т. д.).
Тематическое занятие посвящается одному из разделов психологической подготовки (например, по развитию распределения и переключения внимания).
Комплексное занятие предусматривает развитие нескольких психических качеств. Например, развитие тактического мышления, восприятия времени и формирования ряда волевых качеств.
Все это становится актуальной работой спортивного психолога при условии его полной включенности в тренировочный и соревновательный процессы, как сейчас принято говорить «оффлайн». Однако, в своей практике я показал, что даже не будучи включенным в ту или иную спортивную организацию, и уделяя внимание лишь специальной подготовке к соревнованиям, можно существенно повысить качество выступлений спортсмена. Я продемонстрировал это уже в 27 видах спорта.
Спорт, в принципе, является наилучшей моделью для реализации стремления человека к высоким достижениям. Спортсмен соревнуется не только с другими, но и с самим собой. Сама спортивная жизнь, как среда окружения, является мощным фактором воздействия на психику человека, особенно в период его становления. Спорт психологичен по своей сути, как модель жизненной борьбы представляет собой прекрасный полигон для научных исследований. В последние десятилетия изучению феномена достижений в спорте, психологической подготовке спортсменов уделяется особое внимание, так как спортивные победы спортсменов являются не только личными достижениями, но и являются отражением мировой конкурентоспособности страны, которую представляет спортсмен.
Основной целью спортивного психолога в психологической подготовке спортсмена является развитие психологических черт личности и психических качеств, необходимых спортсмену для достижения высокого уровня спортивного совершенства, психической устойчивости и готовности к выступлению в ответственных соревнованиях.
Основная задача психологической подготовки к конкретным соревнованиям состоит в том, чтобы создать у спортсмена состояние психической готовности к выступлению в состязаниях и помочь сохранить ее в ходе спортивной борьбы.
В рамках спортивной психологии особый интерес представляют направления исследований, связанных с изучением психофизиологического состояния и психологической подготовкой спортсменов к соревнованиям.
Психофизиологические исследования ориентированы на определение координационной подготовленности (функции моторного контроля), регистрируются: способности к дифференцировке тонких движений, состояние системы управления двигательными программами, качество следящего движения, латеральная двигательная асимметрия, кратковременная двигательная память.
Психологическая подготовленность оценивается по следующим показателям: силы, лабильности или устойчивости психических процессов; способности к саморегуляции психических состояний и самоконтролю; оценки волевой мобилизации и настроя в сложной динамической взаимосвязи с перечисленными выше физиологическими, биохимическими, морфологическими и другими группами исследуемых параметров.
Нурисламов С.В. отмечает важную задачу специалистов спортивной психологии и психофизиологии по выработке критериев эффективной диагностики спортсмена и его профессиональной деятельности в процессе соревнований, в условиях, когда непосредственный съём психофизиологических показателей невозможен.
К сожалению, на сегодняшний день спортивная психология и спортивные психологи слишком зациклены на всевозможных тестированиях и эмпирических исследованиях. На самом деле, гораздо важнее сконцентрироваться на задачах психотерапии спортсменов, что поможет резко повысить уровень всех видов спорта, а не искать причины появления тех или иных компонентов стресса.