Прецедент Маркова

Tani Shiro, 2019

Зал заседания муниципального уголовного суда: кресло судьи с высокой спинкой, над ним – огромный герб РФ. Стол на постаменте, обитый зеленым сукном. Два стола напротив друг друга – для прокурора и адвоката. Кафедра для свидетелей. Лавки для участников. Зарешеченное место для обвиняемого в убийстве. Пахнет старым деревом и штукатуркой. Всё как обычно. Через несколько минут начнется разбор дела об убийстве. Об убийстве в компьютерной игре. Это будущее: не такое уж далекое. Цифровые технологии развиваются, законы едва поспевают за ними. Девушка убита в игровом пространстве, но виноват ли тот, кого обвиняют в его смерти? Итак, господа присяжные, ваш вердикт: виновен Марков или нет?

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прецедент Маркова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

/Выписка из стенографии судебного заседания

15 марта 2035 года по уголовному делу

№ 301/2034–12 /

— Всем встать, суд идет!

— Прошу всех садиться. Заслушивается дело № 301/2034–12 по обвинению Маркова Артема Игоревича в преднамеренном убийстве Овчаренко Ларисы Николаевны. Есть ли ходатайства об отводе? Сторона обвинения?

— Нет, ваша честь.

— Сторона защиты?

— Нет, ваша честь.

— Поступило ходатайство о присутствии на заседании представителей СМИ, поскольку заседание является открытым. Имеются ли возражения у стороны защиты?

— Нет, ваша честь.

— Сторона обвинения?

— Да, ваша честь. Присутствие СМИ создает предпосылки к разглашению охраняемой законом тайны частной жизни, в том числе виртуальной (статья 98 Конституции РФ).

— Возражение принимаются. Представители СМИ, прошу вас, покиньте зал судебного заседания.

\ропот, шорох, скрип, стук двери, тишина\

— Приступим к рассмотрению дела. Сторона защиты, прошу, вам слово.

— Благодарю, ваша честь. 23 сентября 2034 года в 22 часа 03 минуты по Гринвичу в виртуальной реальности игры «VRR», в локации «Мистический утёс» персонаж пользователя под никнеймом «Olymp2017» (Марков Артем Викторович, подсудимый) произвел выстрел из дробовика в голову персонажа пользователя «Ksy2020» (Овчаренко Ларисы Николаевны, потерпевшая), вследствие чего персонаж «Ksy2020» получил критический урон. В тот момент получения персонажем критического урона потерпевшая находилась в прямом контакте с виртуальной реальностью помощью NS-датчика и получила повреждения центральной нервной системы. В результате развившегося травматического шока она скончалась. Подсудимый свою вину в произошедшем не признает. В силу того, что в виртуальной реальности намерение нанесения травмы, несовместимой с жизнью, очевидно, Марков Артем Викторович обвиняется в преднамеренном убийстве Овчаренко Ларисы Николаевны посредством манипуляции с виртуальной реальностью. Учитывая совокупность собранных доказательств, обвинение настаивает на 15 годах лишения свободы в колонии строго режима для обвиняемого. У меня все, ваша честь.

— Понятно. Сторона защиты — согласны ли вы со стороной обвинения?

— Нет, ваша честь, совершенно нет. Описанные представителем прокуратуры события являются не убийством, а трагическим стечением обстоятельств, на которые мой подзащитный никак не мог повлиять.

— Ваша позиция ясна. Приступим к рассмотрению доказательств. Сторона обвинения, вам слово.

— Благодарю, ваша честь. К материалам дела приобщено заключение судмедэксперта о смерти потерпевшей Овчаренко Л.Н. от 24 сентября 2034 года. Посмертный анализ крови подтвердил чрезвычайно высокий уровень адреналина, норадреналина и кортизола, указывающих на развитие травматического шока, а так же высокий уровень эндорфина, естественного анестетика, как реакцию критический уровень боли. Судмедэксперт отмечает признаки интоксикации и развившегося «ДВС-синдрома», свойственные травматическому шоку. Причиной смерти Овчаренко Л.Н. эксперт называет многочисленные тромбообразования сосудов печени, почек и головного мозга.

— Ваша честь, позволите поправить сторону обвинения?

— Пожалуйста, сторона защиты, но впредь постарайтесь дождаться, пока я дам вам слово.

— Благодарю, ваша честь. Сторона обвинения, вот выдержка из медицинского справочника болезней, который не устаревает вот уже полвека. В нем черным по белому указано, что: «первопричиной травматического шока является крово — или плазмопотеря, которая и запускает цепь физиологических реакций: падение давления в кровеносных сосудах, выделение нейромедиаторов для сокращения периферических кровеносных сосудов с целью обеспечения жизненно важных органов кровоснабжением» и так далее. В данном случае физиологическая травма — в частности, кровопотеря или плазмопотеря — места не имела. Ваша честь, насколько мы можем доверять описания причины смерти эксперта, который не знает физики процессов, которые указывает причиной смерти?

— Ваша честь, обратите внимание третий абзац восьмой страницы медицинского заключения: перед тем, как сделать заключение о причине смерти судмедэксперт проводит анализ нервной и мышечной тканей и устанавливает, что повреждение тканей имеет место, и предполагает, что причина его — психологическая. Судмедэксперт поясняет, что человеческий мозг любой поступающий в него сигнал воспринимает однозначно — как истину, — а также не способен отличить реальность и виртуальной реальности, если не стоит задачи узнавания. Таким образом, мозг потерпевшей считал, что получил значительные телесные повреждения, и поэтому запустил механизм реакции на травматический шок.

— Ваша честь, сторона обвинения сама себе противоречит. Можно ли судить человека за то, что мозг другого человека подумал и принял за правду?

— Сторона защиты, напоминаю вам: из показаний вашего подзащитного следует, что он действительно в игре выстрелил в голову потерпевшей. Это не противоречит заключению судмедэксперта: потерпевшая не успела осознать, что ей выстрелили в голову в виртуальной реальности — и её мозг мог отраегировать соответствующим образом. Если у вас больше нет сомнений по этому вопросу, как и по поводу компетентности судмедэксперта, чье заключение приобщено к делу, и нет вопросов к стороне обвинения, то мы, пожалуй, продолжим.

— Да, ваша честь.

— Хорошо. Продолжайте, сторона обвинения.

— Перейдем к рассмотрению предполагаемого предмета убийства. Для этого я попрошу вызвать Воронцова Илью Павловича, представителя «Camerus», которая является разработчиком и серверодержателем игры «VRR».

— Cторона защиты, имеются ли возражения против вызова свидетеля?

— Нет, ваша честь. Сторона защиты считает, что трагические обстоятельства, приведшие к смерти девушки моего подзащитного, могли быть следствием халатности компании-разработчика, и просит разрешения так же допросить его.

— Хорошо, вас будет такая возможность. Пригласите, пожалуйста, Воронцова Илью Павловича.

/стук двери, шаги/

— Здравствуйте!

— Добрый день! Проходите, становитесь за кафедру, пожалуйста. Вас вызвали в качестве свидетеля по обвинению в предумышленном убийстве. Вы должны рассказать все, что вам известно, ничего не искажая и не утаивая. Это вам понятно?

— Да. Понятно.

— Тогда ознакомьтесь с вашими правами как свидетеля: они на экране перед вами. Если вам понятны ваши права и обязанности, и вы согласны выполнить долг свидетеля, то поставьте свою электронную подпись. Готово? Тогда приступим. Ваше имя?

— Воронцов Илья Павлович.

— Год рождения?

— 1999.

— Род занятий?

— Ведущий разработчик игр ПАО «Camerus».

— Занятость официальная?

— Да, контракт до 2037 года.

— Хорошо. Знакомы ли вы с Марковым Артемом Викторовичем? Овчаренко Ларисой Николаевной?

— Нет, ваша честь.

— Является ли Марков Артем Викторович или Овчаренко Лариса Николаевна вашим близким родственником?

— Нет.

— У суда нет оснований не опрашивать свидетеля. Сторона обвинения, можете приступать.

— Спасибо, ваша честь. Илья Павлович, имеете ли вы отношение к разработке «Camerus» — игре «VRR»?

— Да. Я вхожу в группу по модификации и обновлению данной игры.

— Расскажите основную концепцию игры, пожалуйста.

— «VRR» была выпущена в мае 2034 года. По сути, она аction, где игрок оказывается в мире, приближенном к реальности, и имеет возможность как развивать навыки, так и просто путешествовать.

— Является ли эта игра общедоступной?

— Нет, это игра L–класса, требующая специального оборудования и инвазивного вмешательства в человеческое тело, так что общедоступной в широком смысле слова ее назвать нельзя.

— Под инвазивным вмешательством вы что понимаете?

— Игровой процесс предполагает одну полную имитацию реальности: у игрока всего одна жизнь, при ранениях он получает увечье, раны заживают пропорционально игровому времени. L–класс предполагает, что игрок предпочитает нашу реальность собственной, а для этого нужна полная имитация ощущений. Этого мы добиваемся, используя NS–датчик.

— Поясните суду подробнее суть NS-технологии.

— NS — сокращение от nervus sensorius: нерв чувствительный. Это изначально медицинская технология, применяющаяся для анестезии, прошедшая все клинические испытания. Компания «Camerus» заключила контракт на поставку NS–датчиков с компанией–разработчиком — «Совмедтехника». Технология использует химико–электический тип передачи сигнала в нервной системе человека, продуцируя импульсы, идентичные импульсам чувствительных нервов, а именно — боли. Заложено больше 18 видов импульсов, 6 из которых воспринимаются как болезненные, 6 — беспокоящие и 6 — приносящие удовольствие. Сам датчик устроен по принципу простого генератора импульсов, но состоит из материалов, максимально латентных к человеческому телу. Размер датчика не превышает 1200 микрон, и подживляется к телу путем прокола уздечки языка. В момент активации игры датчик синхронизируется с игровым оборудованием и с помощью специальных алгоритмов продуцирует пользователю ощущения, соответствующие игровой реальности. Все импульсы максимально приближены к частотам органических nervus sensorius человека, поэтому побочные эффекты при использовании оборудования исключены.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прецедент Маркова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я