Понятия со словом «старообрядка»

Связанные понятия

Дворо́вая боя́рыня, верхо́вая боя́рыня — дворовый чин, в который избирались обычно вдовы, в основном из родства цариц или же по заслугам из придворных женщин меньшего чина, преимущественно из казначей, реже и из кормилиц, после долгой и испытанной службы.
Дети царя Алексея Михайловича — второе поколение русских царевичей и царевен из династии Романовых.
Матрёна Ивановна Балк, урождённая Модеста Монс — близкая подруга и статс-дама императрицы Екатерины Алексеевны, старшая сестра Виллима и Анны Монс, жена Фридриха Балка. От этого брака происходит вельможный род Балк-Полевых. Мать скандально известной Натальи Лопухиной.
Тимофей Петрович Савёлов — стольник (1676), думный дворянин (1678), патриарший боярин, окольничий (1689), родной брат Иоакима (Патриарха Московского). Воевода в Трубчевске и в Суздале.
Повивание невесты (повивание молодой, крутить голову, окручивание, окручение, выкрутка, обабить, сповиваня молоды) — обряд первого одевания женского головного убора до или во время свадьбы, символизирующего переход невесты в половозрастную группу женщин.
Мамонтовы (Мамантовы) — русская купеческая династия, состояние которой составилось благодаря откупам. В Москве во 2-й пол. XIX века разделилась на две ветви, от Ивана и Николая Федоровичей.
Сиротинское девичье собрание — женская православная община, устроенная диаконом Василием Михайловым при Варваринской церкви станицы Сиротинской Второго Донского округа Области Войска Донского для «девиц, избравших безбрачное житие в посте и молитве»..
Список фрейлин российского императорского двора ежегодно публиковался в адрес-календаре Российской империи. Список строился по старшинству пребывания во фрейлинском звании.
Княжеский (великокняжеский) двор («княж двор», «государев двор») — монарший двор в древнерусских удельных и великих княжествах.
Голосов переулок — переулок Белого города (урочище Кулишки) в центре Москвы в районе нынешней Хитровки, существовавший до 1745 года между Хитровским и Подкопаевским переулками.
Разувание — древнерусский свадебный обряд, символизирующий покорность жены мужу.
«Деви́чий переполо́х» — оперетта Юрия Сергеевича Милютина, написанная им в 1945 году.
Драдедам (от фр. drap de dames — «драп для дам») — один из лёгких видов сукна, шерстяная ткань полотняного переплетения с ворсом. Имела распространение в XIX веке, обычно окрашивалась в светлые тона с орнаментом в полоску. Использовалась для изготовления платков, шалей, накидок.
Список внебрачных детей русских императоров включает как признанных бастардов российских правителей, так и детей, приписывавшихся им слухами, причём большинство имён относится к последней категории. У многих российских императоров, согласно сохранившейся информации, внебрачных детей не было.
Большое Голубино — бывшее село и дворянская усадьба в черте Москвы в современном районе Ясенево.
«Псковитя́нка» — первая опера Николая Римского-Корсакова в трёх действиях, шести картинах на собственное либретто по сюжету одноимённой драмы Льва Мея. Впервые поставлена в Мариинском театре Санкт-Петербурга под управлением Эдуарда Направника в 1873 году, переработана композитором в 1894 году.
Аламовская слобода — слобода в московском районе Измайлово, позднее Аламовская улица. Образована из крестьян деревни Аламово.
Декабри́стки — жёны, невесты, сёстры, матери осуждённых к каторге декабристов, которые добровольно поехали за ними в Сибирь.
Самойловы — семья русских актёров, члены которой прославились на сцене императорского Александринского театра XIX века.
По традиции, начавшейся с периода правления великого князя Василия III, духовником главы российского государства являлся настоятель (протопоп) Благовещенского собора Московского Кремля.

Подробнее: Список духовников российских монархов
Лыковы — семья старообрядцев, прожившая свыше 40 лет отшельниками в горах Абаканского хребта Западного Саяна (Хакасия).
Тафья́ (в пер. с перс. ‎— тагийе, от араб. ‎— букв. арка, свод) — маленькая плоская и круглая шапочка, плотно закрывающая макушку головы — подобие тюбетейки или ермолки, которую носили в старину (обычно под шапкой).
Михаил (Миша) Прушанин (или Прашинич) — «муж честен из Прусс», живший якобы в начале XIII века.
Шалый (Шалай) — упоминаемый в Государевом родословце предок дворянских родов Шепелевых, Новосильцевых и Нестеровых.
Титул императрица Всероссийская существовал с 1721 по 1917 год. Он был введен Петром I при превращении страны в империю и упразднён революцией.

Подробнее: Список императриц России
Смотр невест — обычай выбора жены главе государства из числа самых красивых девушек страны.
Синодик опальных — синодик для церковного поминовения, написанный по указанию царя Ивана Грозного. Составлен с целью поминовения лиц, пострадавших в годы его правления.
Список монахинь царской и великокняжеской крови включает княгинь, княжон, цариц и царевен из правящих русских династий (Рюриковичи, Годуновы, Шуйские, Романовы) принявших постриг, как по собственному желанию, так и насильно.
Абрикосовы — семья русских купцов, общественных деятелей, благотворителей. Владельцы кондитерского концерна «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей».
Ревни́тели благоче́стия, или боголю́бцы — небольшой круг духовных и светских лиц, объединившийся в конце 1640-х — начале 1650-х годов в Москве вокруг Стефана Вонифатьева, духовника́ царя Алексея Михайловича. «Ревнители» стремились к исправлению церковной и гражданской жизни в России путём утверждения благочестия на основе строгого следования церковным уставам и постановлениям Стоглавого собора 1551 года. В него входили «люди начитанные и искусные в деле проповеди»: настоятель Казанского собора Иван...
Знакомцы (держальники) — молодые люди из бедных дворян, которые жили в домах бояр. Татищев и Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона называет их держальники. Татищев уподобляет их с адъютантами.
Затрапе́зные (также встречается Затрапезновы) — ярославская купеческая семья, несколько членов которой принимали участие в создании и развитии русской мануфактуры при Петре Великом и в накоплении личного, огромного по тому времени, богатства. Основатели и первые директора ярославской полотняной мануфактуры — одной из самых первых и крупных в их время в стране.
Австе́рия, или аустерия (от греч. Ιστιαστηριον, трактир; лат. austeria; итал. osteria, харчевня; польск. austina, странноприимница) — в России при Петре Великом ресторация, питейный дом, гостиница и почти клуб для иноземцев и русской знати, устроенный на западный манер и по приказу царя после его ознакомления с европейским бытом.
Белопашцы — в Российской империи название сельских обывателей, владевших собственной землей и освобожденных от податей и повинностей, в противоположность «черносошным крестьянам», то есть крестьянам, обложенным государственными сборами и повинностями.
Шушун (сушун, шушпан, сумун) — женская верхняя короткополая одежда или кофта. Была распространена в северорусских и отчасти среднерусских областях Российской империи. Шилась из сукна, холста и других материалов с перехватом в талии, иногда на сборах сзади. Ворот, полы, рукава обычно украшались тесьмой. За рекой Окой шушун заменял женский сарафан из кумача или холста с воротом и висячими позади рукавами.
Священная артель — преддекабристская организация, начало которой положило юношеское общество мечтателей «Чока» (1810—1812), в котором самому старшему было восемнадцать лет, а Президентом его был Николай Муравьёв.
Босоногие (лат. discalceati, то есть необутые) — монахи и монахини (босоногие), не носящие обуви совсем или в течение определённого времени (с 1 мая до Воздвижения Честного Креста) или же носящие вместо обуви лишь сандалии, то есть подметки (из дерева, кожи, веревок) с ремнями. Первого обычая придерживаются босоногие францисканцы-обсерванты, последователи святого Петра Алькантрийского, которые появились в 1540 году в Пласенсии, в Испании, и распространились в Италии, особенно в Неаполе. Монахини...
Сноха́чество — практика в русской деревне, при которой мужчина — глава большой крестьянской семьи (живущей в одной избе) состоит в половой связи с младшими женщинами семьи, обычно с женой своего сына (связь свёкра с невесткой, называемой сноха). Эта практика получила особое распространение в XVIII—XIX веках, сперва в связи с призывом молодых крестьян в рекруты, а затем и в связи с отходничеством, когда молодёжь уходила работать в города и оставляла жён дома в деревне.
Придворные дамы Российской империи — дамы, состоявшие в придворном штате при императорском дворе и имевшие дамские звания (чины), согласно приведённой ниже иерархии.
Список фаворитов Елизаветы Петровны включает как мужчин, так и женщин, пользовавшихся благосклонностью императрицы и поэтому занимавших особенное место при дворе, и состоит из двух частей: перечисления её возлюбленных, а также списка её друзей-фаворитов, получавших благодаря её симпатии милости и влиявшие на политику.
Дом призре́ния — в дореволюционной России название благотворительных заведений с характером богадельни, дававших приют престарелым, убогим, а иногда и сиротам; хотя дома призрения сирот относились к сиротским домам, дома призрения исключительно малолетних бедных — к детским приютам, а дома призрения душевнобольных — к домам умалишенных. Как и богадельни, дома призрения были сословные и всесословные.
Фре́йлина (от устаревш. нем. Fräulein — незамужняя женщина, девушка, девица; нем. Hoffräulein) — младшее придворное женское звание в послепетровской России. Давалось представительницам знатных дворянских фамилий. Фрейлины составляли свиту императриц и великих княгинь.
Дворовые люди — лица, составлявшие в древней Руси придворный штат русских князей, великих и удельных, сильно разросшийся при московских великих князьях и достигший наивысшего расцвета при «государе, царе и великом князе московском и всея Русии». Это — «княж двор», «двор великого князя» и т. д.; этих дворовых людей не следует путать со слугами «под дворьским» (дворецким). В состав «двора» входили: бояре, окольничие, дворецкие, думные дворяне, стольники, чашники, стряпчие, сытники, ключники, конюшие...
Сватовство́ по-ру́сски — начальная церемония сговора свадебного, в ходе которой сторона жениха при посредничестве свата предлагала родителям невесты выдать их дочь замуж. Все обрядовые действия и условия совершения сватовства подчинены главной цели — получению согласия на брак.
«Петербургу быть пусту» (Петербургу пусту быти) — пророчество (заклятие) о гибели новой столицы, будто бы изречённое царицей Евдокией Лопухиной перед насильной отправкой её в монастырь — «Месту сему быть пусту!». Первые предсказания гибели Петербурга были зафиксированы ещё при Петре Великом в форме заклятий, и в их число входит и это.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я