Утлегарь

Утле́гарь (нидерл. uitleggen букв. — удлинять) — добавочное рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта вперёд и вверх. Иногда к утлегарю в качестве его продолжения крепится бом-утлегарь, равноценное рангоутное дерево, являющееся продолжением утлегаря.

Утлегарь вместе с бушпритом служит для выноса вперёд добавочных прямых парусов — блиндов и косых — кливеров и стакселей. Тот кливер, который находится впереди других кливеров и прикрепляется к снасти (бом-кливер-леер), идущей от топа фок-мачты к утлегарю, называется бом-кливером.

Утлегарь крепится к бушприту при помощи бушпритного эзельгофта и (или) специальных железных деталей (бугелей). Растягивается утлегарь с боков утлегарь-бакштагами и снизу, для уравновешивания натяжения штагов и лееров фок-мачты, — утлегарь-штагом(или мартин-штагом). Точно так же бом-утлегарь укрепляется снизу бом-утлегарь-штагами (от конца бом-утлегаря к корпусу судна), а с боков — бом-утлегарь-бакштагами (от конца бом-утлегаря к борту судна).

Частью стоячего такелажа утлегаря являются также утлегарь-перты, на которых стоят люди при креплении парусов.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я