Ди фань

«Дн фань» («Правила императоров») — политическое завещание императора Тан-цзуна (прав. 627—649). Написано в 648 году как наставление наследнику престола Ли Чжи, будущему императору Гао-цзуну (прав. 650-683). Представляет собой свод предписаний о том, как управлять страной и совершенствовать себя в добродетели. Состоит из введения, заключения, 4 частей (цзюань), 12 глав (пянь) (русский перевод И. Ф. Поповой, 1995):

  1. «Сущность правителя»;
  2. «Жаловать родственников уделами»;
  3. «Искать мудрецов»;
  4. «Быть внимательным, назначая на должности»;
  5. «Внимать увещеваниям»;
  6. «Отстранять клеветников»;
  7. «Остерегаться излишеств»;
  8. «Почитать бережливость»;
  9. «Награждать и наказывать»;
  10. «Полагаться на земледелие»;
  11. «Уделять внимание военному делу»;

«Ценить гражданские занятия».В танское время к «Ди фань» было составлено два комментария: Вэй Гун-су и Цзя Сина. При дин. Сун (960—1279) сочинение было частично утрачено и затем восстановлено при Юань (1271—1368) философом У Лаем (1297—1340), который в 1326 году обнаружил полный текст в провинции Юньнань, составил к нему комментарии и предисловие.

Новизна «Ди фань» заключалась в том, что его автор трактовал верховную власть как рациональную деятельность, направленную на достижение конкретных задач, главной опорой трона считал императорских родственников, представителей правящего клана, а сановникам отводил функцию не практической, а совещательной помощи монарху. Благодаря Тай-цзуну прагматические идеи государственного управления обрели высокий статус в китайской политической философии и оказали большое влияние на воззрения последующих эпох. Под непосредственным влиянием «Ди фань» был написан ряд полит, трактатов, в частности, написанное танской императрицей У-хоу (624—705) соч. «Чэнь гуй» («Правила подданных»), труды Ван Юня (1227—1304) «Чэнхуа ши люэ» («Изложение деяний, подобающих наследнику престола») и «Юань-чжэнь шоу чэн ши цзянь».

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я