Двенадцать шагов взрослых детей

WSO ACA, 2023

Исцеление вредных черт личности, возникших в результате детской травмы, полученной в неблагополучной или жестокой семье.Это утвержденная литература конференции (официальный документ) Всемирной организации служения "Взрослые дети алкоголиков" (ACA WSO).Книга 12 шагов для взрослых детей алкоголиков АКА (широко известная как Желтая рабочая книга или YWB) – это рабочая книга шагов Желтая рабочая книга АКА была анонимно написана членами АКА и ведет к выздоровлению от последствий взросления в алкогольной или другой неблагополучной семье. Это руководство по следованию 12-шаговой программе ACA. ACA WSO (с разрешения АА) адаптирует шаги ACA для преодоления последствий детской травмы и пренебрежения и дает надежду взрослым детям по всему миру.

Оглавление

Часть II Двенадцать Шагов взрослых детей

На последующих страницах вы найдёте насыщенный информацией раздел, который может стать учебным руководством как для групп ВДА, так и для тех участников, которые занимаются по Шагам со спонсором. Рабочая тетрадь создавалась для того, чтобы её читали и перечитывали на собраниях по изучению Шагов. Здесь даны подробные инструкции по их прописыванию и проработке. Материалами также могут пользоваться группы взрослых детей, которые пожелали вместе пройти Двенадцать Шагов за 12–16 недель. Благодаря тому, что мы впускаем в свою жизнь других людей и открыто говорим о родительской семье, совместное изучение Шагов становится захватывающим путешествием. На этот риск стоит пойти. В любой группе вас ожидают разногласия, но вы сможете решить их, руководствуясь принципами честности, принятия и единства. Именно эти принципы позволяют группе поддерживать безопасную атмосферу и оставаться сфокусированной на текущей работе по Двенадцати Шагам[5].

Помимо заданий, в данном разделе читателю предлагается глубокий и всесторонний текст, основанный на принципах ВДА и отражающий опыт, накопленный нами за 30 лет. Здесь собрано около 35 личных историй участников ВДА; в течение 10 лет их записывали с согласия авторов на собраниях, семинарах или по специальному приглашению. В большинстве своём это расшифрованные магнитофонные записи. Каждая история отражает определённую грань Двенадцати Шагов ВДА.

В рабочей тетради часто говорится о шаблонах поведения; под ними подразумеваются 14 характерных особенностей из Списка (который можно найти на первых страницах тетради). Они были записаны основателем ВДА Тони А. в 1978 году, а позже представлены в повествовательной форме Джеком И. Текст Джека называется «Проблемой» и часто зачитывается в начале собраний ВДА.

ПЕРВЫЙ ШАГ

Мы признали бессилие перед последствиями алкоголизма или другой семейной дисфункции, признали, что наша жизнь стала неуправляемой.

Кто-то в конце концов это написал

Когда я впервые прочитал список шаблонов поведения взрослых детей, я почувствовал себя гулко звенящим колоколом. Внешне я был спокоен, но внутри у меня всё вибрировало. Я не мог поверить в то, что читал. Я даже заподозрил, что кто-то специально залез ко мне в почтовый ящик и подкинул этот список.

Я потёр страницу, пытаясь пальцами нащупать слова: такими настоящими они мне казались. Слова о привычке безжалостно осуждать себя, угодничать перед всеми описывали мои мысли и поведение предельно понятным языком. Я не мог отрицать этого. В детстве меня страшно ругали и подвергали насилию. Никто никогда не слушал меня. И сейчас кто-то совсем незнакомый, ни разу не видев меня, взял и изложил то, что я думал и чувствовал. До ВДА я всю жизнь осуждал себя и считал недостаточно хорошим. Я принимал наркотики, отыгрывал своё внутреннее состояние отвратительными поступками и полностью потерял надежду. Впервые я прочёл Список двадцать лет назад. С тех пор я крепко держусь за ВДА. Четырнадцать черт и Двенадцать Шагов подарили мне новую жизнь и помогли обрести любовь к себе.

Моё тело помнит о том, что случилось

Прошло некоторое время, прежде чем я начал понимать то, что слышал на собраниях ВДА. Список шаблонов поведения (четырнадцать характерных особенностей) много значил для меня, и я быстро понял его суть. Но много месяцев (если не лет) все разговоры о стыде и чувстве покинутости проскакивали мимо. Я хорошо помнил насилие, которое мне пришлось пережить: я слышал, как отец обзывал мать последними словами, а когда мне было четыре года, он избил меня. В детстве мне случалось видеть кровь и выбитые зубы, когда пришедший в ярость отец набрасывался на людей с дубинкой или жестяной банкой из-под пива. Но чувства, вызванные этими сценами, долгое время не проявлялись во мне. Я находился в таком оцепенении и был настолько подавлен, что воспоминания не вызывали во мне ужас, который я должен был тогда ощущать.

Мне помогла психолог: когда я описывал ей сцену насилия в семье, она попросила меня не спешить. Я почувствовал разницу между тем, как я рассказывал свою историю быстро, не давая места чувствам, и тем, как я излагал её, представляя то, о чём говорю. Моя собеседница сказала, что у меня было посттравматическое стрессовое расстройство. Хотя я отнёсся к этому скептически, я всё же понимал, что мои воспоминания содержат страшные и ненормальные эпизоды. У меня был высокий порог чувствительности: когда я видел насилие, я ничего не чувствовал. Вскоре я получил помощь из другого источника — из кино. Я стал замечать, какие чувства и какое телесное напряжение вызывают во мне сцены насилия. Я не смотрю жестокие фильмы, но несколько случайно попавшихся по телевизору сцен вызвали во мне чувства, которые я долгое время подавлял. Бог сам решил, когда подошло время. Я пришёл в Программу совершенно неготовым к таким чувствам, но теперь тело рассказывает мне о случившемся, и я могу это выдержать.

Дар Двенадцати Шагов

Мой друг перестал посещать собрания ВДА, потому что решил, что Двенадцать Шагов — продолжение дисфункциональной семейной системы. В его понимании они были лишь списком действий, которые нужно предпринять, чтобы получить одобрение и научиться вести себя согласно чьим-то правилам. Но на момент образования программы в 1935 году Анонимные Алкоголики не располагали Шагами. Их письменная версия появилась уже после первых собраний и стала попыткой предложить несколько рекомендаций по выздоровлению, а не правил.

Кто-то однажды спросил первую сотню трезвых алкоголиков из АА, что они сделали особенного, что в итоге помогло им вырваться из мёртвой хватки алкоголизма — заболевания, которое веками не поддавалось ни медицинским, ни религиозным средствам. Они ответили, что обсуждали эволюционный процесс своего выздоровления, а затем один из основателей АА Билл У. записал последовательность действий, приводившую к трезвости. Это и стало началом Двенадцати Шагов. Глядя на процесс своего выздоровления в программе Взрослые Дети Алкоголиков, я вижу, как Высшая Сила направляла меня в работе по Шагам. Дар Двенадцати Шагов выразился в моей эмоциональной и духовной трезвости.

В борьбе нет ничего благородного

Я бывал в ситуациях, которые завершились бы гораздо лучше, если бы я сразу сказал: «Я не могу этого сделать». Вместо этого я брался за невозможное, терпел неудачи и изводил себя за них. Я жил без отдыха, сна и пищи, сосредоточив все силы на поставленной задаче. Я неустанно перебирал в голове различные варианты, пока не находил способ выполнить задуманное.

На это уходила вся энергия, необходимая для выживания.

Я начал отдаляться от друзей и семьи. Как-то раз я сидел на ковре в своём домашнем офисе и смотрел на кипы бумаг. Я не мог разобраться в них и найти те, которые были нужны. Я не мог подняться с пола. У меня получалось только плакать. Казалось, жизнь никогда не наладится, и я хотел умереть.

Мой терапевт сказал: «Если ты поймёшь, что не можешь этого сделать, ты получишь шанс. До тех пор ты будешь тратить энергию на новые попытки. Лучшее, что тебе остаётся, это сдаться, признать свою жизнь неуправляемой и понять, что ты сам не сможешь сделать всё».

Когда моя жизнь ухудшилась настолько, насколько это вообще было возможно, я начал посещать ВДА. И обнаружил, что уже сделал Первый Шаг, когда сказал: «Я больше не могу так. Я сдаюсь». С этого момента моя жизнь стала улучшаться. Я оттолкнулся от дна.

Люди восхищаются, если вы всего себя отдаёте какому-то делу, но в ВДА я понял, что мне нужно помнить о своих возможностях и ограничениях. Когда я не могу с чем-то справиться, мне просто нужно отпустить. Наблюдая, как мои друзья продолжают борьбу, я не пытаюсь за них наладить их жизнь. Когда они достигнут дна, они сдадутся и обратятся за помощью, как это сделал я. В конечном счёте я пришел к выводу, что в борьбе нет ничего благородного. Я сдаюсь.

Я больше не могла справляться с этим в одиночку

Я выросла, как мне казалось, в нормальной семье. Моя мать начала работать, когда я пошла в первый класс. Поскольку родители были на работе, мы с моими двумя сёстрами должны были вести хозяйство. Я помню, как мне не нравилось посещать школу и выходить из дома. Когда я была на учёбе, мне хотелось сбежать домой во время большой перемены и убедиться, что там всё в порядке. Я думала: «Если я буду больше трудиться, родители будут лучше ко мне относиться. Я стану достаточно хорошей для того, чтобы меня любили». Но я никогда не чувствовала себя достаточно хорошей.

Я выросла и стала учительницей. Поскольку я была одним из самых ответственных работников в школе, мне поручали дополнительные обязанности и проблемных детей. Долгое время я справлялась с этой нагрузкой. Жизнь вращалась вокруг школы и домашних забот. Моя значимость зависела от того, что я делала. Работа стала моей сущностью.

У меня стали случаться панические атаки. Когда мне поручили вести дополнительные занятия с детьми и обсуждать с родителями их успеваемость, появился новый симптом — сильные боли в грудной клетке. Тогда я обратилась к врачу. Вскоре у меня случилась сильнейшая паническая атака, и среди ночи я поехала к своему молодому человеку.

После этого я пришла к психотерапевту и сказала: «Я так больше не могу». Он спросил меня, что означает «так». Я не знала. По пути домой неожиданно мне пришло в голову, что «так» означает мой образ жизни. Я больше не могла продолжать так жить. Моя жизнь давно стала неуправляемой. Ничто не приносило радости. Я не видела будущего. Даже для того, чтобы поесть или привести себя в порядок, мне требовалась помощь.

Несмотря на то что в моей родительской семье не было проблем алкоголизма, специалист по реабилитации посоветовал мне сходить на собрание ВДА. И я пошла. Оказалось, было ещё слишком рано: из-за тяжёлого состояния я не могла посещать собрания. Я взяла кое-что из литературы и, прочитав, узнала себя в 14 характеристиках (Проблеме). «Если где-то есть помощь, может быть, я обрету её именно в ВДА», — подумала я и начала регулярно посещать собрания. С тех пор я испытываю огромную благодарность за эту Программу.

Я рассказала Богу, что у меня не осталось сил

В конце недели я, как всегда, поехала к родителям. Мать не обрадовалась встрече со мной. Моё угодничество и поиск одобрения, обычно присутствовавшие в наших отношениях, остались в прошлом. Все надежды, что я смогу удовлетворить её потребности, канули в Лету. Она была угрюмой, мрачной и стыдила меня. Возможно, она надеялась, что я поддамся и попытаюсь исправить её настроение.

Много лет назад я планировала завести детей для того, чтобы они эмоционально обслуживали меня и занимались моими потребностями, за счёт чего я надеялась обрести чувство целостности и самоуважения. У моих детей будет жажда жизни, которая и меня заставит испытать счастье невероятной глубины. Я планировала, что меня наконец причислят к рангу «достойных людей».

Наверное, в тот день моя мать смотрела на меня, как на холодную и вялую лягушку. Мне было грустно и казалось, будто выхода нет, но я решила не исправлять её настроение. Я рассказала Богу, насколько беспомощной себя чувствую, и стала повторять молитву о душевном покое. Неожиданно моя мать оживилась, и я оживилась вместе с ней, почувствовав возможность быть счастливой, радостной и свободной. Здравомыслие пришло на смену безумию. Появилась ясность. На следующий день я до конца осознала, что произошло. Я поблагодарила свою Высшую Силу за случившееся чудо. Я поняла, что прошлые попытки улучшить настроение матери опустошали меня и лишали драгоценной энергии. Я больше не верю в то, что способна исправить её. Не я была причиной недовольства своей матери.

Основная мысль Первого Шага

Эти рассказы передают главные духовные принципы Первого Шага ВДА — бессилие, неуправляемость, признание поражения и умение отпустить. В Первом Шаге нам предлагается признать, что наша семья дисфункциональна, и её дисфункция влияет на наши мысли и поведение во взрослом возрасте. Нам нужно принять бессилие перед последствиями воспитания в такой семье. Несмотря на внешнюю самодостаточность, наша жизнь неуправляема. Социальный статус или компульсивное стремление полагаться только на себя не тождественны выздоровлению. Мы должны понять, что сила воли или решительность не способны устранить последствия воспитания в нездоровой семье. Мы не сможем разобраться с этой проблемой в одиночку. Нам нужна помощь. Мы должны расстаться с иллюзией, будто сможем найти безболезненное решение.

Кроме того, в этих рассказах описана кропотливая работа по отделению от семьи, которую необходимо проделать, чтобы обрести ясное понимание своей жизни. Отделение означает установку здоровых границ и выход из разрушительных или кризисных ситуаций, характерных для дисфункциональных семей. Взрослым детям бывает очень трудно работать по программе ВДА, так как у них не получается разорвать связь с деструктивными или манипулирующими родственниками. Мы не сможем повзрослеть и обнаружить свою истинную личность, пока будем вовлекаться в опустошающую и нездоровую семейную дисфункцию.

Отделение от дисфункциональной семьи — это здоровый акт неповиновения. Поступая так, мы подрываем власть семейной лжи. Мы открыто заявляем, что больше не будем поддерживать отрицание и играть дисфункциональные семейные роли. Возможно, от этого становится страшно, но мы опираемся на поддержку своей группы ВДА.

Многие взрослые дети отделяются от своих семей с любовью, без отвержения. Им требуется время, чтобы сосредоточиться на себе и освободиться от силы притяжения дисфункциональной системы. В нужный момент мы пересмотрим свои семейные отношения. С некоторыми родственниками мы перестанем общаться, потому что они опустошают нас или нарушают наши границы. Другие примут нас и поддержат на нашем пути, даже если не смогут понять или пройти этот путь вместе с нами. ВДА может улучшить наши отношения с родными, если мы поймём, что не обязаны участвовать в семейной дисфункции. Мы имеем право жить собственной жизнью.

Достигая дна

Выздоровление в ВДА начинается, когда взрослый ребёнок сдаётся, просит о помощи и затем принимает предложенную ему помощь. Некоторые называют признание поражения «дном».

Взрослый ребёнок может достичь дна до того, как начнёт посещать собрания, но это может произойти и после знакомства с Программой, когда он уже будет выздоравливать по Двенадцати Шагам. Некоторые члены ВДА достигают дна спустя годы после начала выздоровления. Иногда для этого нужно потерять всё и буквально очутиться на улице, а иногда достаточно ощутить, что мы задыхаемся от навязчивой потребности контролировать других. Дном в ВДА может стать и хроническое чувство одиночества, когда ничто не приносит радости и не удаётся достичь полноценного контакта с людьми. Многие взрослые дети не могут продвинуться в выздоровлении из-за неспособности отпустить и довериться себе или окружающим.

В других случаях дном становится навязчивая привязанность или одержимость другим человеком. Эта одержимость может быть настолько безумной, что, кажется, мы потеряем рассудок, если этот человек не будет с нами. Мы зацикливаемся на нём, а на самом деле страдаем от детской травмы — боли покинутости. Наша одержимость другим человеком — это повторное переживание первоначальной травмы, нанесённой родителями, которые стыдили и покидали нас в детстве. Душевный раскол не излечивается ни таблетками, ни наркотиками, ни сексом, ни другими отвлекающими средствами. Если даже мы переживём эту одержимость, мы, скорее всего, повторим её в следующих отношениях, если только не попросим о помощи и не примем её. Шаги ВДА лечат эту рану и исцеляют нас милостью Высшей Силы.

В любом дне есть смысл, любое дно может стать отправной точкой для новой жизни. У нас есть надежда. Исцеление возможно.

Признание поражения означает, что мы преисполняемся желанием делать всё возможное для выздоровления, умиротворения и душевного покоя. Мы полностью признаём поражение и расстаёмся с мыслями, что сможем «наладить» чью-либо жизнь или кого-то контролировать. У нас появляется готовность посещать собрания, работать по Двенадцати Шагам, чтобы сломать стену отрицания семейной дисфункциональности. Интересно заметить, что, по некоторым оценкам, до 50% взрослых детей алкоголиков отрицают или отказываются признать наличие проблемы алкоголизма в своей семье. Взрослея в дисфункциональной среде, мы теряем чувствительность к последствиям алкоголизма, насилия или недостатка доверительных отношений.

Выздоровление от последствий алкоголизма и воспитания в дисфункциональной семье — это процесс, а не одномоментное событие. Нам следует быть терпеливыми с собой. Мы должны быть честными в отношении собственного поведения и мышления, выработанного в процессе воспитания в родительской семье. Если вы оказались на собрании ВДА, вероятно, тому есть причина. Скорее всего, вы не единственный член своей семьи, испытывающий трудности в личных отношениях, на работе и в других областях жизни. По всему миру есть множество семей, где царит отрицание и безмолвно разбиваются сердца. Мы обнаружили, что дисфункция — это заболевание, которое воздействует на всех членов семьи. На индивидуальном уровне оно поражает тело, разум и дух. Семейная дисфункция крайне устойчива и легко передаётся окружающим. Это прогрессирующая болезнь. Со временем в наших отношениях становится всё больше насилия, контроля или изоляции — смотря какой курс выберет болезнь. Также прогрессирует и «склонность к зависимости»: от работы, секса, денежных трат, еды, голодания, наркотиков, азартных игр — у каждого свой путь.

Более того, болезнь передаётся по наследству. Это означает, что личностные черты и образ мышления, которые есть у нас сейчас, достались нам от предыдущих поколений. Облегчение наступает, когда мы выполняем работу по Шагам, посещаем собрания и ищем руководства Высшей Силы. Когда мы признаем бессилие перед последствиями семейной дисфункции, признаем, что жизнь стала неуправляемой, мы будем готовы перейти ко Второму Шагу.

Начало

Мы рекомендуем вам по возможности, посетить шестьдесят собраний за девяносто дней, найти спонсора и начать работу. Тем взрослым детям, у которых есть какие-либо зависимости, мы рекомендуем одновременно посещать и двенадцатишаговые собрания, где занимаются этими проблемами. Хотя многие взрослые дети выбирают для себя только ВДА, наша Программа не заменяет сообщества Анонимных Алкоголиков, Анонимных Наркоманов, Анонимных Кокаинистов.

Мы также предлагаем выбрать себе спонсора. Спонсор — это член ВДА, который посещает собрания, активно работает по Программе ВДА, готов и имеет возможность помогать вам в выздоровлении. Спонсор не будет выздоравливать за вас, но он может оказать вам поддержку, поделиться надеждой и ясностью. Мы настоятельно рекомендуем не затягивать с поиском спонсора. Не проходите Программу в одиночку. Наш опыт показывает, что вы не сможете выздоравливать, находясь в изоляции.

Раздел Рабочей тетради по Первому Шагу: Мы признали бессилие…

Чтобы выполнить предлагаемые задания, вам потребуется заручиться поддержкой и решиться быть честными с собой. Предполагается, что перед тем, как начать, вы найдёте спонсора или духовного наставника. Многие взрослые дети, приступая к увлекательной работе по Двенадцати Шагам ВДА, также обращаются к информированному психологу, который будет обеспечивать дополнительную эмоциональную поддержку. Мы хотим предупредить вас вот о чём. Некоторые проблемы, затронутые во время работы по Шагам ВДА или на собраниях, могут всколыхнуть тяжёлые воспоминания о случаях пережитого насилия. Чтобы не нанести себе ущерб и эффективно разобраться с ними, вероятно, потребуется профессиональная помощь. В такой ситуации мы рекомендуем искать дополнительную опору. Сообщество не отдаёт предпочтения ни одному методу или стилю психологического консультирования. Но, когда вы выбираете себе психолога, у вас есть право спросить, знаком ли этот человек с ВДА и Двенадцатью Шагами (чтобы больше узнать о том, как найти себе сведущего специалиста, обратитесь к Шестнадцатой главе Красной Книги). Многие специалисты уже знакомы с двенадцатишаговыми программами, другие готовы познакомиться. Мы рекомендуем вам посетить как минимум трёх психологов перед тем, как сделать окончательный выбор. Большинство из них смогут ответить на ваши вопросы по телефону, что сэкономит время и деньги.

Для работы над этим разделом вам также понадобятся тексты Списка характерных особенностей (Проблемы) и Решения. Добро пожаловать на путь к новой жизни через Двенадцать Шагов ВДА.

Работа над Первым Шагом

Многие взрослые дети считают полезным отвечать на конкретные вопросы о том, как их воспитывали в алкогольной или другой дисфункциональной среде. Благодаря этому мы начинаем видеть своё отрицание и ту роль, которое оно играло в семейной системе. Для взрослого ребёнка отрицание часто выражается в следующей форме: он забывает или неточно помнит некоторые фрагменты своего детства. Мы не раз слышали, как взрослые дети описывают ранние годы жизни как «полные любви» или «совершенно обычные», хотя на самом деле этот период их жизни был наполнен пренебрежением или шокирующими случаями ментального, эмоционального и сексуального насилия. Исследователи обнаружили, что многие взрослые дети страдают от синдрома «травматической привязанности» (или, в терминах Патрика Карна, «привязанность к предательству», 1997). Травматической привязанностью называют ситуацию, когда дети или взрослые поддерживают связь с агрессивными родителями, священниками-педофилами или находятся в созависимых отношениях, основанных на подорванном обидчиком доверии. И, хотя эта концепция в некоторых кругах считается спорной, многие из наших членов, опираясь на неё, нашли объяснение своим воспоминаниями и обрели душевный покой.

В рамках этой теории утверждается, что дети крепко привязываются к родителям, наносящим им травму, потому что от них зависит их выживание. Ребёнку приходится отрицать или создавать искажённые воспоминания о насилии, то есть о пережитых избиениях, инцесте или грубых ругательствах. Повзрослев, такой человек либо утверждает, что у него есть «провалы» в воспоминаниях о детстве, либо «забывает» или «неправильно» помнит насилие. Нередко он старается защитить своего главного обидчика или продемонстрировать лояльность к нему. Мы не раз замечали, как взрослые дети, ещё не получившие профессиональную помощь, описывают дисфункционального родителя как любящего и заботливого, тогда как в реальности человек пренебрегал ими или стыдил. В то же время не все пробелы в детских воспоминаниях указывают на сексуальное насилие или детскую травму. Хотя мы стремимся выздороветь и жить свободно, мы не хотим создавать ложные воспоминания. В этой области необходимы профессиональная помощь и здравый смысл. Память может так никогда и не вернуться, но исцеление происходит независимо от того, насколько полно нам удалось реконструировать произошедшее.

Неспособность распознать гнев как в себе, так и в своих родителях — одна из самых распространённых среди взрослых детей форм отрицания. Мы видели, в какое изумление приходит новичок, когда узнаёт, что в душе и он сам, и его родители могли испытывать гнев. Недавние участники ВДА обычно отвечают: «Во мне нет этого чувства. Я жизнерадостный человек, который никогда не злится».

Взрослым детям нелегко распознать гнев своих родителей, потому что с малых лет они привыкли сносить чудовищный уровень насилия. Если отец или мать кричали на ребёнка или угрожали ему, он будет вспоминать только о том, как они изредка раздражались, но ни в коему случае не назовёт их жестокими или злыми. Родителей, которые молча кипели от гнева, скорее окрестят сдержанными или любящими, но вряд ли вспомнят об их ненависти или привычке стыдить.

Столь же трудно взрослым детям распознать слияние. Слияние — это недостаток границ между членами семьи или ребёнком и родителем. Дети, выросшие в атмосфере слияния, воссоздают его во взрослой жизни, следуя шаблону, усвоенному от отца и/или матери. Они каждый день звонят родителям, согласовывают отпуск с их распорядком, покорно ухаживают за ними и не находят в себе сил сказать «нет» их потребностям или желаниям. Находясь в слиянии, взрослый ребёнок не станет описывать эти отношения как удушающие и полные контроля, напротив, он охарактеризует их как доверительные и близкие.

В ВДА мы учимся правильно называть то, что с нами произошло, не опасаясь негативной реакции. Пока мы отрицаем события своего детства, мы не сможем увидеть последствия семейного алкоголизма или дисфункции в своей нынешней жизни. Эти последствия определяют наше мышление и поведение.

У нас нет истинного выбора, пока мы находимся в отрицании. Мы контролируем всё вокруг и приходим к убеждению, будто свободны в своих решениях; однако настоящий выбор больше, чем контроль, который ведёт к созависимости, изоляции и ненависти к себе.

Не существует правильных или неправильных ответов на вопросы Первого Шага. Единственное, о чём вас просят в ВДА, это быть честными, чтобы достигнуть большего личностного роста. Предлагаемые вопросы адресованы не только тем, кто вырос в семье с зависимостями, но также и тем, в чьей семье их не было. После нашего основания в 1978 году мы пришли к выводу, что существует несколько типов семей, в которых формируется синдром взрослого ребёнка. Когда люди из таких семей находят ВДА, они обнаруживают, что Программа им подходит. Они выздоравливают от зависимого поведения и восстанавливают связь со своим Внутренним Ребёнком. Вопросы касаются таких семей, где один или оба родителя были алкоголиками или наркоманами; ипохондриками, проявляли сексуальное насилие, устанавливали дома суровые армейские порядки, страдали перфекционизмом или были эмоционально нездоровы. Эти стили родительского поведения часто смешиваются и налагаются друг на друга. Кроме того, множество взрослых детей вырастают в приёмных семьях или семьях с разведёнными родителями. Дисфункция также может развиваться на религиозной почве.

Первые шесть вопросов помогут определить тот стиль воспитания, с которым вы столк-нулись в детстве.

Вопросы первого шага

1. Кто из моих родителей был алкоголиком или зависимым?

2. Кто из моих родителей или родственников был ипохондриком?

3. Кто из моих родителей или родственников проявлял сексуальное насилие?

4. Кто из моих родителей или родственников устанавливал дома армейские порядки, был жёстким и суровым?

5. Кто из моих родителей или родственников страдал эмоциональными нарушениями?

6. Кто из моих родителей или родственников был перфекционистом?

ПРИМЕЧАНИЕ: если вам нужно больше места для ответов, используйте отдельный блокнот. Если вы работаете с этой тетрадью в группе вне обычных собраний ВДА, постарайтесь готовить ответы на вопросы заранее.

Бессилие

1. Чем бессилие отличается от беспомощности?

2. Прочитав Первый Шаг, понял ли я, что последствия семейной дисфункции — это и есть черты выживания из Списка?

3. Перечислите три последствия взросления в дисфункциональной, алкогольной или зависимой семье. (Подсказка: любые из 14 черт.)

4. Назовите свою роль в дисфункциональной семье: потерянный ребёнок, герой, козёл отпущения, спасатель или другая.

5. Со сколькими типичными характеристиками взрослого ребёнка из Списка (Проблемы) я себя отождествляю?

6. Что означает «не говори, не доверяй, не чувствуй»?

7. Бессилен ли я перед последствиями взросления в дисфункциональной семье или в семье с зависимостями?

8. Злоупотребляю ли я едой, сексом, наркотиками, алкоголем, работой, азартными играми или страдаю какой-либо другой формой зависимого поведения? Бессилен ли я перед этими занятиями? (Приведите пример бессилия.)

9. Считаю ли я, что могу изменить своих родителей или значимых людей, предпринимая правильные действия, говоря нужные слова или стараясь быть идеальным?

10. Считаю ли я, что являюсь причиной родительской дисфункции или зависимости и обладаю силой изменить или контролировать её?

11. Случалось ли мне играть роль жертвы, демонстрируя беспомощность, когда на самом деле я манипулировал другими, чтобы получить желаемое? Спасали ли меня? (Приведите примеры.)

12. Руководило ли мной навязчивое или одержимое отношение к другому человеку, которое поглотило меня, заставило забыть о собственных потребностях и пренебречь заботой о себе? (Если да, то опишите, как вы пренебрегали своими потребностями.)

Неуправляемость

1. Что для меня означает неуправляемость или неуправляемая жизнь?

2. По-прежнему ли я считаю, что могу контролировать людей, ситуации и события, если буду действовать правильно, продуманно и т.д.?

3. Считаю ли я, что обладаю властью над другими людьми и могу контролировать их мысли или поступки?

4. Даю ли я мыслям, чувствам или действиям других людей власть над собой? (Если да, приведите примеры.)

5. Допускаю ли я, чтобы чувства или возможные реакции других людей контролировали меня или определяли мои действия и решения? (Приведите примеры.)

6. Что означает быть созависимым?

7. Были ли у меня отношения, из-за которых в моей жизни возникали путаница, насилие и привычный хаос? (Приведите примеры.)

8. Насколько моё поведение или мышление сказываются на моей работе и отношениях с людьми?

9. Что для меня — взрослого ребёнка — стало дном? Достиг ли я своего дна?

10. Верно ли, что одержимость другим человеком, наркотиками, азартными играми, едой или сексом сделала мою жизнь неуправляемой? Каким образом?

11. Действительно ли я управляю своей жизнью или это просто иллюзия, за которой стоит нездоровый контроль? (Приведите примеры.)

12. Отрицаю ли я своё контролирующее поведение?

13. Могу ли я выздороветь в одиночку?

14. Чувствую ли я единство с другими взрослыми детьми на собраниях? Как это проявляется?

Отрицание

1. Зависел ли я в своих потребностях (например, в еде и жилье) от родителя, который относился ко мне пренебрежительно или применял насилие?

2. Приходилось ли мне в детстве игнорировать свой стыд, страх или заброшенность, чтобы выжить?

3. Отслеживал ли я настроение или состояние своих родителей, чтобы определить, как мне следует себя чувствовать? Был ли я счастлив, только когда они были счастливы, или грустил, когда они были грустными? (Приведите примеры.)

4. Ясно ли я понимаю, как обращались со мной родители? Боялся ли я одного из них или обоих?

5. Дрался ли я со своими братьями и сёстрами? Обижал ли я их? Защищал ли?

6. Говорю ли я, что близок со своими братьями и сёстрами, хотя редко общаюсь с ними?

7. Боюсь ли я рассказывать о своём прошлом, потому что братья и сёстры поставят под сомнение или начнут отрицать мои воспоминания? Они уже говорили мне: «Проехали, живём дальше».

8. Не преуменьшаю ли я тяжесть поступков родителей, говоря: «Мало ли что там было? Зачем ворошить прошлое?»

Духовные принципы Первого Шага: бессилие и признание поражения

1. Перед чем я признаю бессилие в Первом Шаге?

2. Что для меня означает признать поражение?

3. Если я признаю поражение, означает ли это, что у меня не будет выбора?

4. Готов ли я признать дисфункциональность своей семьи?

5. Готов ли я признать бессилие перед последствиями взросления в дисфункциональной семье, готов ли признать, что моя жизнь неуправляема?

Начните действовать: позвоните своему спонсору, другу из программы ВДА или психологу и обсудите этот раздел.

Упражнения Первого Шага

Эти упражнения включают в себя построение диаграммы семейных отношений, анализ 14 характерных особенностей взрослого ребёнка и письменное перечисление семейных посланий. Также здесь вы найдёте краткую информацию о спонсорстве в ВДА и позитивные утверждения.

Упражнение 1. Диаграмма семейных отношений

Нам необходимо нарисовать детальную диаграмму своей семьи, чтобы более чётко увидеть последствия семейной дисфункции в нашей сегодняшней жизни. Эта работа очень важна для выполнения Первого Шага.

В ходе упражнения вы создадите диаграмму своей родительской семьи, на которой будут перечислены ваши родители, дедушки и бабушки, тёти, дяди и другие родственники, которых вы помните или о которых слышали. Схематично изобразив свою семью и личностные особенности родных, вы увидите наследственную природу зависимости или другой семейной дисфункции. Надписи, которые вы сделаете на элементах диаграммы, помогут вам обрести ясность, они не предназначены стать оценочными ярлыками. Из них не вытекает, что вы осуждаете свою семью. Вы ищете шаблоны и сходства. Вы изучаете свою роль в общей структуре. Если вы как следует выполнили эту задачу, диаграмма покажет, что в сложившихся обстоятельствах у вас не было возможности вырасти другим человеком. Если вас воспитывали зависимые, потакатели, транжиры, трудоголики, то во взрослом возрасте вы не сможете значительно отличаться от них.

Рисуя диаграмму своей семьи, перечислите родственников по линии отца на одной стороне схемы, а родственников по линии матери — на другой. Образец схемы приведён на странице 37. Вы можете рисовать на альбомном листе, чтобы было больше места. Когда вы начнёте подписывать диаграмму, используйте определения, приведённые далее.

Метки для диаграммы семейных отношений

Обратитесь к собственному опыту или восстановите в памяти, что вам рассказывали о каждом из родственников относительно его зависимостей, религиозных взглядов, отношений, питания, сексуальных связей, работы и т.д. Внесите имя каждого родственника в диаграмму, пометив надписью, которая наиболее точно отражает его личность.

Для каждого родственника в диаграмме вы можете использовать одну или несколько меток:

• Алкоголик, химически зависимый

• Употреблял алкоголь или наркотики

• Потакатель

• Чрезмерно религиозный

• Слишком много работал (трудоголик)

• Ненадёжный, не завершал начатое

• Злостный должник (всегда занимал деньги) или транжира (броские наряды)

• Беспокойный (невротик)

• Перфекционист (в постоянном напряжении)

• Жёсткий, критикующий, склонный к вербальному насилию

• Постоянно болеющий, ипохондрик

• «Сидящий на таблетках» (постоянно принимал лекарства)

• Кухарка (всегда думала о себе в последнюю очередь)

• Полный, страдающий ожирением

• Душевнобольной

• Болезненный, инфантильный, слишком чувствительный

• Не отрывался от зеркала (считал себя лучше остальных)

• Дамский угодник, игрок, жиголо, повеса

• Сексуально агрессивный, небезопасный

• Жестокий, драчливый, бил окружающих, щипал, угрожал

• Больно хватал или затевал полушутливую возню

• Вор, мошенник, подделывающий документы, не в ладах с законом

• Спорщик (не успокаивается, пока с ним не согласятся)

• Угодник

• Мученик

• Одиночка

Смотрим на семью по-другому

После заполнения семейной диаграммы взгляните на общую схему вашей семьи. Поищите шаблоны зависимости, созависимости или других дисфункций в четырёх поколениях. Посмотрите на прадедушек и прабабушек на вершине диаграммы и на самого младшего внука внизу. Есть ли что-то общее?

Кто здесь потерянный ребёнок, козёл отпущения, паршивая овца или герой? Какова ваша роль во всей этой структуре?

Посмотрите на свою позицию в схеме и обратите внимание, что за личности окружают вас. Эта диаграмма демонстрирует наследственную природу болезни семейной дисфункциональности.

Упражнение 2. «Сюжет» семейной легенды и навешивание ярлыков

А. Детские ярлыки

Родители или братья и сёстры навешивают на нас ярлыки, которые обычно остаются на всю жизнь. Например: «тупой идиот», «ленивый паршивец», «дурак», «обжора», «всезнайка», «эгоист», «трепач», «злыдень», «дрянь», «неряха», «лгун» и «неудачник».

Сюда же относятся: «папина дочка», «мамин любимчик» и «особенный».

Однако мы получали ярлыки не только дома: некоторых из нас школьные работники причисляли к «отстающим ученикам» и отправляли в специальные классы. Зачастую на нашей успеваемости сказывалось насилие, происходящее дома, но нас называли необучаемыми или диагностировали дефицит внимания. На самом деле мы не были ни глупыми, ни бестолковыми. Очень важная часть нашего выздоровления состоит в том, чтобы определить свои ярлыки и придумать, как от них избавиться. Составьте список ярлыков, которыми вас наградили в детстве.

Мои ярлыки:

1)

2)

3)

Затем выпишите эти ярлыки на отдельный лист бумаги и поговорите о них со своим спонсором или психологом. Постарайтесь никого не обвинять, но подумайте, насколько происхождение вашего ярлыка восходит к вашим родителям или родственникам. Рекомендация избегать обвинений не означает, что вам нельзя испытывать гнев и стыд. Совершенно нормально переживать все эти чувства, но важно сконцентрироваться на процессе выздоровления.

После разговора пойдите в уборную и смойте лист с ярлыками. Всё, ярлыков больше нет. В ВДА вы расскажете, кто вы есть на самом деле.

Б. Семейная «легенда» и семейная «реальность»

Почти в каждой дисфункциональной семье есть семейная легенда и семейная реальность.

Семейная легенда — это те клише, которыми мы пользуемся, когда рассказываем о своей семье чужим.

Например, член семьи Смитов может сказать: «В нашей семье все работают не покладая рук, платят по счетам, не воруют и помогают другим». Или: «Смиты — предприимчивые люди, которые сами себя сделали. Мы держимся вместе».

Действительность сильно отличается от этих рассказов, её редко обсуждают дома и ещё меньше с посторонними. Реальность Смитов может быть совсем другой: «Отец пьёт, ругается с матерью и запугивает нас». Или: «Мама тайком принимает таблетки и постоянно ‘‘спит’’, так что я вынуждена сама ухаживать за сёстрами и окружать заботой отца».

Какая легенда у вашей семьи?

Какова реальность вашей семьи?

В. Семейные послания

Попробуйте перечислить 10 утверждений, фраз или слов, которые родители говорили о вашем интеллекте, внимательности, послушании, обучаемости, половой принадлежности, сексуальности, правде, любви и т.д.

Например:

«Папа вечно твердил, что хотел сына/дочь. А я родилась(лся) девочкой/ мальчиком».

«Почему ты не можешь быть таким(ой), как твой брат или сестра?»

«Мне стыдно за тебя». «Я так в тебе разочарована». «Ты никогда не слушаешь».

«Джулия, мужчины получают высшее образование, а женщины выходят замуж и занимаются домом».

«Латоя, иди в колледж, но держись за работу и будь матерью, женой, любовницей, кухаркой, умей выслушать, всё планируй и содержи дом в чистоте».

«Аарон тупой, как пробка. Он никогда ничего не добьётся».

«Я так тебя трогаю, потому что очень люблю. Это наш с тобой секрет».

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

Г. Это упражнение на первый взгляд напоминает предыдущее; однако здесь предлагается составить список тех утверждений, фраз или слов, которые у вас дома принято было говорить на такие темы, как: работа, зависимость, религия, образование, другие национальности, секс, правда, любовь. С помощью этих посланий, возможно, удастся выявить некоторые семейные предрассудки. Приводя следующие примеры, мы меньше всего хотим унизить какую-то нацию или группу.

Например:

«Держись подальше от этих, потому что…»

«Любой ценой получи образование».

«И после всего того, что я для тебя сделала, ты поступаешь, как неблагодарный эгоист».

«Мать вечно волновалась и готовилась к беде».

«Отец требовал, чтоб дети были всегда на виду, но вели себя тише воды ниже травы».

«Поговаривали, что дедушка любил выпить».

«Тётя Джоан легла на операцию, о которой не принято говорить».

Попробуйте привести 10 собственных примеров:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

Упражнение 3. Определить количество черт выживания ВДА в своей жизни

Для выполнения этого задания нужно вернуться к первым страницам рабочей тетради, найти Список (Проблему) и отметить те черты взрослых детей, с которыми вы себя отождествляете. Подумайте, как вы зависите от этих черт, и приведите примеры.

Упражнение 4. Спонсорство в ВДА

В этом упражнении Первого Шага мы предлагаем задуматься о том, чтобы выбрать человека, который станет вашим спонсором или наставником на пути Двенадцати Шагов. Подробную информацию о спонсорстве и множество историй с опытом Сообщества вы найдёте в Одиннадцатой главе Красной Книги. Кроме того, был издан буклет, в котором рассказывается, как в Сообществе оформился свой подход к спонсорству. В спонсорстве и наставничестве ВДА мы придерживаемся модели «попутчиков». Спонсор — это человек, который работает по Двенадцати Шагам ВДА и посещает собрания ВДА. Если он или она являются также членами другой программы по проблемам зависимости, необходимо, чтобы и там они уже достигли трезвости. Мы обращаемся к спонсору за опытом, силой и надеждой в работе по программе ВДА.

Утверждения-медитации Первого Шага ВДА

Благодаря этому упражнению вы сможете связать ответы на предыдущие вопросы с новыми знаниями о себе и своей семье. Позитивные утверждения помогут выразить словами новое направление жизни: прочь от зависимости, к истинной свободе. В этих утверждениях заложена сила. Если регулярно их повторять, они привнесут ясность в мысли и лишний раз напомнят ту истину, навстречу которой мы открываемся в ВДА.

Чтобы подготовиться к медитации над этими утверждениями, многие взрослые дети находят тихое место, выключают мобильные телефоны, телевизоры или другие отвлекающие устройства. Сидя в свободной позе, мы делаем медленные вдохи и выдохи 5–10 раз, позволяя телу расслабиться. Затем смотрим на список утверждений, медленно повторяем их по одному, обдумывая каждое предложение перед тем, как перейти к следующему. После того как все утверждения прочитаны, мы продолжаем спокойно дышать, закрываем глаза и оставшееся время посвящаем медитации. Какие бы мысли ни возникали, мы позволяем им свободно течь.

Эти утверждения можно занести в ноутбук или записать в блокнот и брать с собой. Некоторые члены ВДА приклеивают их к зеркалу в спальне и повторяют по утрам, пока одеваются.

Позитивные утверждения

1. Я бессилен перед последствиями алкоголизма или семейной дисфункции.

2. Я бессилен перед чертами выживания из Списка.

3. Моя жизнь неуправляема, когда я фокусируюсь на других в большей степени, чем на себе.

4. Я не был причиной алкоголизма или дисфункции своих родителей.

5. Мои чувства и мысли не зависят от мыслей родителей и членов моей семьи.

6. Я могу прекратить попытки исцелить или изменить родительскую семью через свои текущие взаимоотношения. Я могу перестать исправлять других людей.

7. Я могу прекратить беспощадно осуждать себя.

8. Я ценный, достойный человек.

Что стоит рассказывать окружающим: предостережение

Мы заканчиваем этот раздел несколькими рекомендациями о том, как обсуждать ВДА с людьми вне Программы. Так как в Сообществе мы находим принятие, учимся доверять другим и рассказывать свою историю, многих из нас посещает жгучее желание поделиться с членами семьи подробностями своей жизни и прошлых поступков. Пребывая в восторге от знакомства с ВДА, некоторые из нас слишком много рассказывали о своих переживаниях родственникам или друзьям. К сожалению, они не смогли выслушать нас с тем же принятием, что мы получили в группе ВДА. Нам было больно от того, что близкие не поняли или недооценили наше недавно обретённое выздоровление. Конечно, мы не хотим больше хранить секреты или скрывать прошлое, но в то же время нам нужно научиться обдумывать, что мы собираемся сказать и для чего. Это означает, что придёт время — и разговор с семьей и друзьями о ВДА состоится. Однажды мы поймём, какую часть истории стоит рассказать своим близким. Но в начале пути мы обычно оставляем самые сокровенные признания для собраний ВДА, делимся ими со спонсором или психологом.

ДУХОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРВОГО ШАГА

Бессилие и признание поражения

ВТОРОЙ ШАГ

Пришли к убеждению, что Сила, более могущественная, чем наша собственная, сможет вернуть нам здравомыслие.

Нездоровая зависимость обладает большой силой и неуклонно прогрессирует

Я хочу сказать, что зависимость от других людей — это коварное и стойкое заболевание. После восемнадцати лет работы по Двенадцати Шагам я решил, что могу завести отношения с женщиной, которая, как мне казалось, была зависима от романтических отношений. Нездоровая одержимость, развившаяся, пока я пытался спасти и исцелить эту женщину, привела меня на грань срыва.

Сначала у нас всё было просто замечательно. Я дарил ей цветы и конфеты. Она пила вино и развлекала меня рассказами о своей жизни в Европе. Мы даже писали друг другу стихи.

Безумие началось, когда я понял, что у нас разные представления о честности. Будучи членом ВДА, я полагал, что большинство людей честны или стремятся к честности. Я ошибался. Но к моменту, когда это стало мне ясно, я уже был слишком вовлечён в отношения. Следующие полгода превратились в ад, полный зависимости и одержимости. Каждый раз, когда ради этого человека я приносил в жертву ценности, усвоенные в Программе, мне казалось, я теряю свою душу. Когда я наконец решил уйти, я испытал такую эмоциональную боль, которую едва мог вынести. Лишь благодаря молитве, Второму Шагу и помощи двух моих спонсоров я нахожусь сегодня здесь и у меня есть здравомыслие. Я твёрдо знаю, что зависимость от других людей терпелива, она дремлет и прогрессирует в нас. В ней скрыта неистовая сила.

Я преподавала Библию, но обрела Высшую Силу именно в ВДА

Когда я впервые прочла «Сила, более могущественная, чем наша собственная, сможет вернуть нам здравомыслие», я подумала: «Ну я-то не сумасшедшая!» Я регулярно ходила в церковь. Была уверена, что я хороший человек. Я даже ощущала духовный подъём. Тем не менее в течение долгих лет я была несчастна. Внутри зияла пустота, которую я ничем не могла заполнить. Я вела занятия по Библии и во имя Бога совершала много хороших дел, но я так и не смогла понять, почему мне выпало испытать физическое и сексуальное насилие.

Однажды друг пригласил меня вместе с ним сходить на собрание по Двенадцати Шагам. Люди, которых я там увидела, показались мне странными. Я думала, что всем им нужно срочно пойти в церковь, чтобы обрести Бога. По мере того как я продолжала посещать собрания, я поняла, что не им не хватает Бога, а мне честности. Я осознала, что множество раз обращалась к Богу, но не была честна. Я просила Его о помощи, не снимая при этом маски успешности. Я осознала, что я не давала Богу возможности помочь мне. Я указывала своей Высшей Силе, что следует делать. Я сама была маленьким богом, контролирующим и жестоким. Мое поведение было безумным.

Восемь лет назад я созналась мужу и детям во лжи, так как скрывала от них свои истинные чувства. Мой сын сказал мне: «Мама, я думал, у тебя идеальный брак». У меня была религия, но не было Высшей Силы. Теперь Бог, как я Его понимаю, учит меня, что я сама не являюсь богом, что я не могу контролировать ни людей, ни события и не могу изменить никого, кроме себя.

Впервые увидеть здравомыслие

Когда я впервые прочёл Второй Шаг, меня сильно смутила фраза о возвращении здравомыслия. Тем не менее я не стал спорить, а продолжал работать над Шагом, и мне воздалось. Я признал, что безумие, которое выражалось в моей наркотической зависимости и компульсивном поведении, я долгое время принимал за здравомыслие. Будучи мужчиной, склонным к угодничеству, я часто действовал безответственно, и моё отрицание лишь способствовало этому. Не раз я совершал опасные поступки, не понимая, что можно жить по-другому.

Поскольку я остался верен Программе и продолжал изучать Шаги, я постепенно пришёл к выводу, что никогда и не знал здравомыслия. Моя родительская семья, с её постоянными скандалами, унижениями, угрозами, не в состоянии была воспитать здоровую личность с ясным взглядом на жизнь. Моё понимание здравомыслия не было полностью искажённым, но и назвать его правильным трудно. В процессе проработки Второго Шага я сначала обрёл ясность, а уже потом здравомыслие. Я достиг ясного понимания той степени насилия, к которому привык. Эта ясность впервые в жизни привела меня к истинному здравомыслию. Сегодня я понимаю, что у меня есть выбор, как вести себя в тех или иных ситуациях: безумно, например скандалить, стыдить и обвинять, или здраво — быть в гармонии со своими чувствами, молиться и просить о помощи. Ко мне возвращается ясность, и я впервые в жизни обретаю здравомыслие.

Когда я потеряла себя, Высшая Сила взяла всё в свои руки

Я чувствовала, будто члены семьи вращаются вокруг меня с ужасной скоростью. Состояние мамы, страдавшей от болезни Альцгеймера, становилось всё хуже. Сожитель бил её. Моя умственно отсталая младшая сестра умирала от рака молочной железы, и её нужно было перевести в другое учреждение.

Конец ознакомительного фрагмента.

Примечания

5

Примечание: Хотя многие группы ВДА пользуются рабочей тетрадью в качестве основной литературы, некоторые взрослые дети предпочитают встречаться в неформальной обстановке, чтобы изучать по ней Двенадцать Шагов вне обычных собраний. В таком случае каждому члену группы следует устно взять на себя обязательство приходить на эти собрания в течение нескольких недель, которые потребуются для работы по Шагам. Иногда участникам предлагается заключить простой письменный договор, однако делается это только по желанию. Устное обязательство приходить каждую неделю и изучать Шаги — это минимальное требование для того, чтобы обеспечить непрерывность, успех и целостность работы.

Занятия в таких группах не заменяют собой посещение собраний ВДА. Они лишь укрепляют выздоровление в Программе, для которого требуется регулярно участвовать в обычных собраниях, рассказывать о своём детском опыте, работать по Шагам, заниматься спонсорством и неустанно искать Высшую Силу.

Кроме того, таким группам следует придерживаться или стремиться придерживаться принципов и традиций ВДА. Каждый участник должен проявлять честность и бережность, а кроме того, нести ответственность за безопасность в группе. Принцип анонимности здесь также играет важную роль. Мы избегаем сплетен и не пересказываем содержание чужих высказываний. В ВДА мы занимаемся собой, живём и даём жить другим.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я