Понятия со словом «архангелогородец»

Связанные понятия

Военно-морской флот Петра I — военно-морские силы (армейский флот), созданные в Русском Царстве в эпоху правления Петра I, и заложившие основу военно-морского флота Российской империи.
Камчатская городовая казачья конная команда - историческое казачье формирование на территории Камчатки.
Иркутская навигацкая школа — учебное заведение, работавшее в Иркутске с 1745 года.
Адмиралтейская школа — учебное заведение для подготовки младших офицеров флота вооружённых сил России царского и имперского периода в XVIII веке.
Партикуля́рная верфь (Первая Невская верфь, Судовой двор) — петербургская верфь для постройки гражданских судов, находившаяся на Фонтанке напротив Летнего сада, на территории Соляного городка, ограниченной современными улицей Пестеля, Соляным переулком и Гангутской улицей.
Якутский городовой казачий пеший полк — историческое казачье формирование на территории северо-восточной части России.
Бра́тский остро́г — крепостное сооружение (острог), основанное в 1631 году казачьим пятидесятником Максимом Перфильевым на реке Ангаре у Падунского порога.
Скампаве́я (или сконпаве́я) — военное быстроходное судно русского галерного флота в XVIII веке. Название произошло от итальянских слов scampare — спасаться, исчезать и via — путь, прочь (scappare via).
Ка́рбас, также карба́с и карбус, (вепс. karbaz) — парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одно из основных у поморов и распространённое у других жителей Севера и Сибири, начиная не позднее чем с XV и до середины XX века. Для поморского диалекта русского языка характерно произношение с ударением на первый слог и форма множественного числа «карбаса́».
Алекса́ндровские морехо́дные классы — учебное заведение во Владивостоке в 1890—1902 годах, готовившее моряков — шкиперов и штурманов для коммерческого флота Российской империи. Название «Александровские» дано в честь императора Александра II, которому «Амурский край обязан своим присоединением к России и его развитием».
Адмиралте́йский прика́з — орган (приказ) флотского управления, Центральное государственное учреждение России, в компетенцию которого входили строительство, вооружение, снабжение флота и набором рядовых морских служителей (матросов, солдат, канониров и так далее) в экипажи.
Донская флотилия (11 мая 1918 − 1919) — речная флотилия белого донского казачества (Всевеликого Войска Донского) во время гражданской войны в России. Помимо отряда речных кораблей, включала в свой состав Азовский морской отряд и морские железнодорожные батареи. В течение 1918−1919 гг. оказывала содействие Донской армии.В начале 1918 года Военно-морское управление разработало план по созданию военного флота на реке Дон. Это было связано с тем, что вдоль реки были разбросаны почти все крупные станицы...
Байкальская военная флотилия — соединение военно-морского флота Российской империи.
Доща́ник (также досчаник, дощан) — плоскодонное несамоходное деревянное речное судно небольшого размера с палубой (или полупалубой) и одной мачтой, использовавшееся, главным образом для транспортных целей, на большинстве рек России. Грузоподъемность от 7 до 200 т.
Экспедиция Семёна Дежнёва и Федота Попова (1648—1660) изначально имела цели, значимые для промышленников — поиск моржовой и рыбной кости, но принесшая важные научные результаты, самым главным из которых стало открытие пролива между Азией и Америкой. Об этом открытии большинству учёных стало известно только почти через 80 лет благодаря Великой Северной экспедиции, когда отчёт о плавании был обнаружен в архивах Тобольска благодаря исследованиям Миллера.
Станица Магнитная — казачья станица, основанная в 1743 году как крепость — опорный пункт пограничной и оборонительной линии Оренбуржья. В дальнейшем на месте станицы вырос город Магнитогорск.
Гардко́уты (от фр. gardekote — береговая стража) — серия из 18 малых парусно-гребных судов, предназначавшихся для охраны судоходства по Волге. Суда не имели собственных имён и ходили под номерами — с 1 по 18. Все гардкоуты были построены Казанским адмиралтейством и первоначально включены в состав Каспийской флотилии России.
Чугуевское казачье войско или Чугуевские казаки — городовые казаки Русского войска.
Обер-сарва́ер (сарва́ер от англ. surveyor — инспектор) — чин и должность V класса в Табеле о рангах в русском флоте в XVIII веке.
Нерчинская навигацкая школа — учебное заведение, работавшее в Нерчинске с 1755 по 1765 годы.
Якутское воеводство — самое восточное воеводство Русского царства, существовавшее в 1638—1708 гг.
Лёгкие полевые команды (когорты) — воинские подразделения, существовавшие в армии Российской империи в период с 1771 по 1775 годы.
Ластовые суда — собирательное название разнообразных малотоннажных плавсредств (барж, плашкоутов) и небольших транспортных судов, которое существовало в XVIII—XIX веках. Их функциями было снабжение парусных боевых кораблей русского ВМФ на рейдах, транспортировка военных грузов по портовой акватории и между портами.
Капитан порта (ранее Капитан над портом) — начальник инспекции портового надзора. Отвечает за безопасность судоходства в порту. Наблюдает за порядком в порту и выполнением всех правил и распоряжений по торговому мореплаванию. Капитан порта является также руководителем лоцманской, спасательной и сигнальной служб порта.
Ластовый экипаж — в российском императорском флоте нижние чины, не способные нести службу во флотских экипажах и употреблявшиеся для различного рода береговых надобностей.
Учуг — под этим именем ещё со времен монгольского владычества на Волге и Урале известны сплошные перегородки реки, устраиваемые с целью удержания поднимающейся вверх по реке рыбы и лова её или в оставляемых в них пролётах, или близ Урала, где рыба скапливается. Обыкновенно такие перегородки делались из ряда свай, вбиваемых поперек течения реки, и промежуточных между ними звеньев из набитых в дно реки деревянных же шестов.
Лыжный переход Тобольск — Москва — лыжный переход в СССР, совершенный в 1935 году.
Тунгусское восстание 1924—1925 годов — вооружённое выступление повстанцев из представителей коренных народов Севера в Якутии и районах Северо-Востока.
Ду́бель-шлю́пка — небольшое парусно-гребное военное судно в русском флоте XVIII века, предназначенное для действий на реках, в лиманах и вблизи побережья морей.
Гу́кор (также гукар, гукр, гукер или хукер, от нидерл. hoeker) — парусное двухмачтовое судно с широким носом и круглой кормой водоизмещением 60—200 тонн. Судно имело длинный бушприт, на котором крепились фор-стеньги стаксель, кливер и бом-кливер. Экипаж около 70 человек.
Азовское казачье войско — (в отличие от существовавшего с 1696 года по 1775 год Азовского казачьего полка) войсковое казачье формирование в XIX веке.
Армейский флот, галерный флот, гребной флот — наименование составной части армии, позднее флота вооружённых сил Российской империи (военно-морского флота), формирований кораблей и судов, основным движителем которых была гребля вёслами, в отличие от корабельного (морского) флота, основным движителем которых были паруса.
Бомбардирская рота — пешая артиллерийская рота, основанная Петром I, на основе которой позже была создана Российская регулярная и гвардейская артиллерия.
Сибирское удельное ведомство — орган государственной власти Российской империи, с 1867 по 1873 год осуществлявший управлением землями и имуществом Удельного ведомства России в Приморской области Восточной Сибири.
Восстание юкагиров под предводительством Канивы, также Юкагирское восстание 1681—1684 годов или Юкагирская война 1681—1684 годов — вооруженный конфликт между ходынскими юкагирами, возглавляемыми вождем Канивой, с одной стороны и русскими и союзными им юкагирами и чуванцами с другой, происходивший весной 1681 — начале 1684 года. Явился последней попыткой юкагиров избавиться от власти России и вытеснить русских со своей территории. Завершился поражением восставших, что во многом обусловило прекращение...
Бот (от нидерл. boot — лодка) — в эпоху парусного флота всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 т, вооружённое 6—8 пушками малого калибра служащее для перевозки значительных грузов. Боты бывали палубные для морских плаваний или беспалубные для прибрежного. В эпоху парового флота под ботом понимают небольшое парусное, парусно-гребное или моторное судно водоизмещением до 15 тонн, предназначенное для грузоперевозок или других целей.
Крю́чник — наёмный рабочий в России в XVIII — первой трети XX века, переносящий тяжести на спине с помощью особого железного крюка (отсюда название). Труд крючников особенно широко использовался в Рыбинске при перегрузке товаров (чаще всего хлеба) с низовы́х на верховы́е речные суда, идущие до Санкт-Петербурга. В отдельные годы конца XIX века в Рыбинске работало до 3600 организованных в артели крючников.
Поте́шные войска́, Поте́шные полки́ или Поте́шные — особое формирование войск и сил для обучения и воспитания солдат "армии нового строя" и их командиров из подданных Русского царства, созданное царевичем Петром Алексеевичем.
Петровская крепость — одна из крепостей Днепровской оборонительной линии. Находилась на Азовском море у устья реки Берды на месте нынешнего села Новопетровка Бердянского района Запорожской области Украины. Основана в 1770 г.
«По долинам, по загорьям» («ПП») — популярный военный марш времен Гражданской войны.
Присоединение Чукотки к России — исторический процесс, протекавший с сер. XVII — по нач. XX веков, окончательно завершённый после Гражданской войны.
Струг — русское плоскодонное парусно-гребное судно (барка), XI — XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.
Шня́ва (нидерл. Snauw, нем. Schnau) или шнава — небольшое парусное торговое или военное судно, распространённое со второй половины XVII века до конца XIX века в северных странах Европы и в России.
Литейный двор — одно из крупнейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга XVIII века. Располагался на южном берегу Невы в районе начала Фонтанки. Представлял собой совокупность хозяйственных построек, состоявших из бревенчатого литейного анбар (склада), кузницы (c горном), ряда мастерских (для изготовления лафетов, ящиков) и слобод для рабочих. Главная просека, соединявшая Невский проспект с Невой, послужила основой Литейного проспекта. Станки (сверлильные, токарные) приводились в движение конской...
Адмиралте́йство — центр военного судостроения; территория на берегу моря или реки, на которой располагаются верфи, мастерские, склады для строительства, снаряжения и ремонта военных кораблей. Как правило, адмиралтейства размещались в гаванях, портах и на удобных для спуска кораблей берегах рек.
Красноярский острог — оборонительное сооружение, построенное на Стрелке Енисея — при впадении реки Качи в реку Енисей, место основания Красноярска.
Казни казаков в Лебедине (укр. Катівня в Лебедині) — эпизод в истории Северной войны, связанный с изменой гетманом Иваном Мазепой царю Петру Великому и последующим переходом части казаков на сторону шведов вместе с гетманом. Действия гетмана, предавшего царя, стали причиной нарушения частью реестровых казаков русской присяги. Переход части казаков на сторону Карла XII и нарушение ими присяги повлекли за собой казни «мазепинцев», организованные Петром І в Лебедине в 1708 году. По своему характеру...
Лыжный переход Тюмень — Москва — лыжный переход в СССР, совершенный в 1935 году.
Хопёрские казаки (иногда — «верховские», «чиги»)́ — казаки Хопёрского казачьего войска (ХКВ) и их потомки, населявшие бассейн реки Хопёр. Казачье присутствие в данном регионе является непрерывным с весьма давних (по всей видимости, с античных) времён вплоть до настоящего времени.
Торские казаки — наименование казацкого населения городка Тор и близлежащих хуторков (иначе Соляной, совр. г. Славянск, Донецкая область, Украина). Казаки, часто называемые в тот период «черкасами», начали селиться здесь с XVI−XVII веков. В состав этно-социальной группы торских казаков входили донские и слободские казаки, а также, в меньшей степени, запорожцы и, вероятно, другие этногруппы славянского происхождения. В 1721 году торские казаки были подчинены Военной Коллегии; во 2-й половине XVIII...
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я