Этот текст – сокращенная версия книги Никколо Макиавелли «Государь». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. В 1546 году участники Тридентского собора постановили, что книга Никколо Макиавелли «Государь» написана рукой Сатаны. В 1559 году ее включили в «Индекс запрещенных книг». А в 2001 году назвали самой спорной книгой всех времен и народов. Впервые власть рассматривается в ней как инструмент в руках правителя, действующего исходя из своих желаний. Макиавелли считает целесообразным применять жестокие меры на этапе захвата власти, чтобы в дальнейшем даровать послабления народу как милость государя. Он спокойно рассуждает о способах подавления политических оппонентов и возможной гибели государя вследствие заговора. Его принципы применялись в средневековой политике с тем же рассудочным цинизмом, как и в современном управлении. Технологии, систематизированные философом, годятся для любых целей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Государь. Никколо Макиавелли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Оригинальное название:
Il Principe
Автор:
Никколо Макиавелли
Тема:
Обязательное чтение для образованного человека
Правовую поддержку обеспечивает юридическая фирма AllMediaLaw
www.allmedialaw.ru
Вступление
Никколо Макиавелли (1469–1527) родился в тот год, когда к власти во Флоренции пришел Лоренцо Великолепный. Династия Медичи покровительствовала наукам и искусствам. Соотечественниками и современниками Макиавелли были Леонардо да Винчи и Микеланджело. Номинально Флоренция считалась купеческой республикой, а представители рода Медичи правили благодаря своему богатству и влиянию в народе, назначали нужных людей на ключевые должности, заключали династические браки и военные союзы, сажали членов своего рода на папский трон. После смерти Лоренцо началась ожесточенная борьба за власть, с применением как силы, так и хитрости, на город покушались внешние враги, менялся режим, недолгое время продержалась установленная мятежным проповедником Савонаролой теократия. Во всех событиях своего времени Макиавелли активно участвовал как дипломат, устроитель войска (он первым в Италии пытался организовать службу по призыву) и даже как заговорщик. Когда его партия потерпела поражение, в затяжной ссылке Макиавелли начал писать политические, философские, а также художественные сочинения. Его политическая концепция сохранила актуальность и спустя полтысячелетия.
Вопреки распространенному представлению, будто «макиавеллизм» учит интригами захватывать власть и жестокостью ее удерживать, интерес автора несколько иной: насмотревшись на судьбу раздробленной Италии и на плоды анархии, он искал спасения в сильном правительстве и мечтал об объединении страны. Соответственно, в «Государе» ставится вопрос о способах прихода к власти, в особенности — присоединения новых территорий; о том, как строить отношения с подданными (старыми и новыми), со знатью, купечеством и простонародьем; о ресурсах, которыми располагает правитель, в особенности об армии, но также и о налогах и поощрении торговли и ремесел; о создании аппарата управления; о советниках и льстецах, то есть об умении подбирать ближайшее окружение; о правильном распределении милостей и наказаний и — раздел, оказавшийся наиболее интересным как для современников, так и для позднейших читателей — о создании имиджа.
В 1559 году на Тридентском соборе сочинения Макиавелли были включены в список самых «отъявленных» книг, запрещенных к чтению на 300 лет, и дальнейшая судьба «Государя» причудлива: его вопреки запрету читали французские короли, большим влиянием пользовался он в Англии, где не действовали католические запреты (однако англичане считали Никколо приспешником дьявола и в его честь дали прозвище «Старый Ник»), «Государь» приобрел славу роковой книги даже в России, где одним из пунктов обвинения Волынского, казненного по наущению Бирона, стало хранение этого пособия заговорщиков. Одни видели в «Государе» наставление тирана, другие — призыв к республиканству, кто-то вычитывал укрепление закона, кто-то — правила мафии. Оказалось, что систематизированные Макиавелли технологии годятся для любых целей, и потому неоднократно предлагалось даже и верными католиками разрешить хотя бы ограниченное использование этой книги, как «смертоносного, но порой целебного яда». Но Церковь оставалась неколебима: Макиавелли исказил образ человека, представив его податливым манипуляциям, а не голосу совести, призывая не быть справедливым и милосердным, но лишь казаться. Да и цель, которую преследовал Макиавелли — его узкий, в рамках города-государства, патриотизм — также считалась противной Божьему замыслу. Он способствовал разделению человечества ради местного эгоизма, он — воистину Враг человечества.
Прочитывалась его книга и совершенно иначе: как вольнолюбивая сатира (Жан-Жак Руссо), как разоблачение властителей, обращенное к простому народу (Антонио Грамши, основатель коммунистической партии Италии) или же как наставление патриотам — опять-таки из простого народа (Муссолини). А потому, анализируя предлагаемые Макиавелли приемы и признавая их пользу, следует помнить не только о таящемся в этой книге «яде», но и о вполне возможной авторской иронии, о спрятанных тут «минах».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Государь. Никколо Макиавелли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других