Понятия со словом «конфуцианец»

Связанные понятия

Цзися, или Цзи-ся (кит. трад. 稷下學宮, упр. 稷下学宫, пиньинь: Jìxià xuégōng) «Академия (учёный двор) у Цзи» (Цзи ся сюэ гун) — самая известная академия Древнего Китая. Основана в 318 г. до н.э. в Линьцзы, столице царства Ци. Действовала более столетия (возможно, до 150 лет). Название академии связано с её местоположением в городе. В деятельности Цзися принимали участие сотни и даже тысячи представителей всех основных философских школ (за исключением чистых моистов) — конфуцианства, даосизма, легизма...
Неоконфуцианство (кит. трад. 宋明理學, упр. 宋明理学, пиньинь: Sòng-Míng lǐxué, сун-мин ли сюэ) — западное название синкретической китайской философской системы, сформировавшейся в XI—XVI веках (со времён династии Сун до династии Мин, что отражено в китайском названии школы). Эта система стала синтезом основных интеллектуальных традиций, существовавших в Китае того времени. Она оказала сильное влияние на интеллектуальную жизнь Японии, Кореи и Вьетнама.
Нун цзя (кит.農家) - одна из философских школ древнего Китая. Название школы переводят как школа земледельцев, школа аграрников или школа аграриев. Упоминается придворным историографом Бань Гу (32-92) в тридцатой главе «Хань шу» среди десяти философских школ. Согласно Бань Гу, школа берет своё начало от чиновников ведомства земледелия. В «Хань шу и вэньчжи»» (библиографическом разделе «Хань шу») названы представители школы и их сочинения. Ведущий представитель школы Сюй Син (4 век до н.э.) был выходцем...
Хуанлао-сюэпай, учение Хуан–Лао (黄老学派) - направление китайской мысли. Относится к дин. Ранняя Хань (206–8 до н.э.). Название представляет собой своего рода аббревиатуру имен двух ключевых для этой традиции фигур - Желтого императора (Хуан-ди, 黄帝) и Лао-Цзы (老子). Последователи этой доктрины рассматривали «Дао дэ цзин» как руководство по восстановлению совершенного правления Хуан-ди. В поздних текстах эпохи Хань (I–III вв. н.э.) сочетание хуанлао означает уже не Хуан-ди и Лао-цзы, а одного Лао-цзы...
Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора . Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма . Уже в раннем даосизме Лао-цзы становится фигурой легендарной, и начинается процесс его обожествления.
Кита́йская филосо́фия (кит. 中国哲学) является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.
И ли (кит. трад. 儀禮, упр. 仪礼, пиньинь: Yílǐ, «Образцовые церемонии и правила благопристойности») — один из канонических текстов конфуцианства. Другие названия — «Ли цзин» (кит. трад. 禮經, упр. 礼经, пиньинь: Lǐjīng, «Канон благопристойности»), «Ши ли» (кит. трад. 士禮, упр. 士礼, пиньинь: Shìlǐ, «Правила благопристойности служилых людей»).
Война́ восьми́ князе́й (кит. трад. 八王之亂, упр. 八王之乱, пиньинь: bā wáng zhī luàn, палл.: ба ван чжи луань) — гражданская война среди ванов (王) китайской династии Цзинь с 291 н. э. по 306. Военные действия протекали в Северном Китае и опустошили страну, что привело к вторжению варваров (У Ху — «пять варваров»). Название этой войны — отсылка к 59 главе «Книги Цзинь» (Цзиньшу).
Дэцзяо (Учение Добродетели, кит. Déjiāo (德教)) — синкретическая религиозная организация, возникшая в 1940-х годах в Южном Китае, и затем распространившаяся в Юго-Восточной Азии (Сингапур, Таиланд, Малайзия). Последователями Дэцзяо являются в основном выходцы из местности Чаочжоу провинции Гуандун, и организация таким образом является формой сплочения носителей чаошаньского диалекта, на котором ведётся богослужение. Пантеон Дэцзяо возглавляет Гуань-ди, обожествлённый китайский военачальник периода...
«Чжоу би суань цзин» (кит.周髀算經) — древнекитайский математико-астрономический текст.
Леги́зм (фр. Légisme) — философская школа периода Чжаньго (Сражающихся царств) истории Китая, сформировавшаяся в IV—III вв. до н. э., известная также как «Школа законников» (кит. 法家, пиньинь: fǎjiā, палл.: фацзя).
Гун (кит. 公, пиньинь: gōng) — один из древнейших титулов в Китае, появившийся ещё во времена легендарного императора Яо. Существовал до последней монархической династии Цин. Приблизительно соответствует европейскому титулу «герцог» (великий князь).
Чжу хоу — удельные князья в Китае периода Чжоу. По-видимому, этим термином обозначались правители зависимого государственного образования в древнем Китае. Этим удельные князья стояли ниже князей-гегемонов (ба), которые управляли сильнейшими государствами и оказывали влияние на судьбы всех «срединных государств». Также удельные князья чжу хоу стояли ниже и князей-ванов, которые управляли самостоятельными государственными образованиями.
Ча цзин (茶經, «чайный канон») — первый в истории трактат о чае и чаепитии, созданный во времена китайской династии Тан (3-я четверть VIII века) «чайным мудрецом» по имени Лу Юй. Будучи воспитанным в буддийском монастыре, Лу Юй видит в чае символ гармонии и единства мироздания. Русский перевод трактата опубликован в 2007 году (ISBN 978-5-91367-004-5).
Даоси́зм (кит. упр. 道教, пиньинь: dàojiào) — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определённый стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы.
Совершенномудрый (кит. 聖 шэн, также 賢 сянь) — в традиционной китайской философии человек, достигший полного совершенства в духовных практиках. Просветленный, уничтоживший все никчемные и мучительные мысли (кит. 煩惱 фань нао, или 妄想 ван сян) и обретший покой ума (кит. 心 синь). Такой человек познал законы Неба и природу сознания и он следует этим правилам в своей жизни.Термин имеет широкое употребление не только как изначальное понятие таких традиционных китайских учений как конфуцианство и даосизм...
Мин цзя (кит. 名家). «Школа имён» — одна из шести основных философских школ Древнего Китая. Время существования — V—III века до н. э. Главные представители Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун. Иногда к школе имён относят такого мыслителя как Инь Вэнь. В библиографическом разделе «Ханьшу» к школе имён (мин цзя) отнесены семь представителей: наряду с вышеупомянутыми также Чэнгун-шэн, Хуангун Цы и Мао-гун (все с III века до н. э.). 33-я глава «Чжуан-цзы», перечисляя китайских мыслителей, в паре с Гунсунь Лунем...
Шестнадцать варварских государств (кит. 十六国, пиньинь: shí liù guó) — конгломерат государств, которые существовали на территории древнего Китая в 304—439 годах, образовавшись после распада Северного Китая.
Критический буддизм (яп. 批判仏教 хихан буккё:) — направление в японской буддийской философии, критикующее учение о Татхагатагарбхе.
Моисты — представители моизма, древнекитайской философской школы мо цзя (墨家), основанной философом Мо Ди (Мо-цзы, 5-начало 4 в до н. э.). Известны имена некоторых из них: Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь. Школа моистов просуществовала более двух веков. Время деятельности поздних моистов относят к 4-3 вв. до н. э. Взгляды поздних представителей этой школы изложены в шести главах сочинения «Мо-цзы». Это главы: «Канон». Часть первая; «Канон» Часть вторая; «Пояснение к „Канону“. Часть первая...
Яньский Дань (кит. трад. 燕丹), также известный как наследник престола Дань (кит. трад. 太子丹), фамилия — Цзи (кит. трад. 姬) — китайский аристократ периода Сражающихся царств.
Сяошо 小說 (xiaoshuo) — жанр китайской прозы, обозначающий произведения художественной направленности, противопоставляемые каноническим конфуцианским сочинениям.
Лай (кит. трад. 萊國 (來國), упр. 莱国 (来国), пиньинь: Lái guó) — древнее «варварское» государство, существовавшее на территории современной китайской восточной провинции Шаньдун, упоминаемое в книге Шу цзин. Тан Шанчунь (唐善純, Táng Shànchún) считал, что лай означает «гора» на старом языке Юэ, в то время как в книге «Юэ́ цзюэ́» (кит. трад. 越絕書, упр. 越绝书, пиньинь: Yuè Jué shū) говорится, что лай означает «пустыня».
Среди множества школ сохранились только школы направлений Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна (в соединении с Махаяной).

Подробнее: Школы буддизма
Гуманистический буддизм (кит. 人間佛教) — современное течение буддизма, берущее начало в китайском буддизме. Гуманистический буддизм, также иногда называемый ангажированным буддизмом, концентрирует свое внимание не на ритуалах и закрытой монашеской жизни, а на активности в обществе, стремясь приносить ему пользу. Ритуалы и молитвы для гуманистического буддизма отошли на второй план, в то время как забота о других и окружающем мире стала основной практикой. Важной чертой гуманистического буддизма является...
Цзяньань (кит. трад. 建安, пиньинь: Jiàn’ān, 196 — февраль 220) — девиз пятого периода правления ханьского императора Сянь-ди.
«Дн фань» («Правила императоров») — политическое завещание императора Тан-цзуна (прав. 627—649). Написано в 648 году как наставление наследнику престола Ли Чжи, будущему императору Гао-цзуну (прав. 650-683). Представляет собой свод предписаний о том, как управлять страной и совершенствовать себя в добродетели. Состоит из введения, заключения, 4 частей (цзюань), 12 глав (пянь) (русский перевод И. Ф. Поповой, 1995)...
«Сожжение книг и погребение книжников» 焚書坑儒 — знаменитый троп китайской историографии, обозначающий события 213-12 гг. до н. э. Согласно Ши цзи, в этот год состоялась масштабная государственная акция по утверждению идеологической ортодоксии новообразованной империи. Акция была инициирована Ли Сы (280—208 до н. э.), министром Цинь Шихуана.
Династия Лян (кит. упр. 梁朝, пиньинь: Liáng cháo) (502—557), также известная как Южная Лян (南梁), была третьей из числа Южных династий в Китае, которую сменила династия Чэнь. Столицей был город Цзянькан, расположенный на территории современного Нанкина. Основателем династии был Сяо Янь из клана Сяо, который сначала взял в свои руки управление делами династии Южная Ци, а потом сместив императора создал свою династию как император У-ди. У-ди правил 47 лет до глубокой старости, в 548 году генерал Хоу...
Сихэ 羲和 — архаический персонаж или группа персонажей (Си-Хэ) в китайской мифологии.
Конфуциа́нство (кит. упр. 儒学, пиньинь: Rúxué, палл.: Жусюэ) — этико-философское учение, разработанное Конфуцием (553—480 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия.
Хэ Ши Би (кит. 和氏璧, пиньинь: Hé Shì Bì, буквально означает нефритовый диск Хэ) — кусок нефрита, который играл значительную роль во многих исторических событиях Древнего Китая. Изначально камню была придана форма нефритового диска, но впоследствии он был переделан в Императорскую печать Китая по приказу императора Цинь Шихуанди.
Хун фань (洪范 "Великий закон", "Великий план") — одна из глав конфуцианского канона «Шу цзин».
Китайский буддийский канон ( китайская трипитака) - каноническое собрание буддийских текстов, восходящих как к тхераваде (например, Милинда паньха не содержится в тибетском каноне, но содержится в китайском - китайский перевод немного разнится от палийского текста, находящегося в Типитаке - каноне тхеравадинов), так и к махаяне. Китайский канон был востребован преимущественно среди буддистов разных школ махаяны. (Буддизм. Словарь. М.1995). Китайский канон послужил основой для японского буддизма и...
Всекитайская ассоциация даосизма (кит. 中国道教协会 Чжунго Даоцзяо Сехуэй) — центральная организация китайских даосов, основанная в 1957 году. Первым руководителем был избран Юэ Чундай (кит. 岳崇岱). Духовное управление располагается в храме Белых облаков (Байюньгуань) в Пекине. Печатный орган — журнал «Китайский даосизм» (Чжунго даоцзяо). Нынешний руководитель с 2005 года — Жэнь Фажун (кит. 任法融) .
Корейское конфуцианство — это форма конфуцианства, развившаяся в Корее. Одним из существенных влияний на интеллектуальную историю Кореи стало представление конфуцианской мысли как части культурного влияния Китая. Сегодня конфуцианское наследие является частью корейского общества, сформировавшее его систему моральных ценностей, жизненного уклада, социальных отношений между старшими и младшими, а также легло в основу юридической системы. Конфуцианство в Корее иногда рассматривается как прагматичный...
«Сань фэнь», «У дянь» 三墳五典 — название для ряда китайских сочинений, приписываемых полумифическим правителям древности.
«Разжалование Хай Жуя» (кит. 《海瑞罷官》, пиньинь «Hǎi Ruì bà guān») — историческая пьеса китайского учёного-историка, специалиста по династии Мин, и деятеля компартии У Ханя (кит. 吴晗, пиньинь Wu Han; 1909 — 1969).
История вьетнамской философской мысли восходит к глубокой древности. Очевидно, что уже в III—I вв. до н. э. на территории Северного Вьетнама сложилась самостоятельная политеистическая система религиозно-мифологических представлений с элементами философского знания. В первые века н. э. из Индии и Китая проникают религиозные и философские течения: буддийская философия, конфуцианство, даосизм.

Подробнее: Вьетнамская философия
Ли (кит. трад. 禮, упр. 礼, пиньинь: Lǐ) — ключевая категория китайской философии, в особенности конфуцианства. Список русских переводов этого понятия включает такие варианты как благопристойность, этикет, этика, ритуал, церемонии. Главная сложность определения этого понятия заключается в том, китайские философы вкладывали в него не только правильное поведение (этикет, церемония), но и те мировоззренческие устои, из которых правильное поведение проистекает. То есть это не только почтительность, проявляемая...
Период Вёсен и Осеней (также период Чуньцю, кит. упр. 春秋时代, пиньинь: Chūnqiū shídài, палл.: Чуньцю шидай) — период китайской истории с 722 по 481 год до н. э., соответствующий летописи Чуньцю («Вёсны и осени»), составителем которой считают Конфуция. Этот период относят к началу династии Восточная Чжоу. История периода известна по «Цзочжуань», — тексту, составленному в виде комментариев на хронику «Чуньцю». Другими источниками являются «Го юй», «Ши цзи», а также многочисленные археологические находки...
Пять династий и десять царств (кит. 五代十國, пиньинь Wǔdài Shíguó, 907—960) — эпоха политических переворотов в Китае, начавшаяся со свержения династии Тан и закончившаяся установлением династии Сун. За это время на севере страны быстро сменились пять династий, и было основано более 12 независимых царств, преимущественно на юге. Однако традиция называет только десять государственных образований, отсюда и название периода «Десяти царств». Некоторые историки, например Бо Ян, насчитывают 11 царств, включая...
Восстание семи уделов (кит. трад. 七國之亂, упр. 七国之乱, 154 год до н. э.) — восстание удельных князей против центральных властей империи Хань.
Китаизация (кит. трад. 漢化, упр. 汉化, пиньинь: Hànhuà, палл.: Ханьхуа) — процесс распространения среди некитайских народностей китайской культуры или отдельных её аспектов. Многие народы, жившие на территории нынешнего Китая (например, динлины, сюнну), в процессе китаизации утратили самобытную культуру и язык и стали идентифицировать себя с китайцами. Соседние с Китаем Япония, Корея, Вьетнам (части территорий последних двух государств в разное время входили в состав Китайской империи, см. Ханьско-кочосонская...
Даосизм в Корее — религиозно-философское учение, получившее распространение на территории корейского полуострова в период правления династии Тан. Особенность корейского даосизма заключается в синкретизме традиционных китайских положений учения о Дао и протокорейских народных верований.
Дэ (кит. 德) — манифестация Дао — одна из фундаментальных категорий китайской философии. Иногда отождествлялась или сравнивалась с индийской кармой.
Три семьи разделили Цзинь (кит. трад. 三家分晉, упр. 三家分晋, пиньинь: Sān Jiā Fēn Jìn, палл.: Сань цзя фэнь Цзинь) — крупное событие китайской истории, считающееся водоразделом между периодом Вёсен и Осеней и периодом Воюющих царств.
Критика Линь Бяо и Конфуция (кит. упр. 批林批孔运动, пиньинь: pī Lín pī Kǒng yùndòng) — политическая кампания, развёрнутая Компартией Китая в 1973 — 1974 годах.
Дхармадхату (санскр. धर्मधात , кит. «Фа Цзе», тиб. chos-kyi-dbyings) — букв. «миры (сферы) дхарм», пространство всех явлений.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я