Связанные понятия
Султан (каз. Сұлтан, от араб. سلطان) — ненаследственное звание знати в Казахском ханстве. Приблизительно соответствует русскому «князь». Султаны избирались племенами, племенными подразделениями из числа торе. Из среды султанов выбирали хана.
Подробнее: Казахские султаны
Мулла ́ (араб. مُلَّا от араб. مَوْلَى — господин, повелитель, владыка) — знаток и служитель мусульманского культа. В Российской империи муллами часто называли всю совокупность существующих мусульманских духовных лиц, иногда учителей медресе и просто грамотных людей.
Казахский род (каз. қазақ рулары) — термин, обозначающий принадлежность к определённой группе, так называемому роду. С общим боевым кличем — ұран. Возглавлялся аксакалами. Также у каждого племени была своя тамга. Есть более 20 племен и около 200 родов и тысячи подродов.
Дехка́не (туркм. daýhan, перс. dehqān دهقان, тадж. деҳқон, узб. dehqon, деҳқон «землевладелец») — обозначение среднеазиатских крестьян.
Ходжа ́, Кожа́ (от туркм. Hoja, перс. خواجه; тадж. хӯҷа, каз. қожа, узб. xo'ja, уйг. خوجا) — в Средней Азии человек, ведущий своё происхождение от арабских миссионеров ислама. Клич —Алла́!
Упоминания в литературе
Первый опыт «столкновения» с обычаями «туземцев» и затем попыток осторожного сочетания «их магометанских законов с законами Империи» М. Черняев получил еще при взятии Аулие-ата, точнее, когда приступил к «водворению в нем порядка». Много позже, изучив все документы и переписку того времени, российский военный инженер и исследователь А. Г. Серебренников написал, что Черняеву удалось вполне «замирить город не силой, а введением основ самоуправления и полного невмешательства в религиозные дела». В основе этого самоуправления М. Черняев предпочел увидеть (видимо, не без подсказки своих советников из мусульман) Совет из авторитетных в городе семерых
аксакалов (старейшин), которых назначал бек, тоже, в свою очередь, избранный горожанами с утверждением М. Черняева. Они не только управляли городскими делами, но и вершили суд. Поначалу Черняев совершенно отказался что-то менять в формах наказания, которые здесь были заведены издавна (отсечение рук за воровство или смертная казнь за рецидивы или более тяжкие преступления)[42]. Позже он назначает комендантом Аулие-ата полковника Богацевича и настаивает, чтобы русские войска «не делали никаких обид» местным жителям, не лезли в их огороды, сады, отгоняли грабителей скота, вели патрулирование города и окрестностей с местными «джигитами» и т.п. Взаимные обязательства между горожанами и российскими войсками были зафиксированы на бумаге и получили временную силу[43].
Навруз считается одним из древнейших праздников Северного Кавказа и объединяет между собой разные горские и степные народы этого региона. Специфика празднования Навруза на Кавказе состоит в том, что он имеет здесь более древние корни, уходящие еще в доисламский период истории, и содержит в себе гораздо больше архаичных и языческих элементов. Среди карачаевцев и балкарцев Навруз известен с давних пор. В Балкарии этот праздник называется «Голлу» или «Озай», в Карачае он носит название «Шертмен», однако в настоящее время его все чаще обозначают как «Навруз». В этот день из всех близлежащих сел собираются
аксакалы , мужчины, женщины, молодые джигиты, девушки на выданье, детвора, представители соседних народов, все вместе веселятся, поют, танцуют, соревнуются (в скачках, национальной борьбе, стрельбе из лука и ружья, беге наперегонки, метании камней и т. д.). Название праздника «Голлу» является отсылкой к доисламскому прошлому и обозначает поминовение душ усопших, которое длилось несколько дней и ночей подряд, когда совершали поминки по предкам, пекли пироги, жарили баранов, предлагая лучшие куски приготовленного мяса в качестве подношения покойникам. Согласно народным поверьям, в эту ночь предки выходили из своих могил. Карачаевское название праздника «Шертмен» обозначало некогда танец, который исполнялся хороводом вокруг ритуального костра.
– Игорь, сын Владимира, приехали из Мангупского княжества люди и даже самый старый
аксакал деревни, которая ранее была во владениях твоего прадеда. Наши братья по вере хотят поговорить с тобой и убедиться, что ты можешь быть наследником их бывшего господина. Также хочет задать тебе вопросы брат Фома, который, по указанию митрополита, лично проверял описанные тобой места и замок твоих предков, – отец Михаил представил мне пришедших. Не успел закончить свою речь местный батюшка, как ко мне бросился какой-то старик и начал ощупывать мои руки, торс и голову.
Почтенных мудрых
аксакалов не только лакцы, но и другие дагестанские горцы называли «умом общества». Их больше всего боялись богатые ханы, некоторые из них в давние времена старались «обезглавить» сельское общество, убивали старейшин, открыто выражавших непокорность. Так, среди аварского народа сохранилось предание о том, как один из нуцалов – правителей Аварии – приказал своим приближённым уничтожить стариков («лишить ума» жителей) селения Мачада. Мужчин старше шестидесяти лет истребили. А вот мачадинцам удалось спрятать мудрейшего – Маллачилау.
Уважаемый сосед Острилов, нельзя же так острить! И зачем так называть далёких соотечественников, лучше действительно раз побывать в наших краях, самому послушать хабары «диких
аксакалов ». Они ещё помнят далёкое прошлое своих предков, передают из поколения в поколение свою родословную. Вот они и расскажут вам, что не только в горах Кавказа, но даже на приволжских и донских просторах до десятого века не было здесь русских.
Связанные понятия (продолжение)
Казахский хан (каз. Қазақ ханы) — высшая государственная должность в Казахском ханстве. Хан утверждался из числа султанов (потомков Чингисхана) путём выборов (хан сайлау).
Джиги́т (в переводе с тюркских языков — «молодой парень», «юноша», также «молодец») — исторически в Средней Азии и на Кавказе: наездник, отличающийся отвагою, выносливостью, стойкостью, искусством управлять конём и владеть оружием.
Бек , бег, бик, бай, бий, би, бей (тюрк. бәй, bəy) — дворянский титул у некоторых народов Ближнего Востока и Средней Азии, категория привилегированного населения. Синоним арабского «эмир», соответствует титулам князь, властитель, господин. Титул соответствовал грузинскому мтавари и армянскому мелику. Также может рассматриваться как синоним полковника у украинских казаков (паша — гетьман, ага — сотник).
Ми́нги , средневековое племя, образованное вначале как военная единица (минг - тысяча), с XVI века упоминаемое на территории Мавераннахра как узбекское племя. В 1709-1876 гг. правящая узбекская династия в Кокандском ханстве.
У кыргызов с XVI века существовало деление на племена, которые в свою очередь делятся на роды — это деление носит название «санжыра». Общим отцом Тянь-Шаньских кыргызов согласно санжыре считается Долонбий, у которого было три сына Ак уул (от него происходит правое крыло), Куу уул (от него происходит левое крыло) и Кызыл уул (от него произошли внутренние кыргызы— «ичкилики»).
Подробнее: Киргизские роды
Курултáй — исторический съезд всех монгольских и тюркских князей и знати, орган народного представительства у некоторых тюркских народов (ногайцев, башкир, казахов, киргизов, крымских татар, татар, тувинцев, алтайцев), всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов, в определённой степени — аналог европейских парламентов (как, например, Курултай Республики Башкортостан).
Подробнее: Курултай
Жуз (каз. жүз, jüz, جٷز — «союз») — исторически сложившееся объединение казахов.
Торе (каз. Төре) — представители рода Чингисхана, которые правили в Казахском ханстве, их также называют «Сұлтандар». Только они имели право восходить на должность хана. Убивший чингизида получал смертную казнь, а за убийство простолюдина или крестьянина можно было уйти от наказания, заплатив 2000-3000 овец. Такой титул они носили только до конца XIX века, пока не было уничтожено ханское правление. Род передается как по отцовской линии так и по материнской.
Кишла́к (азерб. qışlaq; башк. ҡышлау; каз. қыстау; каракалп. қышлақ; кирг. кыштак / кыштоо; тат. кышлау; перс. کشاورزی; тадж. қишлоқ / деҳа; туркм. gyşlak; узб. qishloq) — постоянный сельский населённый пункт, в некоторых странах зимовка или зимнее жильё. Во многих тюрских языках кыш/киш/гыш - зима. Термин применяется в Азербайджане, в странах Средней Азии и Афганистане. Первоначально обозначал место зимовки кочевников. В русском языке произошёл из тюркских языков. В древности кишлаки окружались...
Ишан (перс. ایشان , чагат. — išаn) — титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов. Кроме того, в Средней Азии ишанами также называют представителей рода, ведущего своё происхождение от пророка Мухаммеда.
Шаңышқылы — древнее кочевое племя в составе Старшего жуза казахов. В литературе может упоминаться как «шанышклы», «шанышкылы», «шаншыклы», реже — «чанышкылы», «чанышклы», «санчкылы» и «чаншклы».
Подробнее: Шанышкылы
Юзы — средневековое тюркоязычное племя, образованное вначале как военная единица, затем вошедшее в состав узбеков.
Шура-и-Ислам (с арабского «Совет ислама» или «Исламский совет») — общественно-политическая организация в Туркестане, существовавшая в годы революции 1917 года и Гражданской войны в России. Организация основана в начале марта 1917 в Ташкенте и была идейно связана с национально-демократическим просветительским движением Джадидизма. Возглавил организацию Мунаввар Кары Абдурашидханов. Активную роль в организации играли Шокай Мустафа, А. В. Кори, М. Муминбаев, А. Темирбеков, Мирджалилов Саиднасыр и др...
Старший султан , или ага-султан (каз. Аға-сұлтан) — управляющий административно-территориальным округом в казахских степях в царский период, для замены ханской власти. Ага-султан избирался лишь султанами на три года для управления округом, и утверждался областным начальством. Все дела производил через окружной Приказ. Старший султан имел в суде только право председателя. Во время пребывания в должности за ним признавался чин майора по всей территории Российской империи. После избрания на должность...
Акы́н — поэт-импровизатор, поэт и певец у тюркоязычных народов Средней Азии, в частности, у казахов, киргизов, ногайцев и каракалпаков. Есть похожие народные певцы — жыршы (ырчы) (сказители) и оленши (песенники), но, в отличие от акынов, они исполнители, а не создатели произведений. Стихи акыны читают нараспев под звуки (домбры, комуза) — струнного щипкового инструмента с овальным корпусом, грифом и тремя (двумя) струнами.т.б.
Традиционно считается, что существует 92 рода и племени узбеков кочевого Дешт-и-Кипчакского происхождения, вошедших в состав будущей узбекской нации. Как установил современный историк Т.Султанов — эти 92 «рода» включают в себя «названия большинства тюркских и некоторых нетюркских этносов, населявших Среднюю Азию в то время».Существует легенда, о том что 92 человека отправились в Медину, где приняли участие в войне пророка Мухаммада против кафиров и были обращены в ислам святым Шах-и Марданом. Из...
Подробнее: Узбекские племена
Ада́т , или а́да (араб. عادة — обычай, привычка; мн.ч — араб. عادات — ‘а́да́т) — обычай, пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, а также реалии правовой жизни, не отражённые в шариате. адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и тому подобных отношений.
Кокандское ханство (узб. Qo'qon xonligi; перс. خانات خوقند) — узбекское государство со столицей Коканд, существовавшее с 1709 по 1876 на территории современного Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, южного Казахстана и Синьцзян-Уйгурского автономного района (Восточного Туркестана). В период наибольшего расцвета занимало около 820 тыс. км². Кокандское ханство наряду с Бухарским ханством (Бухарским эмиратом) и Хивинском ханством является одним из трёх узбекских ханств.
Жагалбайлы (каз. жағалбайлы) — казахский род, являющийся одним из семи подразделений племени Жетыру в составе Младшего жуза.
Шежере ́ (шэжэрэ, шежире, сачара, каз. шежіре, кирг. санжыра, башк. шәжәрә, тат. шәжәрә, узб. shajara, sanjara) — название родословной у некоторых тюркских народов. Наибольшее распространение шежере имеет среди башкир, татар, казахов и киргизов. Помимо самой родословной, шежере включает в себя изложение наиболее выдающихся событий из жизни того или иного рода или племени, то есть является своеобразной летописью.
Айты́ш у киргизов и башкир, (от кирг. айтыш, башк. әйтеш — сказ), айты́с у казахов — импровизированное состязание двух акынов, форма устной народной песенной поэзии. Исполняется с аккомпанементом на народных струнных инструментах (комуз у киргизов).
Старший жуз (каз. Ұлы Жүз) — группа казахских родов и племён, господствовавших на территории Семиречья и современного Южного Казахстана и части современной территории западного Китая и Узбекистана (Ташкентская область).
Тала́сская доли́на (кирг. Талас өрөөнү) — межгорная впадина в Северном Тянь-Шане, главным образом в Кыргызстане. Расположена между Кыргызским хребтом на севере и Таласским Ала-Тоо на юге.
Казахское шежире (каз. шежіре) — генеалогическая родословная у казахов. Как правило, представляет собой письменное или устное перечисление предков по прямой мужской линии.
Тама — казахский род, являющийся одним из семи подразделений племени Жетыру в составе Младшего жуза.
Хиви́нское ха́нство (узб. Xorazm, حارذم , Xiva Xonligi) — принятое в русской исторической традиции название Хорезмского государства в период его существования (1512—1920). Само государство всегда именовало себя как Хорезм, а Хивинским ханством стало называться у российских историков в честь своей столицы — Хивы. Хивинское ханство, наряду с Бухарским ханством (Бухарским эмиратом) и Кокандским ханством, было одним из трёх узбекских ханств.
Пир (перс. (پیر — старец) — в суфизме руководитель тариката (братства), святой, а также могила, где похоронен пир.
Каратегин (букв. черные горы) — историческая область в Таджикистане, расположенная в горах по среднему течению р. Вахш (Сурхоб), правого притока Амударьи.
Табы́н - казахский род, являющийся одним из семи подразделений племени Жетыру в составе Младшего жуза.
Мангыты (узбеки) - тюрко-монгольское племя, упоминаемое как узбекское начиная с XV века. В 1756-1920 годы узбекская династия мангытов правила в Бухарском эмирате.
Каза́хское ха́нство , также Казачья Орда, Казацкая Орда (каз. قازاق حاندىعى, Қазақ хандығы; Qazaq xandığı) — казахское государство на территории современного Казахстана и сопредельных с ним государств (1465—1847), образовавшееся в процессе распада Золотой Орды в 1465 году и Узбекского ханства в 1468 году.
Сре́дний жуз (каз. Орта жүз) — группа казахских племенных объединений в Центральном, Северном и Восточном Казахстане. Средний жуз занимал центральную, северную и восточную часть современной территории Казахстана.
Хан Бухарского ханства (Бухарский хан) (узб. Buxoro xoni) — высшая государственная должность в Бухарском ханстве в 1500—1785 годы.
Ну́кер (от монг. нөхөр; калм. нөкр — друг, товарищ, бур. нухэр — друг, помощник) — дружинник на службе феодализирующейся знати в период становления феодализма в Монголии. Во время войны нукеры выступали ратниками в войске своего сюзерена, в мирное время — стражей, «домашними людьми», приближёнными. Первоначально он получал за свою службу полное содержание и снаряжение, затем часть военной добычи и земельные пожалования с насельниками-крестьянами (своеобразные бенефиции), что способствовало превращению...
Бухарская народная советская республика (БНСР; узб. Buxoro Xalq Sho'ro Jumhuriyati, тадж. Ҷумҳурии Халқии Шӯравии Бухоро, перс. جمهوری خلقی شوروی بخارا) — государство, возникшее после ликвидации Бухарского эмирата 2 сентября 1920 года.
Буха́рский эмира́т (перс. امارت بخارا Amārāt-i Bukhārā; узб. Buxoro Amirligi) — узбекское государство, существовавшее с 1753 по 1920 год в Средней Азии на территории современных государств Узбекистана, Таджикистана и части Туркмении. В его состав также временно входили территории северного Афганистана и округа Туркистана в южном Казахстане. Правопреемник Бухарского ханства и часто назывался так же. Официальное название государства было Бухарское государство. Термин эмират используется в академической...
Ахун д (азерб. Axund; перс. آخوند), ахун — в Азербайджане, Иране и Российской империи звание мусульманского учёного высшего разряда, аналог арабского кади. До 1788 года ахунды являлись главами духовенства даруг (областей) и городских общин и именно через них царские власти взаимодействовали с имамами. Три первых муфтия ОМДС также ранее были ахундами. Должность ахундов зачастую была связана с конкретным родом и (или) регионом. Так, первый приход Уфы и должность ахунда города были традиционно связаны...
Дастан (от перс. داستان дастан — «рассказ») — эпическое произведение в фольклоре или литературе Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии. Обычно дастаны являются фольклорной или литературной обработкой героических мифов, легенд и сказочных сюжетов.
Младший жуз (каз. Кіші жүз) — группа казахских родов и племён, состоящая из трех племенных союзов: алимулы, байулы и жетыру.
Тархан (каз. тархан; араб. طرخان; башк. тархан; кит. 達干; бур. , монг. дархан; перс. ترخان; тат. tarxan, тархан; якут. дархан, тархан; чуваш. турхан;) — привилегированное сословие тюркской знати. Титул употреблялся у тюрков и монголов, а также у других степных народов.
Бузкаши , от (тадж. Бузкаши, дари бузкашӣ) — разновидность козлодрания — игра, распространённая в Таджикистане, Афганистане, Узбекистане, Туркменистане,напоминающая поло на лошадях. Отличие заключается в том, что вместо мяча используется обезглавленная туша козла. Цель каждого всадника — схватить тушу козла и владеть ей как можно дольше или доскакать с ней до финиша, в этом игра бузкаши полностью идентична с индивидуальным вариантом игры кок-бору, в кок-бору также есть командный вариант. Тюркская...
Аталычество (Аталык) — древний обычай, зафиксированный в этнографии Кавказа, по которому ребёнок вскоре после своего рождения переходит на некоторое время (для воспитания) в другую семью, а затем возвращается к своим родителям (по истечении определенного обычаем времени). Первые научные исследования выполнил советский этнограф М. О. Косвен с 1931 по 1935 годы.
Толгау (каз. толғау — раздумья) — философско-дидактческий жанр в фольклоре и индивидуальном творчестве казахов, каракалпаков, ногайцев. Становление жанра толгау приходится на XII—XIV века. В казахской поэзии толгау достиг расцвета в XV—XIX веках. В условиях патриархально-родового общества толгау имел большое идеологическое значение. Ведущее место в толгау занимает социально-политическая, философская тематика. Мысли выражаются в форме поучения. В стихе используются не только конечные, но и внутренние...
Шапырашты — один из казахских родов Старшего жуза в системе генеалогии казахов. Основными местами расселения были предгорья Заилийский Алатау в районе города Алматы на юго-востоке Казахстана. Боевой клич (Уран) — «Карасай!», родовые знаки (Тамга) — ай и тумар.
Подробнее: Шапрашты