Понятия со словом «рокадный»

Рокадная железная дорога — железная дорога, проходящая параллельно линии фронта, предназначенная для манёвра и перегруппировки войск, снабжения их материальными средствами, при необходимости — для эвакуации или ложных перевозок с целью дезинформации противника.

Связанные понятия

Рока́да (также рока́дный путь, от фр. rocade «объездная дорога») — железная, шоссейная или грунтовая дорога в прифронтовой полосе, проходящая параллельно линии фронта.
Полоса обороны — заранее подготовленный участок местности, выделенный для обороны воинскому соединению или объединению, на котором располагаются его силы и средства, организуется система огня, возводятся инженерные заграждения и фортификационные сооружения.
Полоса наступления — военный термин, под которым понимается чётко обозначенный участок местности, выделенный войсковому формированию для решения его боевых или оперативных задач наступательного характера. При определении ширины полосы наступления принимается во внимание сложный комплекс различных факторов...
Железнодорожная линия Астрахань - Кизляр — соединительная железная дорога от станции Астрахань до станции Кизляр через станции Линейная, Зензели, Улан-Холл и Артезиан. Линия общей протяжённостью 335 км построена в годы Великой Отечественной войны.
Оборонительный обвод — укреплённая линия, расположенная по периметру какого-либо стратегически ценного объекта или на подступах к нему, при этом особо важные объекты прикрывались несколькими оборонительными обводами, каждый из которых оборудовался в виде оборонительного рубежа.
Контруда́р под Сольца́ми (14—18 июля 1941 года) — один из первых успешных контрударов по немецким войскам, нанесённый им советскими войсками в районе города Сольцы. В результате контрудара немецкая армия была отброшена на 40 километров. Этот контрудар, а также последующая оборона Красной армии под Лугой задержали наступление противника на Ленинград почти на месяц, что позволило советскому командованию выиграть время для подготовки города к длительной обороне.
Красногвардейский укреплённый район — сооружение (УР) и формирование (ур) войск укреплённых районов РККА ВС Союза ССР, в Великой Отечественной войне.
Исходный район — военный термин, который обозначает район местности, оборудованный в инженерном отношении для размещения войск перед началом выполнения ими боевой задачи: наступательных действий, десантирования, форсирования водной преграды и т. п. Может быть подготовлен как заблаговременно, так и силами прибывающих войск с таким расчётом, чтобы они имели возможность не покидая его перейти к обороне в случае упреждающего удара противника.
Полоса обеспечения (зона прикрытия, предполье) (воен.) — полоса местности на пути вероятного удара противника, перед главным рубежом обороны.
Сплошной фронт — оборонительный рубеж значительной протяженности, повсеместно насыщенный войсковыми частями, промежутки и стыки между которыми прикрыты имеющимися огневыми средствами (артиллерии, танков, стрелкового и другого оружия), а также инженерными заграждениями.
Железнодоро́жный у́зел — пункт пересечения или примыкания нескольких железнодорожных линий (минимум трёх), ряд связанных соединительными ходами станций, работающих по единой технологии (во взаимодействии).
Сдерживающие действия — военный термин иностранного происхождения, под которым понимается последовательность боестолкновений, проводимых с наступающим противником на заранее намеченных и эшелонированных по глубине промежуточных оборонительных рубежах (сдерживающих позициях) с целью выиграть время, нанести ему максимальный ущерб и создать благоприятные условия для стабилизации линии фронта и перехода к обороне или в наступление.
Киришский плацдарм — плацдарм немецких войск на восточном берегу реки Волхов в районе современного города Кириши, образовавшийся в декабре 1941 года в результате Тихвинской наступательной операции Красной армии.
Бронепоезд «Истребитель немецких захватчиков» — советский бронепоезд (бепо) типа ОБ-3 времён Великой Отечественной войны.
Воинский поезд (англ. troop train)— специально выделенный и подготовленный поезд (группа вагонов во главе с локомотивом) для перемещения воинских эшелонов (войск (сил)) и материальных средств (вооружений, военной техники и других воинских грузов).
Военно-полевые железные дороги — узкоколейные железные дороги, строившиеся во время войн для переброски и снабжения войск.
Транспортный эшелон — общее название транспортных средств (автомобилей для перевозки (перебросок) личного состава) пехоты РККА, в их боевых и предбоевых порядках, периода Великой Отечественной войны.
Танковое сражение юго-западнее Витебска произошло 6—10 июля 1941 года между немецкими 2-й и 3-й танковыми группами 4-й танковой армии группы армий «Центр» и двумя советскими механизированными корпусами 20-й армии Западного фронта.
Железнодорожный переезд — место одноуровневого пересечения железнодорожных путей и автомобильной дороги либо велосипедной или пешеходной дорожки. Железнодорожный переезд — объект повышенной опасности, поэтому для предупреждения несчастных случаев переезды оборудуются светофорами, шлагбаумами и звуковыми сигналами, а также УЗП (устройство заграждения переезда) — металлическими плитами, которые поднимаются, заграждая проезд (за исключением переездов на малоактивных участках железных дорог, которые...
Железнодорожный транспорт Украины — сеть магистральных железных дорог на территории Украины. Также к железнодорожному транспорту относятся ведомственные железнодорожные ветви, промышленные узкоколейные и обычные железные дороги.
Моско́вский железнодоро́жный у́зел — единый железнодорожный комплекс, сложившийся и функционирующий в масштабах Московского региона. Сформировался к концу XIX века. До настоящего времени сохраняет основной объём пассажирских и грузовых перевозок. Московский узел — крупнейший железнодорожный узел в СНГ и один из крупнейших в мире.
Оборонительный рубеж (рубеж обороны) — определённый командованием рубеж (позиция, объект) на местности (территории) для успешной обороны от противника, удобный для ведения военных (боевых) действий в течение необходимого времени, а также полоса (участок, объект) местности, занятая или подготовленная в инженерном отношении к занятию войсками для ведения оборонительных военных (боевых) действий с целью упорным сопротивлением разбить или связать наступление превосходящих сил противника меньшими силами...
Обгонный пункт — простейший вид раздельных пунктов с путевым развитием на двухпутных железнодорожных линиях. Имеет пути для обгона одних поездов другими. На обгонных пунктах также обычно предусматривается посадка и высадка пассажиров.
Каре́льский вал, также ВТ-линия (фин. VT-linja, Vammelsuun-Taipaleen Linja) — комплекс оборонительных сооружений на Карельском перешейке, построенный финнами в 1942—1944 годах. Линия шла от Ваммелсуу (ныне Серово) через Куутерселькя (ныне Лебяжье) и Кивеннапа (ныне Первомайское) вдоль реки Бурной до Тайпале (ныне Соловьёво). Пересекала железную дорогу Санкт-Петербург — Выборг возле Сахакюля (ныне Мухино, платформа 63-й километр), а железную дорогу Санкт-Петербург — Хийтола в районе нынешней платформы...
Исходный рубеж — условное понятие, обозначающее мнимую линию на местности, начиная с которой войска приступают к выполнению своих боевых задач. Назначение исходных рубежей (для выполнения марша, форсирования водных преград и т. п.) преследует своей целью обеспечение согласованности в действиях войсковых сил.
Раздельный пункт — пункт, делящий железнодорожную линию на блок-участки или перегоны.
Танкоопасное направление — полоса местности, лишённая крупных естественных либо искусственных преград, таких как плотная застройка, водоёмы большой площади, горы, овраги, болота и т. п., которые бы затрудняли противнику массированное задействование в бою бронетанковой техники.
Западная железная дорога — железная дорога в СССР, пролегавшая по территории Московской, Смоленской, Калининской, Брянской, Витебской, Полоцкой и Минской областей.Протяжённость дороги на 1951 год составляла 2556,5 км, управление дороги располагалось в Смоленске.
Горловина станции — крайняя часть железнодорожной станции, где происходит развитие пути (путей) перегона в пути станции, то есть увеличение числа путей. Своё название получила за сходство в плане с горловиной бутылки. Горловина, через которую на станцию прибывают чётные поезда (следующие на север и восток), называется чётной, через которую прибывают нечётные — нечётной. При ручных стрелках в каждой горловине, как правило, находится стрелочный пост, работник которого (дежурный стрелочного поста) по...
Волжский трамва́й — трамвайное хозяйство города Волжский Волгоградской области. Трамвай в Волжском работает с 1963 года. Действует 8 маршрутов. Волжский — единственный город в СССР, где трамвайное движение открыли новые вагоны Gotha T2-62 (В2-62). Систему эксплуатирует МУП «Волжская автоколонна № 1732».
Ле́пельский контруда́р, также Битва под Сенно — советское наступление силами двух механизированных корпусов в направлении Лепель, начатое 6 июля 1941 года с целью остановить продвижение ударных частей вермахта на Московском направлении и восстановить положение на Западном фронте; закончилось поражением. Заключительная часть Белорусской стратегической оборонительной операции.
Поворо́тный треуго́льник — соединение железнодорожных или трамвайных путей в виде треугольника, с помощью которого можно развернуть на 180° единицу подвижного состава.
Оборона района (англ. area defense) — способ ведения позиционных оборонительных действий, предусмотренный боевыми уставами американской армии 60-х и 70-х годов XX века. После 1982 года этому термину на смену пришёл термин «позиционная оборона».
Путепрово́д — один из видов мостовых сооружений, пропускающий дорогу над другой дорогой. Путепроводы являются незаменимой частью транспортных развязок.
Котёл (Мешок, Кольцо) (военный жаргон) — территория с имеющимися на ней войсковыми соединениями, линия фронта вокруг которой замкнута противником, что означает полное (и плотное, в отличие от тактического окружения) окружение этих войск, попадание их в кольцо неприятельских войск («попасть в котёл» — попасть в (полное) окружение), из которого уже невозможен их организованный отвод.
Австро-венгерские бронепоезда (Panzerzugе) — бронепоезда австро-венгерских сухопутных войск в Первой мировой войне.
Передний край обороны — условное понятие, под которым в военном деле понимается мнимая линия на местности, соединяющая ближайшие к неприятелю оборонительные окопы подразделений первого эшелона: стрелков, мотопехоты, огневых средств и т. п. При наличии подготовленной системы траншей передним краем обороны может быть ближайшая к противнику занятая войсками траншея первой позиции первого оборонительного рубежа.
Путевой пост — раздельный пункт на железнодорожной линии (не оборудованной автоблокировкой) в месте примыкания или схождения двух или более магистральных линий или главного направления со второстепенным, либо при подходе к железнодорожному узлу со спецификой разграничения движения поездов в различных направлениях (например, пассажирские поезда в пассажирский парк или на пассажирскую станцию, грузовые — в парки приема, отправления или транзитные сортировочной станции или грузовой станции, либо в обход...
Гать — дорога через болото или затопленный участок суши, настил через трясину. Гать делается из брёвен, уложенных обычно поперёк движения. Гатить — строить гать через болото.
Синявинские высоты — возвышенность до 50 м над уровнем моря в Южном Приладожье южнее современного поселка Синявино, опорный пункт обороны германских войск. В районе высот в 1941—1944 годах велись жесточайшие бои во время битвы за Ленинград. Владение высотами позволяло контролировать обширную территорию шлиссельбургско-синявинского выступа от Ладожского озера на севере до реки Мга на юге, являвшуюся оптимальным местом для прорыва блокады, так как расстояние между Ленинградским и Волховским фронтами...
Военно-автомобильная дорога — формирование и сооружение в специальных (дорожных (ДВ)) войсках Вооружённых Сил СССР.
Клинско-Солнечногорская операция — наступательная операция, проведённая советскими войсками на начальном этапе Великой Отечественной войны под Москвой с 6 по 26 декабря 1941 года.
Ко̀нтруда́р — удар, наносимый войсками оперативного объединения (фронта, армии, армейского корпуса) в оборонительной операции для разгрома прорвавшейся в глубину обороны группировки войск противника, восстановления утраченного положения и создания благоприятных условий для перехода в контрнаступление.
Сортиро́вочная ста́нция — техническая железнодорожная станция, предназначенная для расформирования и формирования различных категорий поездов в соответствии с планом формирования из отдельных вагонов, выполнения операций по пропуску транзитных поездов без переработки, технического обслуживания и коммерческого осмотра составов поездов и устранения выявленных неисправностей вагонов, смены локомотивов и локомотивных бригад.
Оперативная пауза — промежуток времени (от нескольких суток до двух недель) между двумя этапами одной и той же боевой операции или между двумя разными операциями, проводимыми на одном направлении.
МЦД-4 «Апрелевка – Железнодорожный» — четвёртая линия Московских центральных диаметров, планируемая к запуску в 2021 году. Маршрут, связывающий подмосковные города Апрелевка и Железнодорожный, пролегая через территорию Москвы, соединяет Киевское и Горьковское направления Московской железной дороги и будет иметь длину 85 км с 35 остановочными пунктами. При этом первоначально маршрутом предполагалось соединить города Апрелевку на Киевском направлении и Королёв на Ярославском направлении МЖД.
Кольцевая автомобильная дорога (КАД) — автомобильная трасса вокруг крупных населённых пунктов, мегаполисов, либо их агломераций, главное предназначение которой — снизить нагрузку транзитного транспортного потока на центр города.
Днёвка — вышедший из употребления военный термин, который обозначал суточный перерыв при пешем движении войсковых частей во время совершения длительных маршей. Как правило, при нормальном марше днёвки назначались через три или четыре перехода, а если марш был форсированным — после двух или трёх суточных переходов для отдыха живой силы, ремонта машин и обслуживания техники.
Трамва́й Росто́ва-на-Дону́ — единственная в России трамвайная система с европейской шириной колеи (1435 мм), запущенная 2 января 1902 года (20 декабря 1901 года по старому стилю) на базе существовавшей ранее конки, существовавшей с 1887 года. В 2018 году стоимость проезда в трамвае составляет 17 руб., льготный проезд для пенсионеров и школьников — 8,5 руб. (по транспортной карте). Оплата при входе водителю.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я