Понятия со словом «понтон»

Понто́н (фр. ponton от лат. ponto < лат. pons «мост») — несамоходное плавсредство, служащее для поддержания на воде тяжестей (кранов, копров и тому подобное) или являющееся опорой наплавных мостов.

Связанные понятия

Плавучий кра́н (англ. Floating crane или фр. Grue flot-tante) — кран стрелового типа на самоходном или несамоходном понтоне, предназначенном для его установки и передвижения.
Аппаре́ль (фр. appareil — «аппарат, устройство») — пологая площадка, насыпь или платформа для подъёма и спуска техники, грузов, животных и т. п.
Плашкоут (нидерл. plaatschuit; от plaat — плоское + от schuit — лодка) или Флашкоут — несамоходное грузовое судно с малой осадкой и упрощённым очертанием наружной поверхности судна (обводом), барка с высокими бортами.
Средства преодоления водных преград — совокупность инженерно-технических средств, машин, механизмов и материалов, применяющихся в ходе боевых действий для переправы войск через водные преграды. Средства преодоления водных преград входят в состав средств инженерного вооружения.
Понтонный парк (Понтонно-мостовой парк) — табельное имущество инженерных, дорожных и железнодорожных войск представляет собой переправочное средство, обеспечивающее возможность быстрого устройства паромных и мостовых переправ.
Букси́р (буксирное судно) от голландского boegseren /buxˈseːrə(n)/ (тянуть) — обширная категория судов, предназначенных для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений. Буксиры применяются на всех видах водных путей и эксплуатируются в водных бассейнах многих стран мира. Обычно это суда небольшого или среднего размера, конструкция которых может значительно отличаться в зависимости от назначения и района плавания.
Ба́ржа (также используется Баржа́) — плоскодонное грузовое судно, с упрощёнными обводами корпуса, оснащённое или не оснащённое двигателем (преимущественно несамоходное), которое используется для перевозки грузов по воде, и других целей.
Сходня или сходни (англ. gangway) — нестационарная, переносная доска со специальными планками для предотвращения скольжения обуви, которая оборудована леерным ограждением и служит для перемещения с судна на берег и обратно. В последнее время доску заменяют в ступенчатым исполнением (ступеньки специально изогнуты). Сама доска делается из лёгкого сплава типа дюралюминия или из доски с дюралюминиевыми рёбрами жёсткости. Верхняя сторона сходни снабжена крюками, а противоположная сторона оборудована колёсами...
Надувна́я ло́дка — плавсредство, представляет собой надувную конструкцию для плаванья по поверхности воды. Простое и популярное решение для передвижения по воде на небольшие расстояния.
Бон (боновые заграждения) — плавучие заграждения, служащие для ограничения распространения чего-либо по поверхности воды.
Новоманерная казацкая лодка — небольшое, беспалубное парусно-гребное судно в составе Днепровской флотилии периода русско-турецкой войны 1735—1739 годов.
Причальная стенка — стационарный причал, сооружаемый в морских портах для защиты берега или набережной от размывания волной и прибоем, а также для швартовки кораблей (судов).
Кильблок — элемент опорного устройства, часто используемый с клеткой и предназначенный для установки судна в безводном положении.
Шлюпба́лка — устройство для спуска шлюпки с борта корабля (судна) на воду и подъёма её на борт. При этом каждую шлюпку обслуживает две шлюпбалки, чем обусловлено частое использование термина во множественном числе.
Водные преграды — реки, каналы, озера и водохранилища, лиманы, фиорды, проливы и т. п., преодолеваемые войсками в ходе боевых действий или используемые ими при организации обороны.

Подробнее: Водная преграда
Клюз (нидерл. kluis) — круглое, овальное или прямоугольное отверстие в фальшборте, в палубе или в борту, окантованное литой рамой или металлическим прутком, служащее для пропускания и уменьшения перетирания якорной цепи, швартовных концов или буксирного каната.
Самоходная баржа — баржа с энергетической установкой (двигателем), обеспечивающей её движение.
Твинде́к (англ. tween-deck) — междупалубное пространство внутри корпуса грузового судна (сухогруза, а для балкеров, танкеров, газовозов, контейнеровозов, цементовозов, костеров и прочих торговых судов это неприемлемо) между двумя палубами или между палубой и платформой. При наличии трёх палуб различают верхний и нижний твиндеки, при большем количестве палуб — верхний твиндек, второй твиндек, третий твиндек и далее, сверху вниз. Твиндек служит для размещения грузов или пассажиров и экипажа.
Десантная подводная лодка — транспортная подводная лодка, сконструированная для использования в качестве десантого корабля. Основным предназначением десантных подводных лодок является скрытная транспортировка и высадка морского десанта. Проекты таких кораблей были предложены в США и СССР, но никогда не были полностью построены. Стандартные подводные лодки часто используются для перевозки небольших групп солдат или поставок грузов.
Ру́мпель (от нидерл. roerpen ← roer «весло, руль» + pen «шпенёк») — специальный рычаг, закреплённый в головной части баллера руля, перпендикулярно его оси. Составная часть рулевого устройства.
Шварто́вка — процесс подхода судна и его крепление к причальной стенке, пирсу или другому судну. Крепление производится с помощью синтетических или стальных тросов, называемых швартовными концами.
Трюм (от нидерл. 't ruim < het ruim — «помещение») — пространство в корпусе судна между днищем (или вторым дном) и вышележащей палубой (или платформой).
Корпус судна — основная часть судна в виде водонепроницаемого и полого внутри тела обтекаемой коробчатой (для надводных судов) или цилиндрической (для подводных лодок) формы.
Низководный мост (НВМ) — искусственное сооружение (мост), возведённое для преодоления препятствия (река, озеро, болото, овраг, пролив и так далее) на небольшой (незначительно возвышается над горизонтом меженных вод) высоте над его поверхностью.

Подробнее: Низководные мосты
Параван (англ. paravane, от лат. parare — «защищать, предохранять» (парировать) и англ. vane — крыло, лопасть, руль).
Плавучий док (сокр. плавдок) — судоремонтное сооружение технического флота, предназначенное для подъёма из воды судна, находящегося на плаву, его ремонта (или транспортировки) и спуска на воду.
Малые десантные корабли (МДК) — класс десантных кораблей в Военно-морском Флоте СССР и России. По кодификации НАТО — Tank Landing Craft (LCT) / Infantry Landing Craft (LCI).

Подробнее: Малый десантный корабль
Шлю́пка (от нидерл. sloep) — общее название малого беспалубного мореходного судна для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде.
Леер (нидерл. leier, от leiden — вести́) — туго натянутый трос, оба конца которого закреплены на судовых конструкциях (стойках, мачтах, надстройках и т. п.). Леера, закрепленные концами к носу и корме судна, пропускаются средними частями через топы грот- и фок-мачт. Леера служат для подъёма косых парусов, ограждения палубных отверстий или открытых палуб в местах, не защищенных комингсом или фальшбортом, установки тентов, подвески шлангов при передаче жидкого топлива на ходу и других целей.
Пиллерс (от англ. pillar — колонна или столб) — несущий элемент судового набора на который укладываются палубные бимсы. Представляет из себя одиночную вертикальную опорную стойку, которая служит опорой для корабельной палубы принимая на себя её вес, а также вес палубного груза и оборудования.
Кессо́н (фр. caisson — ящик) — конструкция для образования под водой или в водонасыщенном грунте рабочей камеры без воды. Поступление воды в рабочую камеру предотвращается нагнетанием в неё сжатого воздуха. Кессон обычно сооружается на поверхности и погружается в грунт под действием собственного веса и веса надкессонного строения по мере выемки грунта. На кессонных основаниях обычно возводятся опоры мостов (быки).
Волго-Дон — речные сухогрузные суда, предназначенные для перевозки массовых грузов (уголь, руда, зерно, щебень и т. п.) по крупным внутренним водным артериям с выходом в Онежское и Ладожское озёра и Таганрогский залив.
Ка́тер (от англ. cutter) — общее название небольших судов или небольших военных кораблей (пассажирские, грузовые, спасательные, туристические, ракетные, сторожевые и др.).
Надувной спасательный плот — надувное коллективное спасательное средство, предназначенное для спасения пассажиров и экипажей тонущих судов и летательных аппаратов при вынужденной посадке на воду. Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду включается гидростат — устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 метра. Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопасный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене на 20 градусов на...
Портовый кра́н — полноповоротный стреловой кран, поворотная часть которого установлена на портале, передвигающемся по рельсам, проложенным на земле или эстакаде.
Пла́нширь (или пла́ншир) (от англ. plank-sheer) — горизонтальный деревянный брус или стальной профиль (стальной профиль может быть обрамлён деревянным брусом) в верхней части фальшборта или борта шлюпок и беспалубных небольших судов.
Выстрел (мн.ч. выстрела) — рангоутное дерево или металлическая балка, прикреплённые к борту судна (корабля) шарнирным соединением.
Таль (от нидерл. talie) — подвесное грузоподъёмное устройство с ручным или механическим приводом, состоящее из подвижного и неподвижного блоков и основанного в их шкивах троса (лопаря) или металлической цепи.
Шпиль — механизм на судне типа «ворот» с вертикальной осью вращения, служит для вытягивания якорной цепи из воды. Так же шпиль используется для швартовных операций, выбирания троса, перемещения груза, выборки тралов, рыболовных сетей и т. д. Иногда используется в значении кабеста́н. Средний срок службы шпиля составляет 25 лет.
Балласт на надводных плавучих средствах — дополнительный груз на судах, кораблях и прочих плавучих средствах, предназначенный для улучшения остойчивости, для смещения центра тяжести в нужном направлении. На кораблях и судах в качестве балласта раньше выступали камни, мешки с землёй или песком, металлические и прочие тяжёлые изделия. Сегодня в качестве балласта выступает забортная вода, заполняющая балластные цистерны (в торговом флоте их называют балластными танками).
Фальшборт (англ. bulwark) — ограждение по краям наружной палубы судна, корабля или другого плавучего средства представляющее собой сплошную стенку без вырезов или со специальными вырезами для стока воды (просветы между ширстреком и самим фальшбортом), швартовки (клюза) и прочими. Это конструкция из дерева или стальных листов с подпирающим набором (в зависимости из какого материала строилось плавучее средство).
Мостовы́е перегружа́тели по конструктивному исполнению близки к козловым кранам. От козловых кранов они отличаются большими пролётами и значительными скоростями передвижения тележек.

Подробнее: Кран-перегружатель
Помпа (судовая) — корабельное (судовое) название нагнетательного насоса поршневого или лопастного типа. Входят в состав соответствующих корабельных (судовых) систем.
Ял (от нидерл. jol; часто называют ялик) — лёгкая парусная лодка (швертбот) или транцевая гребная, а также гребно-парусная корабельная шлюпка с вальковыми вёслами..
Кабеста́н (фр. cabestan), в морском деле также шпиль — механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикрепленные другим концом к передвигаемому грузу, например якорю.
Ли́хтер (нидерл. lichter) — разновидность баржи, грузовое несамоходное безэкипажное однотрюмное морское судно с водонепроницаемым люковым закрытием, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов и для беспричальных грузовых операций при погрузке или разгрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут пройти в порт.
Брашпиль (нидерл. Braadspil) — палубный механизм лебёдочного типа, представляющий собой (в простейшем варианте) горизонтальный ворот.
Транцевая корма — тип образований кормы судна, при котором она имеет плоский срез в подводной части, прямые очертания в плане и вертикальной плоскости.
Шпринг (нидерл. spring) — трос, заведенный в скобу станового якоря или взятый за якорь-цепь, другим концом проведенный на корму, для удержания корабля (судна) в заданном положении. В парусном флоте заводился для наиболее эффективного использования бортовой артиллерии на якоре.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я