Понятия со словом «носовая»

Носовой платок — кусок ткани или бумаги для чистки носа. Кроме этого носовой платок может служить для чистки вообще, может быть предметом моды или показывать принадлежность носителя к определённой группировке.
Носовая кость — парная, четырёхугольная, немного удлиненная и — несколько выпуклая спереди кость. Задняя поверхность слегка вогнута и имеет решётчатую борозду — след залегания в ней переднего решетчатого нерва. Верхний край её соединяется с лобной костью. Передняя поверхность кости гладкая имеет одно или несколько отверстий для прохождения сосудов и нервов. Внутренними, слегка зазубренными краями носовые кости образуют межносовой шов, на котором располагается продольный желобок. Обе носовые кости...
Нижняя носовая раковина (лат. concha nasalis inferior) — парная кость, расположенная в полости носа, является границей нижнего и среднего носовых ходов. Представляет собой тонкую изогнутую костную пластинку. Состоит из тела и трех отростков. Верхним краем нижняя носовая раковина срастается с раковинным гребнем перпендикулярной пластинки нёбной кости, а также с раковинным гребнем верхней челюсти. Нижний край свободен и изогнут кнаружи.
Носова́я перегоро́дка (или перегородка носа) — вертикальная пластинка, разделяющая носовую полость на две половины.
Носовые гла́сные — гласные, при артикуляции которых воздух идёт не только через ротовую полость, но и через носовую. Образуются при опущенном мягком нёбе, в результате чего полость носа действует как дополнительный резонатор. Противопоставлены ртовым (оральным, чистым, простым) гласным, образующимся при поднятом мягком нёбе, что исключает участие полости носа в их артикуляции.
Носовая слизь (муконазальный секрет, разг. со́пли) — слизь, выделяющаяся в носу. При простуде, аллергии или при охлаждении (замерзании) носа выделение слизи увеличивается. Избыточное выделение муконазального секрета, сопровождающее воспаление слизистой полости носа, называется насморком. При обильном насморке муконазальный секрет стекает по задней стенке носоглотки.
Носовы́е согла́сные образуются при помощи опущенного мягкого нёба, при котором воздух проходит через нос. Оральная полость по-прежнему служит в качестве резонансной полости для создания звука, но воздух проникает не через рот, поскольку он блокируется губами или языком, а через нос. Другие виды согласных также могут быть назализованы.
Носовой инфикс (назальный инфикс) — инфикс, содержащий носовой звук. В различных языках может выполнять различные грамматические функции.
Лабиовелярный носовой согласный — согласный звук, встречающийся в некоторых языках. МФА передаёт этот звук символом ŋ͡m, что эквивалентно Nm в X-SAMPA.
Носовая мышца (лат. Musculus nasalis) начинается от верхней челюсти над альвеолами клыка и латерального резца, поднимается вверх и делится на две части — наружную и внутреннюю.
Носово́й визо́р (англ. visor — козырёк) — подъёмная надводная часть парома, расположенная на носу судна. Подъём визора обеспечивает проезд транспортных средств на палубу для грузов.
Ретрофлексный носовой согласный — носовой согласный звук, встречающийся в некоторых языках.
Глухой переднеязычный носовой согласный — согласный звук, обозначаемый в фонетической транскрипции знаком или .
Палатальный носовой согласный (среднеязычный носовой) — носовой согласный звук, встречающийся в некоторых языках.
Увулярный носовой согласный — носовой согласный звук, встречающийся в некоторых языках.
Возникнове́ние носовы́х гла́сных — праславянское фонетическое изменение, заключающееся в переходе сочетаний *on, *om, *en, *em и отчасти *un, *um, *in, *im в *ę (ɛ̃) и *ǫ (ɔ̃) в положении перед согласными. Данное изменение во многом аналогично монофтонгизации дифтонгов. Однако в большинстве славянских языков носовые просуществовали лишь несколько веков, постепенно перейдя в чистые гласные. Из современных славянских языков носовые есть только в польском и кашубском.
Переднеязычный (альвеолярный) носовой согласный — широко распространённый в языках мира согласный звук. Символ, используемый в МФА для обозначения зубного, альвеолярного и постальвеолярного назальных звуков — n.
Велярный носовой согласный — носовой согласный звук, встречающийся в некоторых языках.

Связанные понятия

Бак (нидерл. bak) — передняя часть палубы (от носа до фок-мачты) или палубы носовой надстройки.
Переборка — вертикальная стенка внутри корпуса судна, кроме двойного борта, разделяющая внутреннее пространство на отсеки. Также к переборкам относятся наружные стенки надстроек и рубок.
Форпи́к (нидерл. voorpiek, англ. forepeak) — отсек основного корпуса судна между форштевнем и первой («таранной») переборкой, крайний носовой отсек судна. Обычно служит для размещения грузов или водяного балласта.
Ют (от нидерл. hut) — кормовая надстройка судна или кормовая часть верхней палубы. Ют, частично утопленный в корпус судна, называется полуютом. Старинное название шканцев и юта — ахтерзейль-кастель.
Бре́штук (англ. breasthook от англ. breast — грудь и англ. hook — крюк, скоба, гак) — треугольная или трапециевидная горизонтальная бракета, которая соединяет боковые стенки форштевня или ахтерштевня с силовыми элементами корабельного бортового набора, палубой и наружной обшивкой плавсредства.
Ру́мпельное отделе́ние — служебное помещение на судне, предназначенное для установки рулевой машины.
Судовой отсек — пространство в корпусе корабля, ограниченное по длине сплошными поперечными переборками, по ширине бортами или сплошными продольными переборками.
Клюз (нидерл. kluis) — круглое, овальное или прямоугольное отверстие в фальшборте, в палубе или в борту, окантованное литой рамой или металлическим прутком, служащее для пропускания и уменьшения перетирания якорной цепи, швартовных концов или буксирного каната.
Надстройка подводной лодки — лёгкая конструкция, устанавливаемая сверху на прочном корпусе.
Фок-мачта — первая, считая от носа к корме, мачта на судне с двумя или более мачтами. Если на судне только две мачты, при этом передняя расположена почти в середине судна, то её называют грот-мачтой.
Надстро́йка судова́я — закрытое сооружение на главной палубе судна, расположенное от борта до борта, либо отстоящее от бортов на небольшое расстояние, не превышающее 4 % от ширины судна.
Спардек — разновидность облегченной верхней палубы, предназначенной для защиты перевозимого груза от действия морских волн. Как правило, спардеком оснащались только гражданские трёхпалубные суда, на которых спардек размещался над главной палубой и из-за чего они часто назывались спардечными. Опыт эксплуатации таких плавсредств показал, что их строительство не является целесоообразным, так как спардек не принимает участия в усилении общей продольной прочности судовых конструкций.
Линейные корабли типа «Нью-Мексико» (англ. New Mexico) — тип линкоров флота США. Построено три единицы: «Нью-Мексико», «Миссисипи» (англ. Mississippi) и «Айдахо» (англ. Idaho). Восьмая серия американских дредноутов и третья серия линкоров «стандартного типа». Заложены после типа «Пенсильвания», визуально отличаясь от предшественников изогнутым «клиперским» форштевнем.
Главные размерения судна (основные размерения судна или корабля) — совокупность конструктивных, расчётных, наибольших и габаритных линейных размеров судна: длины, ширины, осадки и высоты борта. Главные размерения характеризуют мореходные качества корабля (судна) и определяют возможность его проводки в узкостях (каналах, бухтах, проливах), шлюзах, на мелководье, определяют возможность размещения на стапеле (слипе) или постановки в корабельный док.
Ширстрек или Ширстречный пояс (англ. sheerstrake) — верхний пояс наружной обшивки корпуса судна, граничащий с главной палубой.
Командно-дальномерный пост (сокращённо: КДП) — башенноподобная, как правило, бронированная конструкция на мачте или высокой надстройке корабля. Служит для установки оптических дальномеров, визира центральной наводки, индикаторов РЛС и других устройств. Командно-дальномерный пост выполняет функцию командного пункта управляющего артиллерийским огнём. Наведение КДП может производиться при помощи электрического привода или вручную, пост может также защищаться противоосколочным бронированием. Вес КДП...
Корпус судна — основная часть судна в виде водонепроницаемого и полого внутри тела обтекаемой коробчатой (для надводных судов) или цилиндрической (для подводных лодок) формы.
Билландер, биландер или биландр (нидерл. billander (от bij — рядом и land — суша, земля)) — тип двухмачтового торгового парусного судна. К концу XVIII века этот тип судна применялся только в Нидерландах .
Коффердам (от нем. Kofferdamm) — кораблестроительный термин, применяется в двух значениях.
Тип «Орион» (англ. Orion) — серия британских линейных кораблей. Линкоры типа «Орион» были спроектированы в рамках кораблестроительной программы 1909 года, когда в Адмиралтействе пришли к выводу о недостаточной мощности 305-мм орудий ранних дредноутов. Всего в рамках программы в 1910—1912 годах были построены четыре корабля этого типа. Все они активно применялись в годы Первой мировой войны, в том числе все четыре приняли участие в Ютландском сражении. Служба в послевоенные годы была сравнительно...
Броневая палуба — элемент конструкции бронированных боевых кораблей. Представляет собой горизонтальное перекрытие корпуса корабля настилом из броневых плит, часто выпуклым или имеющим уходящие вниз скосы, предназначенное для защиты от попадающих сверху снарядов, бомб, осколков и обломков. У тяжёлых кораблей обычно соединяет между собой верхние или нижние кромки бортовых поясов, но может использоваться и в качестве самостоятельного элемента бронирования.
Утле́гарь (нидерл. uitleggen букв. — удлинять) — добавочное рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта вперёд и вверх. Иногда к утлегарю в качестве его продолжения крепится бом-утлегарь, равноценное рангоутное дерево, являющееся продолжением утлегаря.
Леер (нидерл. leier, от leiden — вести́) — туго натянутый трос, оба конца которого закреплены на судовых конструкциях (стойках, мачтах, надстройках и т. п.). Леера, закрепленные концами к носу и корме судна, пропускаются средними частями через топы грот- и фок-мачт. Леера служат для подъёма косых парусов, ограждения палубных отверстий или открытых палуб в местах, не защищенных комингсом или фальшбортом, установки тентов, подвески шлангов при передаче жидкого топлива на ходу и других целей.
Диффере́нт — морской термин, разница осадок судна носом и кормой. Угол дифферента — угол отклонения плоскости мидель-шпангоута от вертикали. В авиации для обозначения такого же угла, задающего ориентацию летательного аппарата, используется термин тангаж.
Киль — нижняя, как правило, горизонтальная балка или балки, проходящие посередине днища судна от носовой до кормовой его оконечности, и служащие для обеспечения прочности корпуса судна и обеспечения устойчивости.
Тип парусного судна — комплексная характеристика, определяющая собой — уровень технического совершенства, главные размерения, число корпусов, особенности обводов и конструкции корпуса, вид парусного вооружения, наличие и тип вспомогательной двигательной установки, основное функциональное назначение судна, условное обозначение проекта в серии.

Подробнее: Типы парусных судов
Скуловой киль (В XIX веке назывался боковой, в середине ХХ — бортовой) — специальное устройство, расположенное на скуловой части обвода некоторых кораблей. В отличие от традиционного киля, служащего прежде всего для обеспечения прочности корпуса судна, основным назначением бортового киля является уменьшение боковой качки во время движения. Они представляют собой длинные пластины, установленные вдоль борта в районе скулы, откуда и пошло их второе название.
Бушприт, бугшприт (нидерл. boegspriet; от boeg — нос + spriet — пика, вертел) — горизонтальное либо наклонное рангоутное древо, выступающее вперёд с носа парусного судна. Предназначен для вынесения вперёд центра парусности, что улучшает манёвренность судна. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж носовых косых парусов — кливеров и стакселей.
Пиллерс (от англ. pillar — колонна или столб) — несущий элемент судового набора на который укладываются палубные бимсы. Представляет из себя одиночную вертикальную опорную стойку, которая служит опорой для корабельной палубы принимая на себя её вес, а также вес палубного груза и оборудования.
Биза́нь (нидерл. bezaan): 1.Бизань- — название кормовой мачты на трёх- и более мачтовом судне. На трёхмачтовых судах бизань всегда третья, на многомачтовых — последняя. Кормовая мачта на двухмачтовом судне также может называться бизань-мачтой, если носовая значительно её больше и находится в середине судна.
Мо́стик — ограждённая часть палубы верхних ярусов надстроек и рубок или отдельная платформа. Мостики предназначены для размещения постов управления, наблюдения или связи, а также для перехода из одной надстройки в другую.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я