Понятия со словом «айтыс»
Связанные понятия
Акы́н — поэт-импровизатор, поэт и певец у тюркоязычных народов Средней Азии, в частности, у казахов, киргизов, ногайцев и каракалпаков. Есть похожие народные певцы — жыршы (ырчы) (сказители) и оленши (песенники), но, в отличие от акынов, они исполнители, а не создатели произведений. Стихи акыны читают нараспев под звуки (домбры, комуза) — струнного щипкового инструмента с овальным корпусом, грифом и тремя (двумя) струнами.т.б.
Айты́ш у киргизов и башкир, (от кирг. айтыш, башк. әйтеш — сказ), айты́с у казахов — импровизированное состязание двух акынов, форма устной народной песенной поэзии. Исполняется с аккомпанементом на народных струнных инструментах (комуз у киргизов).
Кюй, каз. күй — название традиционной казахской инструментальной пьесы. Исполняется на домбре или других народных музыкальных инструментах. Тех, кто исполняет кюи, называют кюйши (каз. күйші).
Толгау (каз. толғау — раздумья) — философско-дидактческий жанр в фольклоре и индивидуальном творчестве казахов, каракалпаков, ногайцев. Становление жанра толгау приходится на XII—XIV века. В казахской поэзии толгау достиг расцвета в XV—XIX веках. В условиях патриархально-родового общества толгау имел большое идеологическое значение. Ведущее место в толгау занимает социально-политическая, философская тематика. Мысли выражаются в форме поучения. В стихе используются не только конечные, но и внутренние...
Домбра́ также Домбыра́ (каз. домбыра) — струнный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре казахского народа. Домбра считается народным музыкальным инструментом казахов, ногайцев, а также калмыков.
Устно-поэтическая традиция известна среди тюркоязычных племен уже в 6-8 веках: её элементы отмечены в орхонских памятниках. Искусство слова занимало почётное место в жизни кочевников-скотоводов. Безымянные акыны создавали народную поэзию, тесно связанную с обрядовым фольклором. Песни подразделяются на следующие жанры: той бастар (песня, предназначенная для начала свадьбы), сынсу (песня невесты при отъезде из родного аула), жар-жар (свадебная песня — состязание между джигитами и девушками), бет-ашар...
Подробнее: Казахская народная поэзия
Дастан (от перс. داستان дастан — «рассказ») — эпическое произведение в фольклоре или литературе Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии. Обычно дастаны являются фольклорной или литературной обработкой героических мифов, легенд и сказочных сюжетов.
Кобы́з, также кыл-кобыз (каз. қобыз, қыл-қобыз) — казахский национальный струнный смычковый музыкальный инструмент.
Старший жуз (каз. Ұлы Жүз) — группа казахских родов и племён, господствовавших на территории Семиречья и современного Южного Казахстана и части современной территории западного Китая и Узбекистана (Ташкентская область).
Сре́дний жуз (каз. Орта жүз) — группа казахских племенных объединений в Центральном, Северном и Восточном Казахстане. Средний жуз занимал центральную, северную и восточную часть современной территории Казахстана.
Шапырашты — один из казахских родов Старшего жуза в системе генеалогии казахов. Основными местами расселения были предгорья Заилийский Алатау в районе города Алматы на юго-востоке Казахстана. Боевой клич (Уран) — «Карасай!», родовые знаки (Тамга) — ай и тумар.
Подробнее: Шапрашты
Жагалбайлы (каз. жағалбайлы) — казахский род, являющийся одним из семи подразделений племени Жетыру в составе Младшего жуза.
«Жас канат» (каз. «Жас қанат» — «Молодые крылья») — ежегодный казахстанский конкурс молодых исполнителей эстрадной песни. Проводится с 1992 года: сперва в Алма-Ате, с 2001 года в Астане (ныне Нур-Султан).
Шаңышқылы — древнее кочевое племя в составе Старшего жуза казахов. В литературе может упоминаться как «шанышклы», «шанышкылы», «шаншыклы», реже — «чанышкылы», «чанышклы», «санчкылы» и «чаншклы».
Подробнее: Шанышкылы
Сэсэ́н (башк. cәсән, тат. чичән «поэт, певец-импровизатор, бард») — народный сказитель у башкир, традиционно исполняющий сказания и импровизации в форме песенного речитатива под аккомпанемент думбыры — традиционного струнного инструмента.
«Жас тулпар» (каз. «Жас тұлпар») — неформальное объединение казахской молодёжи, обучавшейся в московских вузах. Существовало в 1960-е годы. Позиционировало себя как культурно-просветительское общество, пропагандирующее казахскую культуру. Однако политические взгляды ряда участников были сочтены неприемлемыми с точки зрения советского общества.
Кубаи́р (башк. ҡобайыр) — жанр башкирской народной поэзии, короткий поэтический сказ, традиционно исполняемый речитативом под аккомпанемент думбыры, реже курая.
Младший жуз (каз. Кіші жүз) — группа казахских родов и племён, состоящая из трех племенных союзов: алимулы, байулы и жетыру.
Казахское шежире (каз. шежіре) — генеалогическая родословная у казахов. Как правило, представляет собой письменное или устное перечисление предков по прямой мужской линии.
Жуз (каз. жүз, jüz, جٷز — «союз») — исторически сложившееся объединение казахов.
Табы́н - казахский род, являющийся одним из семи подразделений племени Жетыру в составе Младшего жуза.
Казахский род (каз. қазақ рулары) — термин, обозначающий принадлежность к определённой группе, так называемому роду. С общим боевым кличем — ұран. Возглавлялся аксакалами. Также у каждого племени была своя тамга. Есть более 20 племен и около 200 родов и тысячи подродов.
Каза́хский язы́к (қазақ тілі, qazaq tili; قازاق ٴتىلى، قازاقشا, ) — язык казахов, один из тюркских языков. Государственный язык Республики Казахстан. Наиболее близкие языки — каракалпакский, ногайский и карагашский, вместе с которыми образует кыпчакско-ногайскую подгруппу в рамках кыпчакской языковой группы.
Тама — казахский род, являющийся одним из семи подразделений племени Жетыру в составе Младшего жуза.
Каза́хское ха́нство, также Казачья Орда, Казацкая Орда (каз. قازاق حاندىعى, Қазақ хандығы; Qazaq xandığı) — казахское государство на территории современного Казахстана и сопредельных с ним государств (1465—1847), образовавшееся в процессе распада Золотой Орды в 1465 году и Узбекского ханства в 1468 году.
Башкирский фольклор — устное народное творчество башкирского народа, представленное трудовыми, обрядовыми и бытовыми песнями, сказками, легендами, эпическими произведениями, пословицами и др.
Сикым (каз. Сиқым ; другие названия — Сыйкым,Сыйхым, Сихым, Сихим, Хим, Чигил)— казахский род входящий в состав Старшего жуза, один из четырёх родов племени Дулат. Основной род Сикым делится на следующие руу: Асан, Борас, Тогас, Буас, Шуылдак, Кусирак, Акылбек, Куттыбай, Ескелды, Баглан, Есбол, Каракойлы, Аккойлы, Каракок Алакүшік.
«Алма-Ата — моя первая любовь!» — один из крупнейших в Казахстане ретро-фестивалей, проводимый в Алма-Ате (Казахстан) с 1999 года в рамках празднования Дня города.
Двенадцать уйгурских мука́мов (уйг. ئۇيغۇر ئون ئىككى مۇقامى ) — это единый цикл или ряд протяженных музыкально-поэтических произведений, шедевр средневекового уйгурского музыкального искусства. Синтезируя в себе традиционную песенно-инструментальную музыку и танцы, изустно-профессиональную музыку и поэзию, уйгурские мукамы являются неотъемлемой частью искусства макамат.
История Казахстана — события на территории современного Казахстана с начала расселения там людей .
Жетыге́н — казахский древний многострунный (обычно семиструнный) щипковый инструмент, напоминающий по форме гусли или лежачую арфу. Наиболее древний тип жетыгена представлял собой продолговатый ящик, выдолбленный из куска древесины. На таком жетыгене не было верхней деки, но имелись колки из асыков. Струны (из конского волоса) натягивались рукой с наружной стороны инструмента. Позднее верхняя часть жетыгена была накрыта деревянной декой. Под каждую струну подставляли с двух сторон асыки, выполнявшие...
Иску́сство азербайджа́нских ашу́гов (азерб. Azərbaycan aşıq sənəti) — совокупность поэзии, искусства рассказывания историй, танцев и вокальной инструментальной музыки азербайджанских ашугов. Ашуги в Азербайджане издавна названы «Эл анасы» (азерб. El anası — «Мать народа»), так как всегда выражали чаяния народа, защищали свободу любви, пели о преданности родине. Искусство азербайджанских ашугов считается символом национальной идентичности и хранителем азербайджанского языка, литературы и музыки.
Шала́-каза́хи, шалаказахи (каз. Шалақазақтар, шала қазақтар) — уничижительное прозвище той части казахского этноса, которая не владеет казахским языком, не чтит казахскую культуру и традиции.
Литературный казахский язык (каз. әдеби қазақ тілі) — язык казахской литературы, используемый в регулярной печати, на радио и телевидении, в системе образования и официальных документах. Является нормированным вариантом народного языка. Литературный казахский сформировался на основе северо-восточного диалекта, на котором писали свои произведения Абай Кунанбаев и Ибрай Алтынсарин. Из-за территориальной отдалённости, в отличие от других диалектов, северо-восточный диалект подвергся меньшему влиянию...
Башкирская народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития башкирской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.
Казахская антропонимия — совокупность антропонимов, то есть собственных имён для именования человека в казахском языке. Казахский именник отличается большим разнообразием и включает как исконно казахские, так и заимствованные имена (в основном из арабского или персидского языка).
Подробнее: Казахское имя
Аксака́л (букв. белобородый: от тюрк. ак — белый и сакал — борода) — глава рода, старейшина, почтенный пожилой мужчина у тюркских народов в Средней Азии и на Кавказе.
Диалекты казахского языка (каз. Қазақ тілінің диалектілері, قازاق ءتىلىنىڭ ديالەكتىلەرى) — территориальные разновидности казахского языка. Основными диалектами являются западный, южный и северо-восточный. Последний стал основой для современного казахского литературного языка. Существуют и другие взгляды на количество и деление диалектов.
Башкирский эпос — репертуар эпических сказаний башкирского народа с богатыми устными традициями, отражающим различными этнические пласты и культурные традиции. Зародившись в недрах первобытно-общинного строя, эпос сопутствовал всей истории башкирского народа.
Кёр-оглы (также Кер-оглы, Гер-оглы, «Кёр-оглы» или «Короглу») — фольклорно-эпический памятник тюркских (огузских) народов, сложившийся к XVII веку, и получивший распространение на Ближнем Востоке и в Средней Азии, версии о котором условно можно разделить на две или три группы...
Подробнее: Кёроглы (эпос)
ТОО
Казахская энциклопедия (каз. Қазақ энциклопедия ЖШС) — научное издательство, государственное ТОО, подведомственное Минсвязи.
Мухаммас (араб. مخمس "упятеренный"; также мухаммаз) — строфическая форма в поэзии Ближнего и Среднего Востока и Средней Азии.
Казахский хан (каз. Қазақ ханы) — высшая государственная должность в Казахском ханстве. Хан утверждался из числа султанов (потомков Чингисхана) путём выборов (хан сайлау).
Таджикская литература (тадж. Адабиёти тоҷик) — литература на таджикском языке. Таджикскую литературу можно считать продолжением классической персидской литературы. Прежде всего и в основном это связано с культурной и исторической близостью таджикского народа с персами и другими ираноязычными народами Ирана, а также языковой близостью таджикского и персидского языков. Таджикская литература — пример видоизменения классической персидской традиции в новых исторических условиях.
Алашская автономия (каз. Алаш-Орда) — существовавшее в годы Гражданской войны самопровозглашенное казахское национально-территориальное образование, под управлением правительства «Алаш-Орды». Алашская автономия была провозглашена партией «Алаш» и учреждена Общекиргизским (общеказахским) съездом в Оренбурге 5-13 декабря 1917 года. Ликвидировано большевистским Военно-революционным комитетом по управлению Киргизским краем 5 марта 1920 года.