ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ. Книга про путешествие… по жизни

Katerina Universal

Прочитав «Дыхание жизни», вы сможете:– понять мотивы тех людей, кто оставляет работу, привычную жизнь и отправляется путешествовать,– узнать об осознанности и саморефлексии,– приблизиться к пониманию себя и других, принятию жизни и людей такими, как они есть,– выйти за рамки стандартов хотя бы на время прочтения книги (а, возможно, и после нее),– пробудить признательность и любопытство к жизни.Книга написана по просьбам людей, восхищенных опытом автора и ее философскими взглядами на жизнь.

Оглавление

ГЛАВА 2. Зарождение Дыхания жизни

Именно не находя возможным справиться с прекращением ментальной деятельности, остановить поток мыслей в моей голове, я и положила начало зарождению этой книги. В тишине созданной атмосферы одна за другой рождались фразы для повествования.

Эта книга — про тишину и умиротворение. Только на многочисленных страницах ее глав ничего из этого не найти. Как-то противоречиво получается, не так ли?

Ответ кроется в названии книги. Здесь у меня заложено много спокойствия, которое основывается на ощущении обретения себя и смысла жизни. Это дыхание уверенное: ровное и размеренное. Оно словно вседозволяющее, всепринимающее. Сложно описать словами, даже несмотря на то, что это дыхание мое, проживаемое и наблюдаемое мною. Оно в молчании, и потому со словами не очень сочетается. И это — дыхание моей жизни. Не подсмотренной или выдуманной, а проживаемой мною.

Вся эта книга — набор размышлений, основанных на воспоминаниях, где-то навязчивых, не дающих покоя, а где-то вытащенных за хвост, притянутых для осмысления ситуации, извлечения опыта. И без молчания книга бы не родилась.

Два года я провела в путешествиях, в основном в странах Азии, где климат позволяет комфортное пребывание в любое время года. Хотя в летние месяцы (когда я возвращалась домой в Минск, чтобы поменять паспорт по причине отсутствия свободных страниц для проставления виз и печатей о пересечении границ) я также еще и каталась автостопом по Европе. Этот период был короче и запомнился меньше, но тоже имел свои особенности. Однако зарождение книги и, в частности, ее названия связано именно с путешествием в Азии.

Попасть туда меня заставили, или нет, просто подтолкнули непростые события жизни, переживания, повисшие тяжелым грузом на моих плечах. Чего там только не накопилось: неудавшееся замужество и в итоге разбитое сердце (а вместе с ним и болезненное снятие розовых очков), вторые витиеватые отношения, в которых я, кроме прочего, раскрылась как мама для дочери своего бывшего партнера, а потом вынуждена была оставить ее, и покидание ставшего мне домом Израиля с расставанием с друзьями и образом жизни, немало отличавшимся от того, к которому я возвращалась в Беларусь, и безуспешные попытки как-то взять под контроль свою жизнь, выстроить ее заново. Все это безжалостно давило на меня весом абсолютной потерянности в жизни. Избавиться от ноши я не могла, а нести устала. Вот и решила поехать странствовать, авось удастся порастерять по миру накопившееся?!

Итак, в ходе путешествия, о котором дальше еще пойдет речь, я узнала о технике медитации випассана. Участники этого курса пребывают в тишине, сохраняя молчание и воздерживаясь от многих привычных ежедневных занятий, как чтение, пользование мобильным телефоном или любых развлечений, и фокусируются на освоении практики (более подробно в одной из последующих глав). Стоит пояснить, что при обучении медитации рекомендуется обращать свое внимание на дыхание, чтобы, сосредотачиваясь на нем, отбросить всю привычную нам жизнедеятельность, как физическую, так и вербальную, и, очень желательно, ментальную. Последнее — наиболее сложное. Именно не находя возможным справиться с прекращением ментальной деятельности, остановить поток мыслей в моей голове, я и положила начало зарождению этой книги. В тишине созданной атмосферы одна за другой рождались фразы для повествования.

Идея же написания книги принадлежит даже не мне. На протяжении своего путешествия я встречалась со многими людьми: путешественниками, как и я, иногда заезжими туристами, а также и жителями посещаемых мною мест. Наверняка вам знакома ситуация легкой непринужденной беседы с незнакомым человеком, которого вы видите в первый и последний раз, с затрагиванием весьма неожиданных тем? Какая-то магия в этих случайных знакомствах! И вот очень часто, стоило нам разговориться, как то мой собеседник, то я сама выворачивали себя наизнанку, делясь тяжелыми воспоминаниями и переживаниями. Начиная с момента, как мы оказались вместе с новым знакомым, я отматывала пленку назад и рассказывала о том, что изрядно потрепало меня за последние годы, как сильно я чувствовала необходимость отстраниться от всего и переосмыслить жизнь, несмотря на необходимость пожертвовать карьерой в преуспевающей компании. А что может быть лучше для переоценки, чем многократное повторение вслух того, что уже знаешь?! Снова и снова я рассказывала о себе, добавляла те или иные подробности к описанию моих жизненных ситуаций в зависимости от реакции собеседника, и со временем я стала говорить о них, словно о просмотренном фильме. Вначале свои рассказы я сопровождала слезами и негодованием, сетованием на судьбу. Затем появилось принятие и сожаление, сочувствие к самой себе. Таким образом, мое отношение к прошлому действительно выправилось, и я воспринимала некогда драматические события своей жизни как увлекательную историю из прошлого. Я уже знала, что именно из моей «мыльной оперы» составляет больше интереса для слушателя и могла апеллировать к его любопытству, создавая некоторую интригу. Иной раз — делала рассказ трогательным, вызывая сопереживание.

Проживая сценарий фильма своей жизни в очередной раз при его новом изложении, я сама уже смотрела на него проще и находила, чем вдохновить и восхитить на своем примере, призывая к принятию происходящего через доверие Вселенной, точно знающей и создающей именно то, что надо нам. Первый год МБП я все больше рассказывала, делилась, чтобы избавиться, потерять, освободиться, выплеснув накопленные воспоминания. Встречавшиеся мне попутчики подходили под такой формат общения. Мы могли выложить ненужное, поохать над жизнью и переключиться на будни путешественника.

Параллельно с этим появлялись и люди-учителя, которые той или иной фразой даже на отстраненные темы могли подложить дров в огонь моего осмысления жизни. Интересно, что на втором году МБП Вселенная уже стала преподносить мне встречи с настоящими мастерами, а мой прогресс в познании жизни и изучения самой себя отразился в притяжении тех, кому полезной теперь была я.

Мой прожитый ранее опыт, уроки в процессе путешествия и их внимательный анализ, а также позитивный настрой, активность и жизнерадостность были отличной основой для помощи тем, кто пребывал в унынии или даже в депрессии, запутавшись в хитросплетениях жизни. Я видела разительную перемену: раньше я нуждалась в ком-то, чтобы получить внимание, понимание, поддержку, теперь все это, и даже с лихвой, я сама отдавала другим.

Вот в таких беседах с рассуждениями о смысле жизни на своих собственных примерах я и стала слышать от собеседников сначала вроде бы шуточные, а потом и серьезные предложения о написании книги. Говорили, мой опыт и инсайты2 могут быть интересны и полезны многим.

Идея писательства мне, конечно, льстила. Но книга — это слишком серьезно. Я писала блог довольно открыто и искренне, на слова не скупилась. Там и про путешествия, и про философию жизни — кому что интересно! На большее я не претендовала.

Однако, где-то в середине второго года МБП, когда я проходила очередной курс медитации в 21 день, книга стала сама стучаться ко мне.

Курс випассаны создавал замкнутый круг из практики сидя и в процессе хождения. Первые дни сессии были короткими и часто сменяли друг друга, прерываясь на отдых, и примерно в течение недели они доросли до одного часа.

Из-за того, что время каждого из циклов медитации занимало более двух часов (хождение длительностью в один час и затем часовое сидение) и на перерыв отводилось всего лишь двадцать минут, после чего наступал следующий и следующий раунд, казалось, жизнь словно зациклилась. Начинаешь ходить, и, пребывая в такой практике помоментно все шестьдесят вечных минут, ты будто посвящаешь этому весь день. Это особые ощущения изменения восприятия времени, прочесть о них в чьем-то пересказе — недостаточно для понимания. И что уж тут говорить: с усилением концентрации ума сессия хождения становилась всей жизнью! Учитывая, что медитация направлена на осознание настоящего, на наблюдение в процессе медленного хождения, а правильнее даже сказать «поэтапного переставления стоп» в течение целого часа, то каждый раз чувствуется, что в этом моменте и заключается вся жизнь. И потом 60 минут сидения на коврике с закрытыми глазами, отключившись от внешнего мира, погружаясь во внутренний, когда время вовсе перестает существовать… но не мысли. С мыслями — не тут-то было. Они коварные и устраивают атаку.

Первые дни проходят в привычном режиме с точки зрения поведения ума: он занят еще частой, хоть и однообразной сменой фокуса деятельности (одна технка пока еще начальной короткой практики медитации вскоре сменяется другой с частыми и оттого скучными паузами для отдыха, когда не знаешь, чем себя занять). По обыкновению ум загружен оценкой происходящего вокруг с характерным ему штампованием «это нравится, а это не нравится», «этого хочу, а вот то мне не надо» и между делом перебирает в памяти события последних дней. Однако спустя неделю тренировок, когда разнообразие происходящего сведено до минимума (в связи с увеличением времени сессий медитации, особенно относительно времени отдыха), и интеракция с внешним миром минимизирована, с таким скудным поступлением пищи для ума его игры становятся жестче.

И тут я хочу вернуться к своему первому опыту випассаны, курс которой длился всего 7 дней с небольшой интенсивностью практики. Шел первый год МБП, и я была еще совсем новичком в теме медитации. Из предложенной программы максимум в 45 минут сидения и 30 минут хождения, 30 минут выполнения карма-деятельности3 и часовых лекций с щедрыми перерывами на отдых меня, так же как и других, больше всего волновал факт необходимости молчания в течение недели! Никого не заботило, как он будет сидеть 45 минут медитации. Казалось: сидеть и ничего не делать — это уж я хорошо умею! И все находились в трепетном недоумении, ожидая испытания недельным молчанием.

И когда курс наконец стартовал, на удивление, молчание оказалось самым простым и очень комфортным, а вот медитировать сидя почти час было невыносимо трудно. Даже 20 минут представлялись нескончаемой вечностью: постоянно открываешь глаза, чтобы посмотреть, сколько же осталось до завершения, а минутная стрелка на часах словно сломалась и едва сдвигалась с места… Вот когда мысли собирали свою огромную армию и начинали атаковать. Тогда вспоминалось все самое тяжелое, наболевшее. Тогда лились слезы и от жалости к себе за прожитое ранее, и от неспособности стойко перенести (просидеть) происходящее сейчас.

Нас учили: наблюдайте за дыханием, как происходит вдох, следуйте за ним, а затем выдох. Это раз. Затем снова вдох и выдох, это два. Досчитав до 5, обнуляем счет и продолжаем наблюдать и считать вдохи и выдохи. Это методика для абсолютных новичков, чтобы занимать ум, дать ему за что зацепиться и контролировать его такими пятерками на протяжении 45 минут сессии. Но не тут-то было, ум всегда умудрялся контролировать меня!

Вот я наблюдаю свое дыхание. Происходит вдох, за ним не очень-то последуешь — он как-то быстро случился. Ладно, теперь выдох, — и это раз. Ой, а жарко-то, и кондиционеров нет. Хотя, может, с кондиционером было бы еще хуже, от него ведь я обычно мерзну. Ой, о чем это я думаю?! Мне же дыхание считать надо! Сколько там было? Ах, ладно, сначала… Вдох снова проходит быстро, за ним тут же следует выдох, это раз, теперь новый вдох, и вы-… выходит и правда лучше без кондиционера, ведь я когда в Израиле жила, бежала из офисов и магазинов на улицу с радостью, чтобы снова прогреться. Да уж, жизнь моя в Израиле не сложилась… и для чего мне был дан этот Израиль? Я ведь и язык выучила, и к климату привыкла, и друзья у меня там, и работа — всю жизнь свою заново построила. И что с этим опытом делать? Зачем оно все надо было? Почему со мной произошло? Как же я скучаю… ведь часть меня осталась там, ведь я думала, это навсегда, ведь…

С носа капает слеза на губы, автоматически вытираю рукой, и тут вспоминаю: да я же не должна шевелиться! Ой, ведь и думать я не должна! У меня же дыхание, досчитать до 5. Куда тут?! Хотя бы до 3 дойти бы. И начинаю снова… И опять счет прерывается мыслями о моей несчастной долюшке. Слезы-сопли текут из-за затекшей ноги, жуткой жары, назойливых мух и всех этих неудобств, перемешанных с воспоминаниями о несчастной любви и никак окончательно не забываемом образе того, кого любила, воспоминаниях об опыте быть мамой, угрызениях совести за вынужденное снятие с себя ответственности за девочку, ставшую мне дочерью, с которой даже толком не попрощались, не поговорили о том, что я уеду навсегда и что я ее люблю…

Зачем все это было со мной? Оно ведь ни к чему не ведет, просто оборвалось, и снова мне жизнь начинать сначала…

Такими вопросами я задавалась долгие годы. Я себя терзала и никак не находила ответа. И даже когда поняла, что искать его бессмысленно — что было, то прошло, то на уровне восприятия ничего не изменилось. Прошлое жило во мне и доставляло боль. Не могла забыть, не могла отпустить. Я носила с собой свою ношу страданий от покидания уже родной мне страны, истрепанной и пренебреженной любви и разлуки с дорогим мне человечком, тогда дочерью. Я лелеяла свои страдания, даже находя в них какое-то упоение, пока ни приняла их, поняв, что такова моя жизнь и никуда от этого не деться. И, оказавшись на берегу знаменитой в Индии реки Ганга, в священном городе Варанаси, чувствуя особую энергию этого места, я стояла на рассвете лицом к водам, уносящим останки пепла тел индийцев, сожженых в традиционной церемонии на ближайших гатах4, и призывала Гангу забрать и то, что сгорело во мне, освободить меня от этой ноши…

Теперь же на более серьезном курсе випассаны, когда я уже проделала определенную работу над собой, да и просто отдалась жизни — будь что будет, когда я применяла на практике насколько могла осознанно понятия непривязанности, принятия, когда я знала об уловках ума, который заводит нас в дебри своими интерпретациями событий и ситуаций, дыхание моей жизни во время практики медитации проживалось иначе.

Воспоминания все еще приходили. Грусть все еще посещала. Но теперь я не забывалась в проживании страданий снова и снова, а смотрела на них и себя со стороны. Я больше не становилась сама целиком этим страданием. Испытывая боль, я знала, что я и боль разделимы, и видела, откуда она идет. Боль шла от ума: от мыслей, привязанности к тому, как было когда-то, и отторжением того, как стало потом, от ощущения нехватки контроля над ситуацией и восприятия себя — такого важного человека, единицы этого мира, как незаслуженно обиженного, несчастного.

Хоть техника медитаций на 21-дневном курсе и отличалась от известной мне прежде, но дыхание, тем не менее, тоже было основным элементом.

Вдох и выдох, вдох и выдох, и снова моя жизнь перед глазами. Но в отличие от первого опыта випассаны годом ранее, теперь с очередным вдохом и выдохом, с очередным эпизодом жизни приходит и понимание. Словно пазл складываются ситуации и их смысл, вырисовываются закономерности. Тут и возникло желание записывать, составлять рождающиеся осмысления в текст. Во время медитации сидения появилось осознание. Когда я ходила, вырисовывались мыслеформы, столь изящно передающие сочетание воспоминаний с их интерпретацией, с пониманием, что же этим хотела сказать Жизнь.

Вдох, выдох, поднятие пятки, затем всей стопы, перенос ноги… писалась очень красивая книга с текучими фразами, говорящими о смысле не только моих перипетий, но всего существования! Очень хотелось записывать, но сама практика випассаны оставалась для меня более значимой, и я тренировала непривязанность. Обнаружив идею писательства в своей голове, я откладывала виртуальное перо в сторону и возвращалась к шагам, к дыханию, к наблюдению. Это было тем важным, благодаря чему я многое понимала, многое отпускала. И куда разумнее освоить практику, нежели поддаться зову писательства и запечатлеть несколько красивых мыслей, упуская возможность развить способность работы над умом и дальше.

Я решила, что сейчас приоритетнее — медитация, а после прохождения курса обязательно начнется книга под названием «Дыхание жизни».

Примечания

2

Инсайт — от англ. Insight — проникновение в суть, озарение.

3

Карма-деятельность — выполнение работ на благо медитационного центра, как помощь по уборке территории проживания, на кухне и т. д.

4

Гаты — ступенчатые спуски в воды реки для совершения омовений и церемоний

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я