Понятия со словом «кинодело»
Связанные понятия
Госкино (Государственный Комитет по кинематографии) — государственный орган сначала СССР, затем Российской Федерации. В СССР управлял производством фильмов, а также занимался цензурой. Центральное государственное кинематографическое предприятие — Госкино — создано по постановлению Совнаркома от 19 декабря 1922 года на базе Всероссийского фотокиноотдела Наркомпроса. С 30 июня 2004 — Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура) при Минкульте.
Новое немецкое кино (нем. Neuer Deutscher Film), новая волна немецкого кинематографа — направление в послевоенном западногерманском кино, непосредственно связанное с возрождением национального кинематографа в конце 1960-х и его расцветом в 1970-е годы.
Малокартинье — термин, определяющий период примерно с 1943 по 1953 годы в советском кинематографе.
Киноплакат (кинопостер, киноафиша) — одна из тематических развовидностей плаката, печатное тиражное изоиздание большого формата, выпущенное с целью рекламирования, продвижения и популяризации кинофильмов и кинофестивалей. Наряду с театральным, цирковым, концертно-эстрадным, выставочным плакатом является разновидностью зрелищного плаката, который в свою очередь является разновидностью рекламного плаката. Также наряду с трейлером, тизером, промо-материалами, буклетами, брошюрами, флаерами является...
Производственный фильм (Производственное кино, Производственная драма) — направление, связанное с художественным отображением в кинематографе (преимущественно — в СССР) социальных отношений участников сферы промышленного (сельскохозяйственного, ресурсо-добывающего и т. д.) производства. Количество произведённых фильмов, выработанная стилистика позволяет киноведам говорить о производственном кино как об отдельном жанре (см., например, Валерий Фомин, НИИ теории и истории кино «Жанры кино. Актуальные...
«Межрабпомфильм» — советско-германская киноорганизация, созданная в 1928 году в Москве на основе расформированного акционерного общества «Межрабпом-Русь».
Режиссёрский (режиссёрско-монтажный; постановочный) сцена́рий (ист. и спец., применяется в кинематографе) — это непосредственный итог углубленного изучения режиссёром литературной основы будущего фильма. Это запись фильма, родившегося в творческом воображении режиссёра в результате анализа литературного сценария и изучения всех связанных с его темой образов и материалов. Режиссёрский сценарий формулирует во всех деталях развития сюжета и определяет монтажно-ритмический строй и особенности изобразительного...
Продюсер (англ. producer, от produce — производить) в кинематографе — доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. Он также принимает активное участие в подборе актёров, технического персонала. Функции продюсера могут выполнять также режиссёры, актёры, сценаристы.
Подробнее: Кинопродюсер
Имперская палата кинематографии (нем. Reichsfilmkammer) — структурное подразделение Имперской палаты культуры, осуществлявшее контроль за киноиндустрией Третьего рейха. Членство в имперской палате кинематографии было обязательным для всех кинематографистов.
Нэпманы или совбуры (советские буржуа) — разговорное название предпринимателей в Советской России и СССР в период нэпа.Допускалось только мелкое предпринимательство. Нэпманы, согласно Конституции РСФСР 1918 г. и Конституции РСФСР 1925 г., были лишены избирательных прав как «нетрудовые элементы».
Кооперативное кино — явление в кинематографе СССР, а затем и России, характеризовавшееся созданием фильмов независимыми киностудиями, кинообъединениями и кооперативами, в обход государственных киностудий. Расцвет данного явления пришёлся на начало-середину 1990-х годов.
Экспериментальный киноцентр (Экспериментальный центр кинематографии, итал. Centro Sperimentale di Cinematografia), или Итальянская национальная киношкола, был основан в 1935 году с целью продвижения искусства кино и киноиндустрии.
Импрессионизм в кинематографе (киноимпрессионизм) — течение в кинематографе.Кино, являясь визуальным искусством, как и живопись, стало продолжателем традиций французских художников-импрессионистов в начале XX века. Появилось под влиянием одноимённого стиля живописи и развивалось также преимущественно во Франции.
Киноиску́сство — вид художественного творчества, основанный на различных технических способах записи и воспроизведения изображения в движении, как правило, в сопровождении звука.
Новая экономическая политика и задачи политпросветов — доклад В. И. Ленина на II Всероссийском съезде политпросветов 17 октября 1921 года. Доклад посвящён задачам политпросветов в условиях новой экономической политики. В докладе разъясняется смысл новой экономической политики.
«Театральный Октябрь» — программа реформирования театрального дела в послереволюционной России, политизации театра на основе завоеваний Октября, выдвинутая Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом в 1920 году.
Наро́дный комиссариа́т просвеще́ния РСФСР (Наркомпрос РСФСР) — орган государственной власти РСФСР, контролировавший в 1920—1930-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др.
Пе́рвые декре́ты сове́тской власти — обозначение ряда декретов выпущенных в 1917-1918 годах после Октябрьской революции 1917-го года пробольшевистскими II Всероссийским съездом советов рабочих и солдатских депутатов, Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК) и Советом Народных Комиссаров (СНК). Большинство исторических источников относят к этим декретам документы, выпущенные в ноябре — декабре 1917 года, некоторые источники также относят к их числу некоторые документы, изданные в...
Культурная революция в СССР как целенаправленная программа по трансформации национальной культуры на практике зачастую буксовала и была массированно реализована лишь в годы первых пятилеток. В результате, в современной историографии существует традиционное, но, по мнению ряда историков, не вполне корректное, а потому зачастую оспариваемое соотнесение культурной революции в СССР лишь с периодом 1928—1931 гг.. Культурная революция в 1930-е годы понималась как часть больших преобразований общества и...
Троцкий о советской бюрократии — политическая мысль Льва Троцкого, связанная с проблемой постреволюционной (советской) бюрократии. Троцкий начал исследование вопроса о бюрократизации в Советской России с первых лет существования нового государства и продолжал его все 1920—1930-е годы: теория Троцкого существенно определила его анализ политических событий в РСФСР/СССР.
Но́вое направле́ние — течение в советской исторической науке в 1960-е — начале 1970-х годов, сторонники которого оспаривали официально признанные выводы в отношении Октябрьской революции 1917 года...
Теория деформированного рабочего государства — политическая теория о природе СССР и других официальных социалистических стран, согласно которой они являлись рабочими государствами, находящимися под властью бюрократии. Эта теория выступает как против теории социализма в отдельно взятой стране, утверждавшей что СССР и страны «советского блока» являются социалистическими государствами, так и против различных критических по отношению к ним концепций — теорий государственного капитализма, бюрократического...
Кинове́дение (англ. film studies) — наука о теории, истории и социологии кинематографа, киноискусства. Оценка современного кинопроцесса, оперативное рецензирование фильмов осуществляется кинокритикой. Существует также архивное киноведение.
Последние письма и статьи В. И. Ленина — письма и статьи В. И. Ленина, продиктованные и записанные с 23 декабря 1922 года по 2 марта 1923 года. Представляют собой политическое завещание В. И. Ленина, содержат меры по борьбе с опасностью раскола в партии и с бюрократизмом. К ним относятся: «Письмо к съезду» (предложения о увеличении числа членов ЦК за счет рядовых рабочих и характеристики И. В. Сталина, Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева, Н. И. Бухарина, Г. Л. Пятакова, впервые было опубликовано...
Синемá веритé (фр. cinéma vérité букв. «правдивое кино») — термин, обозначающий экспериментальное направление, первоначально сформировавшееся в кинодокументалистике Франции, связанное с обновлением выразительных и повествовательных возможностей кинематографа.
Подробнее: Синема верите
Социалистический реализм (соцреализм) — художественный метод литературы и искусства (ведущий в искусстве Советского Союза и других социалистических стран), представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизненных идеалов при социализме обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы искусства. Его возникновение и развитие связаны...
О кооперации — одна из последних работ В. И. Ленина. Написана 6 января 1923 года. Впервые опубликована в газете «Путь правды» в 1923 г, № 115 и 116, 26 и 27 мая 1923 года.
Госторг РСФСР (Государственная экспортно-импортная контора, акционерное общество) — организация, осуществлявшая монополию внешней торговли в первые годы советской власти. Был образован в 1922 году и являлся одним из важнейших подразделений Наркомата внешней торговли.
Теория перманентной революции (от лат. permaneo — продолжаюсь, остаюсь) — теория о развитии революционного процесса в периферийных и слаборазвитых странах. Теория была первоначально предложена Марксом и Энгельсом, в дальнейшем разработана Львом Троцким, Эрнестом Манделем и другими марксистскими теоретиками (включая таких троцкистских авторов, как Михаэль Леви, Джозеф Хансен, Ливио Майтан).
Гражданский кодекс РСФСР (ГК РСФСР) — советский российский гражданский кодекс, принятый 31 октября 1922 года. Данный законодательный акт был первым в России гражданским кодексом и первым в мире гражданским кодексом социалистического государства. Он оформил становление советского гражданского права и обобщил менее чем двухлетний опыт развития гражданско-правовых институтов в условиях новой экономической политики.
Продюсер — человек, организующий производство художественного произведения, осуществляющий финансовый и (совместно с режиссёром) идейно-художественный контроль за ходом производства.
Польская школа кинематографа (польск. Polska Szkoła Filmowa) — неформальное социальное и художественное объединение режиссёров и сценаристов Польши в период середины 1950-х — начала 1960-х годов.
Биттерфельдский путь (нем. Bitterfelder Weg) — программа развития социалистической культуры в ГДР, принятая в 1959 году и направленная на создание самостоятельной социалистической национальной культуры, которая должна была наиболее полным образом удовлетворять растущие художественно-эстетические потребности трудящихся.
Кинове́д — специалист в области теории, истории, социологии киноискусства, кинематографа.
Лев
Троцкий как историк сыграл значительную роль в процессе формирования новой концепции исторической науки в РСФСР/СССР после Октября 1917 года. Важной составляющей исторических взглядов Троцкого было его отношение к революции: в частности, её месту в общемировом историческом процессе; в целом проблема революции являлась центральной в троцкистском анализе истории.
«Борьба с космополитизмом» — политическая кампания, проводившаяся в СССР в 1948—1953 годах, и направленная против отдельной прослойки советской интеллигенции, рассматривавшейся в качестве носительницы скептических и прозападных тенденций.
Литература Советского Союза — совокупность литературных произведений, опубликованных на территории РСФСР и других союзных республик после установления там Советской власти. Она включала в себя, помимо русской, литературу других народов на 88 языках СССР (по данным 1987 года), хотя литература на русском языке была преобладающей. Литература СССР включала в себя и старописьменные литературы (такие как армянская, которая старше русской), но многие национальные литературы создавались на языках, не имевших...
Теория авторского кино (фр. Cinéma d'auteur, англ. Auteur theory) — влиятельное учение, зародившееся во Франции в 1950-х годах.
Имперская палата культуры (нем. Reichskulturkammer: RKK) — созданная по инициативе министерства народного просвещения и пропаганды профессиональная организация творческих работников Третьего рейха. Использовалась в качестве инструмента государственного контроля всех работников сферы искусства, так как творческой деятельностью могли заниматься только лица, состоящие в соответствующей палате Имперской палаты культуры.
Цензу́ра в СССР — контроль советских и партийных органов СССР над содержанием и распространением информации, в том числе печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кинематографических и фотографических произведений, передач радио и телевидения, с целью подавления всех источников информации, альтернативных официальным, ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, считавшихся вредными или нежелательными.
Красный вихрь («Большевики»), — «синтетическая поэма в 2 процессах с прологом и эпилогом». Балет, включающий пение, слово и акробатику композитора В. М. Дешевова, сценарий и постановка балетмейстера Ф. В. Лопухов.
Третий кинематограф (исп. Tercer Cine) — направление в кинематографе, осуждающее политику неоколониализма, капиталистическую систему и голливудскую модель кинопроизводства, основной целью которой является зарабатывание денег и не дающую зрителю ничего, кроме праздного развлечения.
День российского кино — профессиональный праздник кинематографистов и любителей кинематографа в Российской Федерации. Отмечается ежегодно 27 августа.
Кинообразование (англ. film education) — направление в педагогике, связанное с изучением кинематографа, киноискусства, — как в процессе образования будущих профессионалов в этой области, так и в более массовых масштабах — в некинематографических вузах, колледжах, в школах, во внешкольных учреждениях. Кинообразование — составная часть более широкого направления в педагогике под названием медиаобразование.
Рабо́че-крестья́нская инспе́кция (Рабкри́н, РКИ) — система органов власти, занимавшаяся вопросами государственного контроля. Систему возглавлял Наро́дный комиссариа́т Рабо́че-крестья́нской инспе́кции (НК РКИ). Создан в 1920 году, расформирован 11 февраля 1934 года. Вместо РКИ была создана Комиссия советского контроля при СНК СССР. С 1923 действовал совместно с Центральной контрольной комиссией ВКП(б) как единый советско-партийный орган, при этом нарком РКИ по совместительству возглавлял ЦКК.