Понятия со словом «основоположница»

Связанные понятия

Примитиви́зм — стиль живописи, зародившийся в XIX веке. Включает в себя обдуманное упрощение картины, которое делает её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времен.
Эффект Сильвии Плат — предложенное психологом Джеймсом С. Кауфманом название закономерности, в соответствии с которой из всех представителей творческих профессий поэтессы в наибольшей степени склонны к психическим заболеваниям. Название связано с именем выдающейся американской поэтессы Сильвии Плат, которая покончила жизнь самоубийством в 1963 году, в возрасте 30 лет. Среди других выдающихся поэтесс, имевших проблемы с психическим здоровьем, — в частности, Эмили Дикинсон и Сара Тисдэйл.
Постмодернистский феминизм — вид феминизма на основе синтеза постмодернизма и феминистической теории.
Танец модерн — одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в кон. XIX — нач. XX веков в США и Германии. Термин «Танец модерн» появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Войдя в употребление, вытеснил другие термины (свободный танец, дунканизм, танец босоножек, ритмопластический танец, выразительный, экспрессионистский, абсолютный, новый художественный), возникавшие в процессе развития этого направления. Общим для представителей...
Свободный танец (также пластический, ритмопластический) — возникшее в начале XX века движение за освобождение от конвенциональности прежнего балетного театра и слияние танца с жизнью. Свободный танец стоял у истоков танца XX века; в нем были сформулированы принципы, на которых отчасти основывались танец модерн и джаз, контемпорари, и даже буто и контактная импровизация.
Балерина (итал. ballerina — танцовщица, от итал. ballare — танцевать) — артистка балетного театра, исполнительница классических танцев, выученная согласно академическим балетным канонам и использующая в танце пальцевую технику.
Класси́ческий та́нец — основное выразительное средство балета; система, основанная на тщательной разработке различных групп движений, появившаяся в конце XVI века в Италии и получившая своё дальнейшее развитие во Франции благодаря придворному балету.
Американские мастера танца модерн находили в фольклоре один из главных источников вдохновения. Народные танцы и музыка были перенесены непосредственно с плантаций в бары (в министрел-шоу), танцевальные залы и мюзик-холлы, где к последней четверти 19 в. развились разнообразные формы профессиональной хореографии. Американский танец модерн стал этапом в становлении американского хореографического театра. Связь с фольклором народов, населяющих США (особенно негритянским и индейским), определила основные...
Канна Мария Луиза Попта (1860—1929) — голландская женщина-учёный, известна как ихтиолог. Описала ряд таксонов, например, Anguilla borneensis. Некоторые виды были названы в её честь, к примеру, Trichopodus poptae.
Бенгальское Возрождение (Бенгальский Ренессанс) — течение в индийском искусстве, возникшее на рубеже XIX—XX вв. под влиянием роста национально-освободительного движения. К этому течению относят творчество художников О. Тагора, Н. Бошу, А. К. Халдара, Маниши и Мукула Де, К. Мазумдара, С. Гупты, С. Укила и др. Своей целью эти художники ставили создание нового национального искусства. При этом они опирались не только на опыт индийских настенных росписей и миниатюры, но и на традиции китайской и японской...
Эвритмия (др.-греч. εὐρυθμία — уравновешенность (элементов), слаженность, соразмерность, гармоничность) — искусство художественного движения, появившееся в начале XX века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи.
Кучипу́ди — вид классического индийского танца (штат Андхра-Прадеш, Индия), вид танцевальной драмы.
Американская жанровая живопись — бытовые сцены и пейзажи американских художников 1920-х и 1930-х, выполненные в натуралистической, описательной манере.
Модерни́зм в му́зыке — искусствоведческое понятие, которое хотя и трактуется в музыкознании не всегда однозначно в плане историческом, но, тем не менее, всегда указывает на различные инновационные тенденции в музыке, а также на активное стремление музыкантов заниматься дальнейшей модернизацией её эстетического облика.
«Мать» (латыш. Māte) — фотография Вилиса Ридзениекса. Портрет скорбящей матери композитора Эмилса Дарзиньша в десятую годовщину со дня его смерти. В 1928 году фотопортрет «Мать» получил золотую медаль на выставке в Уимблдоне. Считается материалом золотого фонда фотоискусства Латвии, символом Латвии и одним из величайших достижений в изобразительном искусстве республики.
Калькуттская группа — первое объединение художников-модернистов в Индии, образованное в 1943 году в Калькутте. Среди членов объединения были скульптор Прадош Дасгупта, художники Паритош Сен, Гопал Гхош, Нирод Мазумдар и Зейнул Абедин. Группа организовывала выставки с 1945 года.
Хореогра́фия, хореографи́ческое иску́сство (от др.-греч. χορεία — хороводная пляска, хоровод + γράφω — записывать, писать) — искусство сочинения и сценической постановки танца, первоначальное значение — искусство записи танца балетмейстером.
Индийский классический танец — форма индийского исполнительского искусства, берущая свои истоки в Натье — священном индуистском музыкально-танцевальном стиле, теоретическая основа которого была заложена в трактате Бхараты Муни «Натьяшастра» (IV века до н. э. — II век н. э.).
«Солисты балета» — серия монографий о выдающихся артистах балета, советских балеринах и танцовщиках разных поколений, созданная в 1970-1990-х годах московским и ленинградским отделениями издательства «Искусство» при участии ведущих балетных критиков СССР.
Психоаналитическая теория кино — один из подходов в теории кино, который ставит себе целью исследовать подсознательное режиссёра фильма, его героев и иногда — аудитории. Психоаналитическая теория кино тесно связана с критической теорией, марксисткой теорией кино и аппаратной теорией кино. В рамках данного подхода выделяют Первую волну, которая возникла в 1960—1970-х годах, и Вторую волну, популярность которой пришлась на 80-90-е годы.
Медиеви́стика (от лат. medius — средний и лат. aevum — век, эпоха) — раздел исторической науки, изучающий историю европейского Средневековья. В более широком, но в менее употребительном смысле медиевистика изучает историю этого периода и других регионов. Специалисты по истории Средних веков называются медиевистами.
Травести́ (от итал. travestire — переодевать) — театральное амплуа, требующее исполнения соответственно переодетым лицом роли другого пола; преимущественно актриса, исполняющая роли мальчиков, подростков, девочек, а также роли, требующие переодевания в мужской костюм.
Постколониальная теория (постколониализм) — междисциплинарное направление исследований, состоящие из анализа культурного наследия колониализма. Постколониализм включает в себя множество теорий в различных областях: философии, кино, политических науках, социально-экономической географии, социологии, феминизме, религиозных и богословских исследованиях, и литературе.
Музыка эпохи классицизма (или музыка классицизма) — академическая музыка второй половины XVIII — начала XIX веков.
Контемпорари (англ. contemporary dance) — современный сценический танец, включающий в себя самые различные направления и техники.
Либреттология — наука о либретто как литературной основе вокальных произведений, изучающая соотношение либретто и литературных источников, а также роль либретто в истории культуры.
Венская школа фантастического реализма — направление живописи в австрийском искусстве второй половины XX века, близкое сюрреализму и сознательно противопоставляющее себя абстрактному искусству. Определение «фантастического реализма» ввел в употребление искусствовед и преподаватель Венской Академии Художеств Иоганн Мушигу.
Колоратура (итал. coloratura — украшение) — совокупность орнаментальных приёмов в вокальной музыке, прежде всего в классической опере, особенно итальянской и французской опере периода барокко (XVII—XVIII вв.), классицизма (вторая половина XVIII века) и раннего романтизма (первая половина XIX века).
Историческая школа (англ. history school) — направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: изучение истории хозяйства; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах (в отличие от классиков, считавших, что сформулированные ими законы реализуются в любом государстве во всякое время); использование в основном индуктивного метода.
В отличие от прочих видов человеческой деятельности, танец нечасто оставлял четко идентифицируемые материальные свидетельства, способные просуществовать тысячелетия, подобно каменным орудиям, домашнему снаряжению или пещерной живописи. Невозможно точно определить период, когда танец стал частью культуры человеческого общества, однако несомненно, что ещё до появления древнейших цивилизаций он являлся важным элементом церемоний, ритуалов, празднований и увеселительных мероприятий. Существуют доисторические...

Подробнее: История танца
Ве́рбовка — кустарное общество (артизанский кооператив, артель) декоративного-прикладного искусства, созданное в 1910 году в селе Вербовка Каменского уезда Киевской губернии Российской империи помещицей Натальей Давыдовой.
Вторая волна феминизма — этап развития феминистского движения с 1960-х до начала 1990-х годов. В отличие от феминистского движения первой волны, которое ставило перед собой задачи преодоления неравенства на законодательном уровне (в частности, добиваясь предоставления женщинам избирательных и имущественных прав), феминистки второй волны занимались широким спектром проблем, связанных с фактическим неравенством, сексуальностью, семьёй, рабочим местом и репродуктивными правами.
Академи́зм (фр. academisme) — направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.
«Шедевры балета» — серия монографий о выдающихся спектаклях русского балетного наследия — балетах П. И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик».
Новая женщина — концепция Александры Коллонтай, российской революционерки и наиболее известного теоретика большевизма по женскому вопросу, описанная в одноимённой статье 1913 года (позже изданной в сборнике «Новая мораль и рабочий класс» 1919 года). Считаются важной частью социалистической и феминистской мысли начала XX века. В статье Коллонтай пишет о художественном творчестве Герхарта Гауптмана, Томаса Манна, Греты Мейзель-Хесс, Татьяны Щепкиной-Куперник. Истоки идеи происходят из мыслей Коллонтай...
Бургундская школа — группа композиторов, работавшая в XV веке при дворе герцогов Бургундии в Дижоне и при кафедральном соборе в Камбре. В истории музыки бургундскую школу считают первой фазой эволюции франко-фламандской школы полифонистов.
Тёмный стиль (окс. trobar clus: ) иначе «герметичный», «закрытый стиль» — одно из стилистических направлений поэзии трубадуров. Произведения, созданные в «тёмном стиле» были понятны лишь небольшому кругу наиболее взыскательных, «посвящённых» слушателей. Создателем этого направления считается Маркабрюн, сочетавший трудную манеру стихосложения с особенным строем мыслей, его последователями были трубадуры Алегрет, Маркоа, Гаваудан. Единственной женщиной-поэтессой, писавшей в манере trobar clus была...
Джейн Шарп (англ. Jane Sharp) — англичанка-повитуха XVII века. В 1671 году она опубликовала книгу The Midwives Book: or the Whole Art of Midwifery Discovered, став первой англичанкой, опубликовавшей книгу по акушерству. В своей книге она соединяет медицинские знания своего времени с личными историями и собственной верой в то, что повитушество должно оставаться женским делом. Книга до сих пор считается основным источником информации о женщинах, деторождении и сексуальности на протяжении Ренессанса...
Га́рлемский ренесса́нс (англ. Harlem Renaissance или Новое негритянское движение англ. New Negro Movement) — культурное движение, возглавляемое ведущими афроамериканскими писателями и художниками, период расцвета афроамериканской культуры в 1920-е—1930-е годы.
Аутенти́зм, аутенти́чное исполни́тельство (от позднелат. authenticus «подлинный, достоверный») — движение в музыкальном исполнительстве, которое ставит своей задачей точное воссоздание звучания музыки прошлого, соответствие современного исполнения оригинальным («историческим») представлениям.
Поэтессы Серебряного века Поэтесс, публиковавших свои стихи с конца XIX века до 1920-х, много. О многих поэтессах совершенно отсутствуют биографические сведения: «Это и Наталия Бернар, которую с удовольствием цитировал Крученых, и Елена Шварцбах-Молчанова, издававшаяся под псевдонимом Графиня Мария, и Лидия Кологривова, от которой в архивах осталась только переписка с начальником её мужа, А. В. Половцевым (изображение его особняка украшало обложку „Аполлона“), и многие другие».
Те́хники те́ла (фр. techniques du corps) — телесные практики, передаваемые от человека к человеку в качестве своего рода инструментальных навыков. Термин введён французским социологом и антропологом Марселем Моссом. Мосс проводил классификацию различных техник тела в зависимости от пола, возраста и других признаков: техники детства, юности, зрелости, техники акушерства и родов, а также техники отдыха, сна, питания, гигиены, сексуальных практик, танцев и т. п. Понятие техник тела позже разрабатывали...
Романтическая опера — музыкально-драматическое произведение, написанное на романтический сюжет. Романтизм в музыкальной области сказался позднее, чем в литературе — в 20-х годах XIX столетия. Сюжеты таких опер отличались фантастичностью, мистицизмом.
Социа́льная антрополо́гия (иногда культурная антропология) — межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие.
«Искусство ради искусства» (фр. l'art pour l'art) — концепция, подчеркивающая автономную ценность искусства и рассматривающая озабоченность моралью, пользой, реализмом и дидактикой как не имеющую отношения и даже вредную для художественных качеств произведения.
Социоло́гия му́зыки (англ. Sociomusicology) — научная дисциплина, изучающая различные аспекты социального бытования музыки, а также занимающаяся коммуникативной систематизацией и социокультурной структуризацией всего многообразия её художественных форм и общественных проявлений; один из разделов социологии искусства.
Духовный минимализм (англ. holy minimalism) — термин, используемый в англоязычной музыкальной публицистике для описания произведений ряда композиторов классической музыки конца XX века. Композиции отличаются минималистской композиционной эстетикой и религиозными или мистическими сюжетами.
Рижская группа художников (латыш. Rīgas mākslinieku grupa) — объединение латвийских художников, деятельность которого продолжалась с 1920 по 1938 год.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я