Связанные понятия
5-й воздушный флот (нем. Luftflotte 5) — одно из крупнейших военных формирований люфтваффе в годы Второй мировой войны. Флот был сформирован 12 апреля 1940 года в Гамбурге и участвовал в операции «Везерюбунг». 24 апреля 1940 года был перебазирован в Осло. Отвечал за воздушные операции люфтваффе в оккупированной Норвегии.
Люфтваффе бундесвера или Военно-воздушные силы бундесвера (нем. Luftwaffe der Bundeswehr (Lw Bw) — один из видов Вооружённых сил Германии.
Лю́фтваффе (нем. Luftwaffe — воздушный род войск) — название германских военно-воздушных сил в составах рейхсвера, вермахта и бундесвера. В русском языке это название обычно применяется к ВВС вермахта периода Третьего рейха (1933—1945).
Ночной истребитель — специализированный истребитель, предназначенный для действий против воздушного противника в ночное время. В частности во время Второй мировой войны ночные истребители особенно часто применялись в качестве ночных истребителей-перехватчиков.
Пикирующий бомбардировщик (также «пикировщик») — самолёт-бомбардировщик, специально сконструированный для нанесения ударов из пикирования.
Упоминания в литературе
Согласно организационной структуре эскадры делились на группы, обозначавшиеся римскими цифрами (I, II, III и IV). Те, в свою очередь, состояли из эскадрилий, обозначавшихся арабскими цифрами (1, 2, 3, 4 и т. д.). Эскадрильи же подразделялись на звенья, являвшиеся базовой единицей. В состав звена по штату входило три самолета, в состав эскадрильи – двенадцать. Три эскадрильи составляли группу, штатная численность которой, таким образом, насчитывала 36 бомбардировщиков. Эскадра, как правило, состояла из четырех авиагрупп[1], причем четвертая была учебной, занимавшейся подготовкой и вводом в строй пополнения, и потому в боевых действиях обычно не участвовала. Кроме того, каждая группа и эскадра имели штабное звено (Stab.), на самолетах которого летали ее командир и офицеры штаба. В результате общая штатная численность эскадры составляла 130 самолетов. На практике же часть машин всегда находилась в ремонте либо просто в неисправном состоянии, и число боеготовых (исправных) бомбардировщиков могло сильно отличаться от штатного. Помимо эскадр в бомбардировочной авиации имелись
также отдельные авиагруппы (Kampfgruppe – KGr.). Как правило, они предназначались для выполнения каких-либо специальных задач, например для наведения на цель основной массы бомбардировщиков, борьбы с вражеским флотом, постановки мин и т. д.
Истребительные силы 1-го В.ф. состояли из трех авиагрупп эскадры JG-54 и одной группы (II/JG-53) 53-й эскадры (судя по большинству источников, группа была неполной – только две, 4-я и 5-я, эскадрильи). В общей сложности на приграничных аэродромах Восточной Пруссии базировалось 164 самолета-истребителя (131 в боеготовом состоянии), причем все «мессера» были последней модификации Bf-109F. Кроме того, в т.н. «сувалкском выступе», на аэродромах Сувалки, Соболево, Бержники развертывались
истребительные части 2-го Воздушного флота, всего пять авиагрупп: III/JG-53, II/JG-52, II(Sch.)/LG-2, штаб и две группы (II/JG-27, III/JG-27) 27-й эскадры.
51-я бомбардировочная эскадра ведет свое начало от бомбардировочного полка «Мерзебург», о котором впервые было упомянуто 1 октября 1935 г. Он включал в себя эскадры «Мерзебург» и «Финстервальде», оснащенные бомбардировщиками Ju-52. В то время эскадра обладала тем же самым статусом, каким обладал и армейский батальон, и по штату имела 39 самолетов, что после создания весной 1935 г. люфтваффе
соответствовало штату бомбардировочной авиагруппы. Первоначально эскадры из соображений секретности не имели номеров, вместо этого им давали наименования, соответствовавшие географическим названиям их баз.
Из-за специфики действий самолетов-разведчи-ков, не терпящей, так сказать, массовости, в разведывательной авиации люфтваффе не было эскадр, как, например, в бомбардировочной, штурмовой или истребительной авиации. Самым ее крупным подразделением являлась авиагруппа (Aufklarangsgrup-ре – Aufkl.Gr.), состоявшая обычно из трех – пяти, а порой из восьми-девяти эскадрилий. При этом она не всегда имела однородный состав, иногда в
нее одновременно входили эскадрильи как ближней, так и дальней разведки.
Из-за специфики действий самолетов-разведчиков, не терпящей так сказать «массовости», в разведывательной авиации Люфтваффе не было эскадр, как, например, в бомбардировочной, штурмовой или истребительной авиации. Самым ее крупным
подразделением являлась авиагруппа (Aufklarangsgruppe – Aufkl.Gr .), состоявшая обычно из трех – пяти, а порой из восьми-девяти эскадрилий. При этом она не всегда имела однородный состав, иногда в нее одновременно входили эскадрильи как ближней, так и дальней разведки.
Связанные понятия (продолжение)
Итальянский воздушный корпус (итал. Corpo Aereo Italiano, сокращённо CAI) — экспедиционный авиационный корпус ВВС Королевства Италия (Regia Aeronautica). Участвовал вместе с Люфтваффе в Битве за Британию, базировался в Бельгии. Командовал корпусом генерал ВВС Рино Корсо Фужьер.
Авиация ПВО — составная часть войск противовоздушной обороны вооружённых сил.В некоторых государствах - входит в состав ВВС.
Воздушная армия — объединение военно-воздушных сил в некоторых государствах на различных исторических этапах.
Бомбардиро́вщик — военный самолёт, предназначенный для поражения наземных, подземных, надводных, подводных объектов средствами бомбового и/или ракетного вооружения.
Господство в воздухе — решающее превосходство авиации одной из воюющих сторон в воздушном пространстве на театре военных действий. По масштабам может быть стратегическим, оперативным и тактическим. Решающая роль в завоевании господства в воздухе принадлежит ВВС и войскам ПВО.
Истреби́тель — военный самолёт, предназначенный в первую очередь для уничтожения воздушных целей противника.
Фронтовая авиация — составная часть военно-воздушных сил (флота) вооружённых сил какого-либо государства, предназначенный для решения боевых задач в боях и операциях сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морских сил (флота).
Крыло (англ. wing) — термин, используемый в военно-воздушных силах различных государств мира для формирования командования. Термины «крыло» и «группа» используются для разного размера формирований в разных странах и видах вооружённых сил в пределах одной страны.
Истребительно-бомбардировочная авиация (ИБА) — один из родов Фронтовой авиации Военно-воздушных сил Вооружённых сил государства, предназначенный для поражения наземных (надводных), в том числе малоразмерных и подвижных, объектов в тактической и ближайшей оперативной глубине обороны противника с применением ядерных и обычных средств поражения. Может также привлекаться для уничтожения воздушного противника, ведения воздушной разведки и решения других задач.
Эстонские подразделения люфтваффе (нем. Die estnischen Gliederungen der Luftwaffe) — подразделения люфтваффе, сформированные летом 1941 года и состоявшие из эстонских авиаторов. Комплектование производилось на добровольной основе.
Авиационный полк — авиационное формирование (воинская часть, полк), основная тактическая единица военно-воздушных сил (ВВС) вооружённых сил государства, предназначенная для решения тактических и оперативно-тактических задач.
Транспортная авиация — специализированные летательные аппараты, предназначенные для перевозки различных грузов. Также ТА может привлекаться для транспортировки людей, правда, условия перевозки трудно назвать комфортабельными.
Торпедоносец — тип самолёта, предназначенного для поражения торпедами боевых кораблей в море и на базах, транспорта на морских коммуникациях, а также для постановки минных заграждений, обеспечения высадки морского десанта, содействия сухопутным войскам, действовавшим на приморских направлениях.
Истребительный авиационный полк — авиационное формирование (воинская часть, полк) истребительной авиации, основная тактическая единица военно-воздушных сил (ВВС) и авиации Противовоздушной обороны (ПВО) вооружённых сил государства, предназначенная для решения тактических и оперативно-тактических задач.
Штурмови́к — боевой летательный аппарат (самолёт или вертолёт), относящийся к штурмовой авиации и предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя, а также для прицельного поражения наземных и морских целей.
Бомбардировочная авиация (БА, ФБА) — род Фронтовой авиации, предназначенный для поражения группировки войск противника, его наземных и морских объектов в оперативной глубине обороны противника бомбами и ракетами, в том числе с применением ядерного оружия. ФБА также привлекается для ведения воздушной разведки.
Истребительная авиационная дивизия (иад) — основное оперативно-тактическое формирование (соединение) истребительной авиации Военно-воздушных сил, состоящее из управления (штаба), частей и подразделений.
Имперское министерство авиации Германии (нем. Reichsluftfahrtministerium — RLM) — министерство авиации в нацистской Германии (1933—1945 годы). Министерство, созданное 27 апреля 1933 года на базе Имперского комиссариата по делам авиации, получило статус самостоятельного ведомства 15 мая 1933 года и отвечало за разработку и передачу в производство самолётов для быстро развивавшихся военно-воздушных сил (ВВС) Германии. Кадровый состав Министерства был представлен главным образом, если не целиком, офицерским...
Оберст (нем. Oberst) — высшее воинское звание офицерского состава в Вооружённых силах Германии (Германская имперская армия, Рейхсвер, Вермахт, Бундесвер), Австрии, Швейцарии, Дании, Норвегии, а также в армии Австро-Венгрии.
Военно-морская авиация , также морская авиация, авиация ВМФ, воздушные силы ВМФ или военно-воздушные силы ВМФ — обобщающее название сил военно-морского флота вооружённых сил государства имеющих в качестве основного вооружения авиационные и воздухоплавательные средства.
Армия особого назначения (АОН) — довоенное высшее оперативное объединение (Армия) авиации РККА, предназначенное для совместных действий с другими видами ВС (родами войск (сил)) и решения самостоятельных оперативных и стратегических задач, а также оперативной и тактической подготовки разных родов авиации РККА. Являлась авиационной армией резерва Главнокомандования ВС СССР.
Авиационная дивизия — основное авиационное тактическое соединение, предназначенное для решения тактических и оперативных задач в системе вооружённых сил (ВС) государства.
Командование Дальней авиации — объединение Военно-воздушных сил России в подчинении главнокомандующего ВКС России. Является стратегической авиацией — компонентом стратегических ядерных сил России.
Свободная охота — тактический способ ведения боевых действий тактической единицы в военной авиации или военно-морском флоте.
Хорватский воздушный легион (хорв. Hrvatska zrakoplovna legija) — подразделение ВВС Независимого государства Хорватия и люфтваффе, участвовавшее в боевых действиях на Восточном фронте Второй мировой войны. Состояло из 4-й истребительной и 5-й бомбардировочной авиационных групп.
Армейская авиация (сокращённо — АА) — род войск в составе сухопутных войск (сил) вооружённых сил нескольких ведущих государств (США, Великобритании, Франции, Италии и других).
Словацкие воздушные силы (словацк. Slovenské vzdušné zbrane) — название ВВС Первой Словацкой республики. Возникли после раздела Чехословакии, прекратили существование после начала Словацкого национального восстания, когда вооружённые силы Словакии были разоружены немцами.
«Помощники ПВО» люфтваффе (нем. Flakhelfer) — подразделения люфтваффе, сформированные на оккупированной территории ряда стран Европы из местных жителей во время Второй мировой войны.
Оберст-лейтенант (нем. Oberstleutnant) — воинское звание старшего офицерского состава в Вооруженных силах Германии (Германская имперская армия, Рейхсвер, Вермахт, Бундесвер), Австрии, Швейцарии, Дании, Норвегии, а также в армии Австро-Венгрии.
Гауптман (нем. Hauptmann) — воинское звание младшего офицерского состава в Вооружённых силах Германии (Германская имперская армия, Рейхсвер, Вермахт, ННА, Бундесвер), Австрии, Швейцарии, Дании, Норвегии, а также в армии Австро-Венгрии.
Самолёт-разведчик — самолёт, предназначенный для ведения воздушной разведки. Может быть доработанным серийным летательным аппаратом или специально разработанным узкоспециальным.
Воздушный бой — организованное вооружённое противостояние лётчиков (самолётов (экипажей)), авиационных подразделений и частей в воздухе с целью уничтожения воздушного противника и отражения его атак. Включает в себя различные фигуры пилотажа.
Оперативная авиационная группа — оперативно-тактическое авиационное соединение ВВС СССР, предназначавшееся для решения оперативных (оперативно-тактических) задач самостоятельно и в составе авиационного объединения во взаимодействии с войсками (силами) и средствами других видов вооруженных сил в операциях сухопутных войск и военно-морских сил.
Шанхайская группа войск ПВО — временное оперативное объединение советских войск в послевоенное время, созданное для организации ПВО Китайской Народной Республики.
«Непра́вильная му́зыка » (нем. Schräge Musik — Шрéге музи́к) — немецкое название способа установки пушечного вооружения на ночных истребителях во время Второй мировой войны (применялся на самолётах Люфтваффе с июня 1943 года). Такая установка пушек обеспечивала ведение стрельбы под значительным углом вверх-вперёд к направлению движения самолёта, что позволяло эффективно атаковать бомбардировщик противника при полёте под ним в «мёртвой», непросматриваемой с бомбардировщика, зоне.
Юго-Западный фронт ПВО — оперативно-стратегическое объединение войск ПВО в вооружённых силах СССР во время Великой Отечественной войны. Образован 24 декабря 1944 года на базе Южного фронта ПВО. Штаб фронта дислоцировался в городе Львове.
Воздушная разведка (авиационная разведка, авиаразведка) — один из видов военной разведки, проводимой с воздуха, с (при помощи) летательных аппаратов.
Полк пилотов планеров (англ. Glider Pilot Regiment) — подразделение воздушно-десантных войск Великобритании времён Второй мировой войны, отвечавшее за доставку по воздуху частей Британской армии и поддержку союзных воздушно-десантных операций. Существовал с 1942 по 1957 годы.
Корпус армейской авиации (англ. Army Air Corps / AAC) — род войск Британской армии, соответствующий авиации сухопутных войск. Образован в 1942 году во время Второй мировой войны путём объединения различных воздушных частей Британской армии. В наши дни насчитывает восемь полков (семь регулярных и один резервный), четыре отдельных звена и две отдельных эскадрильи, которые поддерживают Британскую армию в операциях. Базируются в Великобритании, Брунее, Канаде и Германии. Некоторые эскадрильи обеспечивают...
Крыло палубной авиации /отдельный авиаполк ВМС (англ. carrier air wing) — отдельная воинская часть военно-морской авиации, приписанная к авианосцу и базирующаяся непосредственно на нем или на береговом аэродроме базирования ВМС. ОАП ВМС включают в себя авиаэскадрильи (АЭ) ВМС различного назначения (истребительные, штурмовые, ДРЛО, РЭБ, транспортные и т.д.), количество и соотношение которых в составе авиаполка зависит как от поставленных полку боевых и учебных задач на конкретном ТВД, так и от возможностей...
Аэродром подскока — аэродром, предназначенный для кратковременной стоянки, пополнения боевого комплекта, дозаправки, обслуживания и ремонта воздушных судов (летательных аппаратов (ЛА)), с целью увеличения дальности действия авиации, чаще всего военной.
Ве́рмахтбери́хт (нем. Wehrmachtbericht, дословно: «Отчет о вооруженных силах», обычно переводимый как коммюнике Вермахта или отчет Вермахта) — ежедневное коммюнике Верховного командования вермахта (ОКВ) и ключевой компонент пропаганды нацистов в годы Второй мировой войны. Первый коммюнике был 1 сентября 1939 года, последний был предоставлен 9 мая 1945 года. Произведенный отделом пропаганды ОКВ, он освещал военную обстановку в Германии и ежедневно транслировался Имперской вещательной корпорацией...
Упоминания в литературе (продолжение)
В конце августа 1939 года
была сформирована авиагруппа KGrzbV9 в составе трех эскадрилий, часть летного персонала для которых в случае мобилизации переводилась из гражданских авиакомпаний «Айр Берлин» и «Дойче Люфтханза». Штат транспортной эскадры отныне состоял из 217 самолетов. При этом по пять машин придавалось штабу всего соединения и штабам групп, а каждая из последних состояла из четырех эскадрилий по 12 самолетов. Каждый Ju-52 мог перевозить за раз от 15 до 18 человек. Таким образом, одна авиагруппа специального назначения была в состоянии перебросить за один вылет батальон пехоты, а вся эскадра – полк (максимально 3906 человек).
Сформированные группы и
эскадрильи были вооружены различными типами самолетов. Так, I./NJG1 была оснащена Ме-11 °C, III./NJG1 II./NJG1 – Ме-109D, в группе II./NJG1 4-я и 6-я эскадрильи имели на вооружении истребители Ю-88С-1 и Ю-88С-2, а 5-я эскадрилья – истребители До-17Z-7/10. Такое разнообразие машин могло сказаться на эффективности действий эскадры, и уже в августе 1940 г. III./NJG1 перевооружили Ме-11 °C, а ее пилоты прошли переподготовку.
За подготовительные работы и проведение операции по захвату Дании и Норвегии отвечал командир X авиационного корпуса генерал-лейтенант Гейсслер. Его мероприятия должны были происходить в согласовании с оперативными штабами военно-морского флота и армии. X авиационному корпусу были
выделены следующие соединения: боевые эскадры 4, 26, 30-я, 100-я группа боевой эскадры, три отделения зенитных пушек, один батальон парашютистов, семь авиатранспортных групп, по одной транспортной эскадре – соответственно наземной и морской. Если эти соединения еще не стояли в своих немецких гаванях, то они прибыли туда 8 апреля. Для налаживания системы аэродромного обслуживания были предусмотрены воздушный штаб округа для особого применения 300 – для Дании и воздушный штаб округа для особого применения 200 – для Норвегии, три моторизованные роты из полка генерала Геринга подчинялись в решении наземных задач X авиационному корпусу. Летный бензин, бомбы и тяжелые зенитные пушки должны были быть доставлены в так называемом «экспортном эшелоне» по морскому пути в Нарвик, Тронхейм и Ставангер, а для остальных гаваней – последующими морскими транспортными эшелонами. Группы авиатранспорта нужно было формировать 6 апреля и готовить днем позже в гаванях, транспортные группы парашютистов – только 8 апреля. Старт авиатранспортных соединений должен был происходить 9 апреля в 1 час. Разведка над морем была проведена по распоряжению командования морской группы «Запад» руководителем морских военно-воздушных сил «Запад» и X авиационным корпусом. При группе XXI и XXXI высшем командовании особого назначения находились штабы связи с летчиками, так что сотрудничество с другими родами войск, кажется, было гарантировано.
Примерно в том же духе люфтваффе оказывали мощную поддержку своим войскам и на юге. Специализированная III./KG4 майора Вернера Клосински с 30 января базировалась в Крыму. Таким образом, эскадры как целостного подразделения в этот момент фактически не существовало, что, впрочем,
в люфтваффе было скорее правилом, чем исключением.
Как теперь известно, руководители Германии, ответственные за политику страны в области строительства ВВС, не отказались от создания способных нести большую бомбовую нагрузку тяжелых дальних бомбардировщиков. Просто эта задача была отложена на будущее. Как последствие этого решения, все усилия были сосредоточены на выпуске пикирующих бомбардировщиков, а также бомбардировщиков среднего радиуса действия, предназначенных для непосредственной поддержки сухопутных войск. В результате Германия надеялась создать самую мощную для своего времени тактическую авиацию в мире. Немцы рассчитывали частично компенсировать отсутствие у них стратегической бомбардировочной авиации тем, что, заняв обширные районы на территории противника, они лишат его возможности вести против рейха серьезную авиационную войну. В соответствии с этим базовым постулатом люфтваффе создавались исключительно как средство поддержки армейских частей и соединений на поле боя. Немецкие ВВС были сведены в так
называемые воздушные флоты, в составе каждого из которых имелись эскадры средних бомбардировщиков, предназначенные для решения ограниченных оперативных задач. Но они не обладали возможностями нанесения бомбовых ударов на большие расстояния и на значительных площадях в течение продолжительного периода. Как показали данные проведенного американцами стратегического анализа результатов бомбовой войны в Европе, на первом этапе войны такая форма авиационного противодействия была абсолютно успешной для немцев. Первый раз люфтваффе потерпели поражение во время воздушной Битвы за Англию. Но и тогда это не слишком задело германское руководство. Все были уверены, что после того, как будет разгромлена Россия, у Германии будет масса времени для того, чтобы раз и навсегда разобраться с Англией.
В 1940 г. береговая артиллерия Одесской военно-морской базы получила 411-ю и 412-ю батареи из железобетона с новейшими 180-мм орудиями, установленными в бронированных башнях, способными вести огонь на дистанцию до 42 км. БС-411 находилась в западном пригороде Одессы «дача Ковалевского», а БС-412 в поселке Гвардейское на северо-восток от города. К огневой поддержке сухопутных частей готовились стоявшие на рейде корабли. В начале августа отряд кораблей Одесской военно-морской базы состоял из минного заградителя – старого крейсера «Коминтерн» (спущен на воду в 1902 г.), нескольких, также неновых, эсминцев и канонерских лодок. Но уже с 8 августа для защиты Одессы периодически привлекались крейсера «Червона Украина», «Красный Крым», «Красный Кавказ» и значительное число эсминцев. В Одессе дислоцировались 1-й Черноморский отряд погрансудов. Одесской базе была подчинена и 82-я эскадрилья гидросамолетов – «летающие лодки» МБР-2 (экипаж 3 человека) майора Чебаника. Он базировался на морском аэродроме на Хаджибеевском лимане. Там же базировались самолеты 7-го авиаотряда пограничных войск. В начале августа 1941-го под Одессой базировались еще три эскадры гидросамолетов: 7, 70 и 80-я авиации ЧФ. Гидросамолеты сопровождали суда, минирующие вражеские коммуникации, занимались разведкой, использовались для атак по наступающим румынским и германским частям и в
качестве легких бомбардировщиков. В боях под Одессой 82-я эскадрилья потеряла 15 машин, и 8 сентября уцелевшие экипажи и гидросамолеты были отправлены в Крым.
Действительно, за утро 5 июля 1941 г. (к которому относится это донесение) отсутствуют даже заявки на сбитые советские самолеты в районе Острова. При этом нельзя сказать, что «Ме-109» базировались где-то далеко в тылу.
Все три группы истребительной эскадры JG 54 на тот момент базировались на аэродромах в районе Двинска (Даугавпилса). Скорее всего, причиной отсутствия «воздушного зонтика» были проблемы взаимодействия с наземными войсками либо какие-то технические проблемы. Вырвавшиеся вперед моторизованные части были вынуждены отражать воздушные атаки в основном зенитным огнем.
JG (Jagdgeschwader) –
истребительная эскадра (по штату примерно соответствовала дивизии в ВВС Красной Армии). Имела цифровое обозначение, а некоторые эскадры дополнительно получали почетное наименование. Группы, входящие в состав эскадры, обозначались римскими цифрами, например II./JG3. Эскадрильи обозначались арабскими цифрами, причем они имели сквозную нумерацию внутри эскадры, независимо от номера группы, в которую они входили, например 1./JG2, 8./JG51 и т. д.
На уровне стратегии немцы проявили свою приверженность идее концентрации всех сил для решения главной задачи тем, что из имеющихся у них 156 дивизий для войны с Францией и ее союзниками было выделено 136 (87 %). На огромных пространствах Дании, Польши, Чехословакии, Австрии и собственно Германии оставалось всего 13 дивизий (еще 7 дивизий вели боевые действия в Норвегии). Концентрация всех сил люфтваффе на одном-единственном направлении была и вовсе доведена до уровня азартной игры в «русскую рулетку». Из округов ПВО Кёнигсберга, Бреслау, Дрездена, Нюрнберга, Вены были сняты все истребители до одного. В зоне ПВО Берлина был оставлен штаб 3-й истребительной эскадры и
одна из ее истребительных групп (II/JG-3). Всего 49 самолетов, из них по состоянию на 10 мая 1940 г. только 39 исправных. (24)
Вскоре войска вермахта в ходе наступления вышли на рубежи, откуда бомбардировщики люфтваффе могли в течение ночи достичь Москвы и вернуться на аэродромы базирования. С этой целью на аэродромах Даугавпилса, Минска, Бобруйска, Орши, Витебска, Бреста, Барановичей и других была создана авиационная группировка, в
состав которой вошли бомбардировочные эскадры «Хольцхаммер», «Блитц», «Генерал Вефер», «Левен», «Легион «Кондор», «Гриф», KG28 и авиагруппа «Викинг» – всего 300 бомбардировщиков «Юнкерс-88», «Хейнкель-111» и «Дорнье-215».
С немецкой стороны в «Белорусском балконе» были развёрнуты 16-я армия группы армий «Север» (5 дивизий), 4-я танковая армия группы армий «Северная Украина» (6 дивизий) и группа армий «Центр» (3-я танковая, 4, 9 и 2-я армии -52 дивизии и 3 бригады, 900 тыс. человек личного состава, 7,6 тыс. орудий и миномётов, до 900 танков и САУ; командующий генерал-фельдмаршал Э. Буш). Общая численность этой группировки в составе 63 дивизий (в том числе 1 танковая, 2 моторизованные и 1 кавалерийская) и 3 пехотных бригад достигала 1,2 млн человек (в том числе 800 тыс. человек боевого состава), 9,6 тыс. орудий и миномётов, 932 танка и САУ. Воздушную поддержку сухопутных войск осуществляли 6-й воздушный флот генерала Р. фон Грейма (342 боевых и 1008 учебных, связных и транспортных самолётов) и
штабная эскадра группы армий «Центр» (22 самолёта); кроме того, к воздушной поддержке немецких войск на «Белорусском балконе» могли быть привлечены части 1-го и 4-го воздушных флотов[1].
Воспоминания автора об
особо эффективных действиях истребителей противника, упоминание 52-й истребительной эскадры Люфтваффе ассоциируются у меня с тяжелыми воздушными сражениями летом и осенью 1943 года и, на мой взгляд, позволяют высказать свое мнение о пилотах этой эскадры.
Эскадра, состоящая из линкоров «Гнейзенау» и «Шарнхорст», тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» и 4 эсминцев, в назначенное время вышла из Киля и прошла через пролив Большой Бельт. В проливе Скагеррак, в Северном и Норвежском морях было много английских подводных лодок, однако благодаря радиоразведке их позиции удалось обойти. Помогли и советы офицера штаба оперативного руководства войны на море, знавшего потенциальные возможности английской
воздушной разведки, поэтому командующему флотом удалось вывести свои корабли в Норвежское море незаметно для противника. Поскольку сведения о противнике так и не поступили, командующий флотом был вынужден во время заправки эсминцев горючим со специально выделенного судна «Дитмаршен» созвать на своем флагманском корабле совещание, в котором приняли участие командующий разведывательными силами флота, командующий эсминцами и другие высшие командиры флота. Им были даны указания о порядке прорыва в Вогс-фьорд и обстрела Харстада. Обстановка в районе предполагаемых действий была совершенно неясной из-за плотной низкой облачности у берегов Северной Норвегии, а об обстановке на море командующий был более или менее информирован по данным радиоразведки, а также от действующих над морем германских самолетов.
Для поддержки немецкого контрнаступления были временно сосредоточены крупные авиационные соединения:
две немецкие истребительные авиационные группы, усиленные румынскими и словацкими эскадрильями истребителей, две авиационные группы пикирующих бомбардировщиков и одна бомбардировочная эскадра, состоявшая из двух авиационных групп[13]. Эти авиационные соединения попытались разгромить противника, засевшего на плацдарме, сбросив на него необычно много для Восточного фронта мощных бомб. Однако в этой совершенно непросматриваемой горной местности с множеством расщелин и заросшей густым кустарником было очень трудно обнаружить цели бомбометания. Именно сложностью горного рельефа можно было объяснить и неудачную бомбардировку собственной передовой, повлекшую много жертв среди наших пехотинцев. Все это время противник продолжал ожесточенно сопротивляться. При этом эффективную поддержку ему оказывала советская артиллерия, занимавшая хорошо замаскированные позиции на другом берегу Цемесской бухты, которую никак не удавалось заставить замолчать даже массированными бомбардировками.
Таким образом, русская эскадра не выполнила поставленной перед ней задачи. Морское сражение не принесло, правда, ощутимой победы и японскому флоту. Корабли, вернувшиеся в Порт-Артур, стали использоваться для содействия сухопутным войскам в обороне крепости. Развернувшаяся к этому времени 3-я японская армия имела в своем
составе три пехотные дивизии, две резервные пехотные и одну артиллерийскую бригады. Она насчитывала 48 тысяч человек личного состава при 386 орудиях, из которых 198 были осадные (крупных калибров), и 72 пулемета.
Подразделение радиоразведки внесло неоценимый вклад в успех Сталинградской операции. В начале июля 1942 г. она определила место расположения штабов противника и пристально наблюдала за действиями группы армий «Б». Были выявлены перегруппировки, боеспособность, подготовка к наступлению вражеских войск. Благодаря разведке советское руководство узнало о переброске в
район прорыва 2 групп бомбардировочной эскадры «Эдельвейс», о составе и количестве окруженной группировки нацистов. Здесь очень полезной оказалась и воздушная разведка, определившая, что с Северного Кавказа подтягиваются 2 танковые дивизии.
Адмиралтейство Великобритании разработало ряд мероприятий, направленных на оказание помощи советским войскам, обороняющим подступы к Мурманску. Предполагалось направить к берегам северной Норвегии 2 авианосца – «Викториес» и «Фьюриес» – в сопровождении крейсеров «Девоншир», «Саффокл» и шести эсминцев, с целью нанесения бомбовых ударов в пунктах сосредоточения немецких войск – портах Киркинес и Линахамари, а также уничтожения находящихся в этих портах судов.
Выход эскадры на выполнение боевого задания задержался на две недели. Вся операция была рассчитана на внезапность, но 23 июля, как только корабли эскадры вышли из Скапа-Флоу (Шотландия), информация об этом ушла в Берлин. А через несколько дней она была обнаружена немецкими самолетами-разведчиками. Неожиданного нападения не получилось, но эскадра продолжала следовать в заданном направлении.
Будучи начальником штаба, Тирпиц вновь ввел линейную тактику боя, а также
разработал деление флота на эскадры, в каждую из которых входило не более восьми кораблей. Во время сражения эскадры образовывали общий строй. Новый этап борьбы Тирпица за продвижение во флот линейных кораблей начался в 1894 году. В своих докладах Тирпиц сообщал Морскому ведомству, что именно морской бой (но не дальнее плавание), должен стать главной задачей немецкого флота.
2-й воздушный флот, под командованием
Кессельринга, выделил эскадру бомбардировщиков KG54 для проведения роттердамской операции, и вечером 13 мая командир KG54 полковник Лакнер был направлен на командный пункт 7-й воздушно-десантной дивизии, чтобы получить карту целей. На карте были обозначены участки обороны голландцев, которые должны были быть разрушены массированной бомбардировкой, как об этом полковник Лакнер позднее рассказывал Хансу Якобсену, германскому автору самого полного изложения роттердамских событий. Следует заметить, что нет документального свидетельства в поддержку утверждения Лакнера о том, что только эти участки обороны должны были быть атакованы. Даже отчет отдела истории военно-воздушного министерства о роттердамской атаке, опубликованный в томе официальной истории Второй мировой войны в виде приложения, в некоторых отношениях не корректен.
К сожалению, советские исторические исследования не приводят детальную информацию о потерях боевой техники, по которой можно было бы провести сравнение успехов и потерь. Русские понесли невообразимо высокие потери, но то же самое можно сказать и о немецкой истребительной авиации. В
общей сложности три истребительные эскадры – JG51, JG52 и JG54, – которые провели на Восточном фронте большую часть своего существования, потеряли погибшими и пропавшими без вести приблизительно тысячу пилотов. К этому надо прибавить такое же количество погибших и пропавших без вести из других подразделений, которые действовали на Восточном фронте в различные промежутки времени, таких как JG3, JG5, JG27, JG53 и JG77.
Изучив различные документы, Прохватилов выяснил некоторые любопытные моменты из военной биографии Шмидта. В 1935 году он служил офицером на линейном корабле «Шлезиен», а позднее – на крейсере «Кенигсберг». Жажда славы побудила его перед войной перейти в авиацию. Сначала Шмидт был летчиком-наблюдателем на гидросамолете и совершал разведывательные полеты над Северным морем. В 1939 году его перевели
в Первую эскадру оперативной авиации, и он участвовал в постановке мин у берегов Великобритании. Затем он стал командиром бомбардировщика. В 1941 году, за участие в налетах на города и постановке морских мин Вернер Шмидт был награжден лично Адольфом Гитлером. В 1942 году заносчивый, смотревший на всех с высоты своего величия ас добился перевода в подводный флот, который тогда еще не без успеха действовал в Атлантике. Пройдя ускоренную подготовку, он был назначен командиром новейшей подводной лодки с секретным оружием на борту. Отличное знание навигации вселяло в Шмидта убеждение в безнаказанности его действий при плавании командиром подлодки. Именно на понимании этих черт характера плененного и на манипуляции данными его биографии Прохватилов построил допрос.
В этих сражениях отличилась эскадра кораблей КБФ под командованием уроженца г. Буда-Кошелево Гомельской области вице-адмирала В. П. Дрозда, участника боевых действий в Испании, советско-финляндской войны, кавалера орденов Ленина и Красного Знамени. При обороне Моонзунда кораблям по несколько раз в сутки приходилось отражать налеты авиации на береговые укрепленные объекты, принимая главный бомбовый удар на себя. Одновременно велись морские бои: было потоплено несколько миноносцев и более 10 транспортов противника. Большую роль сыграли корабли эскадры при обороне Таллина, где своим огнем подавляли танки, огневые точки и живую силу врага. В конце августа 1941 г. на крейсере «Киров» В. П. Дрозд возглавил отряд
главных сил при эвакуации флота из Таллина в Кронштадт. В тяжелейших навигационных условиях его отряд осуществил эвакуацию гарнизона Ханко. В ходе обороны Ленинграда корабли своим огнем поддерживали наземные войска. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 января 1942 г. В. П. Дрозд был награжден орденом Красного Знамени. 29 января 1943 г. адмирал погиб на ледовой трассе под Кронштадтом: его автомобиль затонул в полынье, образовавшейся от разрыва снаряда. Похоронен адмирал в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.
Наше командование ВВС серьезно недооценивало силы авиации противника в отношении численности. Русские, очевидно, имели в своем распоряжении значительно больше, чем 8000 самолетов. Правда, теперь из этого числа, видимо, сбита и уничтожена почти половина, в результате чего сейчас наши силы примерно уравнялись с русскими в численном отношении. Но боеспособность русской авиации значительно уступает нашей вследствие плохой подготовки их летного состава. Поэтому, например, во время вчерашних воздушных боев над Двинском и Бобруйском атаковавшие нас
воздушные эскадры противника были целиком или большей частью уничтожены.
Мы уже упоминали единственное
соединение германских военных кораблей, действовавшее в 1914 году вне европейских вод – восточноазиатскую эскадру под командованием Шпее. В нее входили два бронированных крейсера – «Шарнхорст» и «Гнейзенау», и три легких крейсера – «Эмден», «Нюрнберг» и «Дрезден». Когда мировая война стала неминуемой, Шпее покинул свою базу в Циндао, в материковой части Китая, и растворился в Тихом океане среди островов. Этим островам во время Второй мировой войны предстояло стать базами для германских и японских военных кораблей и сценами яростных сражений, а в настоящее время они представляют собой испытательный полигон для атомных и водородных бомб.
Именно с рождением линейной тактики в конце XVII века большую значимость обретает адмиральское звание. Флот, вступавший в сражение, делили на три эскадры: авангард, центр (кордебаталия) и арьергард. Центром командовал адмирал, авангардом – вице-адмирал, являвшийся заместителем адмирала, а арьергардом – контр-адмирал, или шаутбенахт, как тогда его называли. Каждый из них в
мирное время руководил соответствующим соединением и готовил его к боевым действиям. Конечно, в произношении адмиральских чинов разных стран были различия. Однако со временем как виды кораблей, так и чины флагманов все более унифицировались.
Оставшиеся в Белоруссии эскадры этого флота базировались на аэродромах Минского, Бобруйского и Барановичского аэроузлов и насчитывали 800–850
самолетов, в том числе 500 бомбардировщиков.
Сбор-поход превратился в простое выстреливание в море и небо артиллерийских стволов, ракетных направляющих, торпедных аппаратов дорогостоящего боезапаса. Стреляли по различным мишеням без установления результатов стрельбы, без оценки тактического показателя, без какого-либо разбора и анализа. Чтобы получить высокую оценку огневого показателя, стрельбы практическим оружием стали называть «стрельба с запланированным промахом», «стрельба с выносом по целику», «установление результатов стрельбы графо-аналитическим способом». Это все упрощало
подготовку боевых расчетов кораблей, снимало всякую ответственность с руководителей дивизий, бригад, флотилий, эскадр, флотов за боеготовность сил флота. За 3–5 суток сбора-похода экипажи кораблей выполняли полугодовой или годовой план боевой подготовки.
В результате принятых мер Россия могла сосредоточить в Средиземном море к 1807 г. эскадру под командованием Д. Н.
Сенявина в составе 14 линейных кораблей, 5 фрегатов и 15 легких судов, имевших на борту 13 тыс. десантных войск[255]. Эта эскадра нанесла крупное поражение турецкому флоту у Дарданелл и под Афоном и освободила Ионические и Далматинские острова. Заключение Тильзитского мира не позволило России использовать результаты победы в Средиземном море.