Понятия со словом «тойон»

Связанные понятия

Землепрохо́дцы — русские путешественники XVII века, осваивавшие неизвестные ранее территории Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Имели разное социальное происхождение — казаки, служилые люди, купцы. Многие из них были уроженцами Русского Севера.
Присоединение Чукотки к России — исторический процесс, протекавший с сер. XVII — по нач. XX веков, окончательно завершённый после Гражданской войны.
Якутское воеводство — самое восточное воеводство Русского царства, существовавшее в 1638—1708 гг.
Дючеры или дучеры — русское название народа, жившего в XVII веке на берегах Амура, приблизительно от устья Зеи до устья Уссури, и несколько ниже по течению.
Онгон — дух предка семьи или рода, его культовое изображение в культуре монгольских и тюркских народов.
Зайсан (от китайского титула «цзай-сян») - должность у алтайцев, западных монголов.
Экспедиция Семёна Дежнёва и Федота Попова (1648—1660) изначально имела цели, значимые для промышленников — поиск моржовой и рыбной кости, но принесшая важные научные результаты, самым главным из которых стало открытие пролива между Азией и Америкой. Об этом открытии большинству учёных стало известно только почти через 80 лет благодаря Великой Северной экспедиции, когда отчёт о плавании был обнаружен в архивах Тобольска благодаря исследованиям Миллера.
Тотем волка — религиозно-социальная система, распространенная среди монгольских народов, в основании которой лежит культ волка.
Обо́ (реже обоо, овоо) (монг. овоо, бур. обоо, хак. обаа «куча, груда, насыпь») — культовые места в культуре монголов, бурят, тувинцев, хакасов и других тюрко-монгольских народов Центральной Азии.
Яса́к (монг. засаг «власть»; тат. ясак — натуральная подать, башк. яһаҡ «подать, налог») — в России XV — начала XX вв. натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной. До начала XVIII в. взимался также с народов Поволжья.
Якутская лайка (якут. саха ыта) — древняя аборигенная порода собак, выведенная коренными народами Северо-Востока России, на так называемых «собачьих реках».
Алта́йский шамани́зм — региональная (и национальная) форма шаманизма. Территория распространения — Алтай. Как и у хакасов, якутов, казахов и других тюркоязычных народов Сибири, у алтайцев шаманизм испытал значительное влияние тенгрианства.
Аба (абалар, абинцы) — название северных шорцев, в XVII-XVIII вв. живших по р. Томи в районе устьев pp. Абы, Кондомы и Мрас-Су, а также сеока в составе этнической группы сагайцев хакасского народа. Хакасский сеок аба происходил от шорского рода, расселявшегося в XVIII веке около г. Кузнецка (хак. Аба-тура) по реке Аба. Исследователи считают абинцев предками шорцев долины реки Томь. До сих пор алтайцы называют Шорию «Аба чыш» — Абинская чернь, а хакасы — «Аба чирі» — Абинская земля.
Восстание юкагиров под предводительством Канивы, также Юкагирское восстание 1681—1684 годов или Юкагирская война 1681—1684 годов — вооруженный конфликт между ходынскими юкагирами, возглавляемыми вождем Канивой, с одной стороны и русскими и союзными им юкагирами и чуванцами с другой, происходивший весной 1681 — начале 1684 года. Явился последней попыткой юкагиров избавиться от власти России и вытеснить русских со своей территории. Завершился поражением восставших, что во многом обусловило прекращение...
Аги́нская степь — степная равнина протяжённостью около 100 км в Забайкальском крае. Расположена в междуречье рек Ага и Онон.
Гура́ны — забайкальцы, потомки от смешанных браков русских с бурятами, эвенками, монголами, маньчжурами.
Сео́к (южноалт. сӧӧк, кирг. сөөк, хак. сӧӧк) — род у алтайцев, шорцев и хакасов, группа людей, осознающих общность своего происхождения по мужской линии. У киргизов — родственники по линии свойства, сваты (кирг. куда сөөк).
Челдо́н, чалдо́н или чолдо́н — название коренных русских в Сибири и их потомков. Постоянное население из числа переселенцев из Европейской России сложилось в Западной Сибири в конце XVI—XVII вв.

Подробнее: Чалдоны
Солоны (кит. трад. 索倫, упр. 索伦, пиньинь: Suǒlún) — подгруппа эвенков, проживающие в северо-восточном Китае (Внутренняя Монголия и Хэйлунцзян). В XVIII веке значительная часть солонов был также переселена в Синьцзян, к концу XX века их потомки, как правило, уже не называли себя солонами. Солоны составляют основную часть представителей эвенкийской народности, проживающих в пределах КНР.
Золота́я ба́ба (коми Зарни ань; коми-перм. Зарни инь; хант. Сорни най; манс. Калтась-эква) — легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири, поэтому в Сибири Золотую Бабу иначе называют «Сиби́рский фарао́н».
Якутский городовой казачий пеший полк — историческое казачье формирование на территории северо-восточной части России.
Тунгусское восстание 1924—1925 годов — вооружённое выступление повстанцев из представителей коренных народов Севера в Якутии и районах Северо-Востока.
Шама́н — согласно религиозным верованиям шаманизма, человек, способный в состоянии транса общаться с ду́хами и излечивать болезни.
Бурят-монгольский волкодав, или хотошо (бур. хотошо нохой), — сторожевая порода собак, распространена в Бурятии, Монголии и сопредельных регионах.
Мифология алтайцев — совокупность мифологических воззрений, верований и культов алтайцев.
Палеоазиатские народы (также палеоазиаты, древнеазиатские народы) — ныне устаревший этнографический термин, введеный в обращение (в качестве гипотезы) русским этнографом Л. И. Шренком в середине XIX века, для обозначения ряда малочисленных северных народов (чукчи, коряки, айны и др.), населяющих Северную и Северо-восточную Сибирь, а также Курильские и Японские острова.
Яра́нга (чук. яраӈы — жилище, дом) — традиционное переносное или стационарное жилище чукчей. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири: эскимосов (мын’тыг’ак), коряков (юран'ы), эвенов, юкагиров. Имеет купольную форму и высоту от 3,5 до 4,7 метра и диаметр от 5,7 до 7-8 метров.
Нарты распространены в районах Северо-Запада России (Ненецкий АО и Ямало-Ненецкий АО), Сибири и Дальнего Востока. Наряду с упряжкой (способом расположения собак или оленей) и упряжью, важнейший элемент северного упряжного собаководства и оленеводства.
Чува́шский мыс (Чуваший мыс, Подчуваший мыс, Потчеваш) — историческая местность на подножии Алафейской горы на берегу реки Иртыш вблизи г. Тобольска. Знаменит тем, что в этом месте 26 октября (4 ноября) 1582 года произошла решающая битва дружины Ермака с войском сибирского хана Кучума.
Аги́нская степна́я ду́ма (1839—1903) — исторический орган местного самоуправления агинских бурят в Российской империи.
Чум (наиболее близкое — удмуртское чум, палатка, шалаш) — традиционное жилище конической формы. Состоит из рамы, которая составляется из жердей и покрывается берёстой, войлоком или оленьими шкурами. Жилища такой формы распространёны по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана у финно-угорских, кетско-енисейских, тюркских и монгольских народов. Диаметр чума в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров.В других языках известен как чом (палатка, шалаш) у коми, мя" (дом) у ненцев...
«Белый царь» (монг. Цагаанхаан?, ᠴᠠᠭᠠᠨ ᠬᠠᠭᠠᠨ?, калм. Цаһанхаан, ᡔᠠᡎᠠᠨ ᡘᠠᡎᠠᠨ, тюрк. ?????, Aqqaɣan) — прозвание, которое давалось восточными народами (тюркскими и монгольскими) русским царям начиная с Иоанна Грозного. Употреблялось также среди кубанского казачества.
Амана́т (араб. أَمَانَة‎ от أمان‎ «безопасность») — в восточных языках слово, означающее заложника. В старорусском языке было своё слово — таль.
Степна́я ду́ма — историческая административно-хозяйственная единица в Российской империи в 1822—1903 годах. Учреждена реформой Сибирского управления на основе «Устава об управлении инородцев» 1822 года, составленного М. М. Сперанским. Функционировала как высший орган ограниченного самоуправления некоторых народов Сибири, ведших кочевой или полукочевой образ жизни (у бурят, хакасов, якутов, эвенков) — то есть, согласно терминологии Устава, у «бродячих и кочевых инородцев». Вся администрация степных...
Араты (монг. ард — трудящийся, народ) — социально-этническое сообщество монгольских крестьян-кочевников. Проживают в Монголии, Китае. Основное занятие — скотоводство. До революции 1921 года араты составляли 92,2% населения Монголии, владели 50,5% поголовья скота. Араты, проживающие в Китае, считаются составной частью населения автономных районов Внутренней Монголии, а также провинций Синьцзян и Цинхай. Сельские жители Республики Тыва (РФ) также называются аратами.
Буря́ты (самоназвание — буряад, буряад зон, буряадууд) — монгольский народ, говорящий на бурятском языке. Наиболее северный монгольский народ.
Гаоцзюй (кит. трад. 高車, упр. 高车, пиньинь: Gāojū, Gaoche — высокие повозки) — древний кочевой народ хуннского происхождения. Гаогюйцы потомки древних чи-ди (красные варвары). В III веке до н.э. чи-ди были вытеснены в степь, где они уже под самоназванием 'дили' заняли пространство от Ордоса к западу. Потом китайцы начали называть их гаогюйскими динлинами.
Шерть (от араб. šart «соглашение, условие», см.: алт. šert «клятва»; хак. сирт) — присяга на верность договорным отношениям с Русским государством. Слово «шерть» впервые встречается в русских грамотах 1474 года. Тюркоязычные народы заимствовали арабское слово для процедуры заключения договора международного характера и передали эту практику русским властям. Процесс заключения договоров с принимаемыми под «высокую государеву руку» назывался шертованием.
Бра́тский остро́г — крепостное сооружение (острог), основанное в 1631 году казачьим пятидесятником Максимом Перфильевым на реке Ангаре у Падунского порога.
Нерчинское воеводство — забайкальское воеводство Русского царства и Российской империи, с центром в Нерчинске, существовавшее в 1655-1783 гг. Административно входило в состав Тобольского разряда.
Удский округ (также Удская округа) — округ (округa) в Приморской области Российской империи. Занимал узкое пространство вдоль берега Охотского моря, с севера примыкал к Охотскому округу, с юга — к Хабаровскому, с запада — к Якутской области, а на востоке омывался Охотским морем. Название ему дала река Уда. Площадь составляла приблизительно 89 тысяч квадратных вёрст. До 1880 года окружной центр — Удское (Удск), затем — Николаевск. После 1880 года в округе вырос порт Чумикан. Административно подчинялся...
Пе́ра (Пе́ля, Пе́ря, Экспе́ра; коми окс Пера) — легендарный богатырь, культурный герой, персонаж коми-пермяцкого эпоса.
Киби́тка (от тюрк. ки­бит, ки­бет — кры­тая те­ле­га, лав­ка, ма­га­зин­чик; также араб. koubbet‎ — «палатка») — крытая или с верхом повозка или сани.
Устав «Об управлении инородцев» (1822) — законодательный акт Российской империи, наряду с «Уставом о сибирских киргизах» определивший систему управления коренными народами Сибири (инородцы). Большинство его положений действовало вплоть до Февральской революции 1917 года.
Улу́с (монг. улс, бур. улас, башк. өлөш, тат. олыс, каз. ұлыс, якут. улуус, узб. ulus, улус) — монгольский и тюркский социальный термин со сложной семантикой, служащий в основном для обозначения понятий «народ, государство».
Иёмантэ — обычай ритуального убийства бурого медведя у айнов с целью отправить его дух в мир духов, в котором он должен вновь стать одним из камуев (духи предков в айнской мифологии).
Буря́тские каза́ки, или Буря́тское каза́чество — иррегулярное воинское формирование в составе Забайкальского казачьего войска во времена Российской империи.
Урянха́йский край (тув. Таңды Урянхай, кит. трад. 唐努烏梁海, упр. 唐努乌梁海, пиньинь: Tángnǔ Wūliánghǎi) — русское название Тувы в 1914—1921 годах. До 1912 года край находился под властью маньчжурской династии Цин, правившей Китаем, под управлением Китайской палаты внешних сношений и носил название «Танну-Урянхай».
Культ медведя — особое отношение к медведю, почитание его, комплекс обычаев и обрядов по отношению к нему. Медведь фигурирует в мифах многих народов Евразии и Америки. В разных традициях он мог являться божеством, культурным героем, прародителем, духом-охранителем, хозяином нижнего мира и т. д.
Па́льма, палма, палёмка — сибирское древковое оружие типа глефы. Представляет собой однолезвийный ножевидный наконечник с хвостовиком, закреплённый на длинном древке.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я