История Олимпийских игр. Зарождение и Возрождение

Sergey Stoletov

…то, что Олимпийские игры и в наше время остаются Величайшим мероприятием в культурном развитии человечества, то, что долгая и продолжительная их история способствовала рождению современных спортивных традиций, тут уж супротив автору вряд ли кто из разумных людей решиться что-либо противопоставить…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Олимпийских игр. Зарождение и Возрождение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2 Правила и порядок проведения

Ну не будем уходить далеко от темы Олимпиады, ибо история самой Эллады пестра и многосложна, и так продолжим. Олимпийские Иры решили посвятить самому главному божеству Древней Греции, а именно Отцу, прородителю рода человеческого — Зевсу. По месту проведения игр, его стали величать Зевсем — Олимпийским.

«Нет другой звезды, благороднее солнца, звезды дающей столько тепла и блеска в пустыне неба, так и мы прославляем то, что всех игр благородней — Олимпийские игры» так писали ранние поэты того времени.

Правила, как говорят, разработали и составили в виде прописных инструкций ведущие правители — законодатели того времени. Это, в первую очередь, легендарный правитель Спарты Ликург, Клеосфен правитель города Писы и Ифит правитель Элиды. Перечисленные выше правители — законодатели, не создали и не придумали сами игры, они их лишь модернизировали, усовершенствовали и приспособили под реалии того времени. То есть с уверенность можно сказать, что эти люди возобновили, регламентировали и продолжили славные людские спортивные традиции, а проводится они стали намного ранее, даже ранее столь древних исторических личностей. Их история уходит в самую дремучую человеческую древность. Так что само происхождение Олимпийских игр наверно действительно произошло по воле богов, а наша история это описание очередного их возрождения.

Ведь вспоены одной рекой

истоком всех творений

Воззвавшим к жизни род людской,

И божество и гений

Как писал немецкий поэт Фридрих Шиллер…

Требования, наряду с правилами и условиями проведения состязаний, были написаны древнегреческим языком, на большом бронзовом диске. Этот диск был подвешен на цепях в одном из храмов Олимпии. Об этом диске в 4 веке до н.э. писал Аристотель, а Павсаний видел его сам еще во 2 веке н.э.

Между всеми жителями Эллады, была договоренность, проводить Олимпийские игры раз в 4 года.

Игры начинались с торжественного открытия, на которое со всех уголков тогдашнего греческого мира стекались толпы желающих посмотреть на спортсменов и поддержать своих земляков. Во время, открытия игр все участники совершая жертвоприношения, произносили клятву Зевсу Олимпийскому, суть данной клятвы заключалась в том, что высшим благом для всех принимающих участие спортсменов, будет честность в божественных состязаниях, и пусть победит самый достойный и по праву сильнейший.

Судьи и наблюдатели давали свои клятвы Зевсу в том, что ни какие обстоятельства не позволят им судит спортсменов предвзято. Звучала клятва примерно так; «Клятвенно обещаю, что буду выносить свои решения честно и неподкупно». Ясно и лаконично, как умели выражаться спартанцы. Клятва самих спортсменов звучала примерно так; «Я Дамагет сын Диагора с Родоса, клянусь перед Зевсом, что тренировался, как требуют древние традиции великого спортивного праздника и выступлю, так как требуют его правила».

Все клятвы старались соблюдаться не из-за страха перед наказанием, и даже не из — за боязни смертной казни, а именно из — за страха перед общим позором. Да, и случаев подкупа судей либо предвзятого судейства в то время можно пересчитать, на пальцах. На 192-й Олимпиаде отцы двух юношей-борцов сговорились, один из них дал взятку другому, чтобы его сын проиграл. Сговор получил огласку, отцов приговорили к большому штрафу, а на эти деньги изготовили и установили статуи победителям в этих соревнованиях. Честно и справедливо ничего не скажешь.

На момент проведения игр прекращались все войны и локальные распри между городами и народами Греции. Режим «Священного Перемирия» запрещалось нарушать строго настрого. Безоговорочному осуждению подвергались все без исключения лица, задержанные с оружием, а также пытавшиеся напасть с целью ограбления на людей, идущих на спортивный праздник. Все идущие на спортивный праздник люди считались неприкосновенными, считавшиеся под особым покровительством самого Зевса. Всякий нарушивший «Священное перемирие» народ лишался права на участие в играх. Провинившиеся в беззаконии государство не могло послать в Олимпию своих спортсменов, свои посольства и даже группы зрителей «болельщиков». Санкции были справедливо суровые и за всю историю олимпийских игр, мало, кто попытался их нарушить. Уже с тех времен мы видим огромное гуманистическое значение спорта в жизни человечества.

Нумеровать Олимпийские игры стали значительно позже. Лишь 600 лет спустя после их организации, во 2-ом веке до н.э. астроном из Александрии Эротосфен разработал точную хронологическую таблицу. В ней содержались записи известных политических и культурных событий, датированных по датам, подвязанным к датам проведения олимпиад, то есть по 4-х летним периодам между играми. Опирался при этом он на составленный им список олимпийских победителей. Девяти томная хронология Эротосфена охватывала период времени от разрушения Трои, которая была датирована автором 1184 годом до н.э. до смерти Александра Македонского 323 год до н.э.

На начальном этапе проведения Олимпийских игр их участниками могли становиться только полноправные греки.

Ни рабы, ни варвары-иноземцы, ни даже полусвободные граждане не имели права на подачи заявок на свое участие в играх. Присутствие женщин в Олимпии на время проведения игр также было под строгим запретом. Говорят, что женщина появившиеся на играх должна была быть подвергнута смертной казни. Казнь заключалась в том, что девушку попросту сбрасывали с высокой скалы. Но это постановление носило чисто устрашающий, информационный характер, так как за все время проведения игр, так, ни кого со сколы и не сбросили.

Была правда история: когда в человеке замотанным в хитон опознали женщину, но после разоблачения оказалось, что бегуны, которых она тренировала стали Олимпийцами — победителями. Тогда ее не только не куда не скинули, но еще и наградили за отличную тренерскую работу. Но вот впредь, всех тренеров — наставников обязали присутствовать на мероприятии только в голом виде, ну чтобы исключить любые сомнения относительно их половой принадлежности.

Это не казалось странным на то время, так как в основном спортивные дисциплины выполнялись абсолютно голыми спортсменами. Павсаний повествует о появлении этой древней традиции. Изначально «по древнему обычаю» бегуны были «опоясанными». Но участник в беге военачальник магарцев Орсипп сознательно дал соскользнуть своему поясу при беге, так как точно знал, что человеку нагому бежать легче, чем человеку опоясанному. От него-то и пошла мода на голых спортсменов. А красивое тело молодого атлета с тех пор является самым распространенным сюжетом в искусстве при оформлении ваз, картин и других предметов обихода того времени. Все искусство в целом приобрело стремительный толчок к развитию. Мастерство ваятелей и скульпторов поражало точностью медных и мраморных форм. Литература и поэзия поднялись до небывалых высот. Одним из первых поэтов, воспевающий молодых аристократов — победителей был греческий поэт Пиндар.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Олимпийских игр. Зарождение и Возрождение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я