Понятия со словом «коломенка»
Коломенка — разновидность русских речных несамоходных беспалубных барок лёгкой конструкции, которые широко использовались с XVI по XIX век на реках Каме и Чусовой для перевозки хлеба и металлопродукции. Историческое название «коломенка» связано с городом Коломна.
Связанные понятия
Железные караваны — речная флотилия, осуществлявшая грузовые перевозки в Европейскую часть России с металлургических заводов Урала в 1703—1918 годах.
Воложка — по словарю Ушакова, небольшое ответвление, рукав, образуемый течением реки, преимущественно на Волге и Каме.
Мокшан, Мокшана (от названия реки Мокша) — беспалубное парусное судно (барка) XVIII—XIX веков, служившее для перевозки людей и грузов.
Тихвинка — историческая разновидность российских беспалубных деревянных грузовых судов с корпусом барочного типа, ложкообразной носовой оконечностью, кормой санной формы и серповидным форштевнем. Широко использовалась в XIX веке на реках Тихвинской водной системы и на Ладожском озере, в основном для сообщения между Санкт-Петербургом и Нижегородской ярмаркой.
Заво́лжский поса́д (Заво́лжье) — торгово-ремесленное поселение (посад) древней Твери. Посад располагался к северу от Кремля, за рекой Волгой (отсюда название). Через заволжье проходила дорога в Новгород.
Бударка (будара; от славянского слова «буда» — плетёнка) — плетёная транспортно-грузовая или рыболовная парусно-гребная лодка, распространённая на Балтийском, Азовском и Каспийском морях и впадающих в них реках. Строительство таких лодок продолжалось до конца XIX — начала XX века.
Большая балка (Придорожный овраг) — балка (овраг) в Воронежской области России. Начинается у села Первомайское (49°57′25″ с. ш. 39°58′39″ в. д.), оканчивается на левом берегу реки Богучарки в 45 км от её устья у села Писаревка (49°53′47″ с. ш. 40°11′20″ в. д.). В нижней части справа к балке примыкает балка Солёный Яр.
Прото́к, прото́ка — водоток, являющийся частью другого водотока, или соединяющий другие водотоки или водоёмы, который не имеет свойственных реке комплексов русловых образований.
Зи́мний бе́рег — берег в южной части Белого моря, на восточном берегу Двинской губы и Горла Белого моря. Простирается от устья Северной Двины до мыса Воронов.
Во́лок — участок суши, обычно с перевалом, между двумя озёрами или реками, через который тащили суда — «волоком».
Зато́н, за́водь — часть акватории реки, защищённая от ледохода и течения. Затоны бывают как естественные, например, превратившееся в залив русло старицы, часть акватории, отгороженная от основной акватории косой или речным островом, так и искусственные, отгороженные от основной акватории реки дамбами.
Вихляевка — балка (овраг) в Волгоградской и Воронежской областях России. Начинается в деревне Вихляевка, оканчивается на левом берегу реки Кардаил в 107 км от её устья (51°14′07″ с. ш. 42°42′29″ в. д.). В верховье балки устроен пруд. В балку выходят устья балок Горбуниха (лв), Пруткова (пр). По балке протекает пересыхающий в сухое время года водоток. Длина водотока 13 км, площадь водосборного бассейна 81,8 км².
Помо́рский бе́рег — название части побережья Белого моря между реками Кемь и Онега, территория формирования этнической группы русского населения — поморов.
Ба́рка (итал. barca, исп. barca, фр. barque) — большое несамоходное грузовое плоскодонное судно, применявшееся с начала XVIII века до конца XIX века на крупных водоёмах Российской империи.
Фомин городок — древнерусский город, центр удельного Фоминского княжества, входившего в состав Смоленской земли.
Симбирская засечная черта — оборонительная укреплённая линия, засечная черта для прикрытия юго-восточной границы Русского царства, для защиты от набегов кочевых народов.
Унжак — на реках России деревянное грузовое плоскодонное судно XIX—XX веков для использования на мелководных водоёмах. Своё название получили по реке Унжа. Обычно строились на одну навигацию или плавание и затем продавались на дрова.
Расши́ва — парусное речное плоскодонное судно, использовавшееся на Волге, Мариинской водной системе и Каспийском море в XVIII—XIX веках.
Кривое Колено — излучина Невы в городской черте Санкт-Петербурга у Невского лесопарка и Усть-Славянки, примерно в 30 километрах от устья. Является одним из трёх крутых поворотов русла реки, наряду с поворотами у Ивановских порогов и у Смольного ниже устья реки Охты.
Гусяна или гусянка — это грузовое судно (барка), предназначенное для перевозки различных грузов.
Доща́ник (также досчаник, дощан) — плоскодонное несамоходное деревянное речное судно небольшого размера с палубой (или полупалубой) и одной мачтой, использовавшееся, главным образом для транспортных целей, на большинстве рек России. Грузоподъемность от 7 до 200 т.
Ка́рбас, также карба́с и карбус, (вепс. karbaz) — парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одно из основных у поморов и распространённое у других жителей Севера и Сибири, начиная не позднее чем с XV и до середины XX века. Для поморского диалекта русского языка характерно произношение с ударением на первый слог и форма множественного числа «карбаса́».
Минская волость - административно-территориальная единица Российской империи в составе Ногайской дороги,Златоустовского уезда Уфимской губернии.
Метеостанция Ую (Уя) расположена в самом конце Баунтовской котловины на левом берегу реки Ципа в посёлке Уя сельского поселения «Уакитское» Баунтовского эвенкийского района. Основана в 1960 году.
Подробнее: Ую (метеостанция)
Дальние заморские реки — название рек в Русском государстве XVII века, впадающих в Северный Ледовитый океан (Индигирка, Колыма, Яна, Оленёк, Алазея), а также реки Анадырь, впадающей в Тихий океан.
Ушкуй — историческое название новгородских плоскодонных речных судов, известных примерно с ХIII по XV век. Этимология этого термина, предположительно, связана с поморским словом «ошкуй» означавшим «белый медведь».
Брянчка или брянская лодка — историческая разновидность барки, применявшаяся в XIX веке. Обычно они использовались для транспортировки разнообразных товаров (железа, пеньковых канатов и т. п.) сплавным судоходством по реке Десна от Брянска до Херсона.
Конушинский бе́рег — берег в восточной части Белого моря, на восточном побережье Мезенской губы. Простирается от устья Мезень до мыса Конушин на полуострове Канин. Мыс Конушинский или Толстик, находится в 6,7 мили к югу от устья реки Волосова и представляет собой возвышенную часть берега, имеющую форму холма высотой 50 м. На мысе установлен Маяк Конушинский (67°14' N, 43°47' О). Севернее мыса Конушин находится Канинский берег.
Ленские щёки — один из самых глубоких каньонов Сибири, представляющий собой высокие крутые скалы, простирающиеся по берегам реки, имеющей узкое русло и в результате этого быстрое течение. Находится в Иркутской области (Киренский район), в верхнем течении Лены.
Лесоспла́в — вид транспортирования леса по воде, при котором используется плавучесть дерева. Лесосплав как технологический процесс входит в состав лесозаготовительных работ (см. Лесозаготовки) и является их заключительной стадией, имеющей целью доставку заготовленных лесоматериалов в пункты потребления или перевалки их на другие виды транспорта. Лесосплав — массовый, наиболее дешёвый, а в некоторых районах и единственный виды транспорта древесины. В СССР ежегодно сплавлялось 105—120 млн м³ древесины...
Беля́на — деревянная некрашеная плоскодонная барка, использовавшаяся для сплава леса по рекам Волге и Каме в XIX — начале XX века.
Бар — песчаная подводная отмель в устье реки, образовавшаяся в результате осаждения речных и морских наносов. Бар отгораживает устье реки от моря.
Вогу́льское кня́жество — объединение народа манси (вогулы, вогуличи, меньдси, моансь). Существовало с середины XV до конца XVI века, когда территории современной Югры были присоединены к России. Селения Вогульского княжества были на сибирских реках Пелым, Сосьва, Лозьва и других.Вогульское княжество входило вместе с Кондинским княжеством на реке Конда и княжеством Табары на реке Тавда в Пелымское государство. Во главе стояла родовая аристократия.
Ногайский шлях (от слов ногайцы и шлях) — название пути (c XVI века), по которому татары и ногайцы совершали набеги на русские земли в XIII—XVII веках. Так же была известна как ордобазарная дорога — использовалась для перегона скота на русский рынок. Ногайский шлях от ордынских кочевий в нижнем течении Волги имел два направления: правым берегом Дона, через урочище Казар (ныне Воронеж), до Рязани и Коломны; от Волгодонской переволоки по междуречью Хопра и Суры, пересекая верховья Цны, Польного Воронежа...
Плёс речной — глубокий участок русла реки, расположенный между перекатами, обычно образующийся в русле меандрирующей реки у вогнутого участка излучины берега.Перекаты вместе с расположенными между ними плёсами образуют на реках системы плёс — перекат. Плёсы обычно приурочены к участкам русла с наибольшей кривизной, перекаты — к прямым (переходным) участкам русла между смежными излучинами.Плёс обычно образуется там, где в половодье наблюдается местное увеличение скорости течения реки и интенсивно...
Потамо́ним (от др.-греч. ποτᾰμός «река» + ὄνομα «имя») — собственное имя любой реки. Вид гидронима. Пр.: Волоrда, Сухона, Нева, Енисей, Дубна, Ржавка, Калитва, Пресня. Совокупность потамо́нимов на той или иной территории составляет потамони́мию.
Учуг — под этим именем ещё со времен монгольского владычества на Волге и Урале известны сплошные перегородки реки, устраиваемые с целью удержания поднимающейся вверх по реке рыбы и лова её или в оставляемых в них пролётах, или близ Урала, где рыба скапливается. Обыкновенно такие перегородки делались из ряда свай, вбиваемых поперек течения реки, и промежуточных между ними звеньев из набитых в дно реки деревянных же шестов.
Московская кругосветка (также «Речное Золотое кольцо») — речной круиз по маршруту Москва-Нижний Новгород-Москва, единственный в мире речной кольцевой теплоходный туристский маршрут. Во время круиза протяжённостью более 1800 километров ни один речной участок не повторяется дважды. Путешествие длительностью от 9 до 15 дней берёт начало на Северном речном вокзале, а завершается на Южном речном вокзале, проходя по каналу имени Москвы, верхней Волге, Оке, Москве-реке. Обычно круиз, с учетом стоянок в...
Ба́бий городо́к — историческая местность в Москве, на правом берегу реки Москвы, между современными Крымской набережной и Большой Якиманкой.
Па́узок — речное плоскодонное парусно-гребное судно, которое было распространено на северных реках России. Они имели одну мачту, длина корпуса до 24 метров и грузоподъёмность до 120 тонн. Обычно они сопровождали большие суда и использовались для снятия с них и перегрузки перевозимых товаров и груза на мелководье.В эпоху речных пароходов паузки использовались для снабжения углем.
Предворсклье — юго- западный отрог Орловско-Курского плато, Среднерусской возвышенности.
Приаму́рский край — окраинная территория на востоке Российской империи; общее название территорий бассейна реки Амур, то есть южной и средней части Приморской, Амурской и Забайкальской областей и прилегающих к ним местностей Китайской империи. В административном отношении в основном то же, что и Приамурское генерал-губернаторство.
Водоём, например река, канал или озеро, является судоходным, если он достаточно глубок и широк для прохождения судов и не имеет препятствий таких, как скалы, деревья и низкие мосты.
Подробнее: Судоходность
Плашкоут (нидерл. plaatschuit; от plaat — плоское + от schuit — лодка) или Флашкоут — несамоходное грузовое судно с малой осадкой и упрощённым очертанием наружной поверхности судна (обводом), барка с высокими бортами.
Се́верная Сама́рка — садоводческий массив во Всеволожском районе Ленинградской области. Объединяет в себе садоводческие товарищества: «Северная Самарка», «Красный октябрь», «Нива», «Эскалатор», «Чёрная Речка». Расположен восточнее 2-го километра дороги Карьер Мяглово — Островки.
Ко́птев овраг — один из оврагов, расположенных в Сокольих горах, на левом берегу реки Волги. В непосредственной близости находится Коптев затон.
Плота́ — древнерусский славянский гидроним, обозначающий водный ток (реку), русло реки.