Реальность – антидот от иллюзий

Alex Space

В свете науки о человеке, будут рассмотрены доводы, опровергающие популярные иллюзии, берущие начало в глубинах человеческого сознания. Книга расскажет о вреде религиозного мышления. Будет показана нелепость концепции разумного замысла. Только адекватное мировоззрение открывает путь к полноценной жизни, без религиозных идей и институтов. Именно реальная научная картина мира и понимание эволюционной психологии может сделать нас счастливее и стать основой лучших естественных ценностей.

Оглавление

Феномен религиозного мышления

Развитие таких наук как антропология, нейробиология, эволюционная психология, делают эту область мышления всё более «прозрачной» для понимания. Первое, что приходит на ум в вопросе определения религиозного мышления — что это способ обработки информации присущий религиозным людям. Проявляется этот процесс в склонности, верить в сверхъестественные явления — духов, ангелов, богов, магию и прочие «удивительные вещи». Приписывание различных свойств случайным событиям тоже характерная составляющая такого рода псевдологики, но это только наиболее видимая часть этого понятия. Апофения, когда человек видит закономерности там где их нет это одна из граней такого восприятия мира. Апофения порождает мифы и теории заговора, мешает мыслить критический.

Несомненно, множество специалистов смогут расширить это понятие, подкрепляя его качественной аргументацией. Поэтому, здесь я постараюсь дать определение, которое будет употребляться в рамках и контексте последующей аргументации.

Основано оно на ряде исследований и наблюдений различных учёных. Помимо этого, я лично имел возможность исследовать этот вопрос, непосредственно наблюдая за деятельностью христианских общин. Отсюда в определении религиозного мышления, имеет место, привязка именно к христианским конфессиям и Библии.

Разумеется, давая определение религиозному мышлению, я не претендую на идеальный исчерпывающий ответ. Изучение этого вопроса в будущем вероятно прольёт больше света на механизмы, лежащие в его основе. Однако кое-какие выводы сделать уже можно и нужно, по причине потенциальных опасностей оного.

Религиозное мышление — это облегчённая форма мышления, для которой не присущ глубокий анализ и поиск необходимых фактов. Критический анализ отсутствует или имеет поверхностный характер. По этой причине в рамках такого сознания отсутствует необходимость в проверке получаемой информации. В исключительных случаях невероятные события объясняются другими ещё более невероятными причинами, что в свою очередь создаёт иллюзию адекватного логического рассуждения.

Авторитетам будь то человек или божество, уделяется чрезмерное внимание, граничащее и порой переходящее в раболепие, которое выражается в способности человека, находящегося в зависимости от кого-либо, так проникнуться своим рабским состоянием, что оно становится для него совершенно нормальным. Для религиозного мышления характерно слепое, беспрекословное подчинение таким авторитетам без критического рассмотрения требований. Сомнения воспринимаются как недостаток, и подавляются.

Субъективное ощущения спокойствия и умиротворения, наблюдаемое при совершении ритуалов расценивается крайне положительным образом сопровождая решение реальных или мнимых проблем, которые искусственно создаются в рамках самой религии. Например: создаётся страх перед злыми духами и предоставляется некая защита от них. Создаётся чувство неполноценности из-за греха и предлагается облегчение в виде прощения. Создаётся зависимость от ритуалов и предоставляется возможность участия в них.

Одно из следствий религиозного мышления, хочется подчеркнуть особо, это проявление раболепия — способность человека, находящегося в зависимости от кого-либо, так глубоко проникнуться своим рабским состоянием, что оно представляется ему законным, объясняет философский словарь Андре Конт-Спонвиля. «Раболепный человек готов исполнить и одобрить что угодно. Он не ждёт приказа, он жаждет его и торопится его предвосхитить. Проявлять раболепие недостойно человека, но ещё более недостойно — вызывать или поощрять раболепие в других», — рассуждал философ.

Очевидно, что корни этой наклонности, связаны с особенностями психики, развившиеся в ходе эволюции, вероятно для других целей. Например, способность вести мысленный диалог с другими людьми легко и естественно переходит к общению с вымышленными существами. Способность к абстрактному мышлению для решения насущных задач, даёт способность придумывать целые миры и мифических сущностей, которые их населяют.

Антрополог Паскаль Буайе автор книги: «Объясняя религию (природа религиозного мышления)» описывает склонность к вере с позиции эволюционной психологии. Подоплёку верований и религиозных обрядов он находит в принципах работы человеческой психики: религиозное мышление — это наиболее удобная, естественная форма мышления для человека, следствие приспособления нашей психики к окружающей среде. Эти и похоже ещё целый спектр различных причин — (например, социальные) делают р. М. Очень востребованным и популярным.

Заметим, что такое мышление для человека является более лёгким и естественным. Однако то, что естественно может быть как полезным, так и вредным свойством в зависимости от ситуации. Попробую пояснить наглядно. Будучи малыми детьми, мы скорее склонны верить на слово старшим без лишних вопросов. Например, маленький ребёнок, не имея опыта как различать съедобные грибы от не съедобных, не будет на себе проверять — правду говорит мама или всё-таки неправду? Гораздо эффективней и безопасней будет проявить доверие, не прибегая к лабораторным опытам, на проведение которых дитя тоже неспособно, опять-таки по причине отсутствия опыта и необходимых знаний. Недоверчивые индивиды, в таком контексте выживания, давно уже вымерли и своих генов скептицизма не оставили.

Склонность верить — это не всегда плохо, но плохо то, что мы её не осознаём, будучи взрослыми. А в этом мире очень много всевозможных мифов и заблуждений. В целом ситуация намного хуже и запутанней, чем с грибами из примера выше.

По причине лёгкости такого рода мышления, так много людей, которые сочетают взаимоисключающие убеждения. Например, адепты христианских конфессий верят в ненавистные для церкви гороскопы и обращаются к силам зла — шаманам и гадалкам, и прочим нежелательным элементам из разряда «чародеев». Вот, для справки, два места из библии на эту тему: «И когда скажут вам: „обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям“, — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мёртвых о живых?» (Исаия 8: 19) «А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы», (Откровение22:15)

Как видим т. н. Чародеи находятся в «чёрном списке» грешников вместе с убийцами, но как правило это нисколько не смущает некоторых верующих, что характерно для религиозного сознания. Выражаться это может в следующем: некто может просить совета у батюшки, одновременно занимаясь спиритизмом и астрологией. Покупать гороскопы у разных изданий не замечая разность их прогнозов для одних и тех же знаков зодиака. В реальности в умах верующих христианство сочетается с верой в переселение душ, астрологию, гадалок, теории заговора и прочие нелогичные прелести. Защитники веры, конечно, отделяют таких вольно думающих в отдельную категорию грешников, однако не существует такого уровня верующих чей разум был бы свободен от подобных оксюморонов, что мы обсудим чуть позже.

Отсутствие логики в таких поступках налицо, и это лишь маленький пример из множества. Наблюдение за верующими разной степени вовлеченности в религиозные практики, позволяет нам сделать уверенные выводы, относительно свойств религиозного сознания. Это своеобразный тип (способ) мышления, при котором зачастую выключается логика и здравый смысл. Если быть точнее, обычная логика подменяется на религиозное мышление, которое лишь создаёт иллюзию бурной умственной деятельности. Человеку кажется, что он вполне адекватен, но его поступки при этом говорят совершенно о другом.

Особенно яркие проявления такого мышления — институт инквизиции с его книгой «Молот ведьм» и всеми экзотическими способами пыток. Инквизиция унесла сотни тысяч жизней и все её кошмары прекрасно уживались в головах благочестивых, претендующих на образцовое милосердие христиан. Это хорошо иллюстрируется сказанным в книге: «В Поисках Человеческого У Приматов» приматолога Франса Де Вааля: «стоило человеку всего лишь усомниться в непорочности Девы Марии, готова была немедленно давить пальцы несчастного в тисках. Инквизиторы, не имевшие права проливать кровь, предпочитали, дыбу, и подвешивали жертву на связанных за спиной руках, привязав к ногам дополнительный груз. Такое обращение заставляет человека очень быстро забыть все, что он знал раньше, и отказаться от прежних представлений о связи между сексом и зачатием».

Это яркий пример противоречивости и поверхностности религиозного мышления — щепетильность в деталях и полнейшая слепота и бесчувственность к жертвам пыток. Таким образом во имя торжества своих идеалов, верующие даже не замечают, что нарушают заповеди своей собственной веры. В результате анализ своих поступков и желание разобраться в том, что действительно правильно, убивается напрочь, даже по отношению к собственным убеждениям.

Для религиозного мышления в целом не характерно углубляться в суть вопросов. Такое мышление больше связано с эмоциями и чувствами нежели с логикой. В противном случае оно бы превратилось бы в настоящий умственный труд — неприятный и тяжёлый. С другой стороны такой тип мышления предпочитает более лёгкий путь — довериться авторитету в сфере духовности. Последнему т. н. Наставнику достаточно просто сказать, что он специалист в своей области. В некоторых случаях достаточно просто надеть ритуальную одежду священнослужителя и магический эффект обеспечен.

Но самое страшное не в том, что человек склонный к вере не может разобраться в собственной жизни, в результате чего уничтожаются естественные врождённые человеческие качества — такие, как способность к эмпатии или проще говоря, способность сочувствовать и разделять страдания других живых существ. Многочисленные человеческие жертвы богам — прямое следствие такого мировоззрения. На алтарь религиозных войн до сих пор приносятся новые человеческие жертвы. Религиозные мотивы и аргументы постоянно используются для оправдания бесчеловечности и жестокости.

Последнее возможно благодаря, исключительной способности религиозного мышления — разлагать человеческое общество. Неудивительно, что огромное число мыслящих людей считают, что без религии наш мир стал бы гораздо лучше. Они сравнивают религиозные идеи с опасными вирусами мышления. Одним из таких выдающихся учёных является Ричард Докинз — этолог, эволюционный биолог. Если очень кратко выразить его объяснения живучести религии.

Клетка идеально приспособлена для выполнения и копирования инструкций. Поэтому живые клетки — идеальная среда для распространения вирусов, представляющих собой записанные тем же кодом инструкции: «размножай меня», «синтезируй для меня белки, которые позволят мне проникнуть в другие копировальные устройства» или клетки.

Компьютер специально предназначен для выполнения и копирования инструкций. Поэтому компьютеры — идеальная среда для распространения паразитических программ, записанных тем же кодом и содержащих инструкции: «размножай меня», «выполни такие-то действия, которые обеспечат мне проникновение в другие копировальные устройства».

Наконец, человеческий мозг (особенно детский) специально приспособлен для усвоения, выполнения и последующей передачи другим людям инструкций, «записанных» при помощи тех средств коммуникации, которые присущи человеку. Дети охотнее верят тому, что говорят им взрослые, нежели собственным глазам. Могут ли в подобном «копировальном устройстве» не завестись вирусы?

Пример такого вируса мозга — письма счастья или «магические письма», нередко религиозно-мистического содержания, рассылаемые по электронной почте (а также в сетях мгновенного обмена сообщениями и социальных сетях в Интернете) нескольким адресатам с призывом или требованием, чтобы получатель распространил копии сообщения дальше.

Эта практика очень сильно напоминает религиозные проповеди с призывами нести «благую весть» всем людям. Те же принципы «благословения и проклятия» соблюдены. За распространение обещаются награды и спасение, а за упущение следовать инструкциям — наказание — смерть или вечные адские муки. Ну если даже примитивные письма счастья, имеющие ряд разновидностей, достигают своих адресатов, понятно, что и религиозные идеи размножаются с успехом т. к. Обладают свойствами информационного вируса. Также стоит заметить, что древние истории, записанные во всевозможных священных книгах, прошли естественный отбор на протяжении многих столетий в силу своей привлекательности для религиозного мышления.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я