Понятия со словом «имам-хатыб»

Связанные понятия

Наки́б (мн. ч. нукаба'; «старейшина», «глава»; «уполномоченный») — исламский термин, широко употреблявшийся в практике мусульманских конфессиональных общин и религиозно-политических движений. Во времена правления Аббасидов накиб осуществлял юрисдикцию над потомками пророка Мухаммеда и членами их семей. С XV века в Османской империи делами Алидов занимались накиб аль-ашрафы.
Ислам в Башкортостане — монотеистическая авраамическая мировая религия в Башкортостане.
Суфизм в Казахстане (каз. сопылық) впервые появился в XI—XII веках и в наше время распространён в основном на юге страны.
Хати́б (араб. خطيب‎ — проповедник, оратор) — мусульманское духовное лицо, проводящее пятничную молитву (джума-намаз).
Адаб (араб. أدب‎) — исламский термин, которым обозначается жанр морально-дидактической литературы. Литератор, взявший на себя обязанность заниматься совершенствованием наиболее деятельной части общества назывался адибом. Наиболее яркими представителями адаба были аль-Джахиз, Ибн Кутайба и Абу Хайян ат-Таухиди.
Муджа́ддид (араб. مجدد‎ — реформатор, обновитель) — обновитель веры. Согласно хадису пророка Мухаммада, каждые сто лет среди мусульман будут появляться люди, которые будут обновлять ислам. К муджаддидам были причислены: Умар ибн Абдул-Азиз, аш-Шафии, аль-Ашари, аль-Газали, Фахруддин ар-Рази, Ибн Дакик аль-Ид, ас-Суюти и другие.
Деле́ние ми́ра в исламе — идея географического разделения по религиозному признаку. Обычно исламские богословы подразделяют страны мира на дар аль-ислам (территория ислама), дар аль-куфр (территория неверия), а также на дар аль-харб (территория войны), дар ас-сульх (территория мирного договора) или дар аль-худна (территория перемирия) и дар аль-хийад (нейтральная территория).
Силси́ла (араб. سلسلة‎ — ряд, цепь‎) в суфизме — духовная генеалогия глав суфийских тарикатов; цепь посвящения, обретения благодати от предыдущего шейха. Обычно силсила возводится к пророку Мухаммаду посредством Али (например, Кубравия, однако некоторые суфии возводят свою силсилу к пророку Хизиру. Подключение к силсиле и дальнейшее включение в неё может осуществить только шейх, входящий в силсилу. Если уровня шейха достигли два и более мюрида шейха-учителя, то дальше от шейха-учителя силсила разветвляется...
Шуубия (араб. الشعوبية‎) — политическое движение в Арабском халифате, отрицавшее исключительные права арабов на господство в государстве и привилегированное положение в умме. Зародилось в VIII веке, в период правления Омейядов. Наибольшего распространения достигло в Иране. Шуубийя нередко выражало интересы региональных элит и проявлялось в сохранении и возрождении местного языка, а также в росте «сектантских» настроений (ши’изм).
Хал (араб. حال‎, мн. ч. ахвал) — в суфизме: чувства радости и тоски, покоя и стеснения, которые входят в сердца духовных «путников» (саликов). У мутазилитов хал — это состояние предмета в определенный момент времени.
Возникновение мистического течения в исламе — суфизма, происходит в конце VII века, как аскетического направления религии. На протяжении следующих столетий данное учение распространяется на обширные территории мусульманского Востока, оказывая огромное влияние на духовную и материальную культуру местного населения.

Подробнее: История суфизма
Мухаммед Парса (1345, 1348 или 1355, Бухара — 1419 или 1420, Медина) — мусульманский богослов, представитель ханафитской школы и суфийский мистик, принадлежавший к братству накшбандийа (и ставший его фактическим лидером), а также учёный-правовед.
Умдат ас-Салик ва Уддат ан-Насик (араб. عمدة السالك وعدة الناسك‎, рус. Опора путешественника и орудия верующего) — написанная в 14-м веке Ахмадом ибн Накибом аль-Мисри книга по шафиитскому фикху, созданная под влиянием работ «аль-Мухаззаб» аш-Ширази и «Минхадж-ут-Талибин» ан-Навави. Книга была переведена на английский язык известным шейхом Нухом Ха Мимом Келлером, который опустил при переводе места, по его мнению неактуальные, как, например, рабство. Умдат ас-Салик разделён по разделам, касающимся...
«Бадаи ал-вакаи» (перс. بدايع‌الوقايع‎ — «Удивительные события») — исторический труд Зайн ад-Дина Васифи (1485—1551/1556 годы) на языке фарси. Состоит из 46 глав. Излагается история Хорасана, Центральной Азии, политическая, экономическая, культурная жизнь Герата конца XV — начала XVI веков. Приводятся сведения о великих ученых средневековья: Абу Али ибн Сина, Абд ар Рахман Джами, Абу-л-Касим Фирдоуси, Алишера Навои, Камала ад-Дин Бинаи. Описываются поход иранского шаха Исмаила Сефеви на Герат, столкновения...
Кутб (араб. قطب — полюса) — в суфийских тарикатах высшая степень святости в иерархии святых (авлия), лидер или духовный наставник тариката. Кутб являлся обладателем сокровенных знаний и олицетворял собой некоего посредника между людьми и Аллахом. Он отождествлялся с «совершенным человеком». По мнению некоторых исследователей, понятие «Кутб» было заимствовано у шиитов. Согласно суфийскому учению, одновременно в мире может находиться только один кутб. По этой причине кутба нередко называли «полюсом...
Баб (араб. باب‎, «врата» (к знанию), также, возможно, произошло от «баба́», примерного эквивалента расширенного значения слова «отец» в русском — более старший и мудрый мужчина) — в суфизме, почётное звание проповедников ислама у средневековых народов Востока.
Шура-и-Ислам (с арабского «Совет ислама» или «Исламский совет») — общественно-политическая организация в Туркестане, существовавшая в годы революции 1917 года и Гражданской войны в России. Организация основана в начале марта 1917 в Ташкенте и была идейно связана с национально-демократическим просветительским движением Джадидизма. Возглавил организацию Мунаввар Кары Абдурашидханов. Активную роль в организации играли Шокай Мустафа, А. В. Кори, М. Муминбаев, А. Темирбеков, Мирджалилов Саиднасыр и др...
Ари́ф (араб. عارف‎‎), в суфизме — человек, обладающий практическим знанием; тот, кому даровано знание; лицо в суфийской иерархии. Первоначально термин ариф относился к некоторым военным или гражданских чиновникам.
Ходжа́, Кожа́ (от туркм. Hoja, перс. خواجه‎; тадж. хӯҷа, каз. қожа, узб. xo'ja, уйг. خوجا) — в Средней Азии человек, ведущий своё происхождение от арабских миссионеров ислама. Клич —Алла́!
Садры — садр (Садр-и-джахан — столп мира) — титул феодальных правителей Бухары 12 — нач. 13 вв. рода Бурхан, соединявших в своих руках духовную и светскую власть. Первым, имевшим этот титул, был законовед исламского тариката ханифитский Абдалазиз ибн Омар, который был раисом (правителем) Бухары по назначению сельджукского султана Санджара. Позднее Садры попали в зависимость от Караханидов, но, опираясь на поддержку богатых горожан, они постепенно освобождались от неё. Бухарские Садры стали наследств...
Ага-хан (перс. آقاخان‎ — «господин» от пратюрк. «ака» — старший и тюрк. «хан» — «властитель»), англ. Aga Khan — наследственный титул главы религиозной общины исмаилитов-низаритов.
Таварих-и гузида-йи нусрат-наме (Избранные истории из Книги побед) — анонимный труд, написанный на тюрки (староузбекском языке) и посвященный истории Шейбани-хана (1451—1510), основателя узбекского государства в Мавераннахре. Книга, видимо, закончена в 1505 году. Некоторые специалисты считают автором самого хана, что правдоподобно, так как он был весьма образованным человеком и поэтом, сохранились его стихи.
Нишапурское ханство— феодальное государство, существовавшее на Иране с 1747 по 1798 год. Столица — г. Нишапур.
Шакирд — студент медресе или аналогичного мусульманского учебного заведения.Шакирды обычно изучают основы ислама и арабскую графику, религиозно-схоластические дисциплины и каллиграфию. Нередко, в их учебную программу входят и светские дисциплины, такие, как иностранные языки, арифметика, география, история и т. д.
Ильм (араб. العلم ; букв. "наука" ) — божественное знание в исламе, предвечное и всеобъемлющее, являющееся одним из признаков всемогущества Аллаха.
Перево́ды Корана на русский язык — переводы текста Корана с классического арабского языка на русский язык, а также изложения смысла Корана (смысловые переводы) на русском языке.
Пир (перс. (پیر‎ — старец) — в суфизме руководитель тариката (братства), святой, а также могила, где похоронен пир.
Пророческое движение в Аравии в VII веке включает в себя деятельность исламского пророка Мухаммеда и таких пророков как Мусайлимы, Саджах, Тулайхи, аль-Асвада и Ибн Сайяда, которых в мусульманской литературе принято называть «лжепророками».
Диния назараты (тат. Диния нәзараты, буквально «министерство веры») — министерство по делам религии правительства (Милли Идарэ) Национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири, созданное в 1917 году. С 1920 года вошло в Центральное духовное управления мусульман (ЦДУМ), просуществовавшего до 1946 года.
Му́ршид (перс. مرشد, араб. مرشد‎) — наставник, учитель. Принятие суфизма начинается с того, как ученик даёт клятву верности учителю — муршиду, которого он избрал. После этого ученик называется мюридом. Задача муршида состоит в том, чтобы обучать своих послушников пути суфизма.
Хаджи́ (араб. حَاج‎ — паломник‎) — почётное название, данное мусульманину, который успешно завершил обряд хаджа в Мекку. Звание обычно ставится перед именем (например: Хаджи-Мурат, Хаджи-Рамазан), хотя бывают случаи, когда звание ставится после имени (Ахмад-хаджи, Мухаммад-хаджи). Со временем звание перешло в разряд личных имён (Хаджи, Гаджи, Аджи) и фамилий (Аджиев, Гаджиев, Хаджиев). Женщины, которые совершают хадж называют Хаджжа (араб. حاجة‎).
Сад (араб. ص — Сад) — тридцать восьмая сура Корана. Сура мекканская. Состоит из 88 аятов.
Источники исламского права — основные источники, используемые исламскими правоведами для вынесения правового решения (фетвы).
Ку́льт святы́х в исламе (араб. تقديس الأولياء‎‎) сформировался под влиянием древних языческих верований, которые предполагали существование мелких божеств, почитаемых узким кругом местных верующих.
Юсуф и Зулейха (Йусуф и Зулейха, Юсуф и Зелиха) — кочующий сюжет, литературно-фольклорный мотив многих литературных памятников народов Востока.
Хивинская переводческая школа (узб. Xiva tarjima maktabi) – школа переводов, возникшая в Хивинском ханстве и существовавшая с начала XVI века до начала XX века. За этот период множество знаменитых книг персидской и арабской художественной и исторической литературы было переведено на узбекский язык.
Гератское ханство — феодальное государство, существовавшее на Среднем Востоке с 1818 по 1863 годы.
Ишан (перс. ایشان‎‎ , чагат. — išаn) — титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов. Кроме того, в Средней Азии ишанами также называют представителей рода, ведущего своё происхождение от пророка Мухаммеда.
Марджа’ ат-такли́д (араб. مرجع التقليد‎ — тот, кому подражают, образец для подражания‎) — высшее духовное звание шиитских духовных лидеров (муджтахидов), главный религиозный авторитет в вопросах права (фикха) и богословия, обладающего правом выносить правовые решения (иджтихад). Приказы марджа ат-таклида обязательны для исполнения всеми членами шиитской общины.
Ада́б (араб. أدب‎) — поведения, предписанные нормами шариата, включающие в себя хорошие манеры, нормы приличия, порядочность, человечность.
Каземи Мортаза Мошфек (1887 — 1978) — иранский писатель, романист, считающийся одним из зачинателей современной иранской литературы.
Азербайджанский язык относится к огузской группе тюркской языковой семьи. Так как в процессе этногенеза азербайджанского народа принимали участие как тюркские этнические группы, так и местное автохтонное население территории современной Азербайджанской Республики и Иранского Азербайджана (кавказские албаны, ираноязычное население Восточного Закавказья и Иранского Азербайджана), то и азербайджанское имя соответственно испытало на себе влияние не только тюркской, но и в значительной степени арабской...

Подробнее: Азербайджанское имя
Почита́ние моги́л (араб. تعظيم القبور‎ — та’зи́м аль-кубу́р), поклонение им и совершение ритуальных обрядов возле них в самом начале распространения религии ислам было запретным и порицаемым, однако со временем, эти действия стали неотъемлемой частью быта многих мусульманских общин.
Рустак — сельское поселение в странах, находившихся под персидским или арабским влиянием в Средневековье. Слово образовалось как арабизированная форма от среднеперсидского термина перс. روستاق‎, «ростаг» («сельский район», «окрестности», «предместье»).
Ахунд (азерб. Axund; перс. آخوند‎), ахун — в Азербайджане, Иране и Российской империи звание мусульманского учёного высшего разряда, аналог арабского кади. До 1788 года ахунды являлись главами духовенства даруг (областей) и городских общин и именно через них царские власти взаимодействовали с имамами. Три первых муфтия ОМДС также ранее были ахундами. Должность ахундов зачастую была связана с конкретным родом и (или) регионом. Так, первый приход Уфы и должность ахунда города были традиционно связаны...
Иша, ночной намаз (араб. صلاة العشاء — ночная молитва) — ночная четырёхракаатная молитва мусульман. Одна из пяти обязательных ежедневных молитв.
Год послов (араб. عام الوفود‎, араб. سنة الوفود‎) — девятый год по хиджре или 631 г. н. э. В истории ислама известен как год, когда Мухаммаду прибыло рекордное число делегаций арабских племён после победы в битве при Табуке, чтобы принять ислам, что стало крупной политической победой Мухаммада, положившей начало распространению ислама по всей Аравии. Крупнейшая делегация была из Ямамы и насчитывала ~100 тыс. чел. и принявшая ислам целиком, не приехал только Мусейлима. Когда они пришли ему и приняли...
«Джагфар Тарихы» («История Джагфара») — фальшивый исторический источник, введенный в оборот как свод булгарских летописей в 1990-е годы учителем истории, активным участником булгаристского клуба «Булгар-аль-Джадид» Ф. Г.-Х. Нурутдиновым. Вся предыстория текста известна только с его слов. Текст существует только на русском языке как «перевод с утраченного оригинала» в виде списков, сделанных Нурутдиновым. О наличии оригинальных текстов исторических сведений нет. Историки оценивают свод как современную...
Ханифи́зм (араб. حنيفية‎ — ханифийя‎) — одна из форм религиозного монотеизма, возникшая в доисламской Аравии. Ханифизм испытал влияние как иудаизма, так и христианства. Последователей ханифизма называют ханифами (араб. حنفاء‎, ед. ч. حنيف‎)
История ла́кцев (самоназвание — лак), корренного народа Дагестана, принадлежащего к Кавкасионскому антропологическому типу, охватывает период с V века нашей эры до настоящего времени. Исторической столицей лакцев (Лакии) является селение Кумух, расположенное в центре нагорного Дагестана, к северу от хребта Дюльтыдаг. Верующие лакцы — мусульмане-сунниты. Родной язык — лакский.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я