Понятия со словом «крестово-купольный»

Связанные понятия

Бокситого́рская улица — название улиц в различных населённых пунктах России, присвоенное по городу Бокситогорску.
Хрен (лат. Armorácia) — род многолетних травянистых растений семейства Капустные (Brassicaceae).
Еврейское изобразительное искусство — часть международной культуры евреев, сформировавшейся в библейские времена и которая традиционно подразделяется на религиозную и светскую, хотя имеет место и их синтез.
Ципп, циппус — (лат. cippus пирамидальный столб), этрусское надгробное украшение в виде конуса, крыши или плиты.
Церковь Успения Богородицы в Асклипио (Θεοτόκου στο Ασκληπιείο Ρόδου) — храм в поселке Асклипио на острове Родос.
Белый ангел (серб. Бели анђео) — фреска из церкви Вознесения сербского православного монастыря Милешева, один из шедевров сербского и православного искусства. Датируется XIII веком и относится к периоду Палеологовского возрождения. В XVI веке поверх этого изображения было написано новое, которое было удалено в ходе реставрационных работ в XX веке.
Коптский крест — крест, используемый Коптской православной церковью и Коптской католической церковью в Египте. Представляет собой две пересечённые линии под прямым углом с размноженными концами. Три излучины конца обозначают Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа; все концы вместе символизируют двенадцать апостолов. Из-за витиеватого оформления коптские кресты покупают туристы. У некоторых коптов на внутренней части правой руки есть татуировка в форме креста. Старый коптский крест часто включает...
Фрахтовая тонна — единица измерения размера фрахта, то есть платы владельцу транспортных средств за предоставленные им услуги по перевозке грузов или пассажиров. В зависимости от вида груза во фрахтовых тоннах оценивается либо его объём, либо его вес.
Уймóнская роспись — направление декоративно-прикладного искусства, зародившееся на территории Уймонской долины на Алтае. Отличительной чертой стиля является синтез нескольких техник, таких как обработка полудрагоценных камней, резьба по дереву, валяние, токарные изделия и роспись по дереву. Основными темами произведений являются мифы и сказания народов, населявших Горный Алтай в древние времена: скифов, тюрков, алтайцев. В своих работах художники используют материалы культурного наследия Алтая: национальные...
Кубова́тое покрытие (также куба́стое покрытие или покрытие «в куб») — своеобразная конфигурация крыши, применявшаяся в русской архитектуре для перекрытия гражданских зданий и культовых сооружений . Представляет собой криволинейное покрытие с килевидным сечением, визуально напоминающее храмовую главу—«луковицу», но с выраженными гранями. Использовалось главным образом в деревянном зодчестве XVI—XVIII веков для перекрытия четвериковых или восьмериковых срубов, но встречается также в каменном зодчестве...
Гипефр (греч. ΰπαίθρος — находящийся под открытым небом, от греч. ΰπό — под и греч. αίςρα — воздух) — разновидность архитектуры (чаще всего храмовой) в древней Греции: здание, в крыше которого устроено посередине отверстие, род более или менее обширного открытого люка, служившего для пропуска света внутрь сооружения. Подобным отверстием снабжались преимущественно храмы значительного размера — например, храм Аполлона Эпикурейского близ Фигалии в Аркадии, Храм Посейдона в Пестуме, афинский Парфенон...
«Папи́рус возни́чих» (англ. Charioteer Papyrus) — папирусный фрагмент, содержащий иллюстрацию к неотождествлённому литературному произведению. Хранится в Лондоне в Обществе исследований Египта (инвентарный номер и шифр P. Ant. s. n. = MP³ 2916)
Движки́ (оживки, отметки) — белильные блики, положенные поверх вохрения для моделирования выпуклых частей на лично́м письме или при изображении обнажённого тела; могут иметь форму мазков, пятен, линий и т. п. Движки очень оживляют изображение, их иногда называют «оживками».
Интернациональный стиль бронзового века — определение, данное рядом археологов для стиля предметов роскоши (прежде всего из слоновой кости, фаянса или металла) позднего бронзового века, происходящих из восточного Средиземноморья. Стиль был распространён в 14 и 13 веках до н. э. Термин принят не всеми археологами. Впервые его предложил египтолог Уильям Стивенсон Смит в 1960-е годы в связи с тем, что для данного стиля характерно смешение египетских, месопотамских и эгейских элементов, из-за чего даже...
Го́рка — основной элемент изображения пейзажа в канонической православной иконописи. Горки имеют вид уступчатых нагромождений-лещадок в виде простейших геометрических форм, напоминающих усеченный квадрат или прямоугольник, завершенный декоративными элементами козелка́ми, приобретавшими всё более сложные очертания. Со второй половины XVII века горки заменяются наиболее гладкими, напоминающими реальные рельефы, объемными холмами. Среди многоплановой символики горок — наносимые свинцовыми белилами лещадки...
Керамика инков отличается от стилей, доминировавших в центральноандском регионе в доинкскую эпоху. Стиль инков характеризуется своим массовым производством большого количества крайне стандартизированных изделий. Интенсивно использовались такие цвета: различные оттенки коричневого, а также красный, чёрный, белый, оранжевый и фиолетовый, создававших относительно разнообразные цветовые комбинации. В гончарном производстве инков предпочтение отдавалось геометрическим рисункам, преобладали ромбы, полосы...
Омфалий (др.-греч. ὀμφαλός — пуп) — особое место, которое в древнерусских источниках называется «место среди церкви». На омфалий в определенные моменты службы становился епископ, он является продолжением ранневизантийского амвона и предшественником амвона современного. В древнерусской архитектуре уникален каменный омфалий XII в. из церкви свв. Бориса и Глеба в Кидекше, кроме того известны две группы омфалиев: более ранние в храмах среднего Поднепровья (сюда входят ранний мозаичный экземпляр X в...
Дельтодон — вид художественного оформления плоской поверхности церковных стен с помощью живописного или рельефного орнамента, в основе которого лежит троица остроконечных овалов («О»), соединённых вершинами. В сюжетный мотив этого вида декорирования была заложена идея триединства божественной сути, которую можно отследить ещё с дохристианских времён.
Дагоба — разновидность буддийской ступы, которая характерна для цейлонской и бирманской архитектуры.
Подлинник — подлинный предмет, оригинал, выполняющий функцию образца для воспроизведения.
Ионики (также овы) — в архитектуре орнамент из яйцеобразных форм, обычно разделенных друг от друга острыми стрелками или продолговатыми подобиями листочков, имеющих форму, заимствованную из водяной флоры.
Сацебаро́н — термин, встречающийся в «Салической правде» и ряде франкских грамот VII в. и означает...
Хабува (от болг. ху́баво — хорошо, красиво), также аненайка, тирирем (от греч. τεριρέμ), нинена — особые мелодически пропеваемые вставки в церковные клиросные песнопения, являющиеся подражанием греческим кратимам.
«Туру́сы на колёсах» — фразеологизм, означающий «чепуха», «вздор». Согласно словарю Даля, «турусы», «тарусы» — диалектное слово с тем же значением. Происхождение его неизвестно.
Кафедра Максимиана (итал. Cattedra di Massimiano) — кафедра из слоновой кости, изготовленная в середине VI века по заказу императора Юстиниана Великого. Преподнесена в дар архиепископу Максимиану (546—554 годы) и служила в качестве епископского седалища для равеннских архиереев. Версия о первом владельце кафедры основана на расшифровке монограммы на её передней панели. Кафедра Максимиана хранится в Архиепископском музее Равенны.
Римские «говорящие» статуи (итал. statue parlanti di Roma) — форма анонимного выражения мнения народа о политической ситуации в Риме. Критика строя и глав государства (в основном папства) в форме анонимных стихов и пасквилей приклеивалась к подножиям нескольких знаменитых римских статуй. Традиция ведет своё начало с XVI века и продолжалась до наших дней.
Льви́ца из Гобе́дры — изображение припавшей к земле львицы, длиной около 3 метров, рельефно высеченное на выходящем на поверхность крупном пласте горной породы. Впервые описанное немецкими археологами в 1913 году, это высеченное в камне изображение находится в Гобо Дура (Гобедра) в двух километрах западнее города Аксум (Эфиопия).
Систе́ма управле́ния зво́ном — совокупность тяг от колоколов в традиционном православном подборе колоколов, приходящих к пульту.
Жилецкие люди — термин, использовавшийся в Русском государстве в противоположность «служилым людям».
Мугхона Мукхона Мутхона, тадж. Muğhona, — дословно: «дом мага» — культовые погребальные наземные сооружения из каменного материала в некоторых регионах Центральной Азии. Термин — сложносоставное слово, первая часть которого — муг мук мут — происходит от персидского маг (перс. مغ‎ , зороастрийский жрец, он же мобед); вторая часть слова — от таджикского тадж. hona — хона или иногда хана — «дом», «жилище», «обитель», «место».
Папское опровержение (лат. Confutatio Pontificio) — выражение официальной позиции Римской католической церкви, составленное 3 августа 1530 года в ответ на публикацию лютеранского Аугсбургского исповедания. Ознакомившись с данным возражением, Меланхтон написал Апологию Аугсбурского исповедания. Принимая первые 6 артикулов Аугсбургского исповедания, критике подвергается евангелическая экклезиология, изложенная в 7 артикуле, на том основании, что в церкви могут быть и грешники, и нечестивцы. Католическая...
Колокол Мазепа — колокол, отлитый киевским мастером Афанасием Петровичем в 1705 году, по заказу и на средства гетмана Ивана Мазепы . Назван в честь своего заказчика «Мазепа». Установлен на втором ярусе Триумфальной колокольни Софийского собора в Киеве. Это самый большой из сохранившихся старинных бронзовых колоколов Украины.
Певг (от греч. πεῦκος, πεύκη - сосна; также певк, певка) — библейский термин, название дерева, — одного из трёх, из которых был сделан крест казни Христа. Кроме певги в распятии, согласно Синодальному переводу, использовались дерево кипариса и кедра...
Сырмак (каз. Сырмақ) — узорчатый войлочный казахский ковёр. Сырмак изготовляется из отдельных кусков войлока разных цветов (обычно чёрного белого) так называемой техникой мозаики: узор врезается в фон вровень с его поверхностью; эта композиция накладывается на др. войлок и простёгивается, а затем прошивается цветным шнуром по контуру узора.
Анналы прусских миноритов (лат. Annales minorum prussicorum) — небольшие заметки, составленные ок. нач. XIV в. Пруссии неизвестным по имени францисканским монахом. Сохранились в рукописи кон. XVI в. Охватывают период с 1263 по 1300 гг. Содержат уникальные сведения по истории францисканского ордена в Пруссии.
Pax (с лат. — «мир, отсутствие войны»; восходит к праиндоевр. *pak- «укреплять») — слово, в сочетании с именем нарицательным страны, нации, народа или же некой концепции, обозначающее эпоху расцвета, доминирования некоей империи или же идеи, то есть буквально «Мир под властью <…>». Термин в качестве обозначения имперской теории мира (Pax Romana) впервые употребил римский философ-стоик Луций Анней Сенека, после чего выражение прочно прижилось в исторической и политологической литературе.

Подробнее: Список периодов регионального мира
Керченские вазы (Керченский стиль) — вазы последней эпохи краснофигурного стиля вазописи в Аттике. Временная классификация остаётся затруднительной. Ориентировочно вазы относят ко времени между 375 и 330—20 г. до н. э.
Бражники, или сфи́нксы (лат. Sphinx), — род бабочек из семейства бражников (Sphingidae). Средней величины и крупные бабочки.

Подробнее: Сфинксы
Инферия (лат. Inferiae), инферии — жертвы подземным богам в честь умерших, как живущих в подземном мире.
Индиге́ты (лат. Indiges, Indigetes) — у древних римлян название местных «отечественных» богов, которые некогда жили в Лациуме как люди, но после смерти стали богами-покровителями местного населения.
Вердюры (в букв. переводе с норм. языка «зеленщики») появились в Нормандской Англии средних веков в начале XII века как управляющая часть административной иерархии английских королевских лесов, которые Вильгельм Завоеватель перевёл в разряд охотничьих угодий короны. Название вердюр впервые упоминается в 1218 г. и восходит к романск. корню ‘verde’, означающему «зелёный». Вердюры расследовали крупные и мелкие преступления, связанные с нарушением правил использования лесных угодий, то есть фактически...
Взвоз или взъезд — элемент русского деревянного зодчества в виде бревенчатого пандуса, ведущего на второй этаж какого-либо хозяйственного строения или крытого хозяйственного двора. Основная его функция заключалась в том, чтобы предоставить возможность доставки груза на верхний этаж конным транспортом без распряжения лошадей.
Мери́ло — в византийской и древнерусской иконописи один из атрибутов архангела, тонкий жезл в его руке.
А́да — женское имя еврейского происхождения, производное от «украшение», «удовольствие». Наряжать, надевать украшения, украшать себя; украшающая жизнь.
Постелум (от лат. postelum — «преодолеть освещенное») — функциональное остекление пространства проёма (им может быть любая стена, панель, дверь, перегородка или их совокупность) с обеспечением возможности полного раскрытия этого проёма в результате смещения стеклянных панелей по направляющим в зону внешней (скрытой) парковки.
Мелхиседек — апокриф, известный в древнерусской письменности в трёх видах. К первому виду относятся те сказания, в которых излагается родословие Мелхиседека: он происходил от нечестивого племени Хамова, был сын Мельхила, сына Сида, сына Ламехова; эти сказания напечатаны в сборнике Пыпина. Другой вид составляют сказания, в которых неизвестность рода Мелхиседека объясняется чудесным рождением: Софонима, жена Нира, брата Ноева, бывшая во всю свою жизнь неплодной, в старости родила Мелхиседека; эти сказания...

Подробнее: Мельхиседек (апокриф)
Азарашен (от арм. հազարաշեն — "тысячестрой") — куполовидная архитектурная деталь, состоящяя из нескольких ярусов прямоугольников и восьмигранников, суживающихся кверху; то же, что согомикаш. Азарашены нашли свое применение в районах многоосадочных и бедных древесиной. Купола многих древних церквей отсртаивались в виде деревянных азарашенов. Этот же вид конструкции сохранился и при строительстве каменных куполов церквей, их притворов, караван-сараев, столовых и т. д. Распространенность в армянской...
Список античных статуй включает сохранившиеся и исчезнувшие древнегреческие, древнеримские и этрусские скульптуры, получившие прозвище или имя собственнное, ставшие иконографическим образцом (типом).
Пло́ская кро́вля — кровля, имеющая незначительный уклон (1-3 %) или устраиваемая вовсе без уклона. Может быть чердачной или бесчердачной (в этом случае добавляется теплоизоляция). Иногда делается эксплуатируемой, зелёной, водозаполненной. Водостоки такой кровли, как правило, внутренние; по периметру устраивается парапет. Плоские кровли, как правило, более дёшевы, выдерживают большие ветровые нагрузки, однако испытывают и большую снеговую нагрузку по сравнению со скатными.
Дельфины — византийский знатный род, выходцы из которого были широко известны в Византии.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я