…то, что Олимпийские игры и в наше время остаются Величайшим мероприятием в культурном развитии человечества, то, что долгая и продолжительная их история способствовала рождению современных спортивных традиций, тут уж супротив автору вряд ли кто из разумных людей решиться что-либо противопоставить…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Олимпийских игр. Зарождение и Возрождение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
КНИГА 1
Зарождение Олимпийских игр
Глава 1 Божественное происхождение
Событиям, которые происходили, очень давно, человеку свойственно придавать вид мистификации, мифологии и божественности. Так было и раньше. Когда в 776 году до нашей эры игры в Олимпии стояли у истоков своего начала, люди вполне серьезно полагали, что их первыми устроителями был кто-то из богов или обожествленных героев. Многие греки, например, считали первым олимпийцем и организатором игр Геракла. Некоторые отдавали предпочтения Аполлону или Афине Палладе. Но мы, не будем собирать все легенды о древнегреческих богах в один букет. Нас интересуют только факты. Поэтому расскажу только дну основную версию происхождения Олимпийского праздника. Так как население земли в то далекое время было в разы меньшим то и государства, в которых жили люди, имели размеры равные одному небольшому городу-крепости. Стены крепостей служили защитой от неприятеля, а чужаком — неприятелем считался любой человек, проживающий в другом городе. Поэтому понятие государства было сродни понятию город-полис, и чужестранцы начинались уже с соседнего города.
Управление в таких городах-полисах осуществлялось аристократическим правлением, а аристократическая идеология в то время выше всего в человеке ценило именно его физические достоинства. Особенно же физическая сила и выносливость была в почете у аристократии города Спарта. По приданию, у этого города не было даже городских стен. Считалось, защитниками города не его стены, а его доблестные граждане — воины, которые с самого детства учились военным искусствам и способности переносить всевозможные тяготы и трудности связанные с военными походами. Как же спартанские дети относились к притеснению и рабству, поможет показать один пример; однажды один спартанский мальчик, оказавшись в плену после захвата неприятелем его родного селения, был продан в рабство. Утром, когда ему было приказано выполнить унизительную рабскую работу, а именно, вынести за своими хозяевами ночной, непристойный горшок, то ребенок, долго не раздумывая, с криком «Я не раб» со всего маху разбил себе голову о каменную стену и испустил дух. Мужественно умели умирать не только спартанские воины, но и их дети. Что же касается взрослых граждан Спарты, то напрашивается исторический пример их мужества, рассказанный еще древним историком Геродотом, считающимся «отцом греческой истории». Так вот, в 480 году до н.э., на Грецию было совершено нашествия огромной армии Персов под предводительством царя Ксеркса с целью их дальнейшего покорения и порабощения. По оценке различных историков, численность напавших на Грецию врагов, весьма разнятся. В одних источниках, у Ктесия Книдского например, их было около 800 — ста тысяч, в других, например у Диодора Сицилийского их было около 300 — сот. Но, уже, судя о том, что Персия, а точнее государство Ахеменидов еще при отце Ксеркса, Дарии имело огромную территорию, включая множество покоренных народов, то собрать многочисленное войско из числа своих подданных особого труда бы им не составило. Еще при Дарии, на территорию Греции по всем городам — полисам были разосланы персидские послы с требованием от них «земли и воды», так в те далекие годы звучал персидский ультиматум, с требованием полнейшего подчинения и покорности. Надо сказать, что большинство, некогда свободных городов Эллады, осознавая при этом всю мощь государства — агрессора, а так же последствия их ожидающие были вынуждены признать над собой власть персов. Лишь в Афинах, неприятельские послы были преданы народному суду и в последствии казнены, а в свободолюбивой Спарте непрошенных посланников вообще скинули в глубокий колодец, предложив в ответ на столь дерзкое заявление взять и воду и землю на его дне. После чего война была неизбежна и события стали набирать стремительный оборот. Все греки того времени, включая спартанцев были весьма религиозны и даже в преддверии грозного нашествия варваров, греки не собирались прогневать своих богов отказом от их почитания. Приближались большие празднества, к тому же в разгаре были 75 — е Олимпийские игры. Одним словом, старейшины Спарты, решили выступать на защиту родины, сразу после проведения всех мероприятий. Напомню, что по форме правления в Спарте правили два не зависимых друг от друга царя из разных царских родов. Всей полнотой власти они пользовались лишь во время ведения войны, в остальное же время они выполняли скорее представительные функции. Так вот, один из царей Спарты, звали его Леонд, отобрав в свой личный отряд порядка 300 — сот отборных мужей, у которых к тому времени уже родились дети, решил не дожидаться окончания празднеств, а выдвинутся для защиты рубежей своего государства. Когда же старейшины стали говорить Леониду, возьми больше воинов, тот был непоколебим, а его ответ был таков; «Чтобы победить столь многочисленного врага, мне будет мало и нескольких тысяч, а что бы умереть довольно и трехсот».
Для спартанцев главной задачей было конечно не победить всех персов, а именно сдержать их продвижение вглубь Эллады, пока к ним не подоспеет подкрепление. Поэтому им был категорически важен выбор места, где они могли бы это осуществить. Выбор пал на узкий проход в Фермопильском ущелье, где задуманная ими стратегическая задача могла бы быть вполне осуществима. Именно это место персам было необходимо преодолеть для дальнейшего захвата всей Греции, но именно в этом месте их численность не имела такого преимущества, как имело бы его на чистом пространстве. Ширина самого скалистого прохода не превышала и шестидесяти шагов, перекрыть его пешим спартанским воинам, вооруженным большими круглыми щитами и коротким мечами не составило труда. Спартанцы пользовались в то время самыми короткими мечами для ближнего боя, головы их покрывали сплошные шлемы коринфского образца, тело покрывали красного цвета плащи, под которыми помимо мужественного, закаленного в воинских тяготах тела были еще и защищающих их панцири. Спартанцы были профессионалами своего дела, а их дисциплина и мотивация были и вовсе не схожи с нападавшими варварами, которых пригнали из под палки. В основном все они были без определенного опыта, оружия и амуниции, за исключением особых подразделений самого царя Ксеркса, которых именовали «бессмертными». Остальные же сплошь в одних козьих шкурах, из вооружения, просто дубина, в лучшем случае лук, да колчан стрел, из мотиваций разорение, грабеж и насилие из дисциплины, животный страх перед гневом царя. Множество накатывающих на спартанскую фалангу врагов там же нашли свою смерть. За сплошной стеной тесно сомкнутых щитов, потери же самих защитников были минимальны. После того как Ксеркс отправил в атаку свою элитную гвардию, «бессмертных» с ними произошло все то же самое, они оказались не бессмертнее всех остальных. Безуспешная попытка прорвать спартанский строй продолжался два дня, практически без перерыва, пока в лагерь персов не явился предатель Эфиальт из соседнего горного селения и не рассказал о наличии горной тропы, используя которую можно осуществить обход спартанцев с проникновением к ним в тыл. Ксеркс сразу же отправил в обход порядка двадцати тысяч наемников под предводительством своего сатрапа. Леониду так же сообщили о том, что враг задумал обходной маневр. В виду безнадежности своего положения, Леонид приказал тем грекам, которые сопровождали и помогали спартанцам в битве разойтись по домам. Относительно же себя и трехсот граждан Спарты, было принято решение не покидать того ущелья, на защиту которого они и были посланы. Так описывал те события, и Сенека и Плутарх, и здесь уже расхождений у историков не было. Так же описывают, что Леонид обратился к своим воинам с такими словами; «Давайте — ка будем завтракать, мои верные соратники и соотечественники, ибо ужинать мы будем уже в преисподней».
Не рассчитывая уже на то, что бы сдержать врага в виду своего окружения, спартанцы сменили позицию, на то место где проход в скале более расширялся, но и там враги гибли целыми множествами, кто по причине сложившийся давки, кто — то сорвался с обрыва высокой скалы, кого — то сразил короткий, спартанский меч. Силы защитников были на исходе, потери их росли, остававшиеся еще в живых спартанцы под усилившимся натиском неприятеля были прижаты к скале, их начали забрасывать копьями, кучами стел и закидывать камнями. После того как все было кончено, Ксеркс лично осмотрел место боя, он приказал во что бы ни стало отыскать тело царя Леонида, отрубить ему голову и насадить ее на шест для устрашения всей Эллады. На месте битвы осталось лежать порядка 20 — ти тысяч захватчиков персов, среди погибших оказались и два брата персидского царя Аброком и Гиперанф. Растащив тела убитых спартанцев, дорога через Фермопильское ущелье для персов была открыта.
Вот так, благодаря грамотному подходу к истории и компетентным историкам, мы знаем не только как развивались события даже в столь древние времена, но и знаем имена основных ее действующих лиц и даже не всегда положительных. Например, имя предателя Эфиальта, который за денежное вознаграждение показал врагам обходной путь, стало не только презираемо по всей Греции, но и впоследствии стало именем нарицательным, им стали называть ночного демона вызывающего кошмары и бессонницу. Своей подлой наградой воспользоваться он так и не успел, на первом же своем кутеже был зарезан своим же односельчанином в пьяной драке.
Павших же героев своего отечества похоронили на том же холме, где они и приняли последний бой. На их могиле был поставлен могильный камень, на котором выбита эпитафия греческого поэта Симонида Кеосского;
«Путник, пойди возвести нашим гражданам в Спарте,
Что, их заветы, блюдя, здесь мы костьми полегли».
Спустя сорок лет останки царя Леонида, были перезахоронены в самом городе Спарта, а имена всех с ним погибших были выбиты на отдельной плите. Как описывают более поздние историки, даже спустя около 600 — ста лет после тех событий, уже во времена римского владычества, на территории Греции проводились различные состязания, посвященные национальным героям и царю Леониду.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Олимпийских игр. Зарождение и Возрождение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других