Как устроен мир. Этапы эволюции сознания

Andrei Popov

Исследование таких наук, как психология, антропология, философия и богословие привело автора к свежей идее – теории эволюционного развития сознания человека. Так как тема может показаться сложной, она изложена простым повествовательным языком, в манере диалога, хотя в её основании лежат глубокие научные изыскания. Автор не пытается убедить читателя, не выдаёт своё открытие за доказанную истину, но скорее призывает сформировать свое мнение в вопросах поиска смысла жизни и развития сознания.

Оглавление

Непростой мир обывателя

Хочется знать, как нужно жить. Мало понимать, что пальцы в розетку совать нельзя, хорошо бы понять более глобальные законы мироустройства, чтобы не жахнуло каким-нибудь возмездием, даже непонятно за что. Все чему-то учатся, люди не любят получать оплеухи от реальности, и кто-то более преуспел, уворачиваясь от них, а кто-то… В общем по-разному бывает, поэтому очень хочется понять, а как правильно, почему именно так, и как это всё работает.

У меня есть свой опыт, но я присматриваюсь к опыту других людей, и все мы интересуемся, что говорят главные специалисты — учёные.

А учёные рыщут в глубинах космоса и расщепляют атом, это очень здорово, но к вечеру они снимают свои белые халаты, приходят домой и… кто-то напивается, кто-то тоскует в одиночестве, а кто-то скандалит с женой. Никто не живёт в мире науки, каждый погружается в быт, в свои радости и горести. Наука прилагается к обычной жизни как то, чем удобно пользоваться, но не то, что эту жизнь определяет.

Если ты спросишь обычного человека о том, как устроен мир, то он (даже не будучи учёным) расскажет тебе про законы природы, нравственный закон внутри нас, про права человека и конституцию. И ни разу не соврёт при этом, на чём и попадаются дети и дураки. Хитрость в том, что по факту сам он живёт по совершенно другим законам и правилам. Для него не существует ни атомов, ни галактик, о науке он вспоминает, когда садятся батарейки в фонарике, а о нравственном законе — в присутствии государственных чиновников. Исповедуя официально одни правила, мы фактически живём по совершенно другим, и считаем специалистов в этих других правилах не лжецами и лицемерами, а умными и находчивыми людьми. Разве я не прав? Ну, смотри: например, каждый из нас утверждает, что обманывать нехорошо, но каждый время от времени этим грешит, правда же?

Я не лучше остальных, я тоже живу в своём обыденном мире, и знания о квазарах и бозонах Хиггса мой быт не изменили. Мой собственный мир как был субъективен, так и остался, независимо от достижений науки. Поэтому давай отложим науку в сторону и будем рассуждать здраво, то есть о том, что есть для нас наш мир фактически, а не с точки зрения того, как было бы правильно.

Итак, если открыть пошире глаза и осмотреться, то мир нормального человека устроен таким образом, что есть добро и зло. Добро — это главным образом люди, которые нас любят и делают нам что-то хорошее, а также аналогичные проявления со стороны природы, общества, науки той же самой, и так далее. Зло — это когда нас не любят и что-то норовят отнять или чем-либо расстроить. И мир устроен так, что добро торжествует над злом, добрые люди убивают злых и справедливо делятся с нами их богатством. Историю пишет победитель, чаще всего для того, чтобы оправдать свою жестокость и вероломство.

Стыдно признаться, но подспудно таким образом мыслит большинство из нас. Посмотри популярный фильм или почитай бестселлер, и ты заметишь, что авторы творят именно из этой позиции, потому что зритель исповедует эту философию, какой бы странной она ни казалась — кто победитель, тот и прав, потому что он хороший парень.

Но стоит тебе, дорогой читатель, сделать один неверный шаг, и ты рискуешь оказаться по ту сторону добра и зла, то есть в стане отрицательных персонажей. И там ты с ужасом обнаружишь, что они такие же люди, которые имеют такие же представления о добре и зле, только злом считают тебя и твоих друзей. Если это уже случалось с тобой однажды, то твой мир простого обывателя, возможно, пошатнулся, накренился и перестал казаться верным и надёжным. Тогда нам с тобой по пути, и я расскажу, куда сам добрался в поисках истины.

Начнём с простого: у каждого есть свой личный, собственный мир (я наедине с собой), и есть мир общий, в котором живём все мы. Согласен?

Ну да, помню, как выше говорил, что есть мир отдельной семьи, какого-то клуба или другого народа, но в целом миры можно свести к двум основным: личный и общественный.

В каждом мире есть своя история, свои герои и враги, представления о добре и зле и о том, как устроен мир, и как в нём правильно жить. Эти представления я называю «мифом», и, по моим наблюдениям, каждая сформировавшаяся структура, будь то личность, община или народ, имеют свой характерный миф, в который честно верят, понимая, что это неправда, и постоянно нарушая его же правила. Простой пример — законы государства, которые каждый признаёт благом, но все понемногу нарушают.

Тут нужно сделать отступление, чтобы стало ясно, как такое возможно: делаем одно, думая другое. А то ты решишь, что все люди с ума посходили.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я