Связанные понятия
Араканцы (точнее — канран) — этнографическая группа бирманцев, проживающих на территории от Саканмо до границ Бирмы с Бангладеш.
На́га — группа родственных чинским горных племён и народностей (ангами, ао, суми, лотха, лиангмай, мао, марам, поумай, ренгма, ронгмей, сангтам, зелиангронг, всего более двадцати), большинство которых населяет штат Нагаленд, частично Манипур, Аруначал-Прадеш и Ассам в северо-восточной части Индии, а также северо-запад Мьянмы. Нага говорят на языках тибето-бирманской подсемьи сино-тибетской семьи, однако, достаточно изолированы при этом друг от друга. Основа хозяйства народностей нага — земледелие...
Шаны (шанск. တႆး, ; бирм. ရှမ်းလူမျိုး, ; тайск. ไทใหญ่, тайск. ฉาน; кит. трад. 傣族, упр. 掸族, пиньинь: dǎizú) — народность в Юго-Восточной Азии, родственная лаосцам и тайцам. Населяет территорию Шанского национального округа (ранее — федерального штата) Мьянмы, а также прилегающие территории Китая, Таиланда и Лаоса. Язык шанов относится к тай-кадайским языкам.
Ракха́йн , Арака́н (бирм. ရခိုင်) — штат в Мьянме, а также историческая область. С юга выходит к морю, с севера граничит со штатом Чин, с востока граничит с округами Магуэй, Пегу и Иравади, на западе находится Бенгальский залив и округ Читтагонг в Бангладеш. Административный центр — город Ситуэ, другой большой город — Тандуэ. Население в 2012 составляет 3 132 651 человек. Плотность населения — 85,18 чел./км².
Адиваси (хинди आदिवासी, Ādivāsīs — «старые (первые) жители», англ. Adivasi) — термин, обозначающий этнические группы или племена, которые считаются аборигенными жителями Индии и сохраняют этническую обособленность, традиционную социальную организацию (в частности, деление на кланы), мифологические и религиозные воззрения и обрядность. Хотя эти группы считаются меньшинствами, совокупно они составляют существенную часть населения Индии.
Упоминания в литературе
Следует отметить, что с возврашением османского правительственного аппарата официальный статус аль-Кудса изменился не только де-факто, но и де-юре, что свидетельствовало об изменении отношения Порты к одному из заурядных санджаков сирийской провинции. Этот специфический статус «округа Горного Иерусалима» (лива Джабаль аль-Кудс) был придан в силу возрастания международного значения Иерусалима для европейских держав в 30-е гг. XIX века, а также заметного увеличения населения города и роста доходов от паломничества (800, с. 325). В результате его прежние окружные границы были расширены за
счет территорий нескольких ранее равных ему по статусу лив, которые вошли в один мегасанджак, получивший официальное наименование мутесаррифлык (араб, мутасаррифиййа). Эта по сути новая административная единица вобрала в себя всю Палестину с существовавшими на ней санджаками (Наблусским91, Яффским и Хевронским), с их многочисленными казами и нахиями, Иудейскими холмами и Галилеей (Западным берегом реки Иордан). Иерусалимский мутасарриф в силу своего нового положения получал власть над включенными в его мегалива санджаками, официально именуемыми уже каймакамлыками и возглавляемые каймакамами. Мутасаррифиййя стала занимать некое промежуточное положение между провинцией (эйалетом) и обычным округом (санджаком). Вместо упраздненной должности мутасаллима во главе расширенного Иерусалимского санджака Высокая Порта ввела новый губернаторский пост мутасаррифа с присвоением ему генеральского чина мир мирана (561, с. 323, 579)92. Разница между пашами и генералами состояла в количестве парадных туй: ферик93 имел один бунчук, а мир миран – два.
Какие же еще категории населения жили в городах? Разумеется, несколько процентов составляло чиновничество, не имевшее дворянского достоинства. Довольно большая доля приходилась на военных: ведь воинские гарнизоны стояли
главным образом в городах. Так, в Москве в 1882 г. они составляли 10 % населения, а в Петербурге с его гвардией и гарнизонными частями – даже около 20 %; правда, в уездных городах военных, то есть солдат и офицеров вместе взятых, было очень немного, в пределах 5–7 %, да и то не везде. В пределах от десятых долей процента до 2,5 % занимало духовенство, и только в некоторых городах с обилием храмов и монастырей духовных было больше: например, в Суздале на рубеже XIX–XX вв. духовенство составляло 6 % населения, а в Рязани в 1866 г. – даже 8,4 %. Очень небольшой была не определенная по составу группа разночинцев, куда статистики по своему произволу включали то учителей и профессоров, то не имевших чина канцелярских служителей, то другие мелкие группы населения.
В эллинистических монархиях, созданных греко-македонянами на Востоке, либо был просто сохранен традиционный аппарат, как у Птолемеев
(основной территориальной единицей был ном, где имелись стратег, номарх-эконом и грамотей-писец, делившийся на районы-топ и деревни-ком с назначенными чиновниками), либо, как у Селевкидов, существовала опирающаяся на местные традиции развитая бюрократическая система чуть ниже уровнем (тоже территориально структурированная: сатрапии – епархии – гипархии). Соответственно строилась и социальная иерархия. Высший слой элиты у Птолемеев состоял из делившихся на ранги придворных чинов – лиц ближайшего окружения царя (так называемых «родственников» и «друзей), из которых назначались руководители ведомств и военачальники (у Селевкидов различались просто «друзья», «почитаемые друзья», «первые и самые почитаемые друзья»).[74] Основную массу господствующего слоя составляли греки и македоняне (в центральном правительстве ими были заняты почти все высшие должности), но в составе стоявшего ниже слоя среднего и мелкого чиновничества широко было представлено и местное население.
Крестьяне, менявшие место жительство по собственной воле, образовывали поселения, преимущественно хуторского типа, и занимались традиционными для них занятиями – земледелием и животноводством, на Дальнем Востоке – рыболовством. В новых природно-климатических зонах они развивали знакомые и осваивали новые для них промыслы и ремесла52. Как отмечают исследователи, среди эстонцев было много ремесленников разного профиля: кузнецов, сапожников, портных53. В городах в XIX в. (больше всего в Петербурге) почти половина эстонского населения была занята в промышленной сфере, четверть – в сфере обслуживания, также было много представителей интеллигенции54. Н. В. Юхнева отмечает, что по данным 1869 г. в Петербурге многие эстонцы принадлежали к
военному сословию, это были преимущественно отставные нижние чины и их семьи55. До середины XX столетия в местах компактного расселения, в сельской местности, эстонцы жили замкнуто, многие из них слабо владели русским языком, что способствовало сохранению их национально-культурных черт.
Во второй половине XIX – начале XX в., когда Царство Польское уже плотно интегрировалось в российскую экономику, многие поляки, имея хорошее образование и желание трудиться, делали карьеру в отдаленных от центра губерниях России, где всегда был высокий спрос на квалифицированных специалистов. Поляки занимали высокие посты в государственном и правительственном аппарате, исправно служа на благо государства, себя и своей семьи. О знаменитых поляках написано множество книг, статей, отзывов. Вклад поляков (добровольно приехавших в Россию или нет – неважно) в развитие российской государственности, в военное дело, образование и просвещение, в культуру невозможно не оценить. Но мы приведем в пример незнаменитого, простого человека. Так, уже упоминавшийся выше Люциан Станиславович Буткевич, чиновник строительной и дорожной комиссии, в 1863 г. сообщал о себе: «Зовут меня Люциян сын Станислава Буткевич, дворянин Гродненской
губернии, от роду 56 лет, вероисповедания римско-католического, на службе стою с 1828 г., ныне стою чином в Пермской губернии в строительной и дорожной комиссии в чине подполковника, под судом не был, награды имею: Знак отличия беспорочной службы 25 лет, орден св. Анны 3-й степени и в недавнем времени представлен к награде орденом св. Владимира 4-й степени за 35-летнюю беспорочную службу»144.
Связанные понятия (продолжение)
Горные кхме́ры (горные мо́ны) — условное название малых мон-кхмерских народов Индокитая, принятое в советской и российской этнографии. Живут в горных районах Юго-Западного Китая (Юньнань), западного Вьетнама, Лаоса, Восточной Мьянмы, северного и восточного Таиланда, северо-восточной Камбоджи (провинции Ратанакири, Стынгтраенг, Мондолькири). Общая численность в Мьянме — более 1,8 млн чел., Лаосе — около 1,6 млн чел., Вьетнаме — около 1,3 млн чел., Китае — более 700 тыс., Таиланде — около 600 тыс...
Кашмирская долина (хинди कश्मीर वादी ) — долина между Гималаями и горной цепью Пир-Панджал. Джахангир был впечатлён видом долины и назвал её «Раем на Земле». Она полностью находится в пределах индийской части штата Джамму и Кашмир. Сринагар расположен в кашмирской долине и является её главным городом, а также столицей штата. Другие основные города Анантнаг и Барамула. В долине не раз происходили стычки между повстанцами и индийскими вооружёнными силами.
Андхра — историческая область на юго-востоке полуострова Индостан, в 1953—1956 годах бывшая самостоятельным штатом Индии.
Тибето-бирманские языки — одна из двух подсемей сино-тибетских языков наряду с китайскими языками. Включает около 350 языков, распространённых от северной Индии и Пакистана вдоль Гималаев и Тибета и вплоть до южного Китая, Таиланда и северного Вьетнама. Число говорящих около 50 млн человек (оценка, 2005).
Тибетские языки — группа тибето-бирманских языков (сино-тибетской языковой семьи), на которых говорят преимущественно тибетцы. Объединяет взаимно непонятные идиомы, распространённые на востоке Центральной Азии (Тибетское нагорье) и в соседних районах Южной Азии, включая север Индостана: Балтистан, Ладакх, Непал, Сикким и Бутан. Число говорящих — около 6 млн человек. Классическая письменная форма языка — крупнейший литературный язык региона, используемый в литературе буддизма.
С 31 мая 2018 года Пакистан разделен на 4 провинции, 1 федеральную столичную территорию и 2 территории Кашмира, административно подчиненных Пакистану.
Подробнее: Административное деление Пакистана
Догри (डोगरी ḍogrī) — язык догров, распространённый в северной Индии, относится к индоарийским языкам индоиранской подгруппы индоевропейской семьи языков.
Горные таи — группа народов, которая проживает в горах и горных долинах Северного Лаоса и в соседних районах Северного Вьетнама. Существует множество племён этих народов: белые и чёрные таи (тай кхао и тай дам), которые находятся в Лаосе и Вьетнаме, красные таи (тай денг) — Вьетнам. В Лаосе живут ныа, фуан и футай. Эти названия происходят от названий традиционных цветов женской одежды, которую носят в этих общинах.
Мьянма — этнически разнородная страна, в которой правительством Мьянмы официально распознаётся 135 народностей, разбитых на восемь групп...
Подробнее: Список народов Мьянмы
Балтиста́н (урду بلتستان , хинди बल्तिस्तान), также известен как Балтиюл (بلتیول на языке балти) — область в северном Пакистане (территория Гилгит-Балтистан), соответствующая средневековому королевству с аналогичным названием, во времена британского правления в Индии была частью княжества Джамму и Кашмир и перешла под пакистанский контроль в 1947 году.
Мя́о-я́о (хмонг-мьен) — семья родственных языков в Восточной Азии. Ранее их рассматривали как одну из групп сино-тибетской семьи, однако, по современным представлениям, языки мяо-яо являются отдельной языковой семьёй. Некоторые исследователи предполагают вхождение языков мяо-яо в аустрическую макросемью.
Численность населения страны по данным официальной переписи населения Бангладеш 2011 года составила 142 319 000 жителей (июль 2011 года), по оценкам ЦРУ США — 158 570 535 человек на июль 2011 года и 161 083 804 человек к июлю 2012 года. С учётом итогов переписи 2011 года по официальным данным по состоянию на 16 июля 2012 года численность населения страны составила 152 518 015 жителей.
Подробнее: Население Бангладеш
Асса́мский язы́к (самоназвание অসমিয়া ) — язык индоарийской группы индоевропейской семьи. Является родным примерно для 15 миллионов человек, живущих преимущественно в северо-восточном индийском штате Ассам и соседних штатах. Небольшие меньшинства, говорящие на ассамском языке, живут также в Бангладеш и в Бутане. Письменность на основе приспособленного бенгальского алфавита.
Сипсонгчаутхай , Сипсонгчутхай (тайск. สิบสองจุไทย, тайск. สิบสองเจ้าไท, лаос. ສິບສອງຈຸໄຕ, лаос. ສິບສອງເຈົ້າໄຕ) — конфедерация вождеств тайских народов, называемых чёрные, белые и красные таи, в горах, ныне находящихся на северо-западе Вьетнама. Точное время образования Сипсонгчаутхая неизвестно, в XVII веке этот союз уже существовал.
Англо-непальская война (англ. Anglo–Nepalese War) — война Британской Ост-Индской компании и Непала в 1814—1816 годах. Известна в Великобритании также как Война гуркхов (англ. Gurkha War).
Второй раздел Бенгалии (1947 год) — окончательный раздел историко-культурной области Бенгалия, входившей в состав бывшей Британской Индии, между обретшими независимость от Великобритании республиками Индия с преобладающим индуистским населением и Пакистан, где преобладали мусульмане. Второй раздел Бенгалии пришёлся на 1947 год, когда Индия обрела независимость и Бенгалия была во второй раз разделена на две части по религиозному признаку. Восточная часть Бенгалии, где преобладали мусульмане, отошла...
Марвари , Марвади (मारवाड़ी) — индоарийский язык, один из основных диалектов раджастхани, распространён на западе штата Раджастхан в исторической области Марвар (раджастханские округа Джодхпур, Пали, Сирохи, Джалор, Джайсалмер, Чуру, Биканер, Нагаур, Аджмер, Бармер), соседствует с диалектами других исторических областей Раджастана Шекхавати, Мевари, Хадоти, Дхундхари, Багри и др. Выходцы из Марвара, являясь представителями торговой касты марвари, рассеяны по разным регионам Индии.
Дзонгдэй — административно-территориальная единица Бутана первого уровня подчинения.
Австроазиатские (аустроазиатские) языки — семья (или надсемья, см. ниже) языков, распространённых в Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Бирма, Малайзия, Китай) и на востоке Индии. Общее число говорящих — более 90 миллионов человек (середина 1990-х гг., оценка). Большинство аустроазиатских языков используется небольшими группами говорящих, в основном в горных районах, окружённых иноязычным населением. Исключение составляют вьетнамский и кхмерский языки.
Национально-демократический фронт Бодоланда (NDFB, англ. National Democratic Front of Bodoland) — сепаратистская организация народности бодо в штате Ассам, ведущая борьбу за создание суверенного Бодоланда. Считает себя христианской организацией. Основатель организации — Рансайгра Набла Даймари, он был арестован индийскими властями.
Мон-кхмерские языки — семья автохтонных языков Юго-Восточной Азии. По мнению большинства лингвистов, вместе с языками мунда образуют две основных ветви австроазиатской семьи. Тем не менее, данная классификация неоднократно оспаривалась: некоторые лингвисты либо сокращали количество мон-кхмерских языков (Diffloth 2005), либо включали языки мунда в состав мон-кхмерских (Peiros 1998). Никобарские языки, ранее часто включавшиеся в состав мон-кхмерских, сейчас рассматриваются как отдельная группа или...
Хариани , или харианви (Bangaru, Banger, Bangri, Bangru, Chamarwa, Desari, Hariani, Hariyani, Haryani, Haryanvi, Jatu) — индоарийский язык. Распространён в штатах Дели, Карнатака, Пенджаб, Раджастхан, Уттар-Прадеш, Харьяна, Химачал-Прадеш. Хариани лексически схож с языком брадж-бхаша и на 60 % схож с языком багри. Термин Haryanvi также используется для названия народа из штата Харьяна.
Кокан (бирм. ကိုးကန့်, кит. 果敢), ранее Первый особый регион — историческая область в Мьянме, неподконтрольная правительству республики. На территории Кокана в 2008 г. была образована самоуправляемая зона Кокан.
О столице ядавов в Махабхарате см. статью Дварака.Дваравати (тайск. อาณาจักรทวารวดี) — буддийское государство монов, существовавшее в IV—XI веках на территории современного Таиланда. Название государства, которое может быть переведено как «многовратная», происходит от найденных монет, на которых на санскрите было написано «śrī dvāravatī» («Шри с многими воротами»).
Подробнее: Дваравати
Кантонмент (англ. cantonment, от фр. canton — «район, квартал»; распространена аббревиатура cantt) — первоначально, место размещения временного или полупостоянного военного или полицейского гарнизона в городах, «военный городок».
Лао́сский язык — язык лао-лум («низинных лао»), официальный язык Лаоса. Принадлежит к числу тай-кадайских языков. Число говорящих в Лаосе 3,5 млн. Лаосцы, населяющие северо-восточные провинции Таиланда на правом берегу реки Меконг (около 20 млн человек), говорят на исанском языке, который иногда относят к диалектам лаосского. Исанский подвергся сильному влиянию литературного тайского языка и в значительной мере обособился от лаосского; по мнению некоторых исследователей, исанский следует считать...
Гу́ркхи (гурки) (англ. Gurkha, непальск. गोर्खा) — войска Великобритании (первоначально — колониальные войска) и Индии, набирающиеся из непальских добровольцев. Появились в 1815 году. Гуркхи принимали участие в подавлении антиколониальных восстаний в Индии (сикхов и сипаев), и в англо-сикхских войнах. Также гуркхи воевали в Первой мировой войне против врагов Великобритании на Ближнем Востоке и во Франции. В годы Второй мировой войны гуркхи воевали в Африке, Юго-Восточной Азии и Италии. В 1982 году...
Золото́й треуго́льник — географическая зона, расположенная в горных районах Таиланда, Мьянмы и Лаоса (по некоторым источникам также — северо-восточного Вьетнама и южного Китая), где в середине XX века возникла система производства и торговли опиумом с организованными криминальными синдикатами, связанными с местными и мировыми элитами. Почти 50 тыс. человек обеспечивали безопасность производства, транзита и сбыта наркотиков.
Непа́льский язык (नेपाली, непа́ли) — крупнейший и государственный язык Непала, где в качестве родного на нём говорят 44,6 % населения (11,8 млн. человек).
Индо-Гангская равнина (бенг. সিন্ধু-গাঙ্গেয় সমভূমি) — равнина, расположенная на территории Индии, Пакистана и Бангладеш, между Гималаями на севере и Деканским плоскогорьем на юге. Равнина, длина которой составляет около 3 тысяч километров, а ширина — 250—350 километров, являлась одним из древнейших центров мировой цивилизации. Крупнейшие города на территории равнины: Дели, Калькутта (Индия), Карачи, Лахор (Пакистан).
Бенгальская армия (бенг. বঙ্গ সেনা) — армия Бенгальского президентства, одного из трёх президентств Британской Индии в Южной Азии. Территория президентства занимала обширные территории от Бенгалии на востоке Индийского субконтинента до Гималаев на севере и Северо-Западной пограничной провинции. Многонациональная армия включала в себя наиболее известные подразделения региона, такие как 1-й Его высочества герцога Йоркского уланский полк (конница Скиннера) из Бенгалии, полки гуркхских стрелков с Гималайских...
Пенджаб («Пятиречье», на санскрите Панчанада, в.-пандж. ਪੰਜਾਬ ਖੇਤਰ) — название намывной равнины площадью 100 тыс. кв. км. в поймах рек Джелам, Чинаб, Рави, Биас и Сатледж. Эти пять особо почитаемых в индуизме рек вместе с Индом (Синдху) и Сарасвати составляют Семиречье, упоминаемое в Ведах. Основное население — пенджабцы, преобладающий язык — пенджабский. Помимо ислама и индуизма, в регионе традиционно распространён сикхизм.
Синга́лы , синга́льцы (сингальск. සිංහල ජාතිය ) — основное население Шри-Ланки. В 1979 году сингальцы составляли семьдесят два процента населения острова — более 12 млн, к 2012 году численность населения возросла до 15 млн Ещё 60 тысяч сингальцев живёт в Австралии, Сингапуре и Новой Зеландии. Язык — сингальский. Основная религия — буддизм, некоторый процент исповедует христианство.
Тамилакам (там. தமிழகம்) — географический регион, заселённый древними тамилами. В его состав входили нынешние индийские штаты Тамилнад, Керала, Пондичерри, Лакшадвип и южные части штатов Андхра-Прадеш и Карнатака. Согласно традиционным повествованиям и «Толкаппияму», представлял собой обособленную культурную область, в которой были распространены как тамильский язык, так и культура всего народа. В древнем тамильском регионе существовали влиятельные династии, в число которых входили Чера, Чола, Пандья...
Индийская национальная армия , транслит. Azad Hind Fauj, хинди आज़ाद हिन्द फ़ौज — вооружённые силы прояпонского «индийского правительства», созданные в 1942 г. в Сингапуре из военнопленных индийского происхождения и направленные на бирманский фронт. Командующим был назначен Мохан Сингх.
Англо-бирманцы — этническая группа смешанного происхождения, произошедшая в результате браков (чаще всего временных) британских и европейских мужчин с бирманскими женщинами в период колониального владычества Британии над Бирмой с 1826 года по 1948 год, когда эта страна получила независимость. «Англо-бирманцами» называют также потомков от британских и европейских мужчин с женщинами из прочих национальных меньшинств Бирмы (шанок, каренок, монок, китаянок). После 1937 этот термин был распространен также...
Первый раздел Бенгалии (1905—1911) — неудачная попытка раздела историко-культурной области Бенгалия английскими колониальными властями Индии. 16 октября 1905 года лорд Керзон, британский вице-король Индии, отдал приказ о разделе Бенгалии. Но из-за начавшихся, в том числе и под влиянием российской революции 1905 года, национально-освободительных волнений обе Бенгалии, Восточная и Западная, вновь были объединены в одну административную единицу уже в 1911 году. Второй раздел Бенгалии пришёлся на...
Линия контроля (англ. Line of Control; LOC) — демаркационная линия между Индией и Пакистаном, проведённая по бывшему княжеству Джамму и Кашмир — непризнанная юридически, но de facto граница. Первоначально называлась «Линия прекращения огня», но была переименована в «Линию контроля» после соглашения в Симле, 3 июля 1972. Индийская часть княжества стала известна как Джамму и Кашмир. Пакистан создал Гилгит-Балтистан и Азад Кашмир. Северная точка линии называется NJ9842.
Языки пахари (самоназвание: पहाड़ी) — северная географическая группа индоарийских языков, используемых в нижних Гималаях, от Непала до Уттаракханда, Химачал-Прадеша и Джамму и Кашмира на западе.
Майтхили — индоарийский язык, входящий в индоевропейскую семью языков. Распространен в индийском штате Бихар и в Непале.
Кхмерский язык (кхмер. ភាសាខ្មែរ ) — язык кхмеров, основной язык Камбоджи, один из крупнейших австроазиатских языков. Относится к мон-кхмерским языкам, внутри которой образует отдельную группу.
Главный министр — избираемый глава правительства местного уровня (штата, союзной территории, провинции, заморской территории и тому подобного). Главные министры управляют территориями Австралии, штатами и территориями Индии, провинциями Шри-Ланки и Пакистана, несколькими штатами Малайзии (Малакка, Сабах, Пинанг, Саравак).
Наиры — альянс индийских каст, описанный антропологом Кэтлин Гоф как «не единая группа, но скорее, так называемая категория каст». Наиры включают в себя несколько каст и множество подкаст, не все из которых изначально именовались «наирами». Эти люди жили в далёком прошлом — и продолжают жить сейчас в регионе, являющемся современным индийским штатом Керала. Антрополог Кристофер Фуллер полагает, что одно из первых упоминаний наиров содержится в «Естественной истории» римлянина Плиния-старшего (77 в...
Мьянма — государство, расположенное в Юго-Восточной Азии, в западной части Индокитая. Главным руководящим органом является парламент, четверть мест в котором, по конституции 2008 года, предоставляется военным. Парламентские выборы последний раз проводились в 2010 году с довыборами в 2012 году.
Подробнее: Политика Мьянмы
Упоминания в литературе (продолжение)
Самодовлеющее положение российского чиновничества, система чинопроизводства усиливали влияние бюрократии. Многочисленные служебные ранги и огромное число награждений (орденов), сопровождавших всякое повышение в чине, превращали службу в погоню за чинами, повышениями, наградами, прибавками к содержанию. Как писалось в одном из документов: «Чиномания и крестомания составляют общую хроническую болезнь всех служащих». Кавказ был той
окраиной Российской империи, где служба оговаривалась специальными льготами. За приезд сюда давался чин коллежского асессора, равный майору по табелю о рангах. Прослужившему 5 лет в военно-народном управлении прибавлялась четверть оклада, за 10 лет – половина, 15 лет – 3/4 оклада. Если чиновник прослужил 20 лет – его оклад удваивался. При расчёте пенсий служивших в условиях военно-народного управления, 5 лет шли за 7 215. 22 июня 1870 года Александр II предоставил наместнику на Кавказе право ежегодно ходатайствовать о денежных наградах чинам Главного управления наместника и административных учреждений Кавказского и Закавказского края, а также чинам канцелярии судебных учреждений – всего на сумму 14 тыс. рублей216. Подчиняясь только царю, наместник мог, пользуясь собственным влиянием, обеспечить карьеру и верность любого офицера армии; в то же время он был в состоянии добиться того, чтобы мнения его советников на местах перевесили мнение столичных властей. Результатом этого стал тот факт, что все чины, служившие на Кавказе, делали карьеру целиком в пределах этого региона и составляли нечто вроде корпорации со своими собственными интересами и традициями, совершенно отличную от прочей Российской армии217.
Каковы бы ни
были особенности управления буддистами, важным сдвигом, произошедшим во времена Екатерины в религиозной политике России, явилось осознанное стремление опереться на религии в деле управления подданными, в продвижении инициатив центра на окраинах, в насаждении лояльности империи и защите ее интересов за рубежом. Так, Екатерина рассчитывала, что содействие институциализации ислама среди казахов поможет распространить среди них земледелие и оседлость, торговлю и ремесло. Интересно, что активизация строительства у бурятских буддистов стационарных монастырей совпадает с введением новой религиозной политики Екатерины, что также могло иметь целью навязать бурятам оседлость и земледелие[217]. В дальнейшем власти еще не раз обращались к буддийским чинам за услугами по сбору средств на строительство училищ, для помощи армии на фронтах, борьбы с эпидемиями и неизменно встречали деятельную поддержку со стороны ламства.
Отдельную
группу или категорию («сословие», «чин») членов ордена Девы Марии составляли «братья-сарианты» (нередко именуемые в русскоязычной военно-исторической литературе «оруженосцами»), соответствовавшие «вооруженным сервиентам» (лат.: servientes armorum), или «вооруженным сержантам» других военно-монашеских орденов. Будучи совершенно полноправными членами ордена (хотя и не рыцарского происхождения и звания), «братья-сарианты» (также являвшиеся, в силу приносимых ими приведенных выше трех обетов, монахами) несли воинскую службу наравне с «братьями-рыцарями», отличаясь от них лишь несколько облегченными доспехами и вооружением. Число «братьев-сариантов» (нем.: «сариантсбрюдер», Sariantsbrueder, Sarjantsbrueder) Тевтонского ордена в Святой земле и в Пруссии превышало число таковых в орденской Ливонии.
Наступившая после прихода в 1881 году к власти Александра III эпоха реакции сопровождалась резким усилением антисемитских настроений в правительственных кругах. В те годы были приняты законы, еще больше ограничившие
территорию проживания евреев. Согласно Временным правилам от 3 мая 1882 года, евреям империи было запрещено вновь селиться в селах и деревнях, причем ограничение распространялось и на тех, кому ранее было разрешено такое проживание (вышедшим в отставку нижним чинам, купцам 1-й гильдии, ремесленникам). Повсеместное жительство в Российской империи было разрешено только евреям, получившим это право по образовательному цензу. Такое нововведение власти объясняли борьбой с эксплуатацией евреями крестьянства.
Пекинский договор с Россией был подписан 14 ноября 1860 года. Согласно ему
Уссурийский край юридически стал частью России «на вечные времена ненарушимо». Николай Павлович Игнатьев за доблестные дела получил чин генерал-адъютанта и назначение на пост директора Азиатского департамента Министерства иностранных дел.
Раньше были покорены плоскость и предгорья Дагестана. В 1799 г. вступил в подданство России кайтагский уцмий Рустем-хан (прав. в 1796–1800, 1801–1804). Уже в самом начале XIX в. шамхал Тарковский Мухамммед (Магомед) имел звание тайного советника и получал от российского правительства немалое жалованье. Его сын – Мехти, став шамхалом, в
1806 г. был возведен в чин ген. – лейт. российской армии. В 1802 г. в российское подданство вступил хан Аварский, в 1803 г- султан Елисуйский в Южном Дагестане. Общественный строй управлявшихся ими ханств первоначально не претерпел каких-либо изменений. В 1806 г. было завоевано Дербентское ханство. В самом Дербенте была установлена российская власть, а значительная часть ханства была передана под управление шамхала Тарковского. Все эти территориальные приобретения в Дагестане были подтверждены по Гюлистанскому договору России с Ираном (1813).
Впоследствии Екатерина II издала еще несколько указов, заметно облегчивших жизнь мусульманам. 22 февраля 1784 года Правительствующий Сенат получил Именной Указ «О позволении Князьям и Мурзам Татарским пользоваться всеми преимуществами Российского дворянства», который наделял мусульман благородного происхождениями всеми правами российского дворянства. В конце 1788 и начале 1789 года была издана целая серия законодательных актов следующего содержания: «Об определении Мулл и прочих духовных чинов Магометанского закона и об учреждении в Уфе духовного собрания для заведования всеми духовными чинами того закона, в России пребывающими» (Именной Указ от 22 сентября 1788 года), «О назначении Муфтия над всеми обитающими в России Магометанского закона людьми» (Именной Указ от 22 сентября 1788 года) и «Об определении в учрежденное в Уфе Духовное Собрание Магометанского закона Секретаря, Канцелярских и прочих служителей, с произвождением им жалования» (Высочайше конфирмированный доклад Сената от 20
апреля 1789 года). Во главе новообразованного Уфимского Духовного Магометанского закона собрания встал муфтий Мухамеджан Гусейнов (Хусейнов), получивший также титул Первого Ахуна20. В помощь ему были определены «два или три испытанных Муллы из Казанских Татар»21. В числе привилегий, предоставленных руководству Духовного собрания, упоминалась возможность для них «покупать порозжие земли у Башкирцев, и заселять оные иноверцами не Христианского исповедания» и «оставить пятничный день свободным от присутствия», т. е. выходным22. Впоследствии мусульманское духовенство стало пользоваться еще большей поддержкой власти23 и было включено в Табель о рангах24.
«Реальной» организации пространства соответствует официальная
социальная структура, где население страны разделено на сословия, каждому из которых определено место в ресурсных потоках. Поместному обустройству пространства соответствует латентная социальная структура, в которой доминируют помещики и те, кто помещиков обеспечивает и обслуживает. Помещики связаны между собой отношениями, в которых ресурсы, выделенные государством на определенные «реальные» цели, перераспределяются сообразно тому, что необходимо «на самом деле». Причем эта латентная структура, с одной стороны, локальна в том смысле, что структура поместий весьма разнится в разных точках «реальной» организации пространства. А с другой стороны, она повсеместна, и нет, наверное, части «реальности», которая не была бы чьим-то поместьем «на самом деле». Поместьем, которое обслуживает многочисленная челядь, состоящая «в реальности» из служивых людей самых разных сословий, чинов и званий, а «на самом деле» являющаяся обслугой помещика.
Казачье население в официальных документах второй половины XIX – начала XX в. относилось к «войсковому сословию» и внутренне не являлось однородным. Среди казаков традиционно выделяют: дворян (потомственных и личных), собственно казаков и казаков, входящих в состав торгового общества. Отдельное
положение занимали священнослужители казачьего происхождения. По отношению к военной и гражданской службе (внешняя, внутренняя, отставка) казаков также разделяют по чинам: генералы, штаб-офицеры, обер-офицеры, классные чиновники, юнкера, унтер-офицеры и урядники, казаки и малолетки.
Чем были недовольны албанцы, понять довольно сложно. «Кровавое рабство» на практике означало уровень жизни в несколько раз выше, чем в соседней Албании, про свободу миграции, поездки в соседние европейские страны я вообще уже не говорю. Представители косовских албанцев присутствовали во всех структурах власти. Албанцы занимали должности председателя (Синан Хасани в 1986 г.) и зампредседателя Президиума СФРЮ (Фадиль Ходжа в 1979 г. и Синан Хасани в 1985 г.); заместителя председателя Скупщины СФРЮ (1978), председателя Союзного веча Скупщины СФРЮ (1983), председателя президиума ЦК СКЮ (1984), председателя Президиума Союза социалистической молодежи (1986), председателя Веча республик и краев Скупщины СФРЮ (1988). В 15 странах албанцы представляли СФРЮ в качестве послов, трое были заместителями министра иностранных дел, трое были генеральными консулами. Были представлены албанцы и
в армии – четверо имели чин генерала, один был заместителем министра обороны, двое – командующими территориальной обороны Косова. Албанцы были представлены также в республиканских структурах Македонии и Черногории. Более того, социально и экономически Косово и Метохия постоянно развивалось, получая дотации, причем в приличных суммах, из федерального бюджета.
Зато если уж говорить об экспансии, то она в XIX
веке была грузинской. Сотни тысяч грузин отправились на север «на ловлю счастья и чинов».
Теперь очередь была за Акуша-Дарго, состоявшем
из пяти союзов сельских общин (Акушинского, Усишинского, Мекегинского, Мугинского и Цудахарского) и его столицей Акуша. Это было, по словам В.Потто, «знаменитое в горах любовью к независимости и гордым, воинственным духом» общество. По его же словам, как отметили и выше, «акушинский народ нанес страшное поражение» Надир-шаху «в кровавой битве под Иран-Харабом, что значит «Гибель Ирана», «акушинцы после этой победы слыли в горах непобедимыми и как сильнейший народ привыкли с давних пор вмешиваться в посторонние распри и играть в событиях первенствующую роль». Этот народ и предстояло теперь покорить Ермолову. К этому времени Акуша-Дарго действительно стояло в одиночку против России. Россия покорила все Каспийское побережье, из своих земель были изгнаны уцмий Кайтага, Гасан-хан Мехтулинский и Шихали-хан Дербентский, лишенный генеральского чина аварский хан. Все они «стояли перед всем живым свидетельством грозящих опасностей».
Сойдись Зборовский и маленький лейтенант-корсиканец в условиях (закон требовал
для иностранцев начинать службу в России с понижением на один чин против имевшегося у них в своём отечестве), то возможно не было бы в истории императора Наполеона 1-го и войны Франции с Россией в 1812 году.
На всю жизнь запомнился мне образ обрусевшего немца, полковника Орбита, трудившегося при военно-пехотном училище города Буйнакска, где я некоторое время работала зубным врачом по вольному найму. За какие-то отношения то ли с Блюхером, то ли ещё с кем-то из командующих на севере Орбит в 1937
году был понижен в чинах и выслан на Кавказ.
В конце VII века, в связи с арабским завоеванием, марониты потеряли связь с Константинополем и поэтому в 687 г. избрали собственного патриарха – Иоанна Марона. Ему приписывается
ряд важных для маронитской церкви сочинений, а также чин маронитской литургии. Избрание собственного патриарха вызвало конфликт маронитов с Византией и поддерживающими ее мелькитами и яковитами. В 694 г. войска Византии разорили монастырь св. Марона, убив при этом множество маронитских монахов.
Возможно, что «царица» берет начало от татарских же «сари» и «чин» – «желтый остров». По свидетельству историков,
русские селились сначала на острове Царицыне, здесь они выстроили деревянную крепость, которая служила для защиты судов на речном пути по Волге на ее стыке с Доном. Обороняться приходилось и от степных кочевников, и от разбойников, шайки которых рыскали по Волге в поисках легкой добычи.
К тому же в Сибири, с ее повышенной социальной мобильностью, открывались большие возможности для карьеры, когда при удачном стечении обстоятельств рядовой казак мог существенно продвинуться в чинах и обеспечить свое материальное благополучие. Хороший шанс для этого
давали походы в новые земли и объясачивание иноземцев. Рассказы об удачных походах, передаваемые из уст в уста, привлекали новых «рекрутов» в отряды землепроходцев. В чести были храбрость, удачливость, инициативность, в результате чего «пушная лихорадка» дополнялась «духом завоеваний».
Главная ответственность возлагалась на двух высших чиновников, должность которых, в соответствии с современной терминологией, можно определить как премьер-министр и государственный секретарь. Они подчинялись непосредственно императору, от их способностей зависела эффективность управления государством. Чиновники
получали сообщения от низших чинов и доводили, в свою очередь, сведения до императора, когда считали необходимым это сделать. Они также составляли подписываемые императором декреты, обеспечивавшие реализацию принятых решений. Все решения лично самим императором принимались только формально.
А иноческому чину с их животы так же дворяном и детям боярским, и посадским людям в тех преж помянутых городах и посадах, которые в
две недели после того, как се мирное постановление объявлено будет, добровольно на его царского величества сторону идти похотят, вольно быти, что идти с женами и с детьми и с домочадцы и со всеми животы и статки, куда похотят, в его царского величества земли и городы…
Сам Евген Коновалец начал вооруженную борьбу еще в 1914 году в австро-венгерской армии в чине прапорщика. В 1915
году попал в российский плен. В лагере для военнопленных он познакомился с Андреем Мельником. В гражданскую войну на Украине он командовал одним из самых боеспособных подразделений украинской армии.