Понятия со словом «длиннейший»

Связанные понятия

Та́львег (нем. Talweg, от Tal — «долина» и Weg — «дорога») — линия, соединяющая наиболее пониженные участки дна реки, долины, балки, оврага и других вытянутых форм рельефа.
Виаду́к (фр. viaduc, происходит от лат. via — дорога, путь, duco — веду) — транспортное сооружение мостового типа, возводимое из камня, железобетона или металла на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем.
Серпанти́н (фр. serpentin от лат. serpens, serpentis — «змея») — извилистая горная дорога (или её участки с крутыми витками и петлями), опоясывающая гору, поднимающаяся вверх, как лента серпантин.
В этой статье представлен список длиннейших рек на Земле, включающий речные системы, длина которых превышает 1000 км. Реки, упомянутые в речной системе, в данной таблице уже не упоминаются отдельно (например, Иртыш и Обь).

Подробнее: Список рек по длине
Аллювиальная равнина (от лат. alluvialis «наносный») — равнина, возникающая вследствие аккумулятивной деятельности крупных рек. Особенно обширные аллювиальные равнины возникают при блуждании рек в областях тектонических опусканий. С поверхности складываются речными отложениями (чаще всего пески различного размера), мощность которых может доходить до нескольких сотен метров (Индо-Гангская равнина, впадина Конго, Среднедунайская низменность и так далее).
Автомагистра́ль — дорога для скоростного движения автомобилей, не имеющая одноуровневых пересечений с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
Каньо́н (исп. cañón «труба, ущелье») — глубокая речная долина с очень крутыми, нередко отвесными склонами и узким дном, обычно полностью занятым руслом реки. В ущелье, в отличие от каньона, дно не полностью занято рекой, и часть дна часто занимает лес.
Укло́н (в геодезии) — показатель крутизны склона; отношение превышения местности к горизонтальному проложению, на котором оно наблюдается. Иными словами, величина уклона равна тангенсу угла между величиной подъёма склона и горизонталью (тангенсу угла наклона).
В геоморфологии, седловиной считается самая низкая точка на линии водораздела между двумя горными вершинами.

Подробнее: Седловина
Судоходные каналы (искусственные водные пути) - каналы, осуществляющие транспортные функции, например, для доставки грузов или людей.

Подробнее: Судоходный канал
Эстака́да (фр. estacade) — протяжённое инженерное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролётов, предназначенное для размещения дороги или инженерных коммуникаций выше уровня земли с целью обхода занятой территории (чаще всего в городах) или транспортных потоков. Эстакады зачастую используют в качестве эстакадного подъезда к пролёту моста, а иногда для отделения автомагистрали от городской инфраструктуры (зачастую в метро).
Арочный мост — тип моста, в котором основными несущими конструкциями являются арки или своды...
Исто́к — место, где водоток (напр., река или ручей) берёт своё начало. На географической карте исток обычно представляется условной точкой.
Тонне́ль, или тунне́ль (из англ. tunnel от старофр. tonel, уменьшительное от tonne — бочка) — горизонтальное или наклонное подземное сооружение, одно из измерений которого (длина) значительно превосходит по размерам два других (ширину и высоту).
Бифурка́ция рек (от лат. Bifurcus — «раздвоенный») — разделение русла реки и речной долины на две ветви, которые в дальнейшем не соединяются, образуют самостоятельные потоки и впадают в различные водоёмы или речные системы.
Рука́в — сформировавшееся отдельное русло реки со всеми свойственными речному руслу особенностями морфологического строения, обычно вновь впадающее в ту же реку ниже по течению.
Поворо́тный мост — разводной мост, через одну из точек которого (обычно, расположенной рядом с его центром масс) проходит вертикальная ось вращения, позволяющая мосту двигаться в горизонтальном направлении. Небольшие мосты могут иметь ось вращения со стороны одного из берегов — в этом случае требуется дополнительное укрепление грунта для поддержки моста и поворотного механизма.
Во́дность — количество воды, проносимое рекой с её бассейна за отрезок времени (месяц, сезон и т. д.) по сравнению с нормой (средним значением) для данного периода.
Вершиной местности в топографии называют точку на поверхности, имеющую наибольшую высоту над уровнем моря (среди всех точек, непосредственно к ней прилегающих). С математической точки зрения, вершина — локальный максимум высот.
Доли́на (речная) — отрицательная, линейно-вытянутая форма рельефа с однообразным падением. Образуется обычно в результате эрозионной деятельности текучей воды.
Спи́ллвей — путь (канал) грандиозного, как правило — катастрофического, сброса воды из ледниково-подпрудных озер (дилювиального потока) через низкие водоразделы, перевальные седловины (сквозные долины), а также по под- и внутриледниковым трещинам и каналам в соседние бассейны.
Вися́чий мост — мост, в котором основная несущая конструкция выполнена из гибких элементов (кабелей, канатов, цепей и других), работающих на растяжение, а проезжая часть подвешена. Висячие мосты часто называют «подвесными», однако в специализированной литературе по архитектуре и строительству термин «подвесной мост» не используется.
Центра́льные равни́ны — равнины внутренней части Северной Америки, расположенные в США и Канаде. С северо-востока и юго-востока ограничены горами Аппалачи и Лаврентийской возвышенностью, на западе примыкают к Великим равнинам, на юге переходят в Примексиканскую низменность.
Кольцевая автомобильная дорога (КАД) — автомобильная трасса вокруг крупных населённых пунктов, мегаполисов, либо их агломераций, главное предназначение которой — снизить нагрузку транзитного транспортного потока на центр города.
Железнодоро́жный тонне́ль — тоннель, предназначенный для движения поездов. Условно выделяются тоннели, проходящие через горный массив, тоннели, проходящие под водой, внутригородские тоннели, иначе называемые глубоким вводом. Тоннели метрополитена по своей сути также относятся к железнодорожным тоннелям.
Де́льта — сложенная речными наносами низменность в низовьях реки, прорезанная разветвлённой сетью рукавов и протоков. Дельты, как правило, представляют собой особую миниэкосистему как на планете в целом, так и в бассейне конкретной реки в частности.
Водопа́д — падение воды в реке с уступа, пересекающего речное русло. В отличие от речных порогов, для водопадов характерны резкий перепад высоты речного дна и отвесность падения.
Индийская колея — ширина железнодорожной колеи, равная 1676 мм (5½ футов). Это самая широкая колея из используемых в мире для магистральных железных дорог общего пользования.
Природная арка (иногда Скальные ворота) — имеющие вид ворот, арок, мостов или окон скальные образования, образовавшиеся в результате эрозии выветривания или растворения горных пород.
Кряж — линейно вытянутая возвышенность, характеризующаяся относительно ровными очертаниями вершин и склонов.
Сифон — в гидрографии и спелеологии подводный туннель естественного или искусственного происхождения, целиком заполненный водой. Представляет значительную опасность для пловцов, так как сифон может быть значительной длины, не иметь подходящего сечения для прохождения человека и т.д. Длина сифонов может составлять от нескольких метров до нескольких километров. Самый длинный сифон на территории СНГ — 935 метров (Пещера Ординская). Самый протяжённый в мире сифон — подводная пещера Окс-Бель-Ха (полуостров...
Трог, троговая долина (от нем. Trog — «корыто») — долина в ледниковой или древнеледниковой области с корытообразным (U-образным) поперечным профилем, широким дном и крутыми вогнутыми бортами, которые связаны с выпахивающей деятельностью ледников.
Туннельные долины — огромные, глубокие и протяжённые долины, врезанные в отложения ледникового генезиса, а часто даже и в подстилающие их коренные горные породы. Известные современные туннельные долины приурочены к периферическим областям покровных оледенений и ориентированы субперпендикулярно к краям ледниковых лопастей, нередко представляя собой глубокие фьорды. Они распространены на всех континентах, включая Антарктику.
Наго́рье — обширный по площади участок земной поверхности, представляющий сочетание плоскогорий, горных хребтов и массивов, иногда чередующихся с широкими плоскими котловинами, плато и долинами, и в целом расположенный на высоко поднятом (свыше 1000 м) пьедестале. Нагорье формируется в тектонически подвижных областях современного горообразования.
Прито́к — водоток, впадающий в другой водоток. Обычно отличается от последнего меньшей длиной и меньшей водностью, однако существуют и обратные примеры: существенно более водные реки Ока и Кама считаются притоками Волги; притоком Енисея считается Ангара, которая в месте слияния имеет вдвое большую водность; более водная Очаковка считается притоком Раменки, и так далее. Также приток обычно отличается иным направлением долины.
В данный список самых длинных вантовых мостов включены все завершённые автомобильные и железнодорожные мосты, длина основного пролёта (расстояние между двумя опорами) которых составляет 370 м и более.
Водный канал (лат. canal — труба, жёлоб) — искусственный водоток, предназначенный для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды.
Гравитационная плотина — разновидность выполненных из бетона или каменной кладки плотин, для обеспечения устойчивости которых используется только пропорциональная собственному весу плотины сила трения по основанию. Таким образом, в отличие от арочно-гравитационных и арочных плотин, конструкция и структурная целостность которых базируется на использовании арочной геометрии сооружения, и в отличие от контрфорсных плотин, конструкция которых предполагает передачу давления воды в верхнем бьефе через...
Дю́кер (от нидерл. duiker, пришло в русский через нем. Düker «сифон») — напорный участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки (канала), по склонам или дну глубокой долины (оврага), под дорогой, расположенной в выемке. Дюкеры используются в системах водопровода, канализации, орошения и т. п.
Ко́нус вы́носа — форма рельефа, которая имеет вид слабо выпуклого полуконуса. Она образуется из рыхлого обломочного материала (пролювия или аллювия) в устьевой части временных водных потоков и небольших рек, или при выходе их из гор на предгорные равнины, или из ущелий в более широкую долину.
Берегова́я ли́ния — линия пересечения поверхности моря или озера с поверхностью суши. В связи с тем, что уровень воды изменяется даже за короткий промежуток времени, береговая линия представляет собой условное понятие, применяемое относительно среднего многолетнего положения уровня водного объекта.
Уще́лье — глубокая горная долина с отвесными неприступными склонами. Ущелье образуется, когда река промывает щель в горном массиве. В отличие от каньона, в ущелье дно не полностью занято рекой (другую часть дна часто занимает лес), поэтому ущелья нередко выполняют функцию естественного перевала в горах.
Обо́чина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки (ПДД 1.2).
Скакун Галатея (лат. Cephalota galatea) — вид жуков-жужелиц из подсемейства скакунов. Реликтовый вид, населяющий южные и северные склоны Ферганской долины.
Бессто́чная о́бласть — часть суши, не имеющая связи через речные системы с Мировым океаном. Речной бассейн, расположенный внутри такой области, называется бессточным или замкнутым бассейном. Дно такого бассейна, как правило, занимает бессточное озеро — озеро, не имеющее поверхностного стока или подземного отвода воды в соседние водосборы. Такие озёра являются солёными или даже высохшими солончаками.Влага, возникающая в результате дождей (или других осадков), выпадающих в бессточной области, может...
Флексура (от лат. flexura — изгиб, искривление) — тектоническая структура, представляющая собой коленообразный изгиб слоистой толщи, в которой последняя претерпевает два резких изгиба. При общем горизонтальном залегании слоистой толщи флексура выражена участком наклонного залегания слоев, при моноклинальном залегании - участком с более крутым падением слоистости.
Средиземномо́рский (Альпийско-Гималайский) скла́дчатый (геосинклина́льный) по́яс — складчатый пояс, пересекающий Северо-Западную Африку и Евразию в широтном направлении от Атлантического океана до Южно-Китайского моря, отделяя южную группу древних платформ, до середины Юрского периода составлявшую суперконтинент Гондвану, от северной группы, составлявшей ранее континент Лавразия и Сибирскую платформу. На востоке Средиземноморский складчатый пояс сочленяется с западной ветвью Тихоокеанского геосинклинального...
Горст (от нем. Horst — «гнездо») — дислокация, резко приподнятый над окружающей местностью по вертикальным или крутонаклонным тектоническим разломам (сбросам и взбросам) до нескольких сотен и тысяч метров в высоту, длиною в десятки сотен километров при ширине в десятки километров с крутыми склонами участок земной коры, ограниченный и образовавшийся вследствие тектонических движений. Примерами горста являются горы Сьерра-Невада, Гарц, Шварцвальд, Вогезы, Беласица. Термин введён австрийским геологом...
Плато́ (фр. plateau, от plat — «плоский») — возвышенная равнина с ровной или волнистой слабо разделённой поверхностью, ограниченная отчётливыми уступами от соседних равнинных пространств.
Инзельбе́рг (от нем. Insel — «остров» и Berg — «гора») или островна́я гора́ — изолированный, часто куполообразный выход кристаллических горных пород высотой от 100 до 2000 м, расположенный среди равнинных территорий.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я