Татарский орнамент глазами дизайнера

RENATSAFAROV

Эта книга сформирует у вас особое представление об орнаменте и расширит ваши знания о его возможностях. Поможет по-новому взглянуть на утраченное искусство узорного творчества.Вы узнаете, что такое композиция, мотив и его виды, есть специальный блок, где я пошагово демонстрирую, как рисовать орнамент. В книге детально показаны более полутора тысяч изображений орнамента.На последних страницах найдете бонус-ссылку для скачивания изображений в формате PNG 300 ppi (широкое разрешение).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Татарский орнамент глазами дизайнера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

История

Татарский народный орнамент ярок и своеобразен. Это основа художественного творчества коренного народа, отражающая сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства, быта и веры. Татарский орнамент начал широко распространяться и развиваться в период древней земледельческой эпохи, начало которой было положено еще задолго до образования Волжской Булгарии.

Каждая эпоха в жизни народа накладывала определенный отпечаток на изобразительное искусство татар. Эволюция и развитие народа в целом сказывались на изображениях и трактовках этих изображений.

На каком-то этапе развитие орнамента остановилось. Сложно судить, когда именно это произошло, во времена сталинских репрессий или же с приходом капитализма. Во всяком случае, историки связывают упадок развития орнамента с приходом коммунизма и распространением фабрично-заводской продукции.

Вот цитата из книги известного искусствоведа: «Художественные промыслы лишились экономической базы, разрушилась народная основа искусства, из которых исчезло все живое, творческое». Индивидуальность, мастерство и уникальность заменили массовостью.

Очевидно, что экономическая ситуация в постсоветскую эпоху (когда страна решила пойти по пути капитализма) также не способствовала развитию этноса. Подражание западному стилю, ввоз товаров низкого качества с ярлыками Made in USA и CHINA никак не способствовали развитию собственной промышленности, а уж тем более декоративно-прикладной деятельности.

Каждая эпоха накладывает свои отпечатки, но не должна приводить к исчезновению такой важной составляющей развития народа, как искусство. Искусства не только эстетического (изящного искусства), но и декоративно-прикладного (то, что имеет практическое применение в повседневной жизни). Если одни виды промыслов исчезают, на их месте должны появляться другие.

Капиталистические отношения того времени отличаются от сегодняшних. На место массовости и однотипности вновь приходит индивидуальность, творчество и уникальность. Человеческая личность сегодня как никогда стремится к непохожести, оригинальности. Я считаю, что сейчас самое благоприятное время для развития новой эпохи в истории орнамента. И не только с точки зрения исторического наследия, но и с точки зрения красоты, моды, популярности.

В своей основе, как мы уже говорили, татарский орнамент состоит из цветочно-растительных, геометрических и, незначительно, зооморфных мотивов. Но также не будет лишним упомянуть о некотором распространении атрибутивного орнамента (розетки, восточные огурцы). Данные изображения связывают с культом огня и солнца — религией Зороастризм (популярная религия среди ранних булгар — предков современных казанских татар доисламской эпохи).

Цветочно-растительные изображения подразделялись на три большие группы: степного, лугового и садового происхождения. Преобладающее место в творчестве народа занимали изображения степных и луговых цветов.

Геометрические изображения — более поздние, чем цветочно-растительные, но уступают по распространению первым. Одним из характерных признаков геометрического орнамента является обилие вариаций. Очевидно, это также связано с различными эпохами и привнесением чего-то новаторского каждой эпохой.

Зооморфные изображения. Природа давала творцам народного искусства возможность широко наблюдать мир живых образов и переносить свое видение на рисунок. Совместно с изображениями животных и птиц появились мистические формы (Су анасы, Шурале и т.д.), которые впоследствии стали популярны посредством поэтического изложения. В действительности же мало кто знает, что еще несколько веков тому назад в этих сказочных персонажей верили как в духов, оберегающих урожай, лес, питьевую воду и т. д.

Мало кто знает, что ежегодный национальный праздник Сабантуй (праздник плуга) берет начало в далекой древности и изначально был не чем иным, как обрядом задабривания тех самых духов, которые описаны выше.

Все эти персонажи и обряды пришли к нам еще тогда, когда булгары были язычниками. Но перестали иметь значимость после принятия ислама волжскими булгарами в IX веке.

Орнамент татарского народа складывался в результате длительного процесса его исторического развития и широкого взаимоотношения с соседними и дальними народами.

Различные условия этнического формирования народа обусловили общность многих видов его искусства с искусством соседних народов, а также с искусством народов Востока.

Таким образом, наличие определенного сходства с турецким, башкирским, узбекским или русским орнаментом не говорит о присвоении тем или иным народом того или иного изображения, но свидетельствует о взаимосвязи и сотрудничестве.

Каждое поколение накладывало свой отпечаток на искусство. Как правило, это было связано с развитием народа в определенных областях знания, культуры, политики, религии и т. д. Все находилось во взаимодействии, и все это находило отражение в художественном искусстве народа.

Многое о народе, о его истории и процессах развития могут рассказать нам предметы декоративно-прикладного искусства. В музеях мы можем видеть одежду, украшения, предметы быта, оформленные с небывалым мастерством. Имея лишь творческий потенциал и желание сделать удивительные по своей красоте вещи, мастера создавали произведения искусства, которые несли в себе эмоциональную составляющую духа того времени.

Дошедшие до нас предметы быта говорят о наличии особенного вкуса у наших предков. Они украшали все вокруг себя, уделяя особое внимание деталям. Художник своего времени является душой этой эпохи. Татарам свойственно врожденное чувство прекрасного, меры и вкуса. И это отражалось во всем — от жилища и одежды до украшений и предметов внутреннего интерьера.

Также им присуща прагматичность и функциональность. Об этом говорит тот факт, что большинство предметов творческого исполнения являются предметами прикладного, а не эстетического искусства (изящного).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Татарский орнамент глазами дизайнера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я