#Безднища

Albireo MKG, 2021

Невыдуманный рассказ о том, как я с группой уличных музыкантов ездил в Мюнхен. Зачем поехал я, писатель и психолог? Один из них мой Друг. Мастер романтического абсурда. Все истории реальны. Никаких преувеличений. Вот стиль его мышления. И стиль книги: "Я: А ты долго был в Вероне? Мариян: Да. Я там даже спал одну ночь. Когда я был в Вероне второй раз, мне там больше понравилось, потому что я в Италии тогда первый раз был." Вы думаете это оговорка? Нет, это элемент его фирменного стиля! Содержит нецензурную брань.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги #Безднища предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Oh no, this is the road to hell

*11

Мы заходим в международный автобус. Он воняет искусственной кожей, новый, чистый, и вонючий. Вероятно, у меня что-то такое с лицом, потому что Божен пытается меня убедить:

— Святослав, ну неплохой же автобус, да?

Я качаю головой.

Божен всегда старается избегать конфликтов и недовольства.

— Автобус ужасный, но я ожидал, — улыбаюсь я, — чувствуешь, как пахнет?

Я и так выгляжу для европейцев как Шварцнеггер в «Красной жаре», я реагирую непривычно. У меня спокойное (вероятно, каменное, как у агента КГБ в пародиях) лицо, и когда они пытаются спросить не скучно ли мне, я говорю, что мне не бывает скучно, и говорю, что все хорошо, мне весело. Я снисходительно смеюсь, когда они возмущаются на какое-то неудобство. Потому что им ли возмущаться, они не делают ни движения, чтобы сделать хоть чуть — чуть поудобнее свою жизнь. Да и в неудобной Европе могли бы привыкнуть уже. Божен принюхивается, пытается оправдать их.

— Это потому что он новый же.

— Это да, а ехать-то как. 20 часов.

Мариян бы возмутился на запах, но на запах уже возмутился я. Одного достаточно, считает он. Мы занимаем каждый по два сиденья. Мариян любит так располагаться. Удобно. Когда ты одинок.

В автобусе меня настигают новые технологии. Передо мной сидит стареющая девочка, и у нее духи себя странно ведут. Либо она каждые 10 минут подбрызгивается, либо сейчас делают духи как освежитель воздуха, который периодически сам опрыскивает помещение. Я, конечно, думаю, что это новые технологии. Правда, там что-то сломалось, и девочка не может это отключить. Ну странно же представить, чтобы человек в автобусе каждые 10 минут, такскзать, вау — эффект и фурор хотел произвести, а?

Мы въезжаем в Сербию. Это не страна Евросоюза, поэтому у нас серьезный таможенный контроль. На территории Сербии нужно выключать телефоны, потому что они, даже если ты им не пользуешься, берут дикую плату за роуминг, независимо от твоего тарифа и что там тебе пообещали операторы.

У каждого сиденья в автобусе есть планшет с выбором аудиокниг и фильмов. Поэтому Сербию, пока мы едем по какой-то промзоне, мы решили просмотреть фильмами. Я выбрал сектантский ужастик «Солнцестояние», Мариян, он сидит через проход, — какой-то унылый боевичок в унылых цветах и качестве.

Чувствую его ладонь на плече.

— Я смотрю то же самое кино, что и ты, почему у меня там все уныло, а у тебя ярко?

Я хочу язвительно ответить, мол, делай как я, и у тебя будет ярко. В том и дело, что мы смотрим разное кино. Но я только усмехаюсь, и по улыбке в глазах вижу, что он этот ответ услышал и сказал это специально. Романтичный комплимент. Мариян невольно улыбается и смотрит в сторону.

Я бросаю взгляд на его экран.

— Ты не то же самое смотришь.

— Нет, то же! Вот иди, посмотри.

Идем к нему, естественно нет.

— Ты смотришь боевик, а я ужасы. У них качество разное.

— Но почему оно разное? — смотрит он на меня как будто это я подбирал фильмы для автобуса.

— Потому что мы живем в постапокалипсисе после падения Империи, где было одинаковое качество. Мир возможностей, понимаешь? Фильмам можно быть разного качества, это никто не проверяет. Общества не существует, это мир разрозненных группок одиночек, — никогда не упускаю возможности ткнуть людей в зловонную кучу последствий капитализма.

Аверче тихо ругается.

Я знаю, что он не смотрит ничего настоящего, ничего, над чем бы он мог задуматься. Любая реальность свернет его с его трудного и важного пути. Я криво улыбаюсь и возвращаюсь к себе.

Мой фильм про пару, парень хотел с девочкой расстаться, потому что она ноет, и ей нужно поговорить все время, и, вообще, она хочет отношений близких, а они не ладятся. Но он трусит ей сказать, собирается с приятелями в Швецию развлекаться с доярками, и зовет ее с собой, при этом, приятелям говорит, что он ее просто так позвал, что она не поедет, приятели тоже хотят, чтоб он ее бросил. Но в результате она, таки, едет. Один из приятелей сектант, и зовет их в свою секту, в общину, типа.

Они приезжают, видят сильно странные вещи, ну, например, там люди в 72 года кончают с собой, прыгают со скалы. И все такое.

Короче, главная пара то ругается, то просто отчужденно себя ведет там. Находится сектантка, которая хочет переспать с парнем, парень — сектант пытается обработать девочку, чтоб она осталась в секте… короче, девочка становится там Майской королевой, парень трахается с сектанткой, главная героиня это видит. И нужно в прекрасный праздник принести 9 жертв. Всех приехавших, конечно, сектанты порешили, осталась вот эта пара. И эту Майскую кралицу12 просят выбрать девятую жертву, там нужно четверо приезжих, четыре сектанта, и вот девятый как решит королева — сектант или приезжий. Приезжий — это, вот, ее парень, сектант там вызвался добровольно. Девочка выбирает в жертвы изменника. Жертвы заживо сжигают. Ах да, девочка — психологиня.

Конец. Девочка остается живая. Непонятно, уходит она из секты или нет, не показали. Что становится с королевами-тоже не показали. Видимо, решили, что бабайка и так достаточно страшная.

А я вот к чему, в моей жизни были поездки с людьми, которых я сильно — сильно любил, но с которыми что-то не ладилось. А хотя какое «что-то». Я их любил, а они меня нет. Вот и все. Только это не ладится всегда. Кто-то любит, а кто-то нет. Все остальное — другие люди, которые вам мешают, условия какие-то, обстоятельства, это все самоложь. Не обманывайте себя. Мы часто думаем, что в поездке станет лучше, что поездка сблизит, потому что там вы будете вместе. Нет. Сначала должно быть вместе. А потом уже поездки. Поэтому знайте это и никогда не ездите с человеком никуда, если не уверены в нем. А то или вас сожгут, или вы сожжете. Или человека, или себя изнутри.

Если вам нужно больше, чем человек может дать — не притворяйтесь, что со временем вы это получите или что вам достаточно. Если вам невесело и нехорошо — уходите. Просто уходите, помните — что вы имеете на это полное право. Сказать — не хочу. И уйти. И найти место и людей, с которыми вам будет безоговорочно хорошо. Это, может, и не легко, но это того стоит. Вы заслуживаете честных и близких отношений. Без компромиссов.

И да, если вы окажетесь в такой ситуации, когда вам можно будет вот так отомстить, выместить боль, как вам кажется, не делайте этого. Оставьте его. Лучшая месть любому обидчику — это стать счастливым и не дать тому, кто принес вам несчастье, победить, не дать донести его до вас. Пусть оставит его себе.

Мы въезжаем в Белград. Вот от этого я отвык уже тут, в Европе. Белград — настоящий Город. Красавец. Гордый, строгий, направленный в будущее. Уже темно, и он весь сияет. Европа ночами темная, словно ты в лесу. А Белград весь подсвечен, вдоль дорог белые фонари, светятся торговые центры и какие-то театры, с незавешанными рекламой окнами. Я уже и забыл, как выглядят окна, которые не боятся смотреть в жизнь. В домах, высотных, а не раскрашенных в канареечные цвета четырехэтажных уродцах, светятся окна, не словно они при свечах сидят, а нормальным белым светом.

Ночь. Мы устраиваемся спать. Мариян ложится лицом в мою сторону, я, чтобы не тыкать его, если что, ногами в лицо, ложусь так же. Хотя, конечно, было бы удобнее устроиться головой к окну. Но он может себе позволить только такое «ближе». Он вытягивает руку, перегораживая проход, едва меня касаясь. Но как только его сознание освободилось от тела, оно кидается ко мне. В наш Эрдберрот13.

ХХХХ

Мы в Венгрии.

Впереди меня образец оптимизма болгар. Ну, так все славяне делают, конечно. Дядька передо мной, скачал прямо сейчас курс венгерского для начинающих и смотрит фразы. Мужик, мужик, это надо было делать ДО потопа. Мы уже в Венгрии, ты не успеешь. Курс он смотрит, периодически отвлекаясь на ленту Facebook с котиками.

Остановились мы на заправке. Туалет платный. В мелких евро и венгерских тугриках. Система, автомат, турникет. А у болгар нет ни тугриков, ни евро. И никакого обменника нет. Ну, болгары под турникетом все проползли, да и все.

Ну, вот поэтому Болгария, понимаете? Поэтому мы выбрали ее, для переезда. Нам нужна была страна людей, способных массово ползать под турникетом В общем, болгары, я вам скажу, вносят свой вклад в борьбу с империализмом. Ну, на свой искренний болгарский лад.

В туалете надпись на плохом английском: пожалуйста, не сорите в туалете, вы же все-таки в Европе.

Ниже подписано на венгерском: кто вам сказал, что Венгрия — это Европа? Не смешите! Фашисты отсталые.

Еще ниже на английском: мы — патриоты.

Еще ниже, на венгерском: вы дураки, а не патриоты.

Обожаю, когда «стены говорят». Я люблю переписки незнакомых людей в лифтах, туалетах, подъездах, на стенах.

Венгрия — очередная деревня. Там, где видны остатки Империи, там красивые клочки, конечно.

Теперь мы едем в Чехию. Я слушаю аудиокнигу «Болгары старого времени», Любена Каравелова.

Помните все эти американские ужасы, где у телефонов нет сигнала. И русские думали, ну, конечно, чтобы зрители решили, что все достоверно, придумали мульку про нет сигнала, а дальше снимают как до мобильных. Нет, все правда, едешь по Европе, у тебя периодически отрубается сигнал.

Перед нами чешские елки, по которым скакала Золушка.

Вы, конечно, тоже ожидаете, что тут везде Дроздобороды, Золушки и поет Карел Готт. Но нет, я еду в другую страну. Я в Чехию еду, а та страна была Чехословакия. Это совсем — совсем разные страны.

ХХ

— Мне нужно кое-куда! — заявляет Мариян на вокзале, — мне нужно поменять деньги, и еще одно дело сделать. Идем со мной!

Асен хотел бы бежать с Марияном. Но нет, это наша Прага. Он жил тут восемь лет. В своих медитациях, много лет назад, я смог с ним связаться, когда он был здесь. Я хотел переехать в Прагу, мы даже вели уже переговоры с перевозчиком, но потом почему-то все как-то заглохло, а потом и перевозчик пропал. Как потом выяснилось, Мариян в это время уехал из Праги. В Болгарию. Мы стали рассматривать Болгарию (конечно, исключительно из-за квантовой запутанности14, я понятия не имел, где он, уедь он в Германию, мы рассматривали бы ее, наверняка), но потом он уехал в Гонконг, и с Болгарией тоже все заглохло. Потом я устал метаться, и мы решительно вернулись к Болгарии — надо же с какой-то страны было начинать. И он вернулся в Болгарию, в тот же год, и в тот же город, когда и куда приехали мы. Хотя сам он из соседнего городка. Он несколько месяцев жил в палатке в парке, ждал, пока я его найду. А мы каждую ночь обходили этот парк, словно шли на зов, доходя почти до его конца. Почти. Мы поворачивали раньше назад. Всегда доходите до конца.

Теперь ему нужно было показать мне свою Прагу. Но у нас так мало времени. Мы бегом бежим к обменнику. Мне бы тоже хотелось несколько чешских тугриков, потому что это Европа же, поэтому Чехия не принимает ни за билеты, ни за туалеты ничего, кроме их местечковых тугриков. Карты тоже далеко не везде в Европе принимают, по сравнению с Россией, например. Но он говорит, чтобы я оставил евро, его крон хватит. Дальше у нас беговая экскурсия по центру Праги.

— Тут я жил! — пробегаем мы мимо подъезда.

— А вот кафе, в котором я каждое утро брал кофе! — пробегаем мы мимо кафе,-только оно раньше было меньше, тут ремонт сделали, и называется оно сейчас по — другому!

— Вот парк, я тут гулял! — пробегаем мы сквозь парк.

— Вот это место мне очень нравилось, потому что тут спокойно и не шумно, — пробегаем мы мимо скверика между домами.

— А вот кафе, где я эти восемь лет работал, — вбегаем мы в кафе. Оно почти пустое.

— Вот за этой стойкой я и работал! — указывает он на обалдевшую девочку за стойкой, мы пробегаем в следующий зал, — а вот музыкальный зал, я тут тоже играл. Тут раньше маленько иначе все было… вот тут была сцена, а вот тут еще одна стойка.

Он открывает дверь в служебное помещение, оттуда на него изумленно смотрит тетенька, это офис.

–точно, у кафе же хозяин сменился, — вспоминает он, захлопывая дверь.

Распахивает дверь на кухню. Никто ему не мешает, ни официанты, ни бармены, но все смотрят. Мариян действует очень целеустремленно. Целеустремленность без цели его сильная черта.

— А где?.. — возмущенно начинает он на чешском.

— Мариян! — слышу я радостный возглас.

К нам выходит темнокожий мужчина. Он счастливо улыбается, пожимает руку Марияну, мне.

— Это русский, мой друг, — говорит Мариян.

Мы знакомимся. Мариян говорит, что мы проездом, что он едет в Германию, играть. Нам желают удачи, и мы выбегаем из кафе. Бежим дальше. У Марияна в Праге знакомый стоматолог. Нужно взять телефон. Беговая экскурсия продолжается.

— Вот тут я играл на улице, — пробегаем мы площадь.

Забегаем в офис.

— Мне нужна госпожа… Коварова, Овчарова, Ожирова, как-то так, — говорит Мариан девушке у стойки.

— Маркова? — уточняет девушка.

— Да, точно, — он вспыхивает ослепительной улыбкой, и девица невольно расцветает.

У меня очень красивый друг. Ему прощают эгоизм, надменность, некорректность и хамство. Мы все прощаем красоте. Лишь бы она была с нами. Не понимая, что, если ее не беречь, не заставлять ее постоянно подтверждать, что она красота, она исчезнет. Останется некрасивый хам.

— Вы хотите записаться к ней на прием? — спрашивает девушка.

— Нет, мне нужен ее телефон.

Девушка дает визитку.

— Госпожа Маркова работает по понеде…

— Спасибо! — перебивает ее Мариян, забирая карточку, вежливо кивает и выбегает из офиса.

— Извините, он у меня маленько не в себе, — улыбаюсь я девушке ярко и тепло, делая красноречивый жест, помахав ладонью у виска.

Она заговорщицки мне улыбается. Я выбегаю за ним. Этот спринтер уже на низком старте.

— Времени мало, бежим назад! Нужно еще купить билеты! — говорит он.

И мы бежим обратно.

На вокзале у туалета нет разменного автомата, можно кидать только определенные монетки, которые негде взять. Зато на улице стоит бетонный памятник толерантности и прогрессу. Открытый туалет для мужчин. Столбик с четырьмя раковинами по кругу. То есть можно вчетвером стоять лицом друг к другу и радоваться победам демократии.

Мне удалось порадоваться одному.

Вообще, для меня очень важно, чтобы городское пространство имело удобства для людей — общественные круглосуточные туалеты, краны с водой, лавочки на улицах и в торговых центрах, крытые помещения, где можно просто укрыться от дождя и ветра, посидеть, съесть булочку, которую принес с собой, провести встречу или урок, переодеться — на моей Родине, в Советском союзе такие были, — круглосуточные аптеки. Я из Красноярска, я разбалованный прогрессивностью этого Города. Европа для меня отсталая деревня. Москва тоже — я помню, как мы бродили по центру полночи, в поисках аптеки. В Красноярске просто не стоит такой вопрос — искать. Все рядом. Вся инфраструктура в любом районе. 24/7. Все, что не учитывает людей и не экономит их время, по мнению красноярцев не имеет права называться Городом. Если ты не для людей — ты случайное поселение, кучка бесцельно сбившихся людей, но не формация, не Город.

Про красоту Праги. Да как любой европейский город, декорация для советской сказки про средневековье. Миленько посмотреть, если ты потом вернешься в цивилизацию. Я, вообще, в своей жизни много ездил, испытывал страны на разных уровнях, жил с очень богатыми людьми, видел и трущобы многих стран. И всегда, откуда бы я ни возвращался в Красноярск, первым делом я выдыхал — цивилизация. Красноярск равнодушен, он разборчив в друзьях, он скорее — «быстро сказали, что надо и топайте отсюда», чем «добро пожаловать». Но если ты не эмоциональная попрошайка, если ты знаешь как жить, если у тебя есть вектор жизни, то тебе в нем будет очень удобно.

И точно Красноярск не тот Город, который будет отвечать на «ну — ну, что тут у вас, посмотрим, оценим». Он даже не фыркнет в твою сторону. Ты случайно занесенный ветром неживой мусор, уходи. Ему не до тебя. Ему до людей, которым не до тебя. Да, отвлекся, ну, Красноярск тот Город, на который имеет смысл отвлечься. Прага же, как осколок застывшего прошлого. Причем, ведь прошлое, это когда-то, на стреле времени было настоящим и даже будущим, а тут именно такое, Прошлое, с большой буквы, без настоящего, и без будущего.

ХХХХ

Мы наконец в Германии. Нам нужно пересесть в другой поезд. Юридически. То есть физически мы сидим, где сидели, но нам нужно заново купить билет, заплатить какие-то пошлины. Мариян идет разбираться. Он не знает немецкого, с ним подрывается Асен, хотя он тоже не знает немецкого. В компании немецкий знаю только я. Я пожимаю плечами, мол, нужно будет — прибежит.

Обсуждаем с Боженом Германию, он тут уже был, он рассказывает мне, куда бы он хотел сходить. Это мечты, потому что паутина его никуда не отпустит.

Так и вышло.

Я смотрю в окно, мы проезжаем несколько немецких городков. На зданиях и в небе, элементами декора, облаками и следами от самолетов — квантовое признание в любви, знак души моего аверче. У нас у всех свой есть. Просто мы с аверче знаем знаки друг друга.

Когда я искал его, встречая похожих на него людей, я так мучился, не понимая как проверить, он это или не он, я так боялся не узнать. Хотя надо было бояться, что не узнают меня, ведь я знал, что он не должен меня помнить (хотя есть группа веток в мультиверсе15, где и он меня помнит), но мне тогда это было неважно. И только когда я встретил Марияна, вероятно, так сильно мне стало важно узнать, он ли это, что я вспомнил очевидное — проверить этот «паспорт души». И ведь на месте, где он играл, был нарисован на дереве его знак, кем-то, не им, сложенные вещи и даже ножки стула изображали его знак.

Мы выходим из поезда. Нам нужно сегодня заселиться и забрать вещи, за которыми мы приехали, Мариян оставил их в Мюнхене у знакомых в прошлый раз. Собственно, мы за ними-то и приехали. Ну и, конечно, заработать миллионы. Потому что все знают, что в Германии все зарабатывают миллионы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги #Безднища предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

11

О нет, это дорога в ад. Песня Криса Ри.

12

Королева (болг.)

13

Счастливый мир сновидений из книги Евгении Высоковской «Назад в Эрдберрот», где встречались реальные люди и помнили об этом.

14

Явление, при котором квантовые состояния двух или большего числа объектов оказываются взаимозависимыми. Такая взаимозависимость сохраняется, даже если эти объекты разнесены в пространстве за пределы любых известных взаимодействий.

15

Термин из эвереттической трактовки мироустройства. Мультиверс — это совокупность миров, которые появляются при совершении выбора любым наблюдателем. Реальность ветвится, потому что реализуются все варианты. Все реализованные варианты и есть мультиверс.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я