Связанные понятия
Сухая кладка — метод строительства, при котором здания или их элементы сооружаются из камня без использования связывающего раствора. Устойчивость сухой кладки обеспечивается наличием несущего фасада из тщательно подобранных друг к другу сцепляющихся камней. Это наиболее архаичный из методов каменной кладки. Обычно используется для сооружения стен, однако известны целые здания и мосты, сооружённые подобным методом.
Ложный свод — приём кладки в архитектуре, при котором образуется подобие сужающегося, сводчатого потолка.
Толос , фолос (др.-греч. θόλος) в древнегреческой архитектуре — круглое в плане сооружение (святилище, гробница, памятник, музыкальный зал), часто с колоннадой. Если во внутреннем помещении есть колонны или полуколонны, то они не относятся к тому же ордеру, что и наружные колонны. В греческую эпоху толосы часто были культовыми сооружениями (например, асклепион в Эпидавре), однако в доэллинистическую эпоху храмами не являлись. Роберт Грейвс отмечает, что греческие подземные толосы, использовавшиеся...
Полигональная кладка (греч. πολλά — много и γωνία — угол). Тип кладки, выполненный из притёсанных друг к другу многоугольных камней, состыкованных под произвольными углами. Полигональная кладка относятся к системно-культурным кладкам и подразделяется на монолитную (используются камни одной горной породы), полилитную (разные горные породы, либо камни одной породы, но разных расцветок) и декоративную (комбинированную).
Дромос (от греч. Δρόμος — «путь, проход») — путь или коридор, ведущий в погребальную камеру гробницы или кургана. Иногда представляет собой горизонтальный или наклонный проход в склеп, вырезанный в скале. Также может быть оборудован ступеньками.
Упоминания в литературе
Можно предположить, что в те времена Аттику населяли беженцы с востока, прибывшие на материковую Грецию в VI тысячелетии до н. э. Более 30 веков довольствуясь дарами земли, они вступили в цивилизованную эпоху после открытия бронзы, но земледелие еще долго оставалось их главным занятием. Острые и крепкие изделия из металла облегчили пахоту и строительство, став одной из причин появления торговли. Излишки продуктов обменивались на орудия труда, оружие, украшения или керамическую посуду. Люди богатели, население увеличивалось, и крестьянские хозяйства быстро превращались в города. Возможно, именно так развивалось поселение на месте Афин, где в III тысячелетии до н. э. жили потомки легендарных пеласгов. Неолитическое городище с десятком примитивных хижин постепенно преобразилось в город с каменными домами, дворцами, святилищами многочисленных богов. Постройки священного холма оберегала стена
циклопической кладки , то есть созданная из огромных, разной величины камней по образцу ахейских крепостных укреплений. Вход в крепость находился с противоположной от морского берега стороны и был защищен выдвинутой башней.
Затем я тщательно исследовал оставшуюся северную часть острова, однако нигде не нашел остатков древнего города, кроме как в окрестностях небольшого здания
циклопической кладки , который обычно называют Гомеровской школой и который владелец этой собственности, священник Сп. Врето, в своем благочестивом усердии недавно превратил в небольшую церковь. Однако, к несчастью, он оставил внутри толстый слой щебня, который в ней содержался и который теперь стал полом церкви. Если бы он расчистил и тщательно собрал черепки, то, возможно, мы немедленно нашли бы в них ключ к дате постройки. Он отказал мне в разрешении произвести раскопки в церкви, однако позволил мне сделать это на близлежащих полях, где несколько вырубленных в скале фундаментов домов и остатки циклопических стен свидетельствовали о существовании древнего поселения. Я вырыл здесь множество ям, однако всегда натыкался на материк на глубине менее чем 3 метра и иногда на глубине менее чем 12 дюймов; так что не может быть сомнений, что здесь в античные времена существовал город, и, скорее всего, это тот самый город, о котором говорит Скилак в «Перипле» (34) и Птолемей (III. 14. 13).
Остатки укреплений тавров 1-го тысячелетия до н. э., сложенные насухо в виде
циклопической кладки , сохранились в горах, у Кошки, Караул-Обы, Кастеля, на мысе Ай-Тодор. С IV века до н. э. до нас дошли мощные каменные склепы скифских курганов, в том числе у Куль-Обы, и развалины Неаполя Скифского у Симферополя, толщина сложенных из глыб каменных стен которого достигала почти десяти метров.
Первым строителям явно не хватало ни средств, ни опыта; имея одинаковые размеры в высоту и толщину, стена выглядела неказисто, хотя и отличалась большой прочностью. Внешний вид сооружения портила грубая
циклопическая кладка , выполненная без связующего раствора, из тесаных известняковых глыб всевозможных размеров и форм. Подобную небрежность позволяли себе одноглазые великаны и строители бронзового века, а греческие инженеры использовали квадры правильной формы, тщательно подгоняли детали, употребляя в качестве засыпки щебень.
Террасированные участки, расположенные в местах возможного ливневого прорыва, устраивали особенно прочно, порой на
циклопической кладке . В окрестностях сел. Игали мною обмерены и сфотографированы террасы, стены которых построены из огромных многотонных каменных глыб, уложенных друг на друга. Подобные сооружения требуют усилий многих людей, каковыми являлись не только владельцы расположенных ниже участков, но и все общество. Экономическое благосостояние каждого из членов было важным фактором ее жизнеспособности в целом, оно поддерживалось общиной, если не строилось в ущерб общественным или частным интересам. Поэтому участие общества в любом строительстве индивидуального назначения и принадлежности рассматривалось как дело всей общины.
Связанные понятия (продолжение)
Ка́менный я́щик — древнее погребальное сооружение прямоугольной формы из каменных плит. Стены могил состоят из четырёх вертикальных каменных плит, сверху могила закрывалась одной, иногда двумя плитами. Создавались в широком ареале в эпоху бронзы для захоронения одного человека или группы, и были известны у различных археологических культур. Над ящиком мог устраиваться курган, или он возводился как самостоятельное сооружение. Подобные памятники известны во всех районах Кавказа (а на Северном Кавказе...
Ме́гарон (др.-греч. μέγαρον — «большой зал») — греческий дом прямоугольного плана с очагом посередине. Возник в эпоху балканского неолита (в культуре Винча): начало IV тыс. до н. э. Послужил прототипом храмов в гомеровский (предполисный) период.
Туму́лус (лат. tumulus — «холм, бугор») — принятое в Европе название вида мегалитических захоронений; купольная гробница, некрополь в виде кургана.
Иску́сство Ура́рту — историко-региональный тип искусства, относящийся к направлению Древнего Востока.
Ступенчатая пирамида — архитектурное сооружение, в котором используются плоские платформы или ступени, постепенно уходящие вверх и образующие форму близкую к геометрической пирамиде. Ступенчатые пирамиды это сооружения характерные для нескольких культур, которые на протяжении всей истории строили их. Как правило подобные сооружение большие и выполнены из нескольких каменных слоёв. Данный термин относится к пирамидальным сооружениям, которые появились независимо друг от друга в разных цивилизациях...
Подробнее: Ступенчатые пирамиды
Анте́фикс или Антефи́кса (от лат. antefixus) — название вертикально поставленной пластины, плиты или плитки из керамики (дерева, мрамора, гранита или другого камня), прикреплённой на нижней точке кровли (чуть выше карниза) в качестве естественной преграды (рассекателя струй) для облегчения отвода стока воды. В более поздние времена, с постепенным развитием прикладных искусств и строительных технологий, в древнегреческой и римской архитектуре антефикса приобрела, кроме утилитарного, самостоятельное...
Погребальная камера , или погребальная комната — часть погребального сооружения, куда непосредственно помещается гроб, саркофаг, погребальный сосуд с прахом или само тело усопшего. К погребальным камерам по типу можно отнести мегалитические захоронения эпохи энеолита в Европе.
Ападана (перс. آپادانا из др.-перс. «apa-dāna-» ‘дворец’, парф. «’pdn» ‘дворец’, пехл. «’’ywn» ‘дворец’, кл.перс. ayvān (*apa-dā̊na- > *aβδān > *awyān > aywān) — большой зал площадью около 1000 м² с крышей, поддерживаемой 72 колоннами высотой 24 метра, в древнеперсидском городе Персеполе. В нарицательном смысле термин также используется для обозначения аналогичных по своей структуре сооружений в персидской архитектуре. Зал вероятно использовался для торжественных царских приёмов. В древнегреческой...
Пи́фос (др.-греч. πίθος), в Древней Греции — большой керамический сосуд (мог быть размером с человека и более) для хранения продуктов — зерна, вина, оливкового масла, солёной рыбы. Получил распространение по всей территории Средиземноморья, в особенности в культурной области Эгейского моря, включая остров Крит. Производство пифосов требовало от гончара специальных навыков.
Круглый дом — тип жилища с круглым основанием. Был распространён в Западной Европе до вторжения римлян. Стены дома изготавливались либо из камня, либо из деревянных столбов, соединённых обмазкой, а крыша была конической, покрытой тростником. Диаметр круглого дома варьировал от 5 до 15 метров. Сооружение круглых домов связывается с кельтами.
Ант, анта или а́нты (мн.ч. лат. antae, возможно от ante — «перед, впереди») — в архитектуре выступы продольных стен храма, обрамляющие обе стороны входа и одновременно выполняющие функцию опоры для антаблемента. Наиболее часто встречаются в пронаосах древнегреческих храмов, тип которых отсюда и получил наименование «храма в антах». При наличии колонн между антами, как, например, в фасадном портике, про колонны говорят, что они в антах.
Подробнее: Анты (архитектура)
Колхидская культура (груз. ქოლხური ქულთურა) — археологическая культура на территории Западной Грузии, создателями которой были колхи.
Коридорная гробница (термин является буквальным переводом английского passage grave или passage tomb) представляет собой тип гробницы эпохи неолита и бронзового века. Существуют различные варианты: некоторые с единственной погребальной камерой, некоторые с дополнительными, отходящими от основной, некоторые имеют крестообразную планировку. Нередко поверх коридорной гробницы, особенно позднего типа, насыпается каирн.
Кро́млех — древнее сооружение, как правило, позднего неолита или раннего бронзового века, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю продолговатых камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Часто конструкции такого типа относят к мегалитам. Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир, каирн, дольмен, галерея или даже целый мегалитический комплекс.
Менги́р (от брет. men — камень и hir — длинный) — простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня или каменной глыбы, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные.
Ингушские башни — уникальные памятники средневековой ингушской архитектуры, представляющие собой монументальные жилые, оборонительные, сигнально-сторожевые и наблюдательные каменные сооружения, расположенные преимущественно в Джейрахском, а также в Сунженском районах Ингушетии.
Осети́нская архитекту́ра — созданные на протяжении веков свидетельства уникальной материальной культуры осетинского народа.
Нураг, или нурага (итал. Nuraghe, мн. ч. Nuraghi) — тип мегалитической башни, распространённой на острове Сардиния со второй половины II тыс. до н. э. и до VIII столетия до н.э. Вокруг этих башен существовали небольшие деревни, встречаются также нураги и поселения вокруг них, окруженные овальными или четырехугольными стенами из дикого камня с бастионами.
Подробнее: Нураги
Сполии (лат. spolia, букв. «трофеи») — элементы декора, особенно колонны, которые в поздней античности и раннем Средневековье выламывались из древних сооружений (как правило, языческих храмов) и использовались при строительстве новых зданий (как правило, храмов христианских).
Культурный слой — слой земли на месте поселения человека, сохраняющий следы деятельности людей. В зависимости от продолжительности жизни людей в поселении и их деятельности, толщина слоя изменяется в пределах от нескольких сантиметров до 30—35 метров. С целью изучения следов деятельности человека и восстановления по этим следам истории поселения, археологи проводят раскопки.
При́толока (при́толок, притолка, мезуза, брус) — верхняя горизонтальная перемычка в оконном или дверном проёме, а также стоячий боковой брус дверного проёма. В деревянных зданиях щель между коробкой и стеной могла быть прикрыта наличником.
Телль , также тель, тепе/депе (араб. تَل, ср. тур. Tepe, ивр. תל — холм, курган) — холм, обычно искусственного происхождения, высотой до 30-40 м.
Мегали́т ы (от греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — сооружения из огромных каменных глыб, характерные в основном для финального неолита и энеолита (IV—III тыс. до н. э. в Европе, либо позднее в Азии и Африке).
Дольмены Западного Кавказа — мегалитические гробницы первой половины 3-го — второй половины 2-го тыс. до н. э., относящиеся к дольменной культуре среднего бронзового века. Дольмены распространены от Анапского района и далее в горных районах Краснодарского края и Адыгеи. В южной части доходят до города Очамчира в Абхазии, а на севере — до долины реки Лабы. Но раньше имелись в районе города Железноводска в Ставропольском крае и, возможно, в других местах. Отдельным замкнутым регионом распространения...
Известковые растворы применяются в основном при внутренних работах, основным преимуществом этого материала является удобство и скорость его использования при нанесении. Из недостатков можно отметить сравнительно слабую прочность по сравнению с другими материалами. Материал состоит из гашёной извести и речного песка в пропорции 1 к 4, используется с добавлением цемента.
Хаманджия (рум. Hamangia) — археологическая культура эпохи среднего неолита, распространённая в историческом регионе Добруджа на территории Румынии и Болгарии до правого берега Дуная в Мунтении и на юге. Название происходит от с. Бая-Хаманджия, где обнаружен один из археологических памятников.
Погребальный инвентарь — археологический термин, означающий совокупность предметов, сопровождающих захоронение. Возникновение погребального инвентаря относится, самое позднее, к эпохе верхнего палеолита. В том или ином виде погребальный инвентарь встречается в большинстве человеческих культур на протяжении всей истории вплоть до современности. В археологическим плане погребальный инвентарь, как и все прочие аспекты погребального обряда, служит важным критерием принадлежности к той или иной культуре...
Дольме́н ы (от брет. taol maen — каменный стол) — древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней). Название происходит от внешнего вида обычных для Европы конструкций — приподнятой на каменных опорах плиты, напоминающей стол. Назначение сооружений и методы строительства достаточно исследованы и описаны.
Террамары (итал. terramare — «чёрная», «жирная земля», или terra — «земля» и marna — «мергель») — 1) Современное местное название для невысоких холмов из чернозёма, используется в долине реки По между Болоньей и Пармой (Северная Италия). 2) Современное название в научной и научно-популярной литературе посёлков-крепостей бронзового века на подобных (см. выше) холмах.
Курганная культура — группа археологических культур (4000 — 900 годы до н. э.), характерный тип погребального сооружения которой называется русским термином курган. Курганная культура распространилась на просторах Евразийской степи в энеолите — раннем бронзовом веке (4000 — 3200 годы до н. э., Древнеямная культурно-историческая общность). Соответственно, курганными культурами называют полукочевые, преимущественно скотоводческие культуры, распространившиеся из южно-русских степей и к 3500 году до...
Глинобитные строения — архитектурные сооружения, стены которых возводятся из глины (или из земли, но, в отличие от землебитных строений, обязательно содержащей значительную примесь глины), частицы которой плотно соединяются между собой посредством запрессовки. Иногда глина смешивается с соломой (см. Саман) или вереском.
Букраний , множественное число букрании (др.-греч. βουκράνιον — «череп быка») — часто употребляемый орнамент в классической архитектуре, изначально появляется в дорическом ордере и как правило размещался в метопе фриза, впоследствии вновь вводится в обращение в эпоху ренессанса. Однако есть основания предполагать, что в античную культуру Древней Греции этот элемент был перенесён ещё из доисторической эпохи и с других географических пространств. Это можно обосновать артефактами, найденными на территории...
Сама́н (тюркск. букв. — солома), адоба (исп. adobe, от араб. ат-туб) (в Молдавии также «лампач») — кирпич-сырец из глинистого грунта с добавлением соломы или других волокнистых растительных материалов.
Датировка — в археологии установление хронологии событий, изучаемых по археологическим данным или определение возраста археологического памятника.
Микенская цивилизация или Ахейская Греция — культурный период в истории доисторической Греции с XVI по XI век до н. э., бронзового века, часть крито-микенской культуры. Получила своё название по городу Микены на полуострове Пелопоннес. Другими важными полисами этого периода были Аргос, Тиринф и Пилос. В противоположность минойцам, культура которых достигает расцвета благодаря мирному существованию и оживлённой торговле, микенцы были завоевателями.
Архитекту́ра и́нков известна массивностью своих конструкций, прочностью сооружений и мастерством кладки, но значительно уступает архитектурным сооружениям майя или ацтеков в Центральной Америке по роскоши убранства и частоте настенных росписей. Традиция инкского зодчества восходит к культуре Чавина и Тиауанако.
Стоа или стоя (более распространенный вариант русскоязычного произношения) (греч. Στοά — «портик») — в античной архитектуре, длинная галерея-портик, обычно с одним-двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон; крытая колоннада.
Гробница — форма захоронения, при которой останки покойного хранятся внутри сооружения, а не под ним, как в случае надгробия. Этот термин соответствует латинскому «sepulcrum», греческому «крипта», английскому «tomb».
Пери́птер (др.-греч. περίπτερος — окружённый колоннами, «кругокрылый»; от περί — вокруг и πτερόν — крыло, боковая колоннада) — основной тип древнегреческого храма времён архаики и классики; прямоугольное в плане сооружение, обрамлённое с четырёх сторон колоннадой. Расстояние от неё до стен наоса равно одному интерколумнию. Вокруг со всех сторон чаще всего применялся дорический ордер, колонны стояли в один ряд.
Пирамидион — камень пирамидальной формы, обычно устанавливавшийся на вершине египетской пирамиды. В египетском языке назывался «бенбенет» и ассоциировался со священным первохолмом бенбен. Ни на одной пирамиде в наши дни не сохранился наверху, но некоторые пирамидионы дошли до наших дней в очень хорошем состоянии и хранятся в Египетском музее в Каире.
Храм Ники Аптерос (бескрылой победы) — древнегреческий храм на афинском Акрополе, находящийся на юго-западе от Пропилей и стоящий на пиргосе — небольшом выступе скалы, укрепленным восьмиметровой подпорной стенкой.
Перисти́ль (перистилиум) — открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой. Термин происходит от др.-греч. περίστῡλος («окружённый колоннами» от др.-греч. περί- «вокруг» и др.-греч. στῡλος «столб») и изначально обозначал такой архитектурный приём в древнегреческой или древнеримской архитектуре. Постепенно понятие распространилось на более ранние сооружения подобного плана, использовавшиеся в Древнем Египте, Персии и т. п.
Чашевидный знак (англ. cup mark, нем. Schälcher), лунка — углубление в камне. В России обычно применяют термин «лунка» (не путать с лунками в земле).
Кудепстинский культовый камень (также черкесский камень) — мегалитический памятник, расположенный недалеко от микрорайона Кудепста, входящего в Хостинский район города Сочи. Камень находится недалеко от жилых домов Кудепсты, в пятнадцати – двадцати минутах ходьбы от бывшей школы-интерната. Высота над уровнем моря - около 160 м..