Связанные понятия
Раздельный пункт — пункт, делящий железнодорожную линию на блок-участки или перегоны.
Участковая станция — железнодорожная станция, предназначенная для обработки транзитных грузовых и пассажирских поездов, выполнения маневровых операций по расформированию-формированию сборных и участковых поездов, обслуживания подъездных путей. Также — может быть пунктом смены локомотивов и (или) локомотивных бригад.
Пассажирская железнодорожная станция — раздельный пункт сети железных дорог, осуществляющий обслуживание пассажиров, подготовку подвижного состава к перевозкам и организацию движения пассажирских поездов. Такие станции сооружают в крупных городах, промышленных центрах и курортных районах.
Путевой пост — раздельный пункт на железнодорожной линии (не оборудованной автоблокировкой) в месте примыкания или схождения двух или более магистральных линий или главного направления со второстепенным, либо при подходе к железнодорожному узлу со спецификой разграничения движения поездов в различных направлениях (например, пассажирские поезда в пассажирский парк или на пассажирскую станцию, грузовые — в парки приема, отправления или транзитные сортировочной станции или грузовой станции, либо в обход...
Разъе́зд — раздельный пункт на железнодорожных линиях, предназначенный для скрещения и обгона поездов, а также имеющий путевое развитие.
Сортиро́вочная ста́нция — техническая железнодорожная станция, предназначенная для расформирования и формирования различных категорий поездов в соответствии с планом формирования из отдельных вагонов, выполнения операций по пропуску транзитных поездов без переработки, технического обслуживания и коммерческого осмотра составов поездов и устранения выявленных неисправностей вагонов, смены локомотивов и локомотивных бригад.
Пост электрической централизации (пост ЭЦ) — помещение на железнодорожной станции (здание, транспортабельный модуль), в котором располагается комплекс технических средств для управления движением поездов и маневровых единиц на станциях и сортировочных горках, обеспечивающих функционирование сигналов (светофоров), стрелок, их взаимозависимость, установку и замыкание маршрутов, контроль проследования поездов по маршрутам, размыкание маршрутов.
Парк путей — группа станционных путей одного назначения, специализированных в зависимости от характера и объема работы станции.
Грузовая железнодорожная станция — раздельный пункт сети железных дорог, выполняющий грузовые и коммерческие операции с грузами и грузовыми вагонами, связанные с приёмом к перевозке, взвешиванием, хранением, погрузкой, выгрузкой, сортировкой и выдачей грузов, переработкой контейнеров, оформлением перевозочных документов, формированием передаточных грузовых поездов и отправительских маршрутов, производством маневровой работы по подаче вагонов на грузовые фронты и их уборке, а также с другими техническими...
Железнодорожный переезд — место одноуровневого пересечения железнодорожных путей и автомобильной дороги либо велосипедной или пешеходной дорожки. Железнодорожный переезд — объект повышенной опасности, поэтому для предупреждения несчастных случаев переезды оборудуются светофорами, шлагбаумами и звуковыми сигналами, а также УЗП (устройство заграждения переезда) — металлическими плитами, которые поднимаются, заграждая проезд (за исключением переездов на малоактивных участках железных дорог, которые...
Диста́нция пути — структурное подразделение железных дорог, основной задачей которого является содержание объектов путевого хозяйства в надлежащем состоянии.
Путева́я машинная станция (ПМС) — механизированное передвижное предприятие путево́го хозяйства, выполняющее плановые путевы́е работы по ремонту пути на эксплуатируемой сети железных дорог. Как правило, ПМС состоит из подготовительной, основной и отделочной колонн (звенья пути собираются и разбираются на автоматических и полуавтоматических линиях производств).
Сортиро́вочная го́рка (в железнодорожной терминологии и на жаргоне — просто «горка») в сортировочных станциях или сортировочных парках станций — вид железнодорожного сортировочного устройства для ускорения расформирования составов из грузовых вагонов, использующий для перемещения вагонов земное тяготение, то есть скатывание вагонов и групп вагонов с уклона.
Ста́нция стыкова́ния — раздельный пункт железных дорог, на котором сходятся участки с различными видами электрификации. Электрификация участков может различаться по напряжению и по роду тока (постоянный и переменный ток, либо переменный ток различной частоты).
Станционный путь — железнодорожный путь, расположенный в границах раздельных пунктов с путевым развитием.
Электрическая централизация стрелок и сигналов (ЭЦ) — Станционная система централизованного контроля и управления объектами железнодорожной автоматики и телемеханики с обеспечением установленных требований безопасности движения железнодорожных поездов и заданной пропускной способности.
Техническая железнодорожная станция — раздельный пункт сети железных дорог, выполняющий технические операции с грузовыми и пассажирскими поездами, связанные с пропуском обгоняющих поездов, обслуживанием поезда в пути следования (в том числе - заправка пассажирских вагонов водой, удаление мусора из вагонов, снабжение топливом, откачку туалетов, осмотр колёсных пар), переприцепку вагонов от одного поезда к другому, смену локомотива или локомотивной бригады. Как правило, на технических станциях, кроме...
Локомоти́вное депо ́ (Тя́говая часть, ТЧ) — депо, в котором производится техническое обслуживание или ремонт локомотивов.
Поворо́тный треуго́льник — соединение железнодорожных или трамвайных путей в виде треугольника, с помощью которого можно развернуть на 180° единицу подвижного состава.
Подъездной путь — типологическая разновидность железнодорожного пути необщего пользования, противопоставляемая железным дорогам общего пользования. В статистике железных дорог длина обоих типов магистралей показывается раздельно.
Электрифика́ция желе́зных доро́г — комплекс мероприятий, выполняемых на участке железной дороги для возможности использовать на нём электроподвижной состав: электровозы (для тяги дальних пассажирских и грузовых поездов), электросекции или электропоезда (для тяги пригородных пассажирских поездов).
Моско́вский железнодоро́жный у́зел — единый железнодорожный комплекс, сложившийся и функционирующий в масштабах Московского региона. Сформировался к концу XIX века. До настоящего времени сохраняет основной объём пассажирских и грузовых перевозок. Московский узел — крупнейший железнодорожный узел в СНГ и один из крупнейших в мире.
Перестановка вагонов — замена вагонных тележек железнодорожных вагонов для обеспечения бесперегрузочного (беспересадочного) железнодорожного сообщения на железных дорогах с различной шириной колеи.
Грузовой поезд — группа грузовых вагонов во главе с локомотивом. Поезд предназначен для перевозки грузов. Устаревшее название — товарный поезд, в просторечии товарняк.
Горловина станции — крайняя часть железнодорожной станции, где происходит развитие пути (путей) перегона в пути станции, то есть увеличение числа путей. Своё название получила за сходство в плане с горловиной бутылки. Горловина, через которую на станцию прибывают чётные поезда (следующие на север и восток), называется чётной, через которую прибывают нечётные — нечётной. При ручных стрелках в каждой горловине, как правило, находится стрелочный пост, работник которого (дежурный стрелочного поста) по...
Железнодорожная платформа, или перрон, — благоустроенная площадка на станциях или пассажирских остановочных пунктах железных дорог между железнодорожными путями для удобного и безопасного прохода, накопления, а также посадки пассажиров в вагоны и их высадки. Различают железнодорожные пассажирские платформы, служащие для посадки и высадки пассажиров, для погрузки и выгрузки багажа, почты и т. п., а также грузовые для погрузки, выгрузки, хранения и сортировки грузов.
Электропо́езд (разг. электричка) — разновидность неавтономного моторвагонного подвижного состава, получающего энергию, как правило, от внешней контактной сети с помощью токоприёмников.
Однопу́тная систе́ма движе́ния — железнодорожная система движения, где один путь используется для движения составов в обоих направлениях. Так строят участки, где железная дорога нужна, но интенсивность движения предполагается невысокой.
Путево́е хозя́йство — одна из основных отраслей железнодорожного транспорта, в которую входят железнодорожный путь со всеми сооружениями; объекты производственного, служебно-технического и культурно-бытового назначения; линейно-путевые, промышленные предприятия, обеспечивающие текущее содержание и ремонт пути; путе- и мостообследовательские, геофизические и нормативно-инструкторские станции; средства механизации ремонтно-путевых и других работ. На долю путевого хозяйства приходится более 50 процентов...
Остано́вочный пункт (часто используется сокращение о.п.) — участок железнодорожного пути, предназначенный для остановки поездов с целью высадки и посадки пассажиров.
Железнодоро́жный у́зел — пункт пересечения или примыкания нескольких железнодорожных линий (минимум трёх), ряд связанных соединительными ходами станций, работающих по единой технологии (во взаимодействии).
Стрелочный перевод — это наиболее широко распространённое устройство соединения путей, которое предназначено для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Другими словами, стрелочный перевод позволяет подвижному составу переходить с главного пути на один (или более) примыкающий путь.
Пригородный поезд — железнодорожный состав для выполнения пригородных перевозок по железной дороге. Как правило, пригородный поезд останавливается на всех остановочных пунктах на маршруте, имеющих пассажирскую платформу. Длина маршрута пригородного поезда, как правило, не превышает 200 км в одном направлении (в РФ — 150 км). Посредством согласований пригородные поезда выполняют роль «сетеобразующего» транспорта, позволяющего с гарантированными пересадками переехать от пункта А в пункт Б.
Сортировочный парк — парк путей (сортировочных), предназначенная для накопления перерабатываемых вагонов согласно назначениям плана формирования и имеющая необходимое техническое оснащение. Часть сортировочного комплекта сортировочной станции, идущая после сортировочной горки и перед парком отправления.
Экспресс — поезд, судно, автобус и другие транспортные средства для поездок на дальние расстояния с повышенной против обычного скоростью и меньшим числом остановок. В широком значении: быстрое, без задержек обслуживание, оперативная информация.
Большой железнодорожный путь — сложный комплекс линейных и сосредоточенных инженерных сооружений и обустройств, расположенных в полосе отвода, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй.
Росси́я — скорый фирменный пассажирский поезд № 002Щ/001М, курсирующий по маршруту Владивосток — Москва — Владивосток.
Автоста́нция (автобусная станция), в соответствии с действующими в России Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, — объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки.Автостанция...
Курьерский поезд — пассажирский поезд, идущий с очень большой скоростью, без остановок на небольших станциях (по словарю Ушакова). Название происходит от слова «курьер».
Поезда дальнего следования (ПДС) — в системе российских железных дорог (РЖД), категория пассажирских поездов (наравне с пригородными поездами, «электричками»). Категория определяется в зависимости от расстояния перевозки. В РФ «дальними» являются поезда, идущие на расстояние свыше 150 километров, до 2004 года под данное определение попадали поезда с длиной маршрута свыше 700 километров, поезда на расстояние от 150 до 700 километров считались местными.
«Сура ́» — скорый фирменный пассажирский поезд совместного формирования РЖД и ТКС, курсирующий по маршруту Пенза — Москва — Пенза. Маршрут следования поезда проходит по территории Пензенской области, Республики Мордовия, Рязанской и Московской областей через города Рузаевка и Рязань.
Пассажирский поезд — поезд, состоящий из пассажирских вагонов и служащий для перевозки людей и багажа. Несмотря на название, пассажирские поезда также могут перевозить и грузы. Так, согласно ПТЭ советских и российских железных дорог, пассажирский поезд может перевозить и почту. Наибольшее распространение пассажирские поезда получили во внутригородских (трамвай, метрополитен) и пригородных перевозках. В ряде стран поезда занимают значительный объём в междугородних пассажирских перевозках.
Полуавтомати́ческая блокиро́вка (ПАБ) — система регулирования движения поездов, применяемая на малодеятельных участках железных дорог. При ПАБ неделимым является весь перегон между соседними станциями и/или блок-постами (межстанционный или межпостовой перегон). На станциях, ограничивающих перегон, установлены блок-аппараты и релейные приборы, связанные электрически двухпроводной линейной цепью. Разрешением на занятие перегона, на котором может находиться только один поезд, служит зелёный огонь выходного...
Восстановительный поезд — специальное формирование, предназначенное для ликвидации последствий сходов с рельсов подвижного состава, а также оказания помощи в пределах своих тактико-технических возможностей при ликвидации последствий происшествий природного и техногенного характера.
Железнодоро́жное депо ́ — депо, в котором производится техническое обслуживание или ремонт железнодорожного подвижного состава. Железнодорожные депо разделяются по виду обслуживаемого подвижного состава: локомотивное депо, мотор-вагонное депо, вагонное депо. Также существуют депо смешанного типа, которое одновременно обслуживает разные виды подвижного состава, например, электровозы и электропоезда.
Маневро́вая рабо́та — это внепоездные передвижения подвижного состава в пределах станции, а в отдельных случаях, и с выездом на перегон (согласно Правилам технической эксплуатации (ПТЭ)).
Пике́т (от фр. piquet — кол) — точка разметки расстояния на железнодорожных линиях, как правило, с шагом 100 м. На местности обозначается столбиком (пикетным знаком) с цифровым обозначением на обочине железнодорожного пути.