Понятия со словом «затраты»
Затраты — размер ресурсов (для упрощения измеренных в денежной форме), использованных в процессе хозяйственной деятельности за определённый временной промежуток. Или простым языком: затраты — это стоимостная оценка ресурсов.
Постоя́нные затра́ты (англ. fixed cost) — элемент модели точки безубыточности, представляющий собой затраты, которые не зависят от величины объёма выпуска, противопоставляемые переменным затратам, с которыми в сумме составляют общие затраты. Увеличение объёмов производства приводит к уменьшению постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции, что повышает прибыль с единицы продукции за счёт положительного эффекта масштаба.
Переме́нные затраты (англ. variable cost, VC) — затраты, величина которых зависит от объёма выпуска продукции. Противопоставляются постоянным затратам, с которыми в сумме составляют общие затраты. Основным признаком, по которому можно определить, являются ли затраты переменными, является их исчезновение при остановке производства.
Косвенные затраты — затраты, которые, в отличие от прямых затрат, не могут быть напрямую отнесены на себестоимость изготовления продукции (оказания услуг, предоставления работ) предприятием или организацией.
Нормативные затраты — сумма переменных и части постоянных затрат, связанных с оказанием услуг (работ), выпуском продукции.
Невозвратные затраты (англ. sunk costs, дословно — «утопленные затраты») — это издержки, которые не имеют альтернативного использования. Например, построенную кирпичную канализацию нельзя обратно разобрать на кирпичи и распродать. Или, например, залитый бетонный фундамент, неожиданно оказавшись невостребованным, нельзя обратно вернуть в цемент и песок. К таким примерам относится и маркетинг: затраты на рекламу не имеют альтернативного использования.
При разработке
программного обеспечения очень важной является проблема оценки материальных затрат и/или затрат времени на успешное завершение проекта.
Операционные затраты или операционные расходы (англ. OPEX, сокр. от operating expenses) — повседневные затраты компании для ведения бизнеса, производства товаров и услуг.
Анализ выгод и затрат (англ. Benefit-cost analysis) — методика экономической оценки, которая применяется при принятии решений и позволяет определить в денежных единицах как преимущества (выгоды), так и недостатки (затраты), связанные с определённым проектом или политикой.
Попроцессный
расчёт затрат является одним из методов расчёта затрат в управленческом учёте, учёте затрат и анализе. Попроцессный расчёт затрат позволяет более объективно (в причинно-следственном смысле перерасчёта) распределить косвенные затраты на конечную продукцию или же на издержки содержания подразделений предприятий (в зависимости от целей расчёта). Попроцессный расчёт затрат опирается на процессный или операционный подход учёта затрат во всех подразделениях.
Часовые эксплуатационные затраты — показатель характеризующий степень технико-экономической эффективности техники и оборудования, учитывающий прямые расходы в единицу времени на амортизацию, оплату труда, ГСМ, ТО и ремонт, хранение, проценты за кредит, налоги, страховые платежи, накладные расходы и прочие связанные с её эксплуатацией.
Связанные понятия
Смета — расчёт (план) предстоящих расходов на осуществление какой-либо деятельности. Существуют сметы на финансирование деятельности какого-либо предприятия, учреждения, на выполнение каких-либо работ (проектных, строительных, отделочных, ремонтных и т. п.).
Инвестиционные издержки - издержки, осуществляемые на инвестиционной стадии реализации проекта. Они включают в себя финансовые затраты на...
Режи́м эконо́мии (в экономике) — образ ведения хозяйства, в основу которого положен принцип бережливости, минимизации расхода ресурсов, ресурсосбережения. Одно из важнейших средств повышения экономической эффективности производства. Режим предусматривает работу по сокращению издержек, экономию рабочего времени, рост производительности труда.
Изде́ржки обраще́ния — затраты в сфере обращения, связанные со сбытом и приобретением товаров. Различают...
Валовая прибыль — разница между выручкой и себестоимостью сбытой продукции или услуги. Следует иметь в виду, что валовая прибыль отличается от операционной прибыли (прибыль до уплаты налогов, пеней и штрафов, процентов по кредитам).
Доба́вленная сто́имость — это та часть стоимости продукта, которая создается в данной организации. Рассчитывается как разность между стоимостью товаров и услуг, произведенных компанией (то есть выручка от продаж), и стоимостью товаров и услуг, приобретенных компанией у внешних организаций (стоимость купленных товаров и услуг будет состоять в основном из израсходованных материалов и прочих расходов, оплаченных внешним организациям, например, расходы на освещение, отопление, страхование и т. д.)
Точка безубыточности (критическая точка, CVP-точка) (англ. break-even point) — объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли.
Операционный счёт — это счёт бухгалтерского учёта, дебет которого отражает размер затрат на финансовую операцию, а кредит – доход от произведенной операции. Операционные счета нужны для учёта денежных поступлений и списаний по хозяйственным операциям за отдельный временной период. Они предназначаются для расчёта средств, вырученных и затраченных на производство, поддержание материально-технической базы.
Калькулирование (от лат. calculatio - счёт, подсчёт) — способ определения себестоимости продукции или услуги, а также себестоимости производственных ресурсов. Калькулирование производится на основе учётных и расчётных затрат и на основе структуры этих затрат. Расчёт структуры затрат опирается на понимание типа производства, вида производства, загрузки предприятия, прочих «вспомогательных» процессов (таких как маркетинг, логистика и т. д.) и в зависимости от категории производства.
Средние издержки (англ. average cost) — общие затраты фирмы, делённые на объём её продукции или равные сумме средних постоянных и средних переменных издержек. (АС=AVC+AFC)
Срок окупаемости (PP от англ. Pay-Back Period) — период времени, необходимый для того, чтобы доходы, генерируемые инвестициями, покрыли затраты на инвестиции. Например, если инвестиционный проект требует инвестиций (исходящий денежный поток, англ. Cash Flow) в 2 млн рублей и эти инвестиции будут возвращаться по 1 млн рублей в год, то можно говорить, что срок окупаемости проекта составляет два года. При этом временна́я ценность денег (англ. Time Value of Money) не учитывается. Этот показатель определяют...
Экономический эффект — разность между результатами деятельности хозяйствующего субъекта и произведенными для их получения затратами на изменения условий деятельности.
Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты.
Самоокупаемость — принцип ведения хозяйственной деятельности, предполагающий полное возмещение всех затрат на производство товаров, работ и услуг выручкой от их реализации.
Экономическая прибыль (англ. economic profit) — это прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка.
Предельные издержки также маржинальные издержки (англ. marginal cost) — дополнительные, добавочные издержки на производство дополнительной единицы продукта, равные изменению общих издержек, делённому на изменение объёма продукции (а в краткосрочном периоде — изменению полных переменных издержек, делённому на изменение продукции).
Директ-костинг (или директ-кост от англ. Direct Costs) — метод учёта затрат, введённое американским экономистом Д. Харрисом в 1936 году, означает учёт прямых затрат. Сущность системы директ-костинга заключается в разделении затрат на постоянные и переменные.
Фондоёмкость — это показатель, обратный фондоотдаче, который показывает величину стоимости основных фондов, приходящуюся на единицу продукции, выпущенную предприятием. Данный показатель служит для определения эффективности использования основных фондов организации.
Экономическая эффективность (англ. Economic efficiency) — это соотношение полученных результатов производства — продукции и услуг и затрат труда и средств производства.
Бухгалтерская прибыль — общая прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, рассчитана по бухгалтерскому учёту в соответствии с действующими законодательно принятыми правилами за отчётный период без учёта расходов, не зафиксированных документально, на ведение такой деятельности, включая упущенную выгоду.
Калькуляция (от лат. calculatio — счёт, подсчёт) — определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий, или на отдельные виды производств. Калькуляция даёт возможность определить плановую или фактическую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки. В строительных организациях оценка и калькуляция используется для объектов бухгалтерского учёта в денежном выражении. Калькуляция служит основой для определения средних издержек производства...
Операционная прибыль — прибыль предприятия от основной (обычной) деятельности, равная разности между нетто-выручкой (выручкой за вычетом себестоимости) и расходами по обычной деятельности (в последние включаются прямые и операционные расходы) или, что то же самое, между валовой прибылью и операционными расходами. Операционная прибыль фактически эквивалентна Прибыли от продаж, по терминологии, используемой в форме 2 Отчёта о финансовых результатах по РСБУ.
Человеко-час — единица учёта отработанного времени, соответствует часу работы одного человека. Иногда удобно оценить продолжительность выполнения работы через количество необходимых человеко-часов, что позволяет при планировании проще оценивать или изменять количество работников и сроки выполнения задания. Таким образом, человеко-час является единицей учёта трудозатрат и достаточно широко применяется при планировании графика работ с учётом времени их выполнения. Нормативные трудозатраты заранее определяются...
Иммобилизация (от лат. immobilis — неподвижный): создание неподвижности в повреждённой или больной части тела...
Расходы организации — это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Расходы организации представляют собой совокупность использованных ею средств, относящихся к активам, если они способны приносить доходы в будущем, или к пассивам, если этого не произойдет, то есть доходы организации...
Закон возрастающих альтернативных издержек (англ. law of increasing opportunity costs) — правило в экономической науке, согласно которому с ростом производства продукта растут и альтернативные издержки, то есть с производством каждой новой единицы продукта возрастают и затраты на производство этой дополнительной единицы продукта.
Интенсификация (фр. intensification, лат. intensio напряжение, усиление) — процесс и организация развития производства, в котором применяются наиболее эффективные средства производства, а также расширение производства. Процесс преобразования расхода ресурсов, а также применение нового оборудования позволяет вызвать рост производительности. Таким образом рост затрат окупается эффективным и экономичным использованием всех ресурсов (как материалов, так и рабочей силы).
Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в производстве продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на её производство и сбыт.
Рента́бельность (от нем. rentabel — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная...
Трудоёмкость — количество рабочего времени человека, затрачиваемого на производство единицы продукции. Трудоёмкость обратно пропорциональна показателю производительности труда (количеству продукции, вырабатываемой за единицу рабочего времени). Понятие трудоёмкости тесно связано с понятием капиталоёмкости (количества капитала, затрачиваемого на производство единицы продукции).
Авансированный капитал — денежные средства (или любое другое имущество), затраченные с целью получения прибыли на организацию производства, приобретение оборудования, начало осуществления предпринимательской деятельности. Часть авансированного капитала, воплощенного в средствах труда — различный инструмент, оборудование, сооружения — относят к основному капиталу. Другая часть — затраты на сырьё и материалы, заработную плату — относятся к переменному капиталу.
Торговая наценка — разница между розничной и оптовой ценой товаров, необходимая для покрытия издержек и получения средней прибыли предприятиями торговли.
Доходы организации (предприятия) - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации; от обычных видов деятельности - это выручка от продажи продукции, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг; увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала этого предприятия.
Бюджет организации — календарный план доходов и расходов организации, сформулированный в стоимостных и количественных величинах для принятия решений, планирования и контроля в процессе управления деятельностью компании. Бюджет организации составляется в натуральном и/или денежном выражении и определяет потребность компании в ресурсах, необходимых для получения прогнозируемых доходов.
Ценообразование в строительстве — это механизм образования стоимости услуг и материалов на строительном рынке. Политика ценообразования в строительстве является частью общей ценовой политики и базируется на общих для всех отраслей принципах ценообразования.
Бюджет проекта – представляет собой план затрат, необходимых для его исполнения, в стоимостном выражении.