Понятия со словом «закладывающий»

Связанные понятия

Пикировка — пересадка сеянцев на другое место раньше посадки на место окончательного развития с целью получить растения с большим числом хорошо развитых боковых корней. Пикировка обычно сопровождается обрезанием около трети главного, стержневого корня (прищипывание). Наиболее выгодна пикировка для получения хорошей рассады капусты и брюквы, корни которых ветвятся довольно слабо, и бесполезна для растений, корни которых разрастаются сами собой. Пикировку лучше всего производить, пока ростки находятся...
Теории нативизма — теории психического развития, общим для которых является определение характеристик и особенностей зрелой личности как изначально предопределенных с момента зачатия. Теории нативизма и эмпиризма, в первую очередь, являются философскими теориями, но на них основе созданы психологические теории, объясняющие психологическое развитие личности. Общим для данных теорий личностного развития является определение наследственности как главной движущей силы и единственной детерминанты развития...
Сорта томатов Сорта томата могут быть охарактеризованы по различным критериям — технологическим, агротехническим, по потребительским свойствам...
Гуманистическая педагогика — направление в педагогике, ориентирующееся на личность ученика, на учёт его индивидуальных интересов и способностей. Гуманистическая педагогика рассматривает ученика как сознательного и активного участника учебно-воспитательного процесса, отдает приоритет общему развитию интеллектуальных качеств по сравнению с овладением определенным объемом информации, и ставит своей целью развитие ученика в свободную и активную личность, способную к самосовершенствованию и самореализации...
Импрессинг (от. англ. impress — впечатлять, оставлять след) — термин в психологии и обучении.
Автогенез (от греч. афтос — сам и генезис — происхождение) — идеалистическая концепция, стремящаяся объяснить развитие живой природы воздействием на организм только внутренних нематериальных факторов («принцип совершенствования», «сила роста», «батмизм») без учёта воздействия внешних факторов. Идеи автогенеза развивали К. Бэр, А. Кёлликер, Л. С. Берг, Э. Коп, Ю. А. Филипченко. Автогенез критиковали Ч. Дарвин, К. А. Тимирязев, А. Н. Северцов, А. Вейсман и др.Идея автогенеза близка к витализму и лежит...
Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Социологическая теория — совокупность понятий и принципов, объясняющих функционирование социологических структур.
Ядерный гриб (также атомный гриб) — грибовидное облако, возникающее после ядерного или термоядерного взрыва, также называемое радиоактивное облако. Названо так из-за сходства формы с формой плодового тела грибов.
Универсальные учебные действия (УУД) — базовый элемент умения учиться; совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися...
Детерминация (лат. determinatio — предел, заключение, определение) в широком смысле — определение перспективы объекта детерминации, располагаемыми представлениями о его комплектации, нынешними параметрами и составляющими, присущими той или иной категории или образцу.
Мозаичная культура — социокультурная ситуация, характеризующаяся случайным, хаотическим восприятием разнородной информации большинством субъектов, в результате чего эта информация не организуется сознанием субъекта в иерархически упорядоченные структуры, а состоит «из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических...
Пинцировка (от нем. pinzieren — «удалять конец») или прищипка, прищипывание верхушек — удаление верхней части молодого побега у растения (также — корня при пикировке).
Отво́док — надземный побег растения, который был укоренён, продолжая быть частью родительского растения. Отводки широко используются для вегетативного размножения.

Подробнее: Отводки
Пранаука (Преднаука) — начальный этап становления научного знания в рамках цивилизаций Древнего Востока. Иногда начало пранауки отодвигается в первобытное общество. Пранаука сформировалась в рамках школ жрецов, которые аккумулировали социально-полезные знания в области астрономии (неразличимой от астрологии), математики (неразличимой от нумерологии), архитектуры, медицины и алхимии. Систематизация знания шла вокруг решения практических задач.
Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Это уровень психологического развития ребёнка (6—7 лет), необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Созрева́ние — естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его развития. В обыденной жизни под созреванием чаще всего понимают созревание плодов.
Постнекласси́ческая нау́ка — современный этап становления науки, начавшийся в 1970-х годах. Автором концепции является академик В. С. Стёпин. Одной из черт нового этапа становится междисциплинарность, обслуживание утилитарных потребностей промышленности, дальнейшее внедрение принципа эволюционизма. Характерным примером постнеклассической науки мыслится синергетика, изучающая процессы самоорганизации.
Стержневая корневая система — корневая система, у которой хорошо развит главный корень по сравнению с боковыми корнями. Главный корень имеет форму стержня, отсюда и пошло название для такой корневой системы — стержневая.
Проросток — растение, находящееся в одной из начальных стадий онтогенеза, в период с момента прорастания семени (то есть с момента, когда развивающийся зародыш пробивает семенную кожуру) до момента развёртывания листа главного побега (побега, развивающегося из зародышевой почечки).
Интернализм (от лат. internus — внутренний) — методологическое направление в истории и философии науки, признающее движущей силой развития науки внутренние, интеллектуальные (философские, собственно научные) факторы. Возник в конце 1930-х годов как реакция на экстернализм.
Учебная деятельность — это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Учебная деятельность может быть осуществлена только путём соответствующего выполнения деятельности учителя и деятельности ученика.
Программированное обучение — метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером (Skinner B.F.) в 1954 г. и получивший развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных учёных.
Карполо́гия (от греч. καρπός — «плод» и λόγος — «слово», «учение») — раздел морфологии растений, предметом изучения которого являются форма, строение, классификация плодов и семян. В задачи карпологии входит исследование морфогенеза и онтогенеза плодов и семян, закономерностей их распространения, а также создание хорошо применимой на практике системы плодов и определителей плодов и семян.
Учебная программа — созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.
Дизайн-мышление (англ. design thinking) — методология решения инженерных, деловых и прочих задач, основывающаяся на творческом, а не аналитическом подходе. Главной особенностью дизайн-мышления, в отличие от аналитического мышления, является не критический анализ, а творческий процесс, в котором порой самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы.
Специа́льная психоло́гия (также коррекцио́нная психоло́гия) — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение. По Е. Л...
Зона ближайшего развития (ЗБР) — теоретический конструкт, введённый Львом Выготским в начале 1932—1934 гг. для характеристики связи между обучением и психическим развитием ребёнка.
Акмеоло́гия (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) — раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.Статус акмеологии спорен. Артемий Магун, рассматривающий состояние российских университетов, указывает на возникновение в них новых таких, по его мнению, экзотических, причудливых и «эндемичных...
Инжене́рная психоло́гия — отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной, а также техническими средствами автоматизации. Важнейшими составляющими его стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятия решений в условиях ограниченного времени, роста цены ошибочных действий.
Культивация — в сельском хозяйстве — приём поверхностной обработки почвы, обеспечивающий её рыхление (без оборачивания) и выравнивание поверхности с одновременным подрезанием сорняков. Культивацию применяют для предпосевной подготовки почвы, заделки удобрений, гербицидов, ухода за чистыми парами, пропашными культурами, для рыхления почвы в междурядьях и приствольных кругах сада.
Социокультурный подход — методологический подход на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство, согласно принципам системного подхода, образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм...
Копулиро́вка (лат. copulo — соединяю) — способ прививки черенком, когда привой и подвой имеют одинаковую толщину. При копулировке делают одинаковые косые срезы на прививаемых компонентах и прикладывают их один к другому так, чтобы совпали соответствующие ткани растений.
Психологи́ческая киберне́тика — раздел биологической кибернетики, изучающий структурно-функциональную организацию взаимодействия различных анализаторных систем, сфер сознания и бессознательного в процессе формирования поведения, в процессе взаимодействия людей между собой, с техническими, экологическими, социальными системами.
Кросс-культурная компетентность (грамотность) (англ. сross-cultural competence) — область психологии, отвечающая за формирование у человека понимания культуры других. Кросс-культурная компетентности основана на осознании, что разнообразие — это объективная характеристика мировой культуры и движущая сила её развития. Различные аспекты формирования кросс-культурной компетентности, уровни её формирования рассматриваются в работе Р.Хенви «Достижимая глобальная перспектива».
Переходная экономика(англ. transition economy) — промежуточное состояние при переходе от экономики с центральным планированием к рынку. В результате этого перехода осуществляется принципиальное преобразование основ данной системы, которые обусловливают генезис и развитие, как новых черт переходной экономики, так и ее особенности.
Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
Равномерный шум — белый шум, у которого вероятность каждого значения одинакова в заданном диапазоне энергий, то есть U(t) имеет непрерывное равномерное распределение.Равномерный шум не встречается в реальных условиях, но используется как упрощённая модель воздействия помех. Его анализ значительно проще, чем для других видов, что позволяет ускорить приблизительные вычисления.
Корневые отпрыски — придаточные почки, образующиеся в перицикле корня, развивающиеся в придаточные побеги. У основания придаточных побегов формируются собственные корни. Корневые отпрыски широко используются в садоводстве как один из способов вегетативного размножения. Xарактерны для таких растений, как осина, тополь, сирень, барбарис, вишня, слива.
Знаково-контекстное (или просто контекстное) обучение — форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.
Интериориза́ция (от фр. intériorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний).
Комплекс оживления — это особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная к взрослому. Термин был введён в 20-е годы XX в. Н. М. Щеловановым.
Звуковой удар (англ. sonic boom) —  воздействие на органы чувств живых существ и наземные объекты, производимое слабой ударной волной от объекта, движущегося в атмосфере со сверхзвуковой скоростью, например, метеорита, самолёта или ракеты. Субъективно звуковой удар воспринимается как гром или звук от взрыва.
Куще́ние — образование надземных побегов из узла, расположенного у основания главного побега у растений семейства Злаки и некоторых других растений; обильное появление у Злаков побочных стеблей (боковых побегов), благодаря благоприятным условиям роста; одна из форм ветвления, приводящая к образованию куста.
Эволюцио́нная эпистемоло́гия — теория познания, являющаяся разделом эпистемологии и рассматривающая рост знания как продукт биологической эволюции.
Гетерохрония (от др.-греч. ἕτερος — различный, и др.-греч. χρόνος — время), разновременность, изменение времени закладки и темпа развития органов у потомков животных и растений по сравнению с предками.
Дошкольный возраст — этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода...
Культу́рное заи́мствование — это социологическая концепция, которая рассматривает частичное или полное перенятие компонентов одной культуры другой культурой; планомерный и непланомерный исторический процесс принятия и использования элементов одной культуры членами другой культурной общности; один из естественных исторических способов возникновения новых культур, культурных процессов внутри отдельных культурных сообществ, создания новой культурной общности.
Имплозия (англ. implosion) — взрыв, направленный внутрь, в противоположность взрыву, направленному вовне (англ. explosion). Например: обжатие вещества сходящейся концентрической взрывной волной, гравитационный коллапс; боеприпасы объёмного взрыва (БОВ), или объёмно-детонирующие боеприпасы (ОДБ).
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я