Ключевые идеи книги: Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем. Фил Найт

Smart Reading, 2020

Этот текст – сокращенная версия книги Фила Найта «Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. О книге Об эволюции компании Nike от стартапа до одного из самых знаковых брендов в мире рассказывает ее основатель Фил Найт. По окончании бизнес-школы он занял у отца 50 долларов и основал компанию, которая покупала недорогие японские кроссовки и продавала их в США. В 1963 году он торговал ими из открытого багажника автомобиля. Сегодня годовой объем продаж достигает 30 миллиардов долларов. Nike – мгновенно узнаваемый бренд в любом уголке мира. А вот его создатель остается загадочной фигурой. В своей книге он подробно описывает риски, с которыми столкнулся при создании своего детища, сокрушительные неудачи, козни конкурентов и банкиров, а также блестящие триумфы. Он вспоминает о своих первых сотрудниках, которые на его глазах превратились в сплоченную команду, которая создала легендарный бренд. Зачем читать • Познакомиться с мотивирующей историей успеха легендарной компании Nike и ее основателя. • Почерпнуть полезный опыт диверсифицирования рисков, чтобы оставаться на плаву в любые времена. • Узнать правила Фила Найта по созданию сплоченной творческой команды. Об авторе Фил Найт – основатель и председатель правления компании Nike. С детства занимался легкой атлетикой. Личный рекорд на средней дистанции 1,6 км – 4 м 10 с. Выступал за сборную легкоатлетов Орегонского университета. Затем, по окончании Стэнфордской школы бизнеса, начал продавать японскую спортивную обувь в США и основал будущий мировой бренд. В 2019 году занимал 21 место в списке самых богатых людей мира по версии Forbes с состоянием 37,6 миллиарда долларов. Владелец кинокомпании Laika.

Оглавление

Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем. Фил Найт предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть первая (1962–1975)

1.1. Мир движется вперед только благодаря Безумным Идеям — идеям, которые кажутся невыполнимыми, но благодаря упорству их последователей реализуются и, соответственно, меняют реальность. Вся история — это последовательность торжества безумных на первый взгляд идей.

Бег — отличный образ Безумной Идеи. Бег доставляет боль, физические ощущения в процессе не самые приятные, а выгоды для здоровья не слишком очевидны. Но вопреки всему бег приносит удовольствие — процесс бега становится его целью, ты сам определяешь, где начать и когда остановиться. Аналогично реализация Безумной Идеи может быть невыносимо сложной, но этот путь и есть радость и наслаждение. Именно долгий путь строительства великой компании приносит счастье, а не сама компания, деньги и слава.

Филу Найту его Безумная Идея — продажа недорогой японской обуви для бега — пришла на первом курсе магистратуры в Стэнфордском университете. Фил Найт, профессиональный бегун, был уверен, что популяризация бега среди не-спортсменов сделает мир лучше (в 1960-x бег был далеко не так популярен, как сейчас, и считался эксцентричным хобби).

Окончив университет, Фил Найт вернулся в родной Орегон и обратился к родителям (его отец был респектабельным издателем) с просьбой спонсировать путешествие за границу для реализации Безумной Идеи. На тот момент 90 % американцев никогда не были на борту самолета, еще были свежи воспоминания о жестокой войне с Японией, поэтому идея Фила многим казалось безумной и опасной. В 1962 году Фил Найт уехал в годовое путешествие, в ходе которого посетил Японию, где заключил первый контракт с японской фирмой Onitsuka на поставку спортивной обуви бренда Tiger. Первую партию обуви Филу Найту пришлось ждать около года.

1.2. Реализовать Безумные Идеи можно, только нарушая правила. Играя по чужим правилам, никогда не добиться успеха. Труднее всего идти наперекор своей семье и обществу, которые ждут от тебя заведомо определенных поступков. Но никогда не стоит переходить грань, отделяющую бунтарство от бесчестности. В бизнесе эта грань зачастую неочевидна — одни и те же действия могут трактоваться либо как предприимчивость, либо как мошенничество.

«Тебя помнят по тем правилам, которые ты нарушил» — это высказывание генерала Дугласа Макартура стало любимой цитатой Фила Найта, и он неоднократно применял его на практике. Чтобы получить свой первый контракт с Onitsuka, Фил Найт выдумал на ходу собственную компанию (Blue Ribbon Sports) и заверил, что компания уже продает обувь в США.

Спустя четыре года, когда Onitsuka задумала передать эксклюзивное право на дистрибуцию более крупному игроку, Фил Найт солгал, что у Blue Ribbon Sports уже есть офисы на Западном побережье США, и получил долгожданный контракт.

От отношений с Onitsuka зависело существование компании, поэтому, прознав спустя несколько лет, что Onitsuka ищет другого дистрибьютора, Фил Найт выкрал подтверждающие этот факт документы из портфеля представителя Onitsuka. В тот момент он понял, что перешел черту, которую не должен был переступать.

1.3. На начальных этапах важно найти ментора и партнера, который не только поможет советами, но и сможет стать лицом компании. Особенно это важно при продвижении специализированных товаров — в закрытые сообщества, например, спортсменов, трудно войти, не имея поддержки.

Кроме того, если основатель молод, ему труднее добиться уважения и доверия со стороны более возрастных контрагентов, поэтому старший партнер может помочь в выстраивании доверительных отношений.

Вторым человеком после отца, к которому Фил Найт обратился за помощью, стал его бывший тренер по бегу, легендарный Билл Боверман (Bill Bowerman), воспитавший не одно поколение олимпийских бегунов. Боверман не только инвестировал в будущую копанию, но и сыграл ключевую роль в разработке уникального дизайна кроссовок. Он помогал нанимать сотрудников среди бывших атлетов, был негласным амбассадором бренда, привлекал своей репутацией и опытом поставщиков, банкиров и клиентов. Позже Броверман написал книгу о беге, ставшую бестселлером и положившую начало «эпидемии бега» в США.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем. Фил Найт предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я