Понятия со словом «железная»
Железное — пошлина, которую уплачивал истец в размере 40 кун в пользу князя, 5 кун в пользу мечника и полгривны в пользу детского (всё вместе взятое составляло «железный урок»), если вызывал ответчика на испытание железом (рота).
«Железные» (пол. AZL Żelazny) — частная пилотажная группа, выступающая на винтовых учебно-тренировочных самолётах Zlin Z-50 и Z-526 чешского производства.
Желе́зный век — эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий; продолжался примерно с 1200 г. до н. э. до 340 г. н. э.Представление о трёх веках (каменном, бронзовом и железном) существовало ещё в античном мире, оно упоминается в работах Тита Лукреция Кара. Однако сам термин «железный век» появился в научных работах в середине XIX века, его ввёл датский археолог Кристиан Юргенсен Томсен.
Желе́зные ру́ды — природные минеральные образования, содержащие железо и его соединения в таком объёме, когда промышленное извлечение железа из этих образований целесообразно. Несмотря на то, что железо входит в большем или меньшем количестве в состав всех горных пород, под названием железных руд понимают только такие скопления железистых соединений, из которых с выгодой в экономическом отношении можно получить металлическое железо.
Подробнее: Железная руда
«Желе́зный за́навес» (англ. Iron Curtain) — политическое клише, введённое в активное обращение У. Черчиллем 5 марта 1946 года в его Фултонской речи, считающейся сигналом для начала холодной войны. Обозначало информационный, политический и пограничный барьер, изолирующий СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада.
Железный сурик — это твёрдое и химически стойкое вещество, обладающее абразивными свойствами и высокой стойкостью к нагреванию. По своему химическому составу железный сурик представляет собой оксид железа Fe2O3, имеющий насыщенный коричнево-красный цвет и высокую плотность.
Багдадская железная дорога — главный отрезок широко запланированной в XIX веке и частично построенной железнодорожной магистрали Берлин — Вена — Стамбул — Багдад — Басра — Кувейт. Багдадская железная дорога стала важным фактором международной политики начала XX века. Имеет протяженность около 2400 км, соединяет Босфор с Персидским заливом.
«Железная дивизия» (нем. Eiserne Division, латыш. Dzelzsdivīzija) — добровольческое войсковое соединение, укомплектованное в декабре 1918 года в основном из военнослужащих 8-й германской армии для борьбы с вооружёнными силами Латвийской ССР. Командиром был назначен полковник Куммер, затем майор Йозеф Бишоф. Девиз дивизии — «И все же» (нем. Und doch). Все чины Железной дивизии носили на головных уборах череп с костямиУчаствовала в боях как против сил Советской Латвии, так и против эстонской армии...
Главное общество российских железных дорог — основано 26 января (7 февраля) 1857 года, согласно указу императора Александра II, для постройки в Российской империи в течение десяти лет сети железных дорог и их эксплуатации в течение 85 лет.
Узкоколе́йная желе́зная доро́га (у́зкоколе́йка) — железная дорога с шириной колеи менее стандартной; подвижной состав таких дорог несовместим по ряду параметров с дорогами нормальной колеи (то есть технические проблемы не исчерпываются перестановкой тележек). Обычно узкоколейками принято называть железные дороги с шириной колеи 600—1200 мм; дороги с меньшей шириной колеи называются микроколейками, а также декавильками, что не всегда правильно. Декавилевская колея — это путь с шириной 500 мм.
Железная клетка — социологический термин, впервые использованный Максом Вебером и обозначающий возрастающую бюрократизацию и рационализацию общества, в частности в странах Западного капитализма. «Железная клетка» запирает индивида в бюрократической системе, основанной только на прикладной пользе и рациональном расчёте. Вебер также называл бюрократизацию «полярной ночью ледяной тьмы».Изначально Вебер использовал термин stahlhartes Gehäuse. В 1930 году он был переведён Толкоттом Парсонсом на английский...
Железный человек — хоккейный приз, учреждённый в 2002 году. Учредитель — компания «World Class». Вручается игроку, который провел на площадке наибольшее количество матчей чемпионата России в трех последних сезонах.
Железное дерево — термин, применяемый по отношению к нескольким видам деревьев с тяжёлой и твёрдой древесиной (обычно сырая древесина тонет в воде).
Римский железный век (1-400) — исторический период, выделенный шведским археологом О. Монтелиусом для части земель Скандинавии, Северной Германии и Нидерландов, не охваченной посткельтскими культурами эпохи римского владычества.
Се́верные желе́зные доро́ги — казённые железные дороги, образованные в 1907 году при слиянии Московско-Ярославско-Архангельской и Петербурго-Вологдо-Вятской железных дорог. Основные линии построены в 1868—1913 годах. Проходили по территории Московской, Владимирской, Ярославской, Тверской, Костромской, Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Петербургской, Новгородской губерний.
Желе́зная коро́на Ломба́рдии — корона Лангобардского королевства (существовало в 568—774 годах), состоящая из золотого обруча в 3 дюйма шириной, покрытого драгоценными камнями, внутри которого помещается узкий железный обруч.
Правила технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) устанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и классным требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации. Правила технической эксплуатации обязательны для всех подразделений и работников железнодорожного транспорта, так как их выполнение позволяет обеспечить...
Детские железные дороги (ДЖД) — учреждения дополнительного образования детей, в формате которых выстроена уникальная система профориентации школьников на профессии железнодорожного транспорта с помощью игры, учебы и "работы" в формате "как взрослый". На сегодняшний день это крупнейшие центры профориентации в России. В процессе обучения на ДЖД юные железнодорожники (учащиеся детских железных дорог) знакомятся с профессиями железнодорожного транспорта: машинист локомотива, проводник пассажирских вагонов...
Зубчатая железная дорога — особый вид железной дороги, отличающийся от обычной наличием зубчатой рейки (рельса). Зубчатый рельс прокладывается обычно посередине между двумя обычными рельсами. Соответственно, подвижной состав таких железных дорог оборудован зубчатым колесом.
Электрифика́ция желе́зных доро́г — комплекс мероприятий, выполняемых на участке железной дороги для возможности использовать на нём электроподвижной состав: электровозы (для тяги дальних пассажирских и грузовых поездов), электросекции или электропоезда (для тяги пригородных пассажирских поездов).
Желе́зный лес (др.-сканд. Járnviðr, Ярнвид) — лес в скандинавской мифологии, обитателями которого являются ётуны в обличии ведьм и волков. Расположен между Ётунхеймом и Мидгардом, миром людей. Лес упоминается в эддической поэме «Прорицание вёльвы» в строфе 40, а также в «Видении Гюльви» из Младшей Эдды, чьё авторство приписывается Снорри Стурлусону.
Полоса отвода железных дорог — земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного...
Юго-Восто́чные желе́зные доро́ги — частные железные дороги, построенные в период с 1862 года по 1900 год и принадлежавшие акционерному обществу Юго-Восточных железных дорог. Общество было создано в 1893 году. В состав дорог общества вошли Грязе-Царицынская железная дорога и Козлово-Воронежская железная дорога. Дороги проходили по территории Воронежской, Орловской, Тульской, Тамбовской, Саратовской и Курской губерний, а также по области Войска Донского. Акционеры общества — крупные промышленники...
«Детская железная дорога» — так иногда называют парковые аттракционы, которые фактически не являются ни настоящими детскими железными дорогами, ни парковыми железными дорогами - так как не выполняют педагогических функций и лишь отдалённо напоминают настоящие железные дороги. В контексте этой статьи словосочетание детские железные дороги будет употребляться в кавычках по отношению к аттракционам, и без кавычек по отношению к настоящим детским железным дорогам.
Подземная железная дорога (англ. The Underground Railroad) — обозначение тайной системы, применявшейся в США для организации побегов и переброски негров-рабов из рабовладельческих штатов Юга на Север. Действовала вплоть до начала Гражданской войны в США в 1861 году.
Железный закон олигархии — принцип теории элит, впервые сформулированный Робертом Михельсом в 1911 году. Он состоит в том, что любая форма социальной организации, вне зависимости от её первоначальной демократичности либо автократичности, неизбежно вырождается во власть немногих избранных — олигархию.
Германский железный век, ГЖВ, по классификации О. Монтелиуса — период в развитии Северной Европы (400—800 гг. н. э.), когда в результате упадка Западной Римской империи германские племена оказались вовлечены в процесс Великого переселения народов. ГЖВ является продолжением римского железного века и знаменуется возникновением большого числа германских королевств. На территории Скандинавии за германским железным веком следует эпоха викингов.
Среднеазиатская железная дорога — совокупность железных дорог в Российской империи и СССР, пролегавших по территории Туркменской, Узбекской, Казахской, Киргизской и Таджикской ССР.
Желе́зная звезда́ — гипотетический тип звезды, которая может возникнуть во Вселенной за время около 101500 лет (несоизмеримо большее, чем современный возраст Вселенной — около 1,4·1010 лет). Предполагается, что подобная звезда может сформироваться за счёт холодного нуклеосинтеза, идущего путём квантового туннелирования, в результате которого лёгкие ядра превращаются в ядро наиболее стабильного из всех ядер изотопа железа 56Fe. Элементы, более тяжёлые, чем железо, тоже превращаются в последнее путём...
Рокадная железная дорога — железная дорога, проходящая параллельно линии фронта, предназначенная для манёвра и перегруппировки войск, снабжения их материальными средствами, при необходимости — для эвакуации или ложных перевозок с целью дезинформации противника.
Ша́пка желе́зная — общее название простых лёгких шлемов, применявшихся в Европе в XVI—XVIII веках.
«Желе́зная де́ва» (англ. Iron maiden) — устройство, якобы средневековое орудие смертной казни или пыток, представляющее собой сделанный из железа шкаф, внутренняя сторона которого усажена длинными острыми гвоздями.
Историческая железная дорога — своеобразный «живой» железнодорожный музей, железнодорожная линия, на которой для катания туристов используется исторический подвижной состав. В русском языке нет устоявшегося термина, обозначающего подобные учреждения. Чаще всего используются термины «музейная железная дорога», «туристическая железная дорога» и даже «заповедная железная дорога». В английском языке используется термин heritage railway, в котором heritage означает «(культурное) наследие», railway — железная...
«Железный воин» («Воин в железе», «Воин из гвоздей», нем. Wehrmann in Eisen, Nagelmann) — деревянные скульптуры, использовавшиеся в пропагандистских целях в Германской империи и Австро-Венгрии для сбора средств на военные нужды в годы Первой мировой войны.
В 1869 году Мариус Топен насчитывал 52 работы, в которых разбирались версии происхождения «железной маски». В 1934 г. историк-любитель Анри Морис насчитывал на эту тему 744 публикации. На 2004 г. Жак Птифис насчитывал более 1000 публикаций, не считая веб-сайтов. Ниже перечислены все версии с указанием даты первого появления.
Подробнее: Список лиц, отождествляемых с Железной Маской
Железный волк — восточноевропейский фольклорный персонаж в виде волшебного волка-оборотня.
Пневматическая железная дорога — железная дорога, подвижной состав которой приводится в движение энергией сжатого или разреженного воздуха. В настоящее время по технологическим и экономическим причинам эта идея не нашла широкого применения на железных дорогах, однако в истории известны случаи более или менее успешной эксплуатации данного вида транспорта.
Целинная железная дорога — железная дорога существовавшая с мая 1977 года по 1990-е годы на территории Северного и Центрального Казахстана. Пролегает по Джезказганской, Карагандинской, Целиноградской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Кокчетавской, Тургайской и Кустанайской областям. награждена орденом Трудового Красного Знамени (1981).
Группа компаний Japan Railways (яп. JRグループ JR Гурупу), либо просто — JR, состоит из 8 частных обществ, между которыми 1 апреля 1987 года были разделены железнодорожные пути существовавших ранее японских национальных железных дорог (JNR).
Подробнее: Японские железные дороги
Желе́зная коло́нна в Де́ли — железная колонна высотой семь метров и весом в шесть с половиной тонн, входящая в состав архитектурного ансамбля Кутб-Минара (откуда второе название — Кутубова колонна), расположенного примерно в 20 километрах южнее Старого Дели. Широкую известность колонна приобрела тем, что за 1600 лет своего существования практически избежала коррозии.
Желе́зная па́года (кит. трад. 鐵塔, упр. 铁塔, пиньинь: tiětǎ; Тета) — восьмигранная тринадцатиярусная кирпичная пагода буддийского храма Ю Го в китайском городе Кайфэн. Построена в 1049 г., имеет высоту 56,88 метров и является одним из центральных памятников архитектуры династии Сун, столицей которой был Кайфэн.
Модульный макет железной дороги состоит из множества отдельных частей (мо́дулей), стандартизированных для возможности универсального соединения друг с другом, как детали игры-конструктора. Модули, которые легко хранить и перевозить, позволяют устраивать общие мероприятия, в ходе которых из модулей, созданных многими моделистами, собирается большой модульный макет и устраивается одновременное движение множества поездов по нему. Большое количество участников и поездов вкупе со значительной длиной пути...
Оренбургская железная дорога — общее название двух существовавших в разное время железнодорожных организаций: частной в 1877–1893 гг. и государственной в 1934–1959 гг.
Железная дорога Джамму-Барамулла (хинди जम्मू-बारामूला लाइन, урду کشمیر ریلوے Ҷамму-Барамулла) — железнодорожная линия в Индии соединяющая штат Джамму и Кашмир с остальной страной. Официально называется Джамму Удхампур Сринагар Барамулла железнодорожное Звено (JUSBRL), и начинается в Джамму и идёт 356 км до Барамуллы в северо-западном углу Кашмирской Долины. Дорога пересекает зоны землетрясений, места с огромной разницей температур, негостеприимные и опасные, поэтому дорогу считали невероятно трудоёмким...