Python с нуля: от новичка до собственных игр и программ

Jean-Loup Chrétien, 2023

Окунитесь в мир программирования с книгой "Python с нуля: от новичка до собственных игр и программ"!Эта книга – ваш путеводитель по изучению Python, одного из самых популярных языков программирования в мире.Напишите свою первую строчку кода уже в первой главе и продолжайте осваивать ключевые принципы программирования, от переменных до циклов. От функций до классов и объектов.А затем, отточите свое мастерство с финальным проектом – игрой, симулирующей стыковку космического корабля с космической станцией! Этот симулятор поможет закрепить Ваши навыки объектно-ориентированного программирования.В завершении этой книги, четырнадцатая глава покажет Вам варианты Вашего дальнейшего развития, и предложит конкретные дальнейшие шаги.Эта книга не просто научит Вас программировать на Python, она поможет Вам думать как программист.Будущее начинается сегодня. Не упустите свой шанс обучиться Python и открыть для себя новые возможности. "Python с нуля" ждет вас.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Python с нуля: от новичка до собственных игр и программ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА ПЯТАЯ: БУЛЕВА ЛОГИКА

Булева логика в Python, как и в других языках программирования нужна нам для того, чтобы наш код мог сравнивать данные.

Например сравнивать пароль, который вводит пользователь, с паролем, который храниться в базе данных. Или сравнивать ранг игроков в видеоигре, чтобы подбирать соперников по уровню.

Таких примеров сравнений много, и здесь булева логика — крайне полезная штука.

Давайте узнаем из чего она состоит и какие примеры с ней можно создавать.

1. Операторы сравнения

Когда мы сравниваем числа друг с другом, мы обычно используем такие символы, как > (больше), < (меньше), = (равно) и так далее. Они работают и на Python. И вот как они выглядят там:

Больше >

Меньше <

Равно ==

Не равно!=

Больше или равно > =

Меньше или равно <=

Как Вы заметили, в Python вместо знака равенства = нам необходимо использовать двойной знак равенства ==.

Нам нужен двойной знак равенства для того, чтобы Python не подумал, что мы пытаемся создать переменную.

В Python эти символы называются операторами сравнения. И они нужны нам для того, чтобы наша программа могла сравнивать различные типы данных, например: числа, строки, переменные и так далее.

2. Булевы значения: правда или ложь

У Булевой логики есть логические значения: True и False:

True — когда условие истинно. И False — когда условие ложно.

Давайте теперь сыграем.

Я буду сравнивать числа, а Вы будете отвечать в уме — True, если это истина, или False, если это ложь.

Начнем?

2 > 4

10 < 20

3 == 3

5!= 7

А теперь давайте сделаем то же самое в Python. Для этого мы создадим переменную — результат, и присвоим ей значение 2 > 4

Затем выведем результат на экран с помощью функции print. Вот, как это будет выглядеть:

результат = 2 > 4

print(результат)

Впишите этот код в компилятор и запустите его.

Если значение переменной является истиной, программа вернет результат True. Если же значение окажется ложью, программа вернет False.

Ну как? Что возвращает программа?

А теперь подставьте остальные значения из списка, одно за другим, запускайте код и наблюдайте за результатом, который возвращает программа.

Вот так и работает булева логика в Python.

Но что, если мы попробуем сравнить строки? Попробуйте сравнить яблоки с апельсинами, используя следующее значение в переменной:

результат ="яблоки"=="апельсины"

print(результат)

Запишите этот код в компилятор и запустите его.

А теперь сравните яблоки с яблоками:

результат ="яблоки"=="яблоки"

print(результат)

Видите результат?

Теперь Вы знаете, что в программировании булева логика работает не только с числовыми, но и с другими форматами данных.

3. True и False в переменных

Как Вы уже заметили, мы можем хранить результаты сравнений, которые возвращают True или False в переменных.

Давайте рассмотрим эту тему подробнее вот с таким примером:

результат ="яблоки"=="бананы"

print(результат)

Давайте впишем этот код в компилятор и запустим его.

В этом коде мы создали переменную с именем “результат”, и присвоили ей логическое значение от сравнения двух строк «яблоки» и «бананы».

Затем мы спустились на одну строку вниз, и вывели значение переменной “результат” на экран, передав имя переменной в скобки функции print. Которую мы перед этим создали.

Правда, не сложно?

А теперь измените код, указав, что яблоки и бананы не равны. Вы уже знаете как это делать:)

Что теперь возвращает программа?

4. Сравнение переменных в Python

Мы можем сравнивать не только числа и строки, но и целые переменные!

Посмотрите, как это можно сделать:

игра ="Dota"

результат = игра =="FIFA"

print(результат)

Но, прежде чем записать это пример в компилятор и запустить его, подумайте и скажите, какой результат он вернет? True или False?

Решили? А теперь давайте посмотрим правильно Вы решили, или нет:

Как видите, сначала мы создали переменную под названием игра и присвоили ей значение сроки “Dota”.

Затем мы спустились на одну строку ниже, и создали вторую переменную по имени результат.

После этого мы присвоили переменной результат логическое значение от сравнения нашей первой переменной — игра, со строковым значением FIFA.

Затем мы спустились еще на одну строку ниже, и вывели значение переменной результат на экран, с помощью функции print.

А так как значение нашей переменной игра равно строке Dota, а не строке FIFA, то программа вернула False.

Ну как? Совпало Ваше решение с ответом программы?

Давайте теперь закрепим пройденный пример. Возьмите наш код, и напишите на его основе свою версию программы для создания и сравнения двух переменных.

Меняйте что угодно по вашему желанию: имена переменных, их значения. И конечно операторы сравнения.

5. Программа для проверки пароля

Ну и в завершение пройденной главы, давайте отработаем очень упрощенный пример из реальной жизни: Программа, которая проверяет правильность введенного пароля:

пароль ="рыба-меч"

приветствие = пароль =="рыба-меч"

print(приветствие)

Введите этот код в компилятор и запустите его.

Давайте рассмотрим все по порядку.

В первой строчке мы создали переменную — пароль, и присвоили ей значение — рыба-меч.

Затем на второй строчке мы создали новую переменную по имени приветствие. И присвоили ей логическое значение, которое сравнивает значение переменной пароль и строку “рыба-меч”.

И, наконец, в третьей строчке мы вывели на экран результат логического сравнения из второй строчки.

Поскольку в качестве оператора сравнения мы использовали == (Равно), а значение переменной пароль действительно равно строке “рыба-меч”, то, переменная приветствие вернула True.

Таким образом, можно представить, что:

“рыба-меч” из первой строчки — это пароль, который хранится в базе паролей.

“рыба-меч” из второй строчки — это пароль, который вводит пользователь, чтобы войти в личный кабинет.

приветствие = пароль == из второй строчки — это код, который сверяет пароль от пользователя с паролем из базы.

А print(приветствие) из третьей строчки — это всего лишь функция, которая выводит результат сверки на экран. True, если пароли совпадают, или False, если пароли не совпадают.

Теперь измените “рыба-меч” из первой или второй строчки на любое другое слово или словосочетание, и перезапустите программу. Программа должна вернуть False, так как пароли больше не совпадают.

Этот пример является упрощенным представлением того, как программисты используют булеву логику и операторы сравнения в Python для задач, связанных с авторизацией пользователей в приложениях.

6. Итоги пятой главы

В пятой главе Вы сделали следующее:

1. Узнали, что такое булева логика в Python;

2. Научились применять операторы сравнения;

3. Познакомились с логическими значениями True и False;

4. Научились использовать логические значения в переменных;

5. Узнали, как программисты используют булеву логику для авторизации пользователей.

Поздравляю! У Вас отличный прогресс! А теперь давайте применим булеву логику в более сложных примерах.

Это мы сделаем в следующей главе — Условные заявления в Python.

7. Тест пятой главы

Вопрос 1: Этот код хранит результаты сравнения двух строк, «яблоки» и «апельсины», в переменной по имени результат, а затем выводит значение переменной на экран. Но код перепутался. Расположите фрагменты кода в правильном порядке.

1. Результат

2."апельсины"

3. (результат)

4. =

5."яблоки"

6. print

7.!=

Вопрос 2: Этот код сравнивает две переменные. Какой результат вернет код, когда мы запустим программу?

машина ="Tesla"

результат = машина =="Toyota"

print (результат)

Вопрос 3: У булевой логики есть логические значения. Их всего два. Подставьте правильные определения для каждого из двух значений.

Когда условие оказывается правдой

Когда условие оказывается неправдой

True

False

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Python с нуля: от новичка до собственных игр и программ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я