Исследование таких наук, как психология, антропология, философия и богословие привело автора к свежей идее – теории эволюционного развития сознания человека. Так как тема может показаться сложной, она изложена простым повествовательным языком, в манере диалога, хотя в её основании лежат глубокие научные изыскания. Автор не пытается убедить читателя, не выдаёт своё открытие за доказанную истину, но скорее призывает сформировать свое мнение в вопросах поиска смысла жизни и развития сознания.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как устроен мир. Этапы эволюции сознания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Что есть миф
Разум порождает мифы, и это нормально. Ему нужна достоверная картинка окружающего мира, так как то, что видит он, и то, что видишь ты, — это разные вещи.
Итак, мозг получает россыпь мегапикселей информации в виде цветовых пятен, звуковых волн, запахов, ощущений и бог знает чего ещё. Мозг не видит картинку целиком, он её создаёт для тебя по своим старым лекалам, по привычной схеме или матрице. Выше я упоминал, что в психике есть свой банк данных, с которым сверяется любая новая информация? Нет? Ну вот…
После зачатия мозг человека формируется в доопытных условиях, то есть под влиянием генов, поступающих в организм химических веществ и с учётом среды (то есть здоровья матери, её настроения, условий жизни и быта и так далее). С началом родового процесса у человека появляется опыт собственного столкновения с реальностью. Любое новое событие он принимает в себя методом импринтинга («фотографирует» в мельчайших деталях), после чего носит всю жизнь в себе как образец. Понятно, что если импринтинги позитивные (безопасные, наполненные любовью и заботой), то мир кажется прекрасным, а если негативные (страх, боль, отчаяние), то человек жить будет с опаской или недоверием.
Дальше мозг работает ассоциативно, то есть сверяет ситуацию с прежним опытом и повторяет те действия, которые запечатлелись как наиболее эффективные. Это и плохо, и хорошо. Например, дети хороших родителей просто «знают», как заботиться о собственных детях, а если о человеке в младенчестве заботились только после того, как он начинал истошно орать, то в свои пятьдесят лет он, нуждаясь в заботе, будет так же орать (только матом, и не на мамашу, а на жену и детей). С другой стороны, частые повторения действий с положительным результатом могут приучить мозг выполнять такие действия регулярно (обучение), что даёт возможность некоторой корректировки детских программ под условия реальности. Другими словами, впервые с чем-то столкнувшись, мы «фотографируем» это и вставляем в свою картину мира, после чего так и живём, не перепроверяя актуальность когда-то полученного опыта для новых условий. В результате взаимодействия полученных импритингов и накопленного опыта постепенно складывается некоторая внутренняя симуляция реальности, эдакий планетарий внешней реальности, работники которого не имеют ни времени, ни желания разглядывать настоящее «звёздное небо», занимаясь созданием реалистичной картинки на потолке по старым фотографиям. Только у человека вместо звёзд — картина мира, и основное формирование её заканчивается годам к трём.
Можешь не верить, но наша психика живёт в мире, нарисованном трёхлетним ребёнком, и только опыт и обучение могут как-то приблизить её к реальной жизни. А для самой молодой и непоседливой части разума, короля-мыслителя, вообще разрабатывается примитивная приблизительная схема мироустройства, не сложнее комикса. Это очень удобно, так как ситуации часто меняются, и схема должна быть простой и ясной. Такую схему устройства реальности я и называю мифом. Делается она примерно так: происходит какое-то событие, внутреннее или внешнее (голод, половое влечение, встреча с врагом и тому подобное), мозг роется в пачке импринтингов и находит вариант максимально выгодного поведения (согласно его представлениям), после чего начинает это поведение реализовывать. В то же время разум рисует для себя необходимую для реализации этих действий картину будущего (и будем мы жить долго и счастливо, сразу после того как…), обосновывает её фактами из прошлого (это потому, что…), опираясь на это прошлое, описывает ситуацию в настоящем (мы повстречались неслучайно, ведь недаром…), назначает добро и зло (Бог есть любовь и забота о нашем благе, но злые люди пытаются помешать делать то, что мы хотим), и помещает себя в центре мифа, как носителя единственно возможного светлого начала (не мы такие, жизнь такая, а я хороший!).
Говоря проще, миф — это такое описание мира, при котором мои желания и реакции являются единственным возможным вариантом моего поведения в данной ситуации. Меняются желания или ситуации, меняется и миф, а разум всякий раз утверждает, что мир устроен именно так, как ему кажется, не замечая подмены. Как сказал Господь Саваоф, и это хорошо, потому что помогает разуму продуктивно функционировать, не подвисая на нестыковках, непонятках, ошибках и прочих ляпах работы психики.
То есть глаза увидели какого-нибудь тараканищу, тело задрожало, в обморок упало, а психика говорит: «Мы врага бы на рога, да только…», — и всё красиво объясняет. Так вот появляется миф, согласно которому я уже не трус, а очень даже герой. Защищает себя таким образом психика от грубой реальности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как устроен мир. Этапы эволюции сознания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других