100 шедевров русских художников

Группа авторов, 2013

В альбоме представлены самые прославленные, пользующиеся неизменной популярностью у зрителя произведения русского изобразительного искусства XII – начала XX века, от замечательных образцов древнерусской иконописи до работ мастеров модерна и авангарда. Для широкого круга читателей. [i]В формате pdf A4 сохранен издательский дизайн.[/i]

Оглавление

Рублев Андрей Ок. 1360 — ок. 1430)

Спас

Три потемневшие, полуразрушенные иконы были найдены в 1918 году экспедицией реставраторов в дровяном сарае недалеко от собора Успенского собора на Городке в Звенигороде. После расчистки и реставрации было установлено, что «Звенигородский чин» — это, возможно, часть иконостаса этого собора и самое раннее из дошедших до нас произведений Андрея Рублева. По сравнению с византийскими прототипами образ Христа у Рублева лишен суровости и холодной отстраненности, он предстает как воплощение мягкости и задушевности, как сосредоточие Божественного света горнего мира, как самый совершенный образец предвечной гармонии и любви. Его философски-сосредоточенный и одновременно кроткий лик словно устремлен в душу молящегося — при соприкосновении с ним сияние Божественной славы становится явным, непосредственно проникающим в нас.

Спас. Из «Звенигородского чина». Начало XV века. Москва. Государственная Третъяковская галерея, Москва

Троица

«Троица» — единственное бесспорное произведение Рублева. В Ветхом Завете повествуется о том, как старцу Аврааму и его жене Сарре явился Бог в виде трех мужей-ангелов. Авраам и Сарра приготовили для них трапезу, затем один из ангелов предсказал пожилым супругам рождение долгожданного наследника, сына Исаака, который станет родоначальником «великого и сильного» народа.

Согласно христианскому вероучению, Бог является человеку в трех разных ипостасях. Левый ангел на иконе — Бог Отец. Над ним возвышается дом как символ творения мира. Центральный ангел — Бог Сын, то есть Христос, который принесет себя в жертву ради людей и воскреснет; над ним дерево — символ воскресения и креста. Правый ангел, Святой Дух, — вечное Божественное начало мира; над ним гора, символ духовного восхождения. Центральное место в иконе занимает чаша на столе — символ жертвы Христовой.

Идея единства — суть «Троицы» Рублева, она выражена в иконе как идеал любви и гармонии, которые должны царить в мире.

Икона была исполнена для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где находится гроб с мощами основателя монастыря преподобного Сергия Радонежского. По преданию, «Троица» создавалась «в похвалу» Сергию Радонежскому, который мечтал о том, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего».

Троица. Ок. 1425–1427. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я