Понятия со словом «блокадный»

«Блока́дная парикма́херская» — одна из старейших парикмахерских Санкт-Петербурга, работавшая все годы блокады (1941—1944). В память о труде парикмахеров блокадного города на стене дома на Невском проспекте, 54/3 установлена мемориальная доска.

Связанные понятия

Ленинградская пейзажная живопись — устоявшееся понятие, относящееся к живописи как к одному из видов изобразительного искусства Ленинграда 1917-1990 годов и охватывающее творчество нескольких поколений художников Ленинграда в жанре пейзажа. Одно из наиболее значительных явлений в российской советской пейзажной живописи XX века.
«Свеча памяти» — акция в ознаменование 65-й годовщины полного снятия Блокады Ленинграда, впервые проведённая в Санкт-Петербурге 27 января 2009 года.
Выставка «Изобразительное искусство Ленинграда», открытая в ноябре 1976 года в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж», стала, по мнению В. А. Гусева и В. А. Леняшина, «заметным событием в художественной жизни страны». Впервые зрители получили возможность столь полно проследить более чем полувековой путь, пройденный коллективом ленинградских художников — «одним из крупнейших отрядов советских мастеров изобразительного искусства. Её значение определялось не только историческим аспектом, но и...
Первая выставка ленинградских художников, открытая 24 апреля 1935 года в Русском музее, стала крупнейшим событием в жизни ЛОССХ за три года его существования.
Первая Республиканская художественная выставка «Советская Россия», открывшаяся в 1960 году в Москве, стала одним из крупнейших событий года в советском изобразительном искусстве. За три месяца работы выставку посмотрели 400 тысяч зрителей.

Подробнее: Советская Россия (выставка, 1960)
Пятая республиканская художественная выставка "Советская Россия" 1975 года, открывшаяся в ноябре 1975 года в московском Манеже, стала крупным событием в общественной и художественной жизни, которое, по мнению В. Ванслова, «нельзя рассматривать просто как очередную проходящую выставку. Устремлённая в будущее, она вместе с тем явилась завершением целого этапа работы художников Российской Федерации, итогом десяти зональных выставок, и её значение нельзя оценивать в отрыве от них».

Подробнее: Советская Россия (выставка, 1975)
Ленинградский живописный портрет — понятие, относящееся к живописи как к одному из видов изобразительного искусства Ленинграда 1917-1990 годов и охватывающее творчество нескольких поколений художников Ленинграда в жанре портрета. Одно из наиболее значительных явлений в российской советской портретной живописи XX века.

Подробнее: Портретная живопись в изобразительном искусстве Ленинграда
Выставки изобразительного искусства Ленинграда — важная составляющая художественной и культурной жизни города на протяжении большей части XX века, своеобразный барометр состояния и тенденций развития изобразительного искусства.
Никто не забыт, ничто не забыто — лозунг, употребляющийся применительно к подвигу солдат Великой Отечественной войны, который остался достоянием общенародной памяти.
Часовня памяти, или памятник-часовня — мемориальное сооружение, создаваемое проектом ветеранов военной контрразведки «Молчаливое эхо войны» в память о пропавших без вести и на местах братских захоронений времен Великой Отечественной войны.
Ленинградский Союз художников основан 2 августа 1932 года как Ленинградский Областной Союз советских художников; с 1959 года — Ленинградское отделение Союза художников РСФСР; с 1968 года — Ленинградская организация Союза художников РСФСР (ЛОСХ); с конца 1991 года после переименования Ленинграда в Санкт-Петербург носит название Санкт-Петербургский Союз художников.
Ленинградский мартиролог — серия книг памяти о репрессированных в советское время жителях Ленинграда, издаваемая Центром «Возвращённые имена» при Российской Национальной библиотеке (Санкт-Петербург).
«Моло́х тоталитари́зма» — памятник жертвам политических репрессий в СССР, расположенный у входа на Левашовское мемориальное кладбище (Левашово, Горское шоссе, 143).
Несмотря на отдельные недостатки в работе тружеников водного промысла, руководство ГУП «Водоканал СПб» приняло решение увековечить их память. Перед центральным входом в водонапорную башню на Шпалерной улице, установлена скульптура водовоза первой половины XIX века. По словам автора композиции скульптора Сергея Дмитриева, в процессе работы ему не мешал образ водовоза из фильма «Волга-Волга». Об этом комическом герое скульптор не вспомнил, однако просмотрел множество исторических материалов и не упустил...

Подробнее: Памятник Петербургскому водовозу
«Туристу о Ленинграде» — популярная книжная серия, выпускавшаяся издательством «Лениздат» (Ленинград) в 1970-х—1980-х годах. Книги серии представляют собой краткие очерки-путеводители по различным историко-архитектурным памятникам города, его проспектам, площадям, дворцам, музеям и прочим выдающимся творениям русских зодчих. Многие книги серии выпускались массовыми тиражами и неоднократно переиздавались.
«Моско́вский рабо́чий» — бывшее издательство МК и МГК КПСС, основанное в январе 1922 года в Москве.
Арт-группа «Крепость» — творческое объединение, основанное группой художников ленинградского андеграунда во второй половине 80-х годов.
Юря́тин — вымышленный город, в котором происходит часть событий романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго».
«Уголок Смоленского кладбища в Петербурге» (укр. Куток Смоленського кладовища в Петербурзі) — рисунок Тараса Шевченко, выполненный им в Санкт-Петербурге летом 1840 года. Карандаш, сепия. Размер — 17,8 × 26,5 см. На обороте рисунка есть эскизы и наброски.
Северодвинский городской краеведческий музей — музей истории Северодвинска. Один из крупнейших муниципальных музеев Архангельской области. Экспозиционно-выставочная площадь музея — 698,2 м²; площадь фондохранилищ — 137,8 м².
Патети́ческая оратория — музыкальное произведение Георгия Свиридова в 7 частях, для солирующего баса, меццо-сопрано, смешанного хора и большого симфонического оркестра, на стихи Владимира Маяковского, созданное в 1958—1959 гг.
Дом творчества писателей в СССР — пансионаты для писателей (таковыми в СССР признавались члены Союза писателей СССР). Начали массово создаваться после образования СП СССР в 1934 году.
Линия — один из типов улиц. Улицы-линии существуют в городах России (Санкт-Петербург, Брянск, Владимир, Кольчугино, Грозный, Златоуст, Нальчик, Краснодар, Ростов-на-Дону, Рязань, Омск, Маркс и Саратов ), Латвии (Рига и Даугавпилс), Финляндии (Хельсинки), Беларуси (Новополоцк, Минск, причём в Минске в прошлом линии были в двух различных частях города), Казахстана (Алматы), Украины (Луганск, Киев, Макеевка). Ранее линии существовали в Барнауле, Петрозаводске и Донецке.
«Государственный Эрмитаж. Путеводители по выставкам» — серия книг-путеводителей по тематическим выставкам, экспонировавшимся в залах Государственного Эрмитажа в Ленинграде. Выходили в 1950-х годах под общей редакцией директора Эрмитажа профессора М. И. Артамонова (1898—1972) в Государственном издательстве «Искусство» (Москва—Ленинград). Составлялись и редактировались научными сотрудниками соответствующих профильных отделов музея. В серийном оформлении выходил также «Краткий путеводитель по музею...
Марты́шкино (швед. Tyris, фин. Tyrö: Тюрё) — исторический район, часть города Ломоносова к востоку от железнодорожного переезда на стыке Морской улицы и улицы Жоры Антоненко.
Хованщина — мемориальный комплекс партизанской славы. Создан в 1971 году по решению Брестского Областного Совета ветеранов. Находится в лесном урочище «Хованщина» возле д. Корочин Ивацевичского района.
Ро́дина-ма́ть — один из широко распространённых образов, использовавшихся в мировой культуре. Особенно популярным образ стал в СССР времен Великой Отечественной войны.
Фонта́н «До́брому ге́нию» — фонтан-памятник в городе Феодосия, открытый в 2004 году ко дню города в память о выдающемся русском художнике Иване Константиновиче Айвазовском, который много сделал для родного города.
Валаа́мский дом инвали́дов — дом инвалидов, расположенный на острове Валаам (в северной части Ладожского озера), где в послевоенное время 1950—1984 обслуживались, в том числе, инвалиды войны, проживавшие в Карело-Финской ССР. Находился в бывших монастырских зданиях. Закрыт в 1984 году (преемником стал дом инвалидов в селе Видлица, Олонецкий район).
Бытовы́е отря́ды — комсомольско-молодёжная организация, созданная для оказания помощи жителям Ленинграда во время блокады 1941—1944 годов.
Разли́в — исторический район в городе Сестрорецке Курортного района Санкт-Петербурга. Расположен между Финским заливом, Водосливным каналом, озером Сестрорецкий Разлив и 3-й Поперечной улицей.
Официальное советское искусство, изобразительное искусство СССР охватывает период 1917—1991 годов и характеризуется огромной ролью идеологии в своем развитии. Параллельно с ним с 1950-х годов развивалось неофициальное искусство СССР.
Парад физкультурников — мероприятие физкультурников, проводившееся в Союзе ССР, призванное пропагандировать среди советского народа занятие физической культурой и спортом.
На́рвская заста́ва — территория на юге Санкт-Петербурга (часть Кировского района города), охватывающая площадь Стачек, начало проспекта Стачек и окрестности. Архитектурный центр района — Нарвские триумфальные ворота и ансамбль площади Стачек (в том числе наземный павильон станции метро «Нарвская»).
Героическая / Живая сила — групповая художественная выставка ростовского товарищества «Искусство или смерть» и арт-группы «Живая сила», проведённая в мае-июне 1992 года в Ростове-на-Дону в Ростовском областном музее изобразительных искусств на Пушкинской ул., 115.
Заборная выставка — организованная в Одессе в 1967 году выставка молодых художников Станислава Сычёва и Валентина Хруща «Сычик+Хрущик» на заборе одесского Оперного театра.
Ленинградская пейзажная школа, — группа живописцев, работавшая в 1930-х — 1940-х (некоторые исследователи расширяют временные рамки её существования — 1920-е — 1950-е годы).Определение «ленинградская пейзажная школа 1930-х — 1940-х годов» — было предложено искусствоведом А. И. Струковой в её диссертации и книге «Ленинградская пейзажная школа 1930—1940-е годы». Ранее в 1971 году Л. В. Мочалов в статье о В. Пакулине называл имена художников, объединённых, по его выражению, «ленинградской пейзажной...
«Го́ре» — фотография времён Великой Отечественной войны, сделанная советским фотокорреспондентом Дмитрием Бальтерманцем в январе 1942 года в Крыму и получившая впоследствии мировую известность. На фотографии изображено место расстрела немецкими оккупантами мирных жителей: по полю ходят потрясённые горем люди, разыскивающие родных среди лежащих в снегу трупов.
Да́ча-музе́й В. В. Ба́рсовой — культурно-просветительское учреждение в Хостинском районе города Сочи, Краснодарский край, Россия; филиал Музея Истории города-курорта Сочи.
Алая роза — художественная выставка прошедшая в апреле-мае 1904 года в Саратове.
«Все ушли на фронт» — фраза, ставшая известной благодаря учебникам истории советского времени в составе выражения «Райком закрыт, все ушли на фронт». В учебниках помещалась фотография этой надписи на рваном куске картона, прибитом к деревянной двери безымянного райкома РКСМ. Фотография была взята из «постановочного» кадра в документальном фильме «Повесть о завоеванном счастье» (1938), посвящённого 20-летию комсомола; данная фраза может шутливо указывать на закрытие учреждения. Ранее в трудах советских...
Пионеры-герои — советские пионеры, совершившие подвиги в годы становления советской власти и Великой Отечественной войны.
Петрогра́дская сторона (общепринятое сокращение — П. С. или Петроградская) — один из исторических районов Санкт-Петербурга, располагающийся в административных границах Петроградского района города. До переименования Санкт-Петербурга в Петроград Николаем II 18 (31) августа 1914 года именовалась Петербургской стороной. Является одной из пяти cторон Петербурга, наряду с Адмиралтейской, Выборгской, Канцевской (находилась в устье р. Охты) и Московской.
Тульский областной краеведческий музей (ТОКМ) — один из старейших музеев Тульской области, филиал государственного учреждения культуры Тульской области «Объединение "Историко-краеведческий и художественный музей"» (ГУК ТО «Объединение "ИКХМ"»).
Сквер «Вечный огонь», другие названия сквер Павших борцов и сквер 40-летия Октября — зона отдыха в центре Харькова, на Университетской горке на бывшей Университетской площади. Создан по проекту архитектора Людмилы Васильевны Гуровой (1917—1995).
Ярославское книжное издательство — в 1936—1964 годах государственное книжное издательство Ярославской области (включавшей до 1944 года современную Костромскую область). По своей структуре, объёму и характеру выпускаемой продукции — типичное региональное издательство. Занималось выпуском общественно-политической, художественной, сельскохозяйственной, краеведческой литературы и т. д.
Памятник петербургскому фотографу — бронзовый монумент на Малой Садовой улице в центре Санкт-Петербурга, установленный 25 января 2001 года по проекту Л. В. Домрачева и Б. А. Петрова. Представляет собой 2,5-метровую фигуру фотографа, который готовится к съемке. Фотограф держит раскрытый зонтик, а под треногой, на которой установлен фотоаппарат, спрятался английский бульдог.
Щеми́ловка (Фарфо́ровская коло́ния) — исторический район на юго-востоке Санкт-Петербурга, на левом берегу Невы (округ Ивановский). Располагается между Фарфоровской улицей, проспектом Обуховской Обороны, Леснозаводской улицей, улицей Бабушкина, бульваром Красных Зорь и Московской линией железной дороги.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я