Знак. Символ. Человек. Повесть-исследование

Елена Татаринцева

Эта книга – путешествие в страну орнамента и символов, и не только. Она будет полезна всем, кто увлекается искусством, орнаменталистикой, этнографией и антропологией, а также начинающим искусствоведам, художникам и историкам.Повествование написано в форме диалога с профессором, знающим абсолютно всё о тайнах орнамента – этого самого древнего знакового языка, известного человечеству. В книге освещены основные законы развития европейской культуры через символические образы.

Оглавление

Редакционная коллегия Тимур Татаринцев, Ирвика Смирнова, Г. Ковальский

Художник Елена Татаринцева

Корректор Ирвика Смирнова

Верстка Г. Ковальский

Благодарности:

Особая благодарность за помощь в подготовке и оформлении книги: Музею народной игрушки «Забавушка» (г. Москва), Ирине Домашневой, Хуберту Ванстинхюису, Александру Виноградову, Ирине Котовой-Карпантье, Марине Беловой, Александру Ильину, Ольге Кокоревой, Юлии Лаврентьевой, создателям и авторам Википедии.

© Елена Татаринцева, 2022

ISBN 978-5-0051-1698-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Как мы искали то,

что не прячется

Друг нашей семьи Иван Георгиевич, учёный и исследователь древних культур, однажды завёл с нами разговор об орнаменте, о символах и знаках, которые, в его представлении, были очень важны для людей.

Иван Георгиевич для нас — настоящий мудрец и почти волшебник. Он постоянно ездит в археологические и этнографические экспедиции по всему миру. Этнография — это наука, изучающая жизнь и культуру древних народов, и в квартире учёного поэтому обитают скульптурки из камня и кости, сделанные, например, в V тысячелетии до нашей эры где-нибудь в Междуречье!1

Кувшины и тарелки, глиняные игрушки, коллекции старинных пуговиц и кожаных украшений. Чего только там нет! До знакомства с ним мы не знали, что древний человек был настоящим скульптором и художником!

Когда мы были маленькими, Иван Георгиевич рассказывал нам исторические легенды и были, волшебностью своей больше похожие на сказки. От него мы узнали о Троянском коне — коварном замысле греков, короле Артуре2 и судьбах его рыцарей, о могущественных царях Древнего царства Вавилон3, которых почитали как богов, о святилищах4 древних земледельцев.

РИС. 1. Рисунок автора по мотивам витража Уильяма Морриса. «Король Артур и сэр Ланселот». 1862 год. Йоркшир. Англия. Материал из Википедии. Фото Gillan Naylor

Иван Георгиевич рассказывал нам, почему начинались войны, когда стали строить города, и как в давние времена люди относились к детям.

Об орнаменте учёный сказал, что это — первый язык человечества, который описывает его представления о природе и об основных законах мироздания-космоса.

— Это особый шифр, который так до конца никто и не разгадал! Исследуя орнамент, мы идем путем древних мыслителей, владеющих тайными знаниями, — продолжил ученый и загадочно улыбнулся, — Пока у вас каникулы, подумайте, какие орнаментальные знаки вы знаете, порисуйте, изучите их. Для начала нужно сделать первые выводы, просто пообщавшись с орнаментами.

Орнамент… Мы и не знали никаких знаков. Кто-то вспомнил про дорожные указатели, смайлики, помогающие передавать эмоции в интернет-переписке, вспомнили о рыцарях-тамплиерах из фантастической повести «Рыцари креста», которые всю свою жизнь окружали таинственными обрядами, а сами обряды были окружены не менее таинственными знаками.

Действительно, у нас было много вопросов! За ответами мы отправились в Музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина, так как были уверены, что только великие художники владели орнаментальной тайной.

В музее, похожим на большой город, было собрано всё, от первобытных изделий до произведений XXI века! И орнамент там был повсюду: от залов с древнейшими экспонатами до самых современных, если только перед нами не располагались просто картины живописцев. Но и на рамах, деревянных и позолоченных, которыми были оформлены картины, орнамент присутствовал. Только он казался красивым узором, и ничего таинственного мы в нём не заметили.

Всё было, конечно, привлекательным: орнаменты на вазах и древних зеркалах, на тарелках и на шумерских огромных стелах, где сами человеческие фигуры казались какими-то знаками, настолько они были обобщенно выполнены и совсем не похожи на просто когда-то живущих древних людей.

РИС. 2. Фриз Северного портика (вход с колоннами)

Эрехтейона. Акрополь. Греция. 401—406 г.г. до н. э.

Фото Марины Беловой

Сначала мы хотели ходить по музею все вместе, но потом разошлись по разным залам, решив, что рассмотрев всё, потом сделаем общие выводы…

Выйдя из музея на улицу, мы увидели, что орнамент просто окружил нас. Он, оказывается, обитал повсюду. Мы подняли головы: вот тут, под крышей старинного здания (это называется фриз5) орнамент вылеплен в форме чередующихся цветков и полукружий, а там — в виде маленьких лавровых венков и фантастических зверей.

Мы увидели орнамент на одежде прохожих, на сумках, зонтах, в витринах магазинов и на рекламных плакатах

А дома! В нашей квартире на каждом шагу нас окружали узоры и орнаменты: на тарелках, чашках, вилках, люстрах, пледах, платках, шторах, книгах.

РИС. 3. Хоровод человечков. Рисунок автора

Смешные человечки, очень упрощённо, будто детьми нарисованные, одинаково встречались не только у всех народов, но нашлись и в нашей обычной квартире — на скатерти, лежащей на кухонном столе. Фигурки изображали что-то вроде хоровода по её краю. Человечки крепко держались за руки и создавали праздничное настроение.

А мы думали найти это всё только в музее!

Прав был Иван Георгиевич, говоря, что орнамент очень для человека важен. Вот он будет смеяться, когда узнает, что мы целый день искали то, что от нас и не пряталось.

Примечания

1

Месопотамия (Междуречье, Двуречье) — земля в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат на западе Азии, давшая миру множество великих цивилизаций.

2

Король Артур — легендарный вождь древних бриттов (территория современной Англии). Правил в V веке. Эпоха короля Артура — время переосмысления символов, начало Средневековья.

3

Вавилон — грандиозный город-государство в Междуречье, построенный царем Навуходоносором в VI веке до н. э.

4

Святилище — священное, огороженное, особо почитаемое место, посвящённое какому-либо божеству или богам.

5

Фриз — декоративный пояс под карнизом здания. В старой деревянной архитектуре — видимые нам части балок, положенных на основной короб здания для поддержки крыши. В античной архитектуре и, позднее, в повторяющих её стилях — фриз был важной плоскостью для размещения орнамента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я