Понятия со словом «закабаляющий»
Связанные понятия
Береговое право — (лат. лат. jus litoris, seu litorale, seu naufragii, франц. фр. droit de naufrage, нем. нем. Strandrecht) — это право, по которому жители морского побережья, побережья озёр, рек или его владельцы могли присваивать себе все произрастающее на принадлежащем ему берегу, а также остатки потерпевших крушение судов, их грузы и, вообще, все, что волны выбросили на берег, например, агат и янтарь на берегу Балтийского моря, жемчуг — в Персии, золото на африканском прибрежье.
Бережли́вость (также расчётливость, эконо́мность) — система действий, приводящих к умеренному расходу каких-либо ресурсов.
Вавилонская экономика базировалась на сельском хозяйстве и торговле. Расположение царства способствовало развитию ряда отраслей экономики. Так, будучи посредником в торговле между государствами к северу и югу от Месопотамии, держава активно торговала с соседями. Благодаря почве региона и хорошо организованной сети ирригационных каналов было развито земледелие. Восстановить картину хозяйственной жизни Вавилонии позволяют древние документы, в числе которых и свод законов Хаммурапи.
Выкуп пленных из Орды — организованный государством (княжествами Северо-Восточной Руси, потом Великим княжеством Московским и Русским царством, а затем Российской империей), с участием церкви и частных лиц, процесс выкупа из плена в Золотой Орде (а после распада Золотой Орды из Ногайской Орды, Крымского ханства, Астраханского ханства и Казанского Ханства) пленных, захваченных в ходе войн и набегов. Кочевниками захватывались в плен как военные, так и гражданские люди с целью получения выкупа (за знатных...
Государство-рантье — в политологии и теории международных отношений, это государство, источником основных доходов которого является рента с иностранных компаний, получивших доступ к национальным ресурсам. Данная теория была впервые сформулирована Хоссейном Махдави в 1970 году . Кроме того, именно он впервые ввел понятие внешней ренты.
«Дурные обычаи» (исп. malos usos, позднелат. mali usatici) — название ряда обременительных феодальных повинностей в Испании и Южной Франции, существовавших в XIII—XV вв. Наиболее тяжелую форму «Дурные обычаи» приобрели в Каталонии, где на них основывалась система феодальной власти сеньоров над крестьянами.
Исла́мские нало́ги — различные формы платежей или иных податей, взимаемые с населения исламских стран.
Для достижения эффективности производства жизненно необходимо разделение труда. При организации такого разделения тяжёлый (прежде всего, физический) труд является наименее привлекательным. На определённом этапе развития общества (когда развитие технологий обеспечило производство работником большего объёма продукции, чем необходимо ему самому для поддержания жизни), военнопленных, которых прежде убивали, стали лишать свободы и принуждать их к тяжёлому труду на хозяина. Люди, лишённые свободы и превращенные...
Подробнее: История рабства
В континентальной Европе, при более слабом и медленном развитии экономических сил, чем в Англии, ремесло как особая система производства, сложилось гораздо позже, когда Англия уже перешла от неё к другим, высшим экономическим формам. Континентальные страны не должны были, поэтому, вполне проделать тот тяжёлый процесс последовательного перехода от одной системы производства к другой, какой совершился в Англии вследствие её раннего экономического и культурного прогресса.
Подробнее: История ремесла в Германии
Кабала́ (тат. ) — в древней Руси тяжёлая форма личной зависимости, обычно связанная с займом; а также юридические акты, оформлявшие долговые обязательства.
Кабальное холопство — особый вид холопства, возникший и получивший юридическое определение в московском праве.
Колон (лат. colonus, coloni) — зависимый крестьянин в Римской империи времен её упадка и в Византии.
Копиго́льд (англ. copyhold — держание по копии, от copy — копия и hold — держание) — форма феодальной зависимости крестьян от дворян, при которой безземельные крестьяне были вынуждены арендовать наделы для прокорма. Основная форма феодально-зависимого крестьянского держания в Англии в позднее Средневековье и в начале нового времени.
Копное право — это совокупность народных юридических норм и обычаев, мирское самоуправление, форма прямой демократии. Копа́ (копна́, скоп народа, укр. круг, мир, сходка, громада) — собрание сходатаев для решения вопросов, связанных с жизнью общины. Копной суд считается некоторыми историками одним из древнейших коллегиальных судебных органов на территории славянских государств.
Котта́рии (лат. cottarii; англ. cottars) или ко́ттеры (англ. cotter) — категория малоземельного зависимого крестьянства в средневековых Англии и Шотландии. От основной массы лично несвободных крестьян (вилланов в Англии, хазбендменов в Шотландии) коттарии отличались незначительностью размеров своего надела и относительно необременительными отработочными повинностями, что превращало этот слой в сельскохозяйственных наёмных рабочих.
Крепостнические отношения на Кубани — крепостное право на Кубани, которое появилось в конце XVIII, начале XIX века и было связано с включением казаков в российские государственные структуры и социально — правовые институты. Развитие крепостнических отношений проходило в тесной связи с эволюцией таковых в Центральной России.
Период царствования Петра I — время необычайного напряжения народных сил для разрешения вековой задачи великорусской государственности. Это напряжение, заставляя собирать в одно все разрозненные орудия государственной деятельности, произвело в составе русского крестьянства сдвиги, надолго определившие и состав земледельческого класса, и формы его существования. Так же, как и по отношению к мерам Петра относительно шляхетства, можно сказать, что и крестьянство при нём не испытало коренного переустройства...
Крестьянский выход — право крестьян на переход от одного феодала к другому в XI—XVII веках. В XI—XV веках выход ограничивался для отдельных категорий сельского населения. Судебник 1497 года установил единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия — 26 ноября (Юрьев день) и неделю после него. Крестьянский выход временно запрещён (формально приостановлен) в 1580-х годах введением «заповедных лет», отменён Соборным уложением 1649 года.
Листы господаря литовского — это грамоты, издаваемые в канцелярии великого князя литовского. Великий князь литовский ясно излагал причину выдачи своих грамот: «мы листы н(а)ши даем такъ, какъ хто в насъ просит(ь)»В понимании великого князя («господаря») ответственность за выдачу листов падала не на него и его писарей, а на получателей, выпросивших их у великого князяСохранился ряд фактов, свидетельствующих о восстановлении утраченных (сгоревших, утерянных, утонувших) документов. Поиск последних в...
Ловушка нищеты — любой самоподдерживающийся механизм, благодаря которому из нищеты нет выхода . От поколения к поколению уровень бедности только возрастает, если не принимаются направленные против ловушки меры.
Менталитет башкир — устойчивая совокупность психических, интеллектуальных, эмоциональных и культурных особенностей, присущих башкирам.
Мещанское управление (также мещанское самоуправление) — сословное самоуправление мещанства в Российской империи.
Могут ли воины обрести Царствие Небесное (нем. Ob Kriegsleute auch in seligem Stande sein konnen) — трактат Мартина Лютера, написанный в 1525 году и посвященный размышлениям над вопросом о том, является ли военное дело богоугодным.
Мораль господ и мораль рабов (нем. Herren- und Sklavenmoral) ― одна из тем, которую затрагивал в своих работах немецкий философ Фридрих Ницше, в частности, в сочинении «К генеалогии морали» (1887). Ницше утверждает, что существует два основных вида морали: «мораль господ» и «мораль рабов». Люди рабской морали ценят доброту, смирение и сочувствие, в то время как мораль господина подразумевает наличие у него гордости, силы и благородства. Мораль господ даёт оценку действиям, основываясь на том, хорошими...
Налоговый грабёж — термин, используемый противниками налогообложения и выражающий мнение, согласно которому правительство нарушает право собственности путём принудительного взимания налогов. Большинство анархистов-индивидуалистов, либертарианцев и объективистов рассматривают налогообложение как нарушение правительством принципа ненападения. Классический мысленный эксперимент «Как много людей?» ставит проблему определения размера и характеристик группы, которая имеет этическое право облагать налогом...
Наёмное, или зарплатное, рабство — свойственное капитализму положение, при котором работник теоретически (de jure) работает по собственной воле, а на практике (de facto) вынужден торговать собственной рабочей силой, зачастую подчиняясь условиям работодателя ради того, чтобы выжить.
Онкольный кредит (от англ. on call — по требованию) предоставляет заёмщику право пользоваться кредитом банка со специально открытого счёта. Заёмщик имеет право занимать деньги до определённой суммы. В то же время банк имеет право в любой момент в одностороннем порядке прекратить кредитование и потребовать возврата взятых взаймы денежных сумм. В онкольном кредите выдача денежных средств обеспечивается залогом ценных бумаг, принадлежащих заёмщику. Обычно кредит выдаётся на короткий срок и погашается...
Па́рики (др.-греч. πάροικος — поселенец, пришелец) — категория зависимых наследственных держателей земли феодала-землевладельца, императора или казны в Византии в IX—XV вв. В XIII веке в некоторых районах Византии были закрепощены. Принадлежавшие феодалу парики платили ему натуральную и денежную ренту, несли отработочные повинности. Государственные парики держали государственную землю, несли специфические государственные повинности (поставка продовольствия императорскому двору, обслуживание государственных...
Пауперы (англ. pauper — «нищий») -- английские бедняки, жившие за счёт прихода, в котором родились и получали денежную помощь, позднее -- обозначение самого низшего класса городской бедноты.
Подсоседок — название категории обнищавшего крестьянина на Украине 16-18 веков, который не имел собственного хозяйства и жил в чужих дворах, «в соседях». Взаимоотношения между подсоседками и их хозяевами основывались на устных договорных условиях. За пользование жильем подсоседки отрабатывали в хозяйствах своих хозяев. В зависимости от того, в чьих дворах они жили, подсоседки были панские, старшинские, монастырские, казацкие и тому подобное. Подсоседки преимущественно становилась сельская беднота...
Половничество (укр. скопщина; фр. métayage, итал. mezzeria; нем. theilbau, theilpacht) — в землепользовании такая форма аренды, при которой съёмщик нанимает землю не за деньги, а за долю продукта, выплачиваемую натурой, — половину (отсюда и название), меньше или больше. В иных местах к этому присоединяются какие-нибудь отработки.
«Положение о лифляндских крестьянах» — государственный документ, опубликованный по решению царского правительства в 1804 году и направленный на облегчение правового и экономического положения губернского крестьянства.
Порядные, или порядные записи, также порядные грамоты, — обязательственные документы XVI и XVII вв., излагавшие условия (др.-рус. ряд), на которых свободные люди рядились в крестьяне; арендные договоры, древнейший из которых датируется 1556 годом.
Посполитые — крестьяне Левобережной и Слободской Украины в XVII—XVIII веках. В отличие от казаков, посполитые не несли постоянную военную службу, однако могли мобилизовываться в «земские хоругви» (местную самооборону) во время всеобщей мобилизации — посполитого рушения. Их называли «посполитыми казаками». Слово посполитые польского происхождения. В конце XVIII века посполитые стали крепостными крестьянами.
Рабство в Африке известно на континенте не только в прошлом, но продолжает существовать и в настоящее время. Рабовладение было привычным в различных частях Африки, как и в остальной части древнего мира. Многие африканские сообщества, где рабы составляли большинство населения, они наделялись определёнными правами, а не являлись имуществом владельца. Но с появлением арабской и трансатлантической работорговли эти системы изменились, а рабы стали поставляться в качестве живого товара на невольничьи рынки...
О рабстве на берегах Тигра и Евфрата мы можем составить себе ясное представление благодаря множеству дошедших до нас памятников права: контрактов, сделок, купчих и т. д.
Подробнее: Рабство в Вавилоне и Ассирии
Рабство в Румынии (1385—1856) и румынских землях (Робие, рум. Robie) имело своеобразный характер и просуществовало до 1864 года. Рабами в Дунайских княжествах исторически были преимущественно цыгане (Валахия, Трансильванское княжество, Буковина) и, в меньшей степени, буджакские татары и ногайцы (Молдавское княжество). Рабство в Румынии, на тот момент являвшейся вассалом Османской империи, было законодательно запрещено только в феврале 1856 года, фактически же оно исчезло лишь в середине 1860-х. При...
Рабство в исламе уходит своими корнями в доисламскую эпоху. Коран и сунна пророка Мухаммеда рассматривают рабство в качестве исключительного состояния, которое может быть изменено при определённых обстоятельствах. Ислам допускает существование рабства и считает освобождение раба одним из богоугодных дел.
У древних евреев рабы различались по происхождению; их юридическое положение зависело от того, были ли они иностранцы или евреи. К числу первых принадлежали потомки хананеев, военнопленные, а также купленные у соседних народов, напр. финикийцев, известных торговцев невольниками. Они были пожизненной собственностью господина, который мог их продать хотя бы за границу, подарить и завещать. Однако закон Моисеев делал разницу между вещественной и личной собственностью: рабу была гарантирована телесная...
Подробнее: Рабство в иудаизме
На окраинах Римской империи жили так называемые «варварские» племена. Варварами римляне именовали всех негреков и неримлян. Наиболее многочисленными были племена славян, кельтов и германцев. Под общим названием германцев римляне подразумевали все народы, жившие на восток от Рейна, между Альпами и Северным морем.
Подробнее: Рабство у древних германцев
Наиболее примитивными обществами в начале XX века являлись австралийские племена. Соответственно этому мы не встречаем здесь рабства в строгом смысле: весь труд лежит на женщинах, играющих роль настоящих рабынь: с ними всегда жестоко обращаются — хуже, чем с собаками; нередко кроме роли вьючного скота они играют и роль скота убойного. То же и у папуасов, хотя на некоторых островах (Фиджи) есть уже зародыши рабства. Здесь дикари настолько предусмотрительны, что оставляют в живых пленных в качестве...
Подробнее: Рабство у первобытных народов
Социальные классы играли важную роль в жизни римлян. Древнеримское общество было иерархическим. Свободнорождённые римские граждане были разделены на несколько классов, в зависимости от происхождения и имущественного положения. Было ещё несколько классов, которые не являлись гражданами и имели некоторые юридические права, а также рабы, лишённые всех прав.
А́гогэ (ἀγωγή, что значит «увод», «унесение») — система гражданского воспитания спартанских мальчиков в VIII—IV вв. до н. э. Она была обязательна лишь для детей полноправных граждан (за исключением царских). Для прочих же мальчиков из других сословий прохождение через эту систему являлось особой привилегией, дающей шанс на получение полного гражданства.
Подробнее: Спартанское воспитание
Теория насилия — одна из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники — немецкий философ и экономист Евгений Дюринг (1833—1921), польский социолог и государствовед Людвиг Гумплович (1838—1909), Карл Каутский (1854—1938) и другие. Основной принцип теории насилия заключается в том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён...
Торговля в государстве ацтеков являлась одним из основных направлений экономики, обеспечивающим, помимо установления тесных экономических связей между городами, также активное строительство дорог, культурные и языковые контакты, военную разведку и многое другое. Торговцы имели высокие привилегии и некоторую власть от тлатоани, хотя их профессия была связана с определёнными рисками. Особенно большое развитие торговля получила на закате цивилизации, когда ацтеки установили тесные экономические связи...
Хремати́стика (др.-греч. χρηματιστική «обогащение» от χρήματα «деньги») — термин, которым Аристотель обозначал науку об обогащении, искусство накапливать деньги и имущество, накопление богатства как самоцель, как сверхзадача, как поклонение прибыли.
Частная жизнь римлян существенно различается в трёх периодах: 1) до начала II века до н. э., представляющий древнеримский тип в его чистоте, 2) до конца Республики, характеризуемый проникновением в Рим эллинизма, и 3) императорский, для которого характерно слияние провинциальной культуры с римской.
Чиншевое право (от чинш) — вид зависимой собственности (лат. dominium utile), при которой владельцу (чиншевику) принадлежало право владения, пользования и распоряжения (отчуждения, обременения сервитутами и залогами, завещания) имением, с согласии верховного обладателя (лат. dominus directus) или без него, а этому последнему — лишь право на определенный постоянный оброк (чинш, Zins, cens) и другие платежи и повинности, установленные законом или обычаем.
Экономика дара, или экономика дарения (англ. Gift economy), дарономика, безвозмездная экономическая система — система общественного устройства, при которой ценные товары и услуги регулярно передаются без каких-либо конкретных договорённостей о немедленной или будущей награде (то есть отсутствует обмен, нет требования «услуга за услугу»). В идеале, регулярные дары (акты дарения) создают постоянную циркуляцию и перераспределение ценностей в обществе.
Эксплуата́ция — присвоение результатов труда другого человека без обмена или с предоставлением взамен товаров (услуг, денег), стоимость которых меньше, чем стоимость, созданная трудом этого человека за рабочее время.