Понятия со словом «вала»

Вал — археологический памятник, древнерусское городище, один из немногих полностью исследованных памятников времён Киевской Руси. Расположенный на правом берегу реки Черногузка (приток Стыра, бассейна Днепра) у села Городище Луцкого района Волынской области. Исследовано 34 жилища-полуземлянки, 26 сооружений производственного и хозяйственно-бытового назначения, 40 хозяйственных ям разного характера и 8 очагов вне сооружений. Найдено более 20 тысяч фрагментов керамики, железные орудия труда, остатки...
Вал — деталь машины, предназначенная для передачи крутящего момента и восприятия действующих сил со стороны расположенных на нём деталей и опор.
АС «Вал» (Автомат Специальный, Индекс ГРАУ — 6П30) — бесшумный автомат, разработанный в климовском ЦНИИточмаш конструкторами П. Сердюковым и В. Красниковым во второй половине 1980-х годов на базе бесшумной снайперской винтовки «ВСС». «Вал» и «ВСС» визуально похожи и унифицированы на 70 %.
Вал — вытянутая положительная платформенная структура, длиной от нескольких десятков до сотен километров. Ширина валов достигает десятков километров, а высота до первых сотен метров. Средняя площадь вала от 200 до нескольких тысяч квадратных километров. Валы древних и относительно молодых платформ имеют общие черты и связаны с приразломной тектоникой.
Вала (valа IAST, «охватывающий, скрывающий»), позднее Бала — в древнеиндийской мифологии имя демона.
Вал — земляная (грунтовая) насыпь, ограда, используемая как укрепление (фортификационное сооружение), часть сторожевой линии.
Коленчатый вал — деталь (или узел деталей в случае составного вала) сложной формы, имеющая шейки для крепления шатунов, от которых воспринимает усилия и преобразует их в крутящий момент. Составная часть кривошипно-шатунного механизма (КШМ).
Огневой вал — артиллерийский тактический приём, широко используемый при непосредственной огневой поддержке наступающих войск. Заключается в создании и поддержании перед фронтом атакующих частей линии сплошной огневой завесы из разрывов артиллерийских снарядов, которая последовательно смещается вперед по мере развития наступления.
Огневой вал — способ огневой поддержки наступающих войск, при котором перед атакующими порядками поддерживается сплошная стена разрывов артиллерийских снарядов.
Распределительный вал (или распредвал) — вал двигателя внутреннего сгорания, управляющий открытием и закрытием клапанов двигателя. Основная деталь газораспределительного механизма (ГРМ), служащего для синхронизации тактов работы двигателя и впуска-выпуска топливной смеси/воздуха и отработанных газов.
Ги́бкий вал — конструкция, передающая крутящий момент между осями значительно меняющими ориентацию друг относительно друга.
«Атлантический вал» (нем. Atlantikwall) — система долговременных и полевых укреплений длиной свыше 5000 км, созданная германской армией в 1940—1944 годах после разгрома Франции вдоль европейского побережья Атлантики от Норвегии и Дании до границы с Испанией с целью предотвращения вторжения Союзников на континент.
Камер-Коллежский вал — земляная насыпь со рвом и заставами, а затем кольцо улиц в Москве, следующее за Садовым кольцом, последнее укрепление Москвы. Периметр кольца — 37 км. Учреждён в 1742 году как таможенная граница Москвы.
Девя́тый вал — распространённый в искусстве, публицистике и разговорной речи художественный образ, символ роковой опасности, наивысшего подъёма грозной, непреодолимой силы. Символ девятого вала исходит из старинного народного поверья, что во время морской бури девятая волна является самой сильной и опасной, зачастую роковой. Выражение «девятый вал» часто употребляется также в переносном, метафорическом смысле.
Вал отбора мощности (сокр. ВОМ) — узел тракторов, реже грузовиков, передающий вращение от двигателя на навесное оборудование, активные прицепы и другие механизмы.
Европе́йский вал, проект «Стена», «Стена Яценюка» (укр. Європейський вал, Проект «Стіна») — односторонняя инициатива украинского руководства по демаркации границы с Россией.
Каре́льский вал, также ВТ-линия (фин. VT-linja, Vammelsuun-Taipaleen Linja) — комплекс оборонительных сооружений на Карельском перешейке, построенный финнами в 1942—1944 годах. Линия шла от Ваммелсуу (ныне Серово) через Куутерселькя (ныне Лебяжье) и Кивеннапа (ныне Первомайское) вдоль реки Бурной до Тайпале (ныне Соловьёво). Пересекала железную дорогу Санкт-Петербург — Выборг возле Сахакюля (ныне Мухино, платформа 63-й километр), а железную дорогу Санкт-Петербург — Хийтола в районе нынешней платформы...
«Зми́евы валы́» — народное название древних (предположительно со II в до н. э. по VII в н. э.) оборонительных валов по берегам притоков Днепра южнее Киева.
Вал Антони́на («Стена Антонина»; англ. Antonine Wall, лат. Vallum Antonini) — укрепление из камня и торфа, построенное Римской империей в 142—154 гг. при императоре Антонине Пие поперёк современной Шотландии (на широте Эдинбурга и Глазго) войсками под командованием Квинта Лоллия Урбика. Он расположен в 160 км к северу от ранее сооружённого Вала Адриана. Длина — 63 км, ширина — 5 м, высота — 3-4 м. На валу было 26 фортов.
Альпийский вал (Vallo Alpino, Альпийские стены, Валло Альпино) — итальянская система укреплений (укрепленная линия) вдоль 1851 км северной границы Италии. Была построена в годы, предшествовавшие Второй мировой войне усилиями итальянского диктатора Бенито Муссолини. Эти фортификационные линии защищали границы с Францией, Швейцарией, Австрией и Югославией. Боевое заполнение осуществлялось силами т. н. «пограничной гвардии» («Guardia alla Frontiera» (GAF)) которая была специально создана для этой цели...
Снежный вал — форма снежного микрорельефа, пологий увал, вытянутый вдоль продольной оси. У естественных валов, до 1 метра высотой, ось перпендикулярна направлению ветра. Искусственные снежные валы образуются в результате сгребания снега, например, при уборке снега с дорожного покрытия образуются продольные боковые валы вдоль дорожного полотна. Искусственные валы могут использоваться для снегозадержания и фортификации.
Антифашистский оборонительный вал (нем. Antifaschistischer Schutzwall) — пропагандистское выражение в ГДР, использовавшееся на официальном уровне в отношении Берлинской стены. С 1950-х годов в ГДР считалось, что оппозиция в первом социалистическом государстве на немецкой земле не может иметь корней, поэтому любые действия против государства заведомо считались инициированными Западом и, следовательно, не побеждёнными там фашистскими силами. После событий 17 июня 1953 года, считавшихся в ГДР фашистским...

Связанные понятия

Качающий подшипник («пьяный подшипник»; встречается также некорректное название качающийся подшипник) — это механизм, используемый в машиностроении для преобразования движения вращающегося вала в возвратно-поступательное движение приводимой втулки параллельно оси вала. Ближайший аналог — механизм планшайба-стержни.
Клеммовое соединение (от нем. Klemme — зажим) — соединение валов и осей со ступицей, имеющей один или 2 продольных разреза, которая стягивается одним или несколькими винтами или болтами с гайками.
Гидроподжимная муфта (сокр. ГПМ) — фрикционная муфта сцепления, использующая в качестве нажимного устройства гидравлический цилиндр. Нашли широкое применение в автоматических коробках передач автомобилей и гидравлически управляемых коробках передач тракторов, самоходных машин, бронетехники.
Синхронизатор — составная часть коробок передач транспортных средств, предназначенная для безударного зацепления скользящей муфты с закреплённым (обычно — через игольчатый подшипник) зубчатым колесом.
Циклоида́льная переда́ча, или циклоидальный реду́ктор, или планетарно-цéвочный реду́ктор — механизм, понижающий частоту вращения, и имеющий фиксированное передаточное отношение. Циклоидальные редукторы при своей компактности имеют большие передаточные отношения...
Фузея — специальное устройство в механических часах с пружинным приводом, в виде усеченного конуса, предназначенное для выравнивания крутящего момента, передаваемого от барабана заводной пружины на главную колесную систему часов.
Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение (например, во вращательное движение коленчатого вала в двигателях внутреннего сгорания), и наоборот.
Ступи́ца в общем случае — это центральная часть вращающейся детали с отверстием (маховика, шкива, зубчатого колеса и т. д.) для насадки на вал или ось. Отверстие ступицы обычно имеет шпоночный паз или шлицевый профиль для передачи крутящего момента. Если же деталь свободно вращается на оси, то в отверстие ступицы запрессовывают заглушки или подшипники качения.
Мультипликатором в механике называется редуктор с передаточным отношением меньше 1.
Муфта кулачково-дисковая или механизм Олдема (англ. Oldham coupler) — это способ передачи вращательного момента между двумя параллельными, но не соосными валами. Механизм состоит из трёх дисков, один из которых соединён со входным валом, другой соединён с выходным валом, а средний диск — с двумя другими посредством соединения выступ-впадина (подобно тому, как соединяется паркет). Выступ и впадина с одной стороны среднего диска перпендикулярны выступу и впадине с другой стороны среднего диска. Часто...
Лафе́т (нем. Lafette, фр. l'affut) — специальное приспособление, опора (станок), на котором закрепляется ствол орудия с затвором.
Кремальер (от фр. crémaillère, зубчатая рейка) — излом в линии окопа или бруствера в фортификации XIX века. Устраивался как для лучшего обстрела местности (вдоль вала), так и для защиты от вражеского огня, направленного вдоль окопа.
Ве́рхняя мёртвая то́чка (ВМТ) — положение поршня в цилиндре двигателя внутреннего сгорания, соответствующее максимальному расстоянию между любой точкой поршня и осью вращения коленчатого вала (условно начальное положение коленчатого вала, ноль градусов поворота кривошипа).
Карда́нная переда́ча (разговорное — «крестовина») — механизм, передающий крутящий момент между валами, пересекающимися в центре карданной передачи и имеющими возможность взаимного углового перемещения. Широко используется в различных областях человеческой деятельности, когда трудно обеспечить соосность вращающихся элементов. Подобные функции может выполнять также зубчатая муфта.
Червячный редуктор — устройство, преобразующее угловую скорость и момент двигателя, используя червячную передачу.
Обго́нная му́фта (также муфта свободного хода) — деталь механической трансмиссии, которая предотвращает передачу крутящего момента от ведомого вала обратно к ведущему в случае, если по какой-либо причине ведомый начинает вращаться быстрее. Наиболее известное применение обгонной муфты — в велосипедном приводе. В момент, когда водитель перестает вращать педали, и велосипед продолжает двигаться по инерции, срабатывает обгонная муфта, отключая колесо от педалей, и они не бьют по ногам. Иногда обгонные...
Валганг (от нем. Wall — вал, насыпь, и gehen — ходить) — термин бастионной фортификации, верхняя часть крепостного вала, спереди защищённая бруствером и служащая для укрытого сообщения людей, провоза и расположения крепостных орудий. От валганга происходит название «валганговый фасад», то есть внутренняя сторона вала.
Барс — семейство советских магазинных охотничьих карабинов, предназначенных для промысловой охоты на среднего зверя. С 2018 года снят с производства, вместо него выпускается вариант карабина Baikal 145 Лось с короткой ствольной коробкой, под патрон .223.
Шлицевое (зубчатое) соединение — соединение вала (охватываемой поверхности) и отверстия (охватывающей поверхности) с помощью шлицев (пазов) и зубьев (выступов), радиально расположенных на поверхности. Обладает большой прочностью, обеспечивает соосность вала и отверстия, с возможностью осевого перемещения детали вдоль оси.
Барабан шпиля — вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или швартовного троса.

Подробнее: Барабаны шпилей
Кулачковая муфта — это управляемая или сцепная муфта, которая состоит из двух полумуфт, расположенных на концах валов. В рабочем положении выступы одной полумуфты входят во впадины другой, при этом одна из полумуфт является подвижной при помощи механизма управления муфтой.
Цепная муфта — это компенсирующая муфта, которая состоит из двух полумуфт, выполненных в виде звёздочек, имеющих одинаковые числа зубьев, охватывающей их общей цепи и замкнутого кожуха.
Кра́тер вулка́на (др.-греч. κρατήρ — чаша) — чашеобразное или воронкообразное углубление на вершине или склоне вулканического конуса. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких километров, а глубина — от нескольких метров до сотен метров. На дне кратера находятся одно или несколько жерл, через которые на поверхность поступают лава и другие вулканические продукты, поднимающиеся из магматического очага по выводному каналу. Иногда дно кратера перекрыто лавовым озером или небольшим новообразованным...
Муфта фланцевая — жёсткая (глухая) муфта постоянного соединения, которая состоит из двух выполненных в виде фланцев полумуфт, насаженных на концы валов и соединённых между собой болтами.
Зубчатая муфта — жёсткая подвижная компенсирующая муфта, которая состоит из полумуфт с внешними зубчатыми венцами, и разъёмной обоймы с двумя внутренними зубчатыми венцами. Эти устройства предназначены для передачи крутящего момента между двумя валами, оси которых не являются коллинеарными. Иными словами, зубчатая муфта обеспечивает компенсацию осевого, радиального и углового смещения валов. Это достигается за счёт того, что её зубчатое зацепление изготовляют с гарантированным боковым зазором и с...
Фрикцио́нная му́фта (устар. — фрикцио́н, от англ. friction — трение) — устройство передачи вращательного движения посредством силы трения скольжения.
Валопровод — комплекс устройств, механизмов и соединений, служащих для передачи крутящего момента от двигателя к движителю и передачи упорного давления от последнего корпусу судна.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я