Связанные понятия
Бомбардировочная авиация (БА, ФБА) — род Фронтовой авиации, предназначенный для поражения группировки войск противника, его наземных и морских объектов в оперативной глубине обороны противника бомбами и ракетами, в том числе с применением ядерного оружия. ФБА также привлекается для ведения воздушной разведки.
Авиация дальнего действия ВС СССР — вид сил авиации в военно-воздушных силах (ВВС) Вооружённых Сил Союза ССР, являлась видом сил ВВС ВС СССР центрального подчинения, то есть подчинялась непосредственно Верховному Главнокомандующему ВС Союза.
Истребительная авиация (ИА) — род фронтовой авиации, предназначенный для уничтожения самолётов и беспилотных средств противника с целью завоевания господства (превосходства) в воздухе, прикрытия войск и объектов тыла, обеспечения боевых действий других родов и видов авиации. Может применяться также для действий по наземным (морским) объектам (целям) и ведения воздушной разведки.
Эскадри́лья , в ВС СССР и РФ — авиационная эскадрилья (АЭ) (фр. escadrille), уменьшительное от эскадра (фр. escadre) — формирование, основное тактическое авиационное (ракетное) подразделение или воинская часть (отдельная эскадрилья) Военно-воздушных сил вооружённых сил государства.
Авиационный полк — авиационное формирование (воинская часть, полк), основная тактическая единица военно-воздушных сил (ВВС) вооружённых сил государства, предназначенная для решения тактических и оперативно-тактических задач.
Упоминания в литературе
2-й истребительный авиакорпус Героя Советского Союза генерал-майора авиации А. С. Благовещенского в январе 1943 г. был переброшен с Калининского фронта для усиления 14-й Воздушной армии Волховского фронта (брестчанин А. С. Благовещенский получил высокое звание Героя Советского Союза первым из летчиков-белорусов еще в 1938 г. за участие в воздушных боях в Китае). Только в период 12 января – 3 февраля 1943 г. его корпус провел 98 воздушных боев, уничтожил 85 самолетов (10 бомбардировщиков и 75 истребителей). Прикрывая поле боя, летчики не давали противнику возможности осуществлять прицельное бомбометание, рассеивали вражеские самолеты, поэтому потери наземных сил были крайне незначительными. Корпус добился четкой организации прикрытия советской бомбардировочной и
штурмовой авиации , в связи с чем она также имела незначительные потери. В наградном листе А. С. Благовещенского на представление его к ордену Отечественной войны I степени от 3 февраля 1943 г. содержались следующие нестандартные для подобного документа строки: «Тов. Благовещенский сам истребитель-летчик горячий, темпераментный, воспитывает свой летный состав в духе смелости, решительности, беззаветной храбрости. Пользуется любовью всего личного состава корпуса как командир-воспитатель»[209].
Год спустя было принято решение о создании пяти штурмовых авиационных эскадрилий по 27–30 самолетов, что положило начало организационному оформлению в Советском Союзе
штурмовой авиации , предназначенной для поражения малоразмерных и подвижных наземных целей с малых высот. Формирование указанных эскадрилий началось в 1926 году, который и следует считать годом создания советской штурмовой авиации.
В первый день советского наступления на Болховском направлении германская авиация здесь фактически бездействовала. По данным штаба ЗапФ[95], авиация противника одиночными самолетами под прикрытием истребителей вела разведку поля боя и тылов до рубежа Издешково – Мятлево – Сухиничи – Белев, а группа самолетов-бомбардировщиков в количестве 10 машин нанесла удары в районе Волконского (15 км юго-западнее Козельска), – всего было учтено 74 самолето-пролета, тогда как 1-я ВА фронта, поддерживая наступление наземных частей действиями бомбардировочной и
штурмовой авиации , за время до 18 часов произвела 647 самолето-вылетов (по другим данным[96], 12 июля 1-й воздушной армией было произведено 632 дневных самолето-вылета силами 435 самолетов, причем активность авиации была ограничена неблагоприятными метеорологическими условиями). Только к вечеру 12 июля командование 6-го ВФ начало переброску к угрожаемому участку отдельных подразделений истребительной авиации.
Люфтваффе выпало задание перевозить парашютистов и армейские части в Осло, Берген, Ставангер, Кристиансанн и Ольборг, защищать эшелоны морских транспортов и высадку на берег от вражеских ВВС и поддерживать наземные войска в боях с вражеским сопротивлением. Другими первоочередными задачами были разведка и эксплуатационная готовность аэродромов, организация зенитной обороны, защита воздушного пространства, контроль морских областей в поисках вражеских подводных лодок. Против английских воздушных соединений на ютландские и норвежские аэродромы должны были быть переведены и находиться там в состоянии готовности подразделения истребительной и
штурмовой авиации . Требовались боевые соединения для разгрома скоплений вражеских надводных вооруженных сил в районе проведения операции. Необходимо было предоставить в распоряжение воздушное пространство для транспортировки больших армейских соединений с вооружением. Таким образом, для военной авиации был поставлен ряд совершенно новых задач. До сих пор было обдумано только теоретически использование в большем объеме парашютистов и воздушно-десантных войск, сотрудничество с армией и военно-морским флотом. Спорный вопрос, находилась ли на верном пути организация германского вермахта с обоснованием независимой военной авиации, мог бы получить ответ только на практике.
В период, когда наши войска вели оборону на всем советско-германском фронте, авиация самостоятельно оперативно-стратегические задачи, как правило, не решала. Ее основные усилия направлялись непосредственно на поддержку и прикрытие войск на поле боя. Отсюда основным способом боевых действий бомбардировочной и
штурмовой авиации были эшелонированные удары частей и соединений мелкими группами с интервалами 10–15 минут под прикрытием 4–6 истребителей. А в истребительной авиации при прикрытии войск и тыловых объектов применялось патрулирование над заданными районами, перехват из положения дежурства на аэродроме или из засад, очень редко «свободная охота». Самым распространенным способом при прикрытии войск было патрулирование. На патрулирование в годы Великой Отечественной войны было затрачено около 90 процентов самолето-вылетов истребительной авиации. Такое применение авиации обеспечивало непрерывность воздействия по противнику в узкой полосе, однако вело к нерациональному расходованию сил, особенно истребительной авиации. Но другого выхода не было – техническая база управления авиацией была крайне слабой[206].
Связанные понятия (продолжение)
Истребительно-бомбардировочная авиация (ИБА) — один из родов Фронтовой авиации Военно-воздушных сил Вооружённых сил государства, предназначенный для поражения наземных (надводных), в том числе малоразмерных и подвижных, объектов в тактической и ближайшей оперативной глубине обороны противника с применением ядерных и обычных средств поражения. Может также привлекаться для уничтожения воздушного противника, ведения воздушной разведки и решения других задач.
Генерал-майор авиации — персональное воинское звание высшего командного (начальствующего), позднее офицерского, состава авиации РККА и РККФ в Вооружённых Силах СССР (позднее СА и ВМФ) и Вооружённых Силах Российской Федерации в период 1940 — до настоящего времени.
Военно-воздушные силы (ВВС) — вид Вооруженных сил (ВС) государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения и военной техники, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов.
Генерал-лейтенант авиации — персональное воинское звание высшего командного (начальствующего), позднее офицерского, состава авиации РККА и РККФ в Вооружённых Силах СССР (позднее СА и ВМФ) и Вооружённых Силах Российской Федерации в период 1940 — до настоящего времени.
В авиации штурман — должность лётного состава. Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на цифровой или топографической карте воздушного судна, следит за исправной работой навигационных приборов. Рассчитывает время полета в зависимости от ветра на эшелоне, необходимое количество топлива на полет, минимальную безопасную высоту полета по отдельным участкам маршрута.
Штурмови́к — боевой летательный аппарат (самолёт или вертолёт), относящийся к штурмовой авиации и предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя, а также для прицельного поражения наземных и морских целей.
Московский фронт ПВО — оперативно-стратегическое объединение войск ПВО в вооружённых силах СССР во время Великой Отечественной войны. Образован 5 апреля 1942 года. Управление фронта располагалось в Москве.
Генерал-полковник авиации — персональное воинское звание высшего командного (начальствующего), позднее офицерского, состава авиации РККА и РККФ в Вооружённых Силах СССР (позднее СА и ВМФ) и Вооружённых Силах Российской Федерации в период 1940 — до настоящего времени. После 1993 года не присваивается, но его имеют военнослужащие запаса и в отставке.
Авиационная дивизия — основное авиационное тактическое соединение, предназначенное для решения тактических и оперативных задач в системе вооружённых сил (ВС) государства.
Армия особого назначения (АОН) — довоенное высшее оперативное объединение (Армия) авиации РККА, предназначенное для совместных действий с другими видами ВС (родами войск (сил)) и решения самостоятельных оперативных и стратегических задач, а также оперативной и тактической подготовки разных родов авиации РККА. Являлась авиационной армией резерва Главнокомандования ВС СССР.
Командование Дальней авиации — объединение Военно-воздушных сил России в подчинении главнокомандующего ВКС России. Является стратегической авиацией — компонентом стратегических ядерных сил России.
Истребительный авиационный полк — авиационное формирование (воинская часть, полк) истребительной авиации, основная тактическая единица военно-воздушных сил (ВВС) и авиации Противовоздушной обороны (ПВО) вооружённых сил государства, предназначенная для решения тактических и оперативно-тактических задач.
Северный фронт ПВО — оперативно-стратегическое объединение войск ПВО в вооружённых силах СССР во время Великой Отечественной войны. Образован 29 марта 1944 года на базе Восточного и Западного фронтов ПВО.
Транспортная авиация — специализированные летательные аппараты, предназначенные для перевозки различных грузов. Также ТА может привлекаться для транспортировки людей, правда, условия перевозки трудно назвать комфортабельными.
Юго-Западный фронт ПВО — оперативно-стратегическое объединение войск ПВО в вооружённых силах СССР во время Великой Отечественной войны. Образован 24 декабря 1944 года на базе Южного фронта ПВО. Штаб фронта дислоцировался в городе Львове.
Западный фронт ПВО — оперативно-стратегическое объединение войск ПВО в вооружённых силах СССР во время Великой Отечественной войны.
Южный фронт ПВО — оперативно-стратегическое объединение войск ПВО в вооружённых силах СССР во время Великой Отечественной войны. Образован 29 марта 1944 года на базе Восточного и Западного фронтов ПВО. Штаб фронта дислоцировался в Киеве.
Тара́н — приём воздушного боя, заключающийся в нанесении повреждений летательному аппарату противника непосредственно самим летательным аппаратом атакующего. Возможен также таран наземного объекта или корабля. Первым воздушный таран применил Пётр Нестеров 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика.
Истребительная авиационная дивизия (иад) — основное оперативно-тактическое формирование (соединение) истребительной авиации Военно-воздушных сил, состоящее из управления (штаба), частей и подразделений.
Авиация ПВО — составная часть войск противовоздушной обороны вооружённых сил.В некоторых государствах - входит в состав ВВС.
Свободная охота — тактический способ ведения боевых действий тактической единицы в военной авиации или военно-морском флоте.
Центральный фронт ПВО — оперативно-стратегическое объединение войск ПВО в вооружённых силах СССР во время Великой Отечественной войны.
Армейская авиация (сокращённо — АА) — род войск в составе сухопутных войск (сил) вооружённых сил нескольких ведущих государств (США, Великобритании, Франции, Италии и других).
Бомбардиро́вщик — военный самолёт, предназначенный для поражения наземных, подземных, надводных, подводных объектов средствами бомбового и/или ракетного вооружения.
Фронтовая авиация — составная часть военно-воздушных сил (флота) вооружённых сил какого-либо государства, предназначенный для решения боевых задач в боях и операциях сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морских сил (флота).
Лётчик — человек, управляющий летательным аппаратом (самолёт, вертолёт, планёр, дирижабль и так далее).
Военно-морская авиация , также морская авиация, авиация ВМФ, воздушные силы ВМФ или военно-воздушные силы ВМФ — обобщающее название сил военно-морского флота вооружённых сил государства имеющих в качестве основного вооружения авиационные и воздухоплавательные средства.
Эскадрилья «
Монгольский арат » (монг. «Монгол ард» нисэх онгоцны эскадриль), по официальным документам 2-я истребительная авиационная эскадрилья «Монгольский арат» — именная истребительная эскадрилья ВВС СССР, сформированная в 1943 году на средства жителей Монгольской Народной Республики (МНР), участвовавшая в Великой Отечественной войне.
Истреби́тель — военный самолёт, предназначенный в первую очередь для уничтожения воздушных целей противника.
Дивизия ПВО — основное тактическое формирование (соединение, дивизия) войск противовоздушной обороны (ПВО) РККА в ВС СССР.
Авиа́ция (фр. aviation, от лат. avis — птица) — термин охватывающий сферу научно-технической деятельности, имеющей своей целью — освоение околоземного воздушного пространства (в пределах земной атмосферы), путём создания, производства и наиболее эффективного практического использования летательных аппаратов всевозможных типов и назначения. Одна из самых молодых и наиболее интенсивно развивающихся областей техники, сосредоточившая в себе многие характерные особенности современного научно-технического...
Старший лейтенант (фр. lieu tenant «заместитель»; от lieu «место» + tenant «занимающий») — чин, воинское звание младшего офицерского состава в вооружённых силах многих государств, включая Россию.
Краснознамённый Прибалтийский военный округ (ПрибВО) — оперативно-стратегическое формирование (военный округ) в ВС Союза ССР на территории Прибалтики, который существовал в период с 1940—1941 и 1945—1991 на территории Эстонской ССР, Латвийской ССР и Литовской ССР, а также Калининградской области РСФСР Советского Союза.
Восточный фронт ПВО — оперативно-стратегическое объединение войск ПВО в вооружённых силах СССР во время Великой Отечественной войны. Образован в июне 1943 года, когда по постановлению ГКО Войска ПВО СССР были разделены на...
Шанхайская группа войск ПВО — временное оперативное объединение советских войск в послевоенное время, созданное для организации ПВО Китайской Народной Республики.
Аэродро́м (от греч. αέρος — воздух и δρόμος — дорога, улица) — земельный или водный участок с воздушным пространством, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими взлёт, посадку, руление, размещение и обслуживание самолётов, вертолётов и планёров.
Сове́тская гва́рдия — воинские части, корабли, соединения и объединения Вооружённых Сил Союза ССР, получившие почётное звание и преобразованные в «Гвардейские»: за боевые заслуги — за массовый героизм, мужество и высокое воинское мастерство, проявленное в боях во время Великой Отечественной войны; при формировании — части реактивной артиллерии (ГМЧ), части воздушно-десантных войск (ВДВ) и спецчасти инженерных войск (ГБМ); по преемственности — вновь сформированные соединения (объединения), в состав...
Воздушный бой — организованное вооружённое противостояние лётчиков (самолётов (экипажей)), авиационных подразделений и частей в воздухе с целью уничтожения воздушного противника и отражения его атак. Включает в себя различные фигуры пилотажа.
Оперативная авиационная группа — оперативно-тактическое авиационное соединение ВВС СССР, предназначавшееся для решения оперативных (оперативно-тактических) задач самостоятельно и в составе авиационного объединения во взаимодействии с войсками (силами) и средствами других видов вооруженных сил в операциях сухопутных войск и военно-морских сил.
Штурмовая авиационная дивизия (шад) - основное оперативно-тактическое формирование (соединение) штурмовой авиации Военно-воздушных сил и Военно-морского флота, состоящее из управления (штаба), частей и подразделений.
Воздушная армия — объединение военно-воздушных сил в некоторых государствах на различных исторических этапах.
Армия (общевойсковая, полевая) (А) — формирование (оперативное объединение) сухопутных войск (сухопутных сил) вооружённых сил (ВС) государства, предназначается для ведения операций в составе фронта или самостоятельно, на отдельном операционном направлении (в этом случае именуется «отдельной армией» (ОА).
Воздушно-десантные войска СССР — род войск Вооружённых Сил СССР, предназначался для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу по нарушению управления войсками, захвату и уничтожению наземных элементов высокоточного оружия, срыву выдвижения и развертывания резервов, нарушению работы тыла и коммуникаций, а также по прикрытию (обороне) отдельных направлений, районов, открытых флангов, блокированию и уничтожению высаженных воздушных десантов, прорвавшихся группировок противника и выполнения...
Де́йствующая армия и флот — часть вооружённых сил государства, используемая во время войны (в военное время) для ведения военных действий.
Упоминания в литературе (продолжение)
В гитлеровской стратегии блицкрига главной задачей авиации действительно была поддержка сухопутных войск и разгром вооруженных сил противника. С этой целью самолеты-разведчики должны были обеспечить заблаговременное обнаружение целей (аэродромов, военных баз, мостов и дорог и т. д.), а истребители – завоевать господство в воздухе над местами сражений. После этого бомбардировочная и
штурмовая авиация должна была наносить удары по войскам противника и коммуникациям в его оперативном тылу.
Дальнейшее развитие вопросы боевого применения механизированных и бронетанковых войск нашли во «Временной инструкции по глубокому бою» (1934 г.). В инструкции указывалось, что современные средства подавления – мощные и быстроходные танки, десантная и
штурмовая авиация , большие количества артиллерии – требуют новых форм организации и ведения боя. При применении в массовом количестве эти рода войск позволяют осуществить почти одновременную атаку всей глубины тактического расположения противника с полным окружением и уничтожением его главных сил. Механизированный корпус рекомендовалось использовать для глубокого развития успеха, достигнутого при прорыве обороны противника стрелковыми войсками. Корпус перед началом наступления должен был сосредоточиться в исходном районе в 15—20 км от переднего края обороны. Ввод мехкорпуса в прорыв начинался после того, как только пехота стрелкового корпуса достигнет глубины дивизионных резервов противника. При этом мехкорпус должен был своими силами расчистить полосу ввода, а не ожидать, когда стрелковые соединения подготовят ему освобожденную от противника полосу.
Это был первый случай непосредственной поддержки советских войск
штурмовой авиацией под Севастополем. Две группы по 10 И-5 в сопровождении истребителей атаковали районы сосредоточения немецких войск в районе Дуванкоя. В ходе штурмовки вторая группа столкнулась с четверкой Bf-109. В ходе воздушного боя был сбит И-15 командира эскадрильи Н.Т. Хрусталева. Капитан Хрусталев мог посадить самолет на территории, занятой противником, но вместо этого направил свой самолет в колонну немецких грузовиков, двигавшихся от д. Биюк-Сюрень. Противник в отчете 4-го авиакорпуса отмечает два сбитых самолета: И-15 и И-153.
В военном отношении немецкое наземное вторжение и завоевание Советского Союза представляли собой задачу поистине грандиозную. Своих прежних успехов вермахт добился на относительно небольших театрах военных действий с хорошо развитой системой коммуникаций. Немецкая армия достигла этого, применив так называемую тактику блицкрига, или молниеносной войны. Она заключалась в том, что впереди основных сил войск двигались высокоподвижные и маневренные танковые и моторизованные части при поддержке плотных волн
штурмовой авиации (в основе которых были пикирующие бомбардировщики Ю-87 «Штука»). Это позволило немцам быстро сокрушить крупные, но недостаточно мобильные силы Франции, Великобритании, Бельгии и Нидерландов, которые оказались совершенно не готовы противостоять такого рода тактике и чьим правительствам недоставало желания и воли дать настоящий бой и повторить бойню Первой мировой войны.
Хорошо зарекомендовавший себя в предыдущих боях 89-й легкий зенитный артиллерийский дивизион также внес значительный вклад в этот успех. Зенитчики только одного этого дивизиона, действовавшего на направлении главного удара противника у села Молдаванское, который активно поддерживала советская
штурмовая авиация , за период с 30 мая по 2 июня сумели сбить 25 вражеских самолетов. При этом стоит отметить, что этот легкий зенитный дивизион, оснащенный исключительно 37-мм зенитными орудиями (вместо более распространенных 20-мм пушек), доказал преимущество этого калибра, особенно в бою против бронированных советских штурмовиков типа Ил-2, которые благодаря своей мощной броне не зря получили у немецких пехотинцев прозвище «летающий танк».
Но все же были факты сопротивления. Так, 11-й пограничный гарнизон японцев, успевший занять долговременные оборонительные сооружения и позиции полевого заполнения в районе опорного пункта «Верблюд», встретил передовые батальоны 144-й стрелковой дивизии 65-го стрелкового корпуса организованным огнем артиллерии, пулеметов и стрелкового оружия. Однако этот бой длился недолго. По опорному пункту был проведен 10-минутный массированный огонь артиллерии и нанесены удары
штурмовой авиацией . В это время высоту с севера обошел танковый батальон 208-й танковой бригады, который атаковал высоту совместно с пехотой. Вражеский гарнизон был уничтожен.
Невзирая на снегопад и низкую облачность, наша
штурмовая авиация наносила многочисленные и весьма стремительные удары по фашистским войскам.
Мощными ударами бомбардировочной и
штурмовой авиации уничтожить авиацию на аэродромах противника и разбомбить группировки его наземных войск. Удары авиацией наносить на глубину германской территории до 100—150 км. Разбомбить Кенигсберг и Мемель.