Связанные понятия
Баска́к (тюркск.) — представитель монгольского хана в завоёванных землях, сборщик налогов. С тюркским термином «баскак» связаны и, вероятно, тождественны ему монгольский даругачи (даруга) и персидский шихнэ.
Орды́нский вы́ход — налог, дань, выплачивавшаяся русскими землями Золотой Орде в XIII—XV веках, включая и земли Южной Руси, вошедшие в XIV веке в состав Великого княжества Литовского. Платилось, вероятно, за относительную автономию и свободный сбор налогов.
Те́мник (от тьма — десять тысяч) — русское наименование воинского звания тумэнбаши в Золотой Орде. В английском языке термин темник передается словами general, emir. Темник командовал десятью тысячами воинов, состоял под непосредственным начальством хана. Некоторые из темников сыграли важную роль в истории Орды, например, Ногай, Мамай, Едигей, Бурундай. Военные советники Субудай-багатур и Джэбэ-нойон тоже были темниками.
Хан (тюрк. кан; монг. каан — властитель, монарх) — тюрко-монгольский титул. Изначально ханами называли вождей племени. В государствах, образовавшихся после распада Монгольской империи, хан — титул государя, в Османской империи — титул султана. В Иране при Сефевидах хан — правитель области, а также один из титулов военно-феодальной знати. В некоторых странах титул хана мог получить только прямой потомок Чингисхана по мужской линии.
Беклярбек , беклярибек — управляющий государственной администрацией в Золотой Орде, начиная с Мамая обычно из нечингизидов из племени мангутов. Одна из двух главных административных должностей улуса, схожая с функциями современного премьер-министра.За период своего существования, лица занимавшие должность беклярибека, нередко пытались или полностью управляли государством, сажая на престол марионеточных ханов.По причине того, что большая часть ханов не обладала должными знаниями и они чаще предпочитали...
Упоминания в литературе
Покровский указывает, что «в древней Руси церковь отгораживается от княжеского суда всех раньше – и всех основательнее»: в XII в. князья признают право церковного суда над так называемыми «церковными людьми» (сюда автором включались «не только те, кто дал аскетический обет», но и все, «кто… работал» в обширном церковном хозяйстве); затем, в XIII–XIV вв., полный иммунитет предоставили русской церкви татарские ханы в
своих ярлыках; «позднейшие грамоты русских удельных князей лишь по частям подтверждали то, что универсально и сразу было даровано татарскими ханами»[277].
Не секрет, что текст Великой Ясы (ни целиком, ни частично) до наших дней не дошёл, имеются только многочисленные упоминания о ней в записках иностранных современников и исторических сочинениях XIII–XV вв.: арабских (ал-Умари, Ибн Халдун, ал-Макризи), персидских (Джувейни, Рашид ад-Дин, Вассаф, Хафиз Аюру, Мирхонд), армянских (Вардан Великий, Григор Акнерци), ближневосточных (Григорий Абу-л-Фарадж), византийских (Георгий Пахимер), западноевропейских (Иоанн де Плано Карпини, Бенедикт Поляки, Вильгельм де Рубрук, Жан де Жуанвиль). Отдельные упоминания встречаются также и в официальных актах тюрко-монгольских государств – своде законов империи Юань и
русских переводах ярлыков ханов Золотой Орды. Естественно, все эти источники содержат только отдельные упоминания о Великой Ясе и некоторых правовых положениях, которые, как полагают сами авторы, включались в неё.
Заметим также, что ярославский кн. Фёдор Ростиславич (в грамоте которого конца XIII в. впервые встречаются «бегоули»)
в ряде летописей называется ханским «улусником». Будучи женатым на ханской дочери, он занимал высокое положение чашника при дворе Менгу-Тимура. В ряде волостей вологодского Заозерья, представлявших собой северную окраину Ярославского княжества, в XVII в. были церкви во имя Фёдора и его детей Давыда и Константина, канонизированных в 1460-х гг. Подобные храмоименования отражали почитание ярославских князей на Вологодчине. В источниках отмечается благочестие кн. Фёдора и его ордынской жены Анны, принявшей православие. Не исключено, что кн. Фёдор в конце XIII в. контролировал обширную территорию Вологодского Заозерья с санкции (по ярлыку? – М. Ч.) своего тестя. Поскольку отмеченные храмоименования не обнаружены в тех приходах, применительно к которым в XVII–XIX вв. известно их определение как улусцев, это указывает на различное происхождение данных явлений (и по времени, и по причинам). Помимо ярославских и устюжских документов, употребление термина «бегоули» косвенно устанавливается и для Устьянских волостей (1539/40 г.).
Терпимость к разным верам в империи монголов действительно была, что отражено в своде законов (изречений) «Ясе» Чингиз-хана. Но как уже отмечалось выше, эта империя не была правовым государством, подобным например Римской империи. В ней не было механизмов по поддержанию законности, не было развито правосознание в людях. Поэтому «Яса» Чингиз-хана была скорее цитатником, подобным китайским цитатникам Мао Дзе Дуна, чем действующим законодательством. Реальная история свидетельствует, что и при завоеваниях, и потом при карательных набегах монголы всегда грабили и оскверняли православные храмы, избивали укрывающееся в них население, а заодно и духовенство.
Действительно ханы даровали ярлыки русскому митрополиту на право владения церковью имуществ, земель и об избавлении их от дани. Правда, эти ярлыки не спасали церковные земли от грабежа отдельных татарских отрядов. Но имущественные права церкви и состояние самой веры в народе – вещи довольно разные. Наше время особенно наглядно показывает, как можно убивать подлинную веру в народе, даровав церковной верхушке и церковной системе самые широкие права.
На самые тяжелые годы монгольского господства приходится одно событие, не вызвавшее большого интереса у современников, но оказавшее исключительно большое воздействие на дальнейший ход истории России. В соответствии с завещанием Александра Невского в 1260–1270-е годы из Владимирского княжества было
выделено княжение – последнее в русской истории – с центром в небольшом городке Москва. Правившие в нем потомки младшего сына Александра Невского – Даниила – оказались тонкими дипломатами и политиками, которые больше других преуспели в «собирании земель» – присоединением выморочных княжеств, заключением союзов, покупками, получением ярлыков, завоеваниями. Большую помощь в завоевании ими власти над Русью сыграли приглашаемые татарские рати. Московские князья стали политическими лидерами вновь поднимавшейся Руси.
Связанные понятия (продолжение)
Орда ́ (древнетюрк. ordu —«ставка, резиденция хана, дворец») — военно-административная организация у тюркских и монгольских народов. В средние века этим словом обозначалась ставка, столица правителя государства, откуда произошло историографическое название крупных феодальных государств и союзов кочевых племён, например, Золотая Орда, Ногайская Орда, Белая Орда. Если в русский язык слово попало путём заимствования, то в германских оно существовало задолго до монгольских завоеваний...
Дюденева рать (также Дюденёва) — принятое в русской историографии название похода ордынского полководца Тудана (в русских летописях он именуется Дюдень), брата хана Токты, на Северо-Восточную Русь в 1293 году (лето-осень), в ходе которого было захвачено и разорено 14 русских городов.
Бе́лая Орда ́, или Ак-Орда (каз. Ақ-Орда) — западная часть Улуса Джучи в XIII—XV вв. Столица — город Сыгнак.
Русско-казанская война 1487 года была переломной в русско-казанских отношениях. Впервые русские взяли Казань и установили свою власть над Казанским ханством.
Су́здальское княжество — территориально-административное образование времён феодальной раздробленности средневековой Руси с центром в городе Суздаль.
Астраха́нское ханство (ног. Хажитархан ханлыгы, тат. Xacitarxan xanlığı, حاجی ترخان خانلغی) — татарское государство, возникшее в результате распада Золотой Орды и существовавшее в XVI веке в Нижнем Поволжье. Столица — город Хаджи-Тархан (Аждархан), располагался на правом берегу Волги, в 12 км от современной Астрахани («великое татарское торжище», городище Шареный бугор). Основное население составляли астраханские татары и ногаи.
Ты́сяцкий — должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси.
Ле́ствичное пра́во , а также Лествица, Лествичная система (родовой принцип наследования, сеньорат) — обычай княжеского престолонаследия на Руси, который предполагал передачу наследных прав сперва по горизонтали — между братьями, от старших к младшим до конца поколения, а лишь затем по вертикали — между поколениями, вновь к старшему из братьев младшего поколения.
Государь всея Руси (первоначально господарь всея Руси) — титул московских великих князей и российских царей.
Ха́нство или Кагана́т — государственное образование или территория, управляемая ханом.
По́ловцы , половча́не; самоназвание — кыпча́ки (қыпчақ), позднее тата́ры (татар); в европейских и византийских источниках — кума́ны (лат. cumani, comani, греч. kομάνοι), позднее тата́ры (греч. τάταροι) — кочевой тюркский народ.
Служилые князья, служебные князья, подручники — в средневековой Руси класс князей, находящихся на службе у владетельных князей. Одна часть их была безземельными, обычно насильственным путём лишившаяся земельных владений (с X века). Вторая часть сама была мелкими вотчинниками, вынужденными прибегать к покровительству великих князей Московских и Литовских (с XIV века), после чего сохранявшими в своих руках суд, управление и наследственное владение. Известия о служилых князьях встречаются с середины...
Подробнее: Служилый князь
Повесть о разорении Рязани Батыем — произведение древнерусской литературы. Посвящено взятию Рязани монголо-татарами в декабре 1237 года. Сохранилось в списках, самые старшие из которых датируются концом XVI века. В трёх древнейших списках отражены три разновидности текста (по классификации Д. С. Лихачева).
Съезды русских князей (по-древнерусски «снемы») — личные встречи Рюриковичей, предпринимаемые для урегулирования разногласий и совместного решения вопросов внутренней и внешней политики. Проводились в эпоху Древнерусского государства и в русских княжествах с XI по XIV век.
Сиби́рское ха́нство (Сибирское царство, Сибирский юрт) — тюркское феодальное государство в Западной Сибири, образовавшееся в конце XV века в результате распада Золотой Орды. Сибирское ханство граничило с Пермской землёй, Ногайской Ордой, Казахским ханством и телеутами. На севере оно достигало низовьев Оби, а на востоке соседствовало с Пегой Ордой.
Чёрные клобуки ́ («чёрные шапки», ср. тюрк. каракалпак «чёрный колпак») — общее название тюркских вассалов киевских князей, расселённых в Поросье, начиная с конца XI века. Как отмечает академик А. И. Фурсов, чёрные клобуки явились предвестниками казачества. По сути дела, они несли пограничную службу на обширной территории по течению Днепра, Стугны и Роси, занимаемая ими зона ответственности являлась своего рода буфером между кочевниками и Русью.
Любечский съезд (1097) — съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на реке Днепр) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. Непосредственной причиной съезда послужила необходимость заключения мира с Олегом Святославичем, против которого Святополк Изяславич и Владимир Мономах боролись с 1094 года.
Русские княжества (XII—XVI веков) — государственные образования исторической Руси в пределах современных государств Россия, Украина, Белоруссия и Польша, а также (на окраинных землях) современных Румынии, Латвии, Литвы, Эстонии, Словакии и Финляндии. Возглавлялись князьями из династий Рюриковичей и Гедиминовичей. Образовались после распада Киевской Руси на отдельные княжества. Период существования отдельных русских княжеств иногда называют термином Удельная Русь. В рамках марксистской теории он описывается...
Уде́льные кня́жества (уде́лы) (от делить) — территории (земли) на Руси, в XII—XVI веках, находившиеся во владении отдельных князей.
Подробнее: Удельное княжество
«Всея Руси » (ст.‑слав. Всеꙗ Русіи) — приставка к титулу русских великих князей и царей, а также предстоятелей Русской православной церкви (используется и в наши дни). В переводе с церковнославянского языка означает «всей Руси».
Монго́льская импе́рия (монг. Монголын эзэнт гүрэн?, ᠮᠣᠩᠭᠣᠯ ᠤᠨ ᠡᠵᠡᠨᠲᠦ ᠭᠦᠷᠦᠨ?; Их Монгол улс?, ᠶᠡᠺᠡ ᠮᠣᠨᠭᠣᠯ ᠤᠯᠤᠰ?, Yeke Mongɣol ulus — «Великое Монгольское государство») — государство, сложившееся в XIII веке в результате завоеваний Чингисхана и его преемников и включавшее в себя самую большую в мировой истории смежную территорию от Восточной Европы до Японского моря и от Новгорода и до Юго-Восточной Азии (площадь ок. 24 млн км² или 33 млн км²); столицей государства стал Каракорум.
Поросье — историческая область древней Руси, ограниченная с севера рекой Стугной и с юга рекой Росью, с богатыми пастбищами для скота. Она служила местом военных поселений, образованных киевскими князьями для защиты Киева с юга.
Согласно поздней Никоновской летописи, учреждение в Пскове отдельного княжеского стола было произведено Владимиром Святославичем, который в 1014 году выделил город в удел своему сыну Судиславу. Во время усобицы Владимировичей Судислав был посажен в темницу, а псковское княжение ликвидировано. Наиболее вероятно, что это Ярослав (Мудрый), опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение со стороны Судислава, заточил его — своего последнего брата и самого младшего из Владимировичей — в темницу (поруб...
Подробнее: Псковские князья
Беренде́и , берендичи, берендии (др. русск. береньдѣи, береньдичи, точная этимология не установлена) — тюркские кочевые племена в восточноевропейских степях (XI—XIII вв.). Выделились из огузов.
Солохмир (Салахмир) — татарский мурза. В 1371 г. выехал из Большой Орды к великому князю рязанскому Олегу Ивановичу со своей конной дружиной, помог ему изгнать из Переславля Рязанского Владимира Пронского и вновь вернуть себе Рязанское княжество.
Узбе́кское ха́нство — государство тюрков, образовавшееся в результате распада Белой Орды на территории современных Казахстана и России в 1420-х годах, которое также называют Государством кочевых узбеков.
Мурза ́ (также Мирза, Мырза; от перс. ﺍﻣﻴﺮ ﺰﺍﺩﻩ, ами́р-задэ́ — принц) — аристократический титул в тюркских государствах, таких как Казахское, Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства и Ногайская Орда.
Нурадин — титул правителя правого (западного) крыла, младшего соправителя бия (правителя), наследника бия в Ногайской Орде.
Ста́рицкое кня́жество — русское удельное княжество (1519—1567), одно из последних удельных княжеств на Руси.
Каза́нская исто́рия (также Исто́рия о Каза́нском ца́рстве, Каза́нский летопи́сец) — историческая повесть, созданная в 1564—1566 гг. (по другой версии, между 1626 и 1640 гг.) и рассказывающая о завоевании Казани Иваном Грозным в 1552 году.
Ма́лые Нога́и (Ма́лая Нога́йская Орда́, Казы́ева Орда́, Казы́ев улу́с) — государственное образование ногайцев на правобережье Волги и в Приазовье, выделилось во второй половине XVI в. из Ногайской Орды. Основатель — мурза Казый. До середины XVIII в. находились в зависимости от Крыма и Турции.
Русско-литовская война 1487—1494 (Пограничная война, Странная война, Хитрая война) — вооружённый конфликт между Русским государством и Великим княжеством Литовским (объединённым личной унией с Королевством Польским). В историографии существует название «Странная война», поскольку война не была объявлена, официально оба государства находились в мире на протяжении всего конфликта.
Моско́вско-новгоро́дская война (1477—1478) — последний военный конфликт между Великим княжеством Московским и Новгородской республикой, имевший место с 9 октября 1477 года по 15 января 1478 года и завершившийся падением Новгорода и присоединением его и контролируемых им территорий к Москве.
Каси́мовское ца́рство , или Каси́мовское ха́нство (тат. Касыйм ханлыгы, Qasím xanlığı, قاسم خانليغى) — феодальное государство, существовавшее в 1452—1681 годах в западной части Мещёры (ныне — территория Рязанской области). Главный город — Касимов.
Западный поход монголов (Кипчакский поход, Великий западный поход, Вторжение монголов в Европу) — поход войск Монгольской империи в Восточную и Центральную Европу в 1236—1242 годах во главе с чингизидом Батыем и военачальником Субэдэем.
Больша́я Нога́йская Орда ́ (Больши́е Нога́и) — государственное образование ногайцев (ногаев), выделившееся во 2-й половине XVI века из Ногайской Орды. В 1634 году ногаи Большой Орды переселились на правобережье Волги, где кочевали с Малыми ногаями.
Шерть (от араб. šart «соглашение, условие», см.: алт. šert «клятва»; хак. сирт) — присяга на верность договорным отношениям с Русским государством. Слово «шерть» впервые встречается в русских грамотах 1474 года. Тюркоязычные народы заимствовали арабское слово для процедуры заключения договора международного характера и передали эту практику русским властям. Процесс заключения договоров с принимаемыми под «высокую государеву руку» назывался шертованием.
Русско-литовские войны — военные конфликты между Литвой и Русью, представленной в XIII—XV веках отдельными русскими княжествами, затем — централизованным Русским государством. Войны Литвы с Москвой, как в период феодальной раздробленности, так и после образования вокруг последней централизованного государства иногда также называют московско-литовскими. Со временем, они приобрели характер борьбы за собирание русских земель. Дальнейшие конфликты после образования Речи Посполитой в 1569 году рассматриваются...
Тюменское ханство (до 1428 г. — Тюменский улус, Тюменский вилайет) — тюркское государство в Сибири. В 1563 году вошло в состав Сибирского ханства.
Ле́топись (или летописа́ние) — исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лѣто …» (то есть «в году …»), отсюда название — летопись. В Византии аналоги летописи назывались хрониками, в Западной Европе в Средние века анналами и хрониками.
Моско́вско-новгоро́дские войны — ряд военных конфликтов между Великим княжеством Московским и Новгородской республикой, происходивших в период с 1456 по 1478 годы (с перерывами) и оканчивавшихся поражениями новгородцев. В итоге третьего похода москвичей на Новгород территория Новгородской республики была полностью присоединена к Московскому княжеству.
Чагатайский (Джагатайский) улус (Улус Чагатая) — тюрко-монгольское государство, образовавшееся в Средней Азии в 1266 году после распада Великой Монголии. Улус был назван по имени сына Чингисхана — Чагатая. С 1326 года официальной религией Чагатайского улуса стал ислам. В 1340-е годы государство распалось на Могулистан и Мавераннахр.
Наме́стник — историческая должность (чин, звание) в России, Великом княжестве Литовском и других странах, руководитель крупной административно-территориальной единицы.
Упоминания в литературе (продолжение)
С.Г. Пушкарёв так оценивает последствия монгольского ига
для Руси: «власть русских князей над населением земель не только сохранилась, но и усилилась, ибо теперь она опиралась на внешнюю огромную силу татарского «царя»». Хан отныне давал «ярлыки» на великое княжение Владимирское т ом у, кому хотел, иногда считаясь, иногда не считаясь со старшинством очередного претендента на власть. Так, в начале XIV века, по рассказу летописи, «татарские князья» откровенно говорили московскому князю Юрию Даниловичу: «если ты дашь выход (дань – П.Р.) больше князя Михаила Тверского, мы тебе княжение великое дадим». И князья старались вовсю, видя в татарской милости и военной мощи основу собственной безграничной власти над населением, и копируя в своих землях ордынскую модель власти!
В первой половине XIII в. в положении плательщиков дани Золотой Орде оказались русские княжества, которым сохранялись государственность, церковь и администрация. Сбор дани монголотатары поручали одному из князей, которому выдавался ханский ярлык. Держатель ханского ярлыка приобретал титул великого князя, обладал политической властью и военной поддержкой от
Золотой Орды. Русская церковь была освобождена от уплаты налогов и призыва в монгольскую армию подвластных ей людей. Великому Новгороду монголотатарами гарантировались автономия и право на свободную торговлю.
Собственно, и в 1468 г. его миссия, скорее всего, состояла в отстаивании митрополичьих прав Григория, которые в феврале 1467 г. признал константинопольский патриарх Дионисий[286]; при этом заслуживают внимания как последовательное участие «Якуба-писаря» в борьбе Григория Болгарина за «Верхнюю Русь», так и то, что его постоянным спутником был «Ивашенец». Детальных известий о нем не сохранилось. М. Грушевский, анализируя ярлыки крымских ханов великим литовским князьям, называет этого Ивашенца «киевским боярином второй половины XV ст.», дважды направлявшимся с посольством в Крым для получения ярлыков от Нур-Девлета и Менгли-Гирея (60-70-е гг. XV в.)[287]. Последний в начале XVI в. в переписке с литовским двором вспоминал о том, что «пана Ивашков сын пан Ивашенцо» «межи царя, отца нашого, и межи короля Казимира… гораздо служил, много жалованя видал»[288]. Соответственно, представляется несомненным, что именно он упомянут в перечне «подписантов» Мисаилового письма как «пан Иоан с Киева… посол мирный к поганом о утвержении мира хрестианских сынов» – тем более что он фигурирует тут как брат «благородного пана Романа с Киева, старосты путивлского», в котором безошибочно угадывается путивльский наместник Роман Ивашкович, известный по Казимировым привилеям 1482 и 1487 гг.[289]. Интересно, что в Мисаиловом послании, как
и в упомянутых выше документах, писарь Якуб и Ивашенец фигурируют рядом – лишний раз демонстрируя, что среди «подписантов» письма нет случайных людей и за каждым из них проглядывает определенная проунионная традиция.
Право Золотой Орды состояло из четырех
элементов: Великая Яса (собрание монгольских обычаев и законов); грамоты, ярлыки, исходившие от ханов; обычное право монгольских племен; шариат. Правовые нормы не абстрагировались от норм нравственных и религиозных. Уголовные законы отличались жестокостью. Малейшее нарушение установленного порядка преследовалось суровыми карами. Западная часть Орды, под власть которой попала Русь, называлась Золотой, или Белой, Ордой. Это государство было построено по десятичной системе. Первое, что делали завоеватели, – проводили перепись, т. е. считали завоеванных, а затем прокладывали дороги. Счет и связь – два конструктивных элемента, помогавшие держать покоренных в подчинении.
Одним из последствий Суздальской битвы был заключенный между Улуг-Мухаммедом и Василием II «Мирный договор 1445 г.» – документ-соглашение об условиях отпуска из татарского
плена московского великого князя, существование которого не доказано. Спустя 3 месяца после пленения Василий II был отпущен ханом Улуг-Мухаммедом в Москву. Исследователь истории и культуры народов Поволжья М. Г. Худяков полагал, что при отпуске великого князя из плена хан составил с ним мирный договор об условиях освобождения. Однако он, как и другие историки, недоумевал, почему этот большой по значению межгосударственный акт не был юридически оформлен в письменном виде. Для понимания причин необходимо учитывать особенности международных правовых норм той эпохи, когда ордынские ханы являлись общепризнанными сюзеренами, а московские великие князья были их вассалами. Василий II при вступлении на великокняжеский престол в 1432 г. получил из рук Улуг-Мухаммеда ярлык на правление в Москве. После изгнания Улуг-Мухаммеда из Сарая и Крыма великий князь Василий II, желая воспользоваться смутой в Орде, решил переметнуться на сторону другого хана, то есть попытался восстать против своего прежнего сюзерена. Однако, потерпев в 1445 г. сокрушительное поражение от войск Улуг-Мухаммеда и оказавшись в плену, он, вероятно, признал законность и «незыблемость» своей вассальной зависимости от Улуг-Мухаммеда. Поэтому юридически не было никакой надобности оформлять мирный договор, происходило лишь подтверждение прежнего правопорядка: ярлык Улуг-Мухаммеда, выданный им Василию II на великое княжение, сохранил свою силу.
Великое княжество Московское и другие
русские земли были тогда недостаточно известны в международной политике. Золотая Орда и ее ханы, почтительно именуемые в русских источниках царями, продолжали оказывать колоссальное влияние на политическую жизнь Руси, поскольку именно ордынский правитель давал ярлык на великое княжение, фактически решая, кому достанется пальма первенства среди русских князей. Продолжались и выплаты выхода (дани) татарам, а суверенитет хана считался непоколебимым. До княжения Ивана III осознанного стремления к независимости не прослеживается: все конфликты касались либо отдельных представителей власти Золотой Орды, либо тех, кто узурпировал власть, и их легитимность не признавалась (например, Мамай).
Выплата ордынской дани возобновилась, но о возвращении к временам Батыя речи уже не было. Тохтамыш вынужден был считаться с реальным соотношением сил на Руси: он не только сохранил ярлык на великое княжение Владимирское за Дмитрием Донским, но и, как полагают исследователи, санкционировал передачу его по наследству сыну московского князя Василию Дмитриевичу. Тем самым старшинство среди
русских князей закреплялось за родом Калиты, а территория великого княжения с городами Владимиром, Костромой и др. сливалась с вотчиной московских князей.
Русское централизованное государство образовалось вокруг Москвы. Возникнув как город в XII в., с конца XIII в. Москва становится стольным городом самостоятельного княжества. Основа могущества Москвы была заложена при Иване Калите (1325—1340 гг.), который получил в Орде ярлык на
великое княжение, приобрел право собирать дань с русских княжеств. В 1326 г. в Москву была перенесена из Владимира митрополичья кафедра. Расширяя территорию Московского государства, великие князья превращали уделы в простые вотчины, удельные князья становились подданными великого московского князя. К концу XIV в. Московское княжество окрепло и начало борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. К началу XVI в. московские князья в целом завершили процесс объединения русских земель.
После того как осенью 1246 г. Ярослав Всеволодович был отравлен в Орде, Батый в начале 1248 г. отослал его сыновей, Андрея и Александра, в далекую Монголию, в Каракорум – столицу Великого хана, где они пробыли до 1249 г. Возможно, именно это путешествие по бескрайней монгольской державе и знакомство с ее административной и военной организацией и стали причиной осознания Александром силы монголов и бесперспективности борьбы с ними в сложившихся условиях. В ставке Великого
хана Александр получил ярлык – права на княжение в Киеве, Новгороде и на всей Русской земле, за исключением Владимиро-Суздальского княжества, где великим князем назначался его брат Андрей.
Но на большей части Восточной Руси развитие шло совсем в другом направлении. В сфере социально-экономической происходил упадок городов из-за монгольских погромов и свертывания торговли, сельское хозяйство превращалось в основную отрасль экономики, удельный вес сельского населения теперь увеличился, предположительно, до более 95 %. В сфере политической – заметен рост княжеской власти. Во-первых, князья в качестве ордынских вассалов, чья власть основывалась на ханском ярлыке, сделались фактически неподотчетными вечу. Во-вторых, роль главных землевладельцев и землеустроителей также выводила их за пределы компетенции городского самоуправления. Влияние вечевых институтов резко ослабло, хотя они и не исчезли и время от времени о себе напоминали во время городских восстаний. Боярство держало сильнейшую сторону и сплачивалось вокруг князей. Естественно, что на Востоке, прежде всего в землях, составлявших Суздальскую Русь, где и прежде княжеские прерогативы
были весьма значительны, монархический элемент стал доминирующим. Так приготовлялась почва для будущего московского самодержавия.
Русские княжества были вынуждены признать власть завоевателей. Князья утверждались на престоле монгольским ханом особой грамотой – ярлыком. Когда в Орде происходила смена хана,
ярлык следовало получать заново. Монголы обычно не вмешивались в порядок престолонаследия, назначая тех князей, которые имели законные права на престол. Однако в некоторых случаях князья, нарушившие монгольские обычаи, могли быть казнены. При конфликтах друг с другом князья требовали вмешательства Орды. Таким образом, хан выступал по отношению к русским князьям как сюзерен по отношению к вассалам.
Получив ярлык на великое княжение, Иван Калита много раз бывал в Орде. В результате его гибкой политики татарские набеги на Русь практически прекратились. Для Руси это была необходимая передышка, позволившая поднять разрушенное набегами хозяйство, накопить силы
для борьбы. Калита получил право сбора ордынской дани с остальных русских княжеств. Эти денежные средства позволили ему, не прибегая к оружию, расширить территорию своего княжества путем покупки земель. Великий князь добивался тесного союза с церковью. По настоянию митрополита Петра на средства князя в Москве строились новые каменные церкви. Митрополит
Важным этапом в усилении Москвы было правление князя Ивана Даниловича (1325–1340 гг.). Это был умный, жестокий правитель. При нем Москва стала одним из самых богатых княжеств Руси. Отсюда и прозвище самого князя – Калита (денежный мешок). Находясь в тесном контакте с Золотой Ордой, Иван Калита не
только получил ярлык на Великое княжение (1328 г.), но и право сбора дани с других русских княжеств. Он значительно расширил свои владения: Галицкое, Угличское, Белозерское княжества признали свою зависимость от Москвы. Иван Калита добился превращения Москвы в церковный центр Руси (митрополит всея Руси перенес свой престол в Москву), усилив тем самым авторитет свой и своих наследников. При сыновьях Ивана Калиты – Симеоне Гордом, Иване Красном – в состав Московского княжества вошли Дмитровские, Костромские земли и Калуга.
Решающим значением для передачи ярлыка на великое княжение Москве стало восстание против татарского ига в Твери в 1327 году. Жители Твери убили сборщика дани баскака Чол-хана. Глава Москвы указал ордынскому войску дороги в лесных чащах к Твери, дал вспомогательные отряды. Ордынско-московское войско разорило богатое Тверское княжество. Тверской князь Александр Михайлович бежал в Псков и в Литву. Результатом этой карательной экспедиции стало ликвидация главного конкурента Москвы в Северо-Восточной Руси – Тверского княжества, получение в 1328 году Иваном Даниловичем ярлыка на великое княжение, с правом быть генеральным сборщиком налогов в пользу
Орды. Поскольку московский князь часть дани в пользу Орде прикарманивал, то это и послужило основой для его прозвища – Калита (жлоб, кошель).
В 1247–1248 гг. Андрей вместе с Александром Невским ездил в Орду к Батыю, а оттуда в Монголию за ярлыком на княжение. Раздел между Ярославичами не был мирным. Историк В.Н. Татищев пишет, что Александр с Андреем
имели в Орде большой спор, кому быть во Владимире, кому – в Киеве, и хан отдал Киев Александру, а Владимир – Андрею, основываясь будто бы на завещании их отца Ярослава Всеволодовича.
Не будет большой натяжкой и включение в этот период
истории Золотой Орды вплоть до ее распада в 1372 году, ознаменовавшегося возникновением царства Мамая в междуречье Дона и Днепра, или даже до знаменитой Куликовской битвы в 1380 году. Ведь все это время Золотая Орда, оставаясь правопреемницей Великого Монгольского Улуса, не переставала выдавать ярлыки на княжение русским князьям, а значит, не теряла черт своей «имперскости».
Русские феодальные княжества к востоку от реки Дон превратились в вассальные
территории ханов. Зависимость от ханов выражалась в том, что русский великий князь оказывался на своем столе «пожалованием царевым», т. е. ханским, через вручение «ярлыков». Посаженный «на стол» от имени хана князь ставился в то же время под контроль ханской власти. Контроль этот осуществлялся баскаками.
После установления монголо-татарского ига
русские князья не могли свободно наследовать собственные «столы» и распоряжаться ими. За получением ярлыка – ханской грамоты на право занятия «стола» – они должны были ездить в ставку золотоордынского хана. С 14 в. ордынские послы сами приезжали на Русь, чтобы посадить князя – своего «холопа» на «стол», при этом исполнялась процедура, которая должна была символизировать подчиненное положение Руси: великий князь пешим вел в город за узду коня, на котором восседал ханский посол. Так, «князь Василий Дмитриевич сяде на великом княжении володимерском на столе отца своего, и деда, и прадеда, а посажен царевым Тактамышевым послом Шиахматом».
После установления монголо-татарского ига
русские князья не могли свободно наследовать собственные «столы» и распоряжаться ими. За получением ярлыка – ханской грамоты на право занятия «стола» – они должны были ездить в ставку золотоордынского хана. С 14 в. ордынские послы сами приезжали на Русь, чтобы посадить князя – своего «холопа» – на «стол», при этом исполнялась процедура, которая должна была символизировать подчиненное положение Руси: великий князь пешим вел в город за узду коня, на котором восседал ханский посол. Так, «князь Василий Дмитриевич сяде на великом княжении володимерском на столе отца своего, и деда, и прадеда, а посажен царевым Тактамышевым послом Шиахматом».
Исмаила сопровождал в Бухару народ, осыпавший его монетами – древний обычай, доживший даже до
более поздних времен московских государей. В тот же год прихода Исмаила в Бухару его брат, Наср, получил от халифа Багдада ярлык, назначавший его на должность наместника всей Трансоксианы. Имена Исмаила и Насра упоминались, наряду с именем халифа, во время всеобщих намазов в Бухаре – исключительное право, обычно предназначенное лишь для халифа.
Сбор дани монголо-татары поручали одному из князей, которому выдавался ханский ярлык. Держатель
ханского ярлыка приобретал титул великого князя, обладал политической властью и военной поддержкой от Золотой Орды.
В настоящее время исследование Д.-М. Шихалиева «Рассказ кумыка о кумыках», опубликованное на страницах газеты «Кавказ» более 140 лет тому назад, представляет собой библиографическую редкость. Давно назрела необходимость переиздания этого уникального исследования, однако тот жесткий идеологический контроль, который довлел над печатными органами еще в недавнем прошлом, не позволял пробиться этой книге в свет. На самого Шихалиева был навешен
ярлык «человека прошлого». Настоящей работой мы пытаемся восстановить справедливость и отдать должное замечательной личности Д.-М. Шихалиева и его бесценному труду.
Как правило, это был князь из Владимирской земли, получившей при монголотатарских завоевателях ярлык великого княжества.