Связанные понятия
Валю́та (от итал. valuta) — национальные, иностранные и международные деньги, как в наличной форме (в виде банкнот, казначейских билетов, монет), так и безналичной (на банковских счетах и в банковских вкладах), являющиеся законным средством платежа.
Эми́ссия денег (от фр. émission — выпуск) — выпуск денег в обращение, ведущий к увеличению денежной массы.
Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) — наднациональный орган финансового регулирования, который объединяет Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки всех 28 стран — членов Евросоюза.
Валютный совет получил широкое распространение в период расцвета европейских империй и представлял собой форму денежных властей в колониях. Выпуск местной валюты в колонии осуществлялся под обеспечение резервной валюты метрополии. По-существу денежные власти колонии лишены эмиссионной функции: они лишь меняют одну валюту на другую. Общий объём денежного предложения в глобальной финансовой системе остаётся неизменным. Роль настоящих эмиссионных центров остаётся за теми центральными банками, что осуществляют...
Денежные власти (англ. monetary authorities), или орган денежно-кредитного регулирования, — институт, ответственный за денежно-кредитную политику. Совместно с фискальными властями, отвечающими за налогово-бюджетную политику, денежные власти формируют макроэкономическую политику государства.
Упоминания в литературе
В начале 20-го века прогрессирующая индустриализация и урбанизация США потребовали радикальных реформ банковской системы. В 1913 г. Конгресс принял закон о Федеральной резервной системе (Federal Reserve System; ФРС). См. также табл. 1 в Приложении. Эта организация стала фактически
Центральным банком США, получила почти монопольное право на эмиссию бумажных денег и некоторые права по регулированию банковской деятельности. Однако противники централизации не сдавались. В результате их активности ФРС существенно отличается от центральных банков других стран, а банковская система США приобрела еще более многоуровневый характер в отличие от привычной во всем мире двухуровневой системы (единый Центральный банк и коммерческие банки). Для ФРС характерны собственная территориальная организация и достаточно сложное федеративное устройство. Банками-членами ФРС в обязательном порядке являются все национальные банки, а банки штатов – добровольно, при условии соответствия определенным требованиям.
БАНК МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ – валютно-кредитиая организация, созданная в 1930 г.
центральными банками Бельгии, Великобритании, Италии, Франции, ФРГ и Японии, а также группой банков США для совместного проведения финансовых операций международного характера и консультаций по валютно-финансовым вопросам с целью более тесного сотрудничества между центральными банками и обеспечения благоприятных условий для международных финансовых операций. Находится в г. Базеле, Швейцария. Является, по сути, расчетной палатой, действующей на акционерных началах. Акционерами являются центральные банки стран, выступающих на валютных рынках (совет управляющих Федеральной расчетной системы США не является членом этого банка, поэтому США представляет в нем City Bank Corp.). Банк международных расчетов является основным местом встреч управляющих центральными банками. На этих встречах всегда присутствует член совета управляющих Федеральной резервной системы США. Расчеты ведутся в золотых швейцарских франках, дивиденды выплачиваются ежегодно в долларах США по курсу валютного рынка в г. Цюрихе, действующему на день платежа. При определенной степени условности можно говорить об известной аналогии в профиле его деятельности с МВФ (Международный валютный фонд): каждый из двух этих органов был учрежден с целью содействия решению ключевых финансовых проблем, возникших в результате мировых войн (BMP – после первой, а МВФ – после второй).
Эта тема обсуждалась на лондонском саммите Группы 20 в апреле 2009 года. О смещении приоритетов в политике денежных властей свидетельствует отчасти то, что на этом саммите было принято решение о создании Совета по финансовой стабильности (Financial Stability Board), действующего под эгидой Банка международных расчетов в Базеле и объединяющего все 20 стран Группы[33]. Как следует из названия Совета, его основной целью является обеспечение стабильности на мировых финансовых рынках. Практическая реализация этой цели должна осуществляться
центральными банками Группы 20. Для этого, как подчеркивалось участниками лондонского саммита, центральным банкам необходимы дополнительные полномочия. Уже к началу 2010 года Совет подготовил и представил документ, посвященный принципам банковского надзора. Практическая реализация этих принципов должна ускорить процессы концентрации и централизации банковского капитала. Проще говоря, в банковском секторе останутся лишь гигантские монополии, а средние и малые банки должны «умереть». Кроме того, предполагается усиление наднационального банковского надзора и координации деятельности центральных банков (под эгидой Банка международных расчетов).
Инициативы стран в области денежно-кредитной политики практически не затронули реформирования валютного законодательства. Исключением стал Китай, где власти в период острой фазы кризиса пошли на существенное изменение валютного законодательства. В частности, банкам было разрешено свободно торговать иностранной валютой на китайских спотовых валютных рынках, открывать счета в иностранных валютах для зарубежных организаций. С декабря 2008 г. Народный банк Китая подписал шесть соглашений о валютном свопе с
центральными банками Аргентины, Малайзии, Южной Кореи, Гонконга, Белоруссии и Индонезии. Предприятиям при этом было разрешено использовать национальную валюту в качестве международного платежного средства. Китай также осуществил определенные изменения в пропорциях национальных резервов в сторону увеличения доли золота.
Следует сказать, что смешение (совмещение) депозитно-кредитной и инвестиционной деятельности характерно не только для банков США. Когда-то для Европы эта тема не была актуальной в силу гораздо меньшей степени развития фондовых рынков и соответственно меньшей вовлеченности европейских банков в высоко рисковый инвестиционный бизнес. Европа никогда не имела аналогов закона Гласса-Стиголла. Сегодня совмещение депозитно-кредитных и инвестиционных операций стало также присуще европейской банковской системе. Процесс универсализации банков сегодня сильно продвинулся в Европе. Лишь немногие политики и экономисты Европы понимают, насколько мощной является эта «мина», которая может взорвать Европейский союз. В Европе последняя инициатива в пользу разделения банковской деятельности была выдвинута региональным советом Тосканы, принявшим резолюцию под названием «Банковская и правовая реформа в духе закона Гласса-Стиголла». А такие институты, как Еврокомиссия, Европарламент и Европейский
центральный банк поглощены борьбой с долговым кризисом, практически не обсуждая риски создания банковских конгломератов.
Связанные понятия (продолжение)
Комме́рческий банк — кредитное учреждение, осуществляющее банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции).
Валютный институт (англ. monetary institute) – промежуточная форма денежных властей между валютным советом и центральным банком, предназначенная для поддержания фиксированного валютного курса в условиях дискреционной денежно-кредитной политики.
Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных организаций, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.
Эмите́нт (англ. issuer) — организация, которая выпускает (эмитирует) ценные бумаги для развития и финансирования своей деятельности.
Плавающий валютный курс , или колеблющийся валютный курс (англ. floating rate of exchange) — режим валютного курса, при котором значению валюты разрешено колебание в зависимости от валютного рынка. Валюта, использующая плавающий обменный курс, известна как плавающая валюта.
Специальные права заимствования (СПЗ) или СДР (англ. Special Drawing Rights, SDR, SDRs) — искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным валютным фондом (МВФ). Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах. Банкноты не выпускались.
Законное платёжное средство (англ. Legal tender) — средство платежа, обязательное по законодательству к приёму в оплату любых (в отдельных странах — только долговых и публичных) платежей, номинированных в той же валюте. Согласно ст. 140 Гражданского кодекса РФ, рубль обязателен к приёму на всей территории Российской Федерации. Однако в большинстве стран (Австралия, Великобритания, Канада, США, страны Еврозоны, Норвегия, Швеция, Швейцария и др.) законодательство обязывает принимать законное платёжное...
Резервная валюта — общепризнанная в мире национальная валюта, которая накапливается центральными банками иных стран в валютных резервах. Она выполняет функцию инвестиционного актива, служит способом определения валютного паритета, используется при необходимости как средство проведения валютных интервенций, а также для проведения международных расчётов.
Валютный союз — формальное межгосударственное соглашение о взаимозаменяемости валют во внутренних расчетах, о создании межнациональных или наднациональных эмиссионных центров (еврозона, зона восточно-карибского доллара и т. п.), о возможности официального, с согласия страны-эмитента, использования чужой валюты в денежном обращении своей страны. Валютными союзами не являются случаи законодательного разрешения или неформальной практики использования иностранных валют во внутреннем денежном обращении...
Зона франка (фр. Zone Franc) — возглавляемый Францией валютный союз, созданный преимущественно на базе её бывших колониальных владений. Начало формирования зоны франка связано с началом выпуска во второй половине XIX века банкнот частных французских банков для французских колоний. Зона окончательно сложилась в 1939 году и получила законодательное оформление в 50-х годах XX века.
Валю́тный курс — цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.
Банковские операции (также банковские услуги) — транзакционные и бизнес-операции, обычно совершаемые банками; в некоторых странах на исключительной основе.
Яма́йская валю́тная систе́ма — современная международная валютная система, принятая на Ямайке в 1976 году, при которой курсы валют устанавливаются не государством, а рынком. Для неё характерно постоянное колебание обменных курсов, поэтому они называются плавающими, в отличие от фиксированных. Эта система действует в мире и по настоящее время, хотя в свете глобального кризиса 2008—2009 годов начались консультации о принципах новой мировой валютной системы (см. Антикризисный саммит G20, Лондонский...
Валютный клиринг — способ международных расчётов, применяемый во внешнеэкономических связях . Устанавливается на основе двухсторонних или многосторонних клиринговых соглашений, участниками которых являются государства, осуществляющие между собой торговые отношения. Валютный клиринг применяют в условиях, когда страны, или одна из них, не имеют достаточного количества свободно конвертируемой валюты для обеспечения взаимных расчетов. При достижении соглашения об использовании в торгово-экономических...
Ста́вка рефинанси́рования — размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям.
Кредитная организация (аббр. КО); кредитное учреждение, в соответствии с законодательством Российской Федерации — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное...
Де́нежно-креди́тная (монета́рная или кредитно-денежная) поли́тика (англ. monetary policy) — это макроэкономическая политика денежных властей, комплекс мер, направленных на управление совокупным спросом через условия денежного рынка (краткосрочная процентная ставка, номинальный валютный курс или уровень текущей ликвидности банковского сектора) для достижения комбинации конечных целей, в которые могут входить ценовая стабильность, сохранение устойчивого валютного курса, финансовая стабильность и содействие...
Золотовалютные резервы — высоколиквидные активы, находящиеся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования. Состоят из монетарного золота...
Безналичные расчеты — это платежи, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачётов взаимных требований. Имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения. Организация денежных расчётов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Широкому применению безналичных расчётов...
Банк (от итал. banco — скамья, лавка, стол, на которых менялы раскладывали монеты) — финансово-кредитная организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам. Банк — это коммерческое юридическое лицо, которое...
Облига́ция (лат. obligatio «обязательство»; англ. bond — долгосрочная, note — расписка) — эмиссионная долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от лица, её выпустившего (эмитента облигации), в оговорённый срок её номинальную стоимость деньгами или в виде иного имущественного эквивалента. Также облигация может предусматривать право владельца (держателя) на получение процента (купона) от её номинальной стоимости либо иные имущественные права.
Денежная система — это сложившееся исторически и закрепленное законодательством устройство денежного обращения в стране. Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве.
Де́нежный ры́нок (англ. Money market) — система экономических отношений по поводу предоставления денежных средств на срок до одного года. Денежный рынок, наряду с рынком капитала представляет собой часть финансового рынка.. Особенностью инструментов денежного рынка является низкий финансовый риск.
Еврозо́на — действующий в рамках Европейского союза валютный союз (ЭВС — экономический валютный союз от англ. Economic and Monetary Union (EMU)). В настоящее время объединяет 19 стран Евросоюза, официальной валютой которых является евро.
Рефинанси́рование (англ. refinancing, refinance) — замена существующего долгового обязательства на новое долговое обязательство на рыночных условиях. Порядок и условия рефинансирования значительно отличаются в зависимости от юрисдикции и экономических факторов, включая банковское регулирование, валютный и процентный риск, а также кредитоспособность заёмщика. Рефинансирование может сочетаться с реструктуризацией долга.
Норма обязательных резервов — установленная законом строго определённая доля обязательств коммерческого банка по привлечённым им депозитам, которую банк должен держать в резерве либо в виде депозита в центральном банке, либо в виде наличности в собственных хранилищах. Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого банка, обеспечивающего надежное выполнение его обязательств перед клиентами. В первую очередь,используется центральным банком как инструмент регулирования...
Нали́чные де́ньги — валюта одной из стран в каком-либо физическом представлении (обычно купюры; реже монеты) у конкретного физического или юридического лица для платежей за покупаемые товары и услуги.
Денежное обращение — движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве.
Фина́нсовый институ́т — организация, участвующая в финансово-кредитной системе, как то: банк, страховая компания, инвестиционный фонд (инвестиционная компания), пенсионный фонд, взаимный фонд и др.
Финансовая система — форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводимого процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Валютная корзина — условный набор валют с целью установления курса национальной валюты по отношению к другим валютам либо с целью создания международной расчётной денежной единицы, учитывающей динамику изменения курсов всех валют, входящих в корзину. Принцип валютной корзины используется также в расчётах по международному контракту или в рамках кредитных отношений для того, чтобы снизить влияние валютных рисков.
Це́нная бума́га — документ, удостоверяющий, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский кодекс РФ также определяет, что с передачей ценной бумаги все указанные ею права переходят в совокупности. В определённых случаях для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном...
Ревальва́ция (англ. value — ценность) — повышение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, международным счётным денежным единицам, золоту. Действие, противоположное девальвации.
Кли́ринг (англ. clearing — очистка) — безналичные расчёты между странами, компаниями, предприятиями и банками за поставленные, проданные друг другу товары, ценные бумаги и оказанные услуги, осуществляемые путём взаимного зачёта, исходя из условий баланса платежей.
Активы банка — объекты собственности, имеющие денежную оценку и принадлежащие банку. Основные источники средств для образования активов: собственный капитал банка и средства вкладчиков, межбанковские кредиты, эмиссия облигаций банка. Увеличение активов банка происходит за счёт проведения активных операций: кредитование, инвестиционные операции, прочие операции банка по размещению собственных и привлечённых средств. Важным качеством активов банка является принесение прибыли.
Общероссийский классификатор валют (сокращ. ОКВ) — действующий государственный стандарт, объектом классификации которого являются находящиеся в обращении валюты, валютные ценности и валютные фонды стран мира. Разработан на основе мирового стандарта ISO 4217, утверждён в 1994 году (вступил в силу с 1 июля 1995 года) и заменил Общесоюзный классификатор валют.
Европейская валютная система — ЕВС (англ. European Monetary System, EMS) — форма организации валютных отношений между государствами-членами Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Действовала с 13 марта 1979 года (дата начала расчётов ЭКЮ) по 31 декабря 1998 года (поскольку с 1 января 1999 года был осуществлен переход к евро). Европейская валютная система сыграла роль моста между «валютной змеёй» и Экономическим и валютным союзом (ЭВС). Один из ключевых элементов ЕВС — механизм координации...
Нерезидент ы (англ. non-resident) — юридические, физические лица, действующие в одном государстве, но постоянно зарегистрированные и проживающие в другом.
Стерлинговая зона (англ. Sterling area) — возглавлявшаяся Великобританией валютная группировка стран, проводивших согласованную политику в области международных валютно-финансовых отношений с преимущественным использованием фунта стерлингов в валютных операциях.
Банковская лицензия — государственная лицензия на осуществление банковских операций, в первую очередь, лицензия даёт право на привлечение денежных средств на депозиты, осуществление расчётов через открытые банковские счета, валютные операции.
ЭКЮ (₠; ECU) — валютная единица, использовавшаяся в европейской валютной системе ЕЭС и ЕС в 1979—1998 годах. Название «ЭКЮ» происходит от англ. European Currency Unit («европейская валютная единица»), а также от названия французских монет экю (фр. écu). Символ ₠ (Юникод: U+20A0 euro-currency sign) — стилизованное изображение аббревиатуры CE от французского Communauté européenne. 1 января 1999 года ЭКЮ было заменено на евро по курсу 1:1.
Упоминания в литературе (продолжение)
Следует сказать, что смешение (совмещение) депозитно-кредитной и инвестиционной деятельности характерно не только для банков США. Когда-то для Европы эта тема не была актуальной в силу гораздо меньшей степени развития фондовых рынков и соответственно меньшей вовлеченности европейских банков в высоко рисковый инвестиционный бизнес. Европа никогда не имела аналогов закона Гласса-Стиголла. Сегодня совмещение депозитно-кредитных и инвестиционных операций стало также присуще европейской банковской системе. Процесс универсализации банков сегодня сильно продвинулся в Европе. Лишь немногие политики и экономисты Европы понимают, насколько мощной является эта «мина», которая может взорвать Европейский Союз. В Европе последняя инициатива в пользу разделения банковской деятельности была выдвинута региональным советом Тосканы, принявшим резолюцию под названием «Банковская и правовая реформа в духе закона Гласса-Стиголла». А такие институты, как Еврокомиссия, Европарламент и Европейский
центральный банк поглощены борьбой с долговым кризисом, практически не обсуждая риски создания банковских конгломератов.
Секретариат FSB расположен в Базеле в здании Банка международных расчетов (БМР). Де-факто FSB оказывается подразделением БМР – организации, координирующей деятельность
центральных банков разных стран. В рамках БМР действует комитет по банковскому надзору, разрабатывающий рекомендации для центральных банков и других финансовых регуляторов по предотвращению массовых банкротств банков и банковских кризисов. Эти рекомендации содержатся в объемистых документах, которые принято называть: «Базель 1», «Базель 2», «Базель 3». Рекомендации БМР по банковскому надзору фактически консервировали и продолжают консервировать сложившуюся в мире воровскую ростовщическую систему, порождающую кризисы. О чем свидетельствует мировой финансовый кризис 2008–2009 гг. Это не удивительно: ведь БМР – организация, созданная самыми мировыми ростовщиками. Разговор о происхождении БМР, ее истинных целях и задачах выходит за рамки данной публикации. Можно лишь коротко сказать, что БМР наряду с Федеральным резервом является ключевой организацией мировой финансовой системы.
Внешнеэкономическая деятельность Банка России сводится к тому, что он представляет интересы страны в
центральных банках других стран, международных банках и иных финансово-кредитных организациях при условии осуществления сотрудничества на уровне центральных банков, выдает лицензии на осуществление коммерческими банками операций в иностранной валюте и на открытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитных учреждений на территории РФ. Кроме того, Центральный банк управляет официальными золотовалютными резервами РФ, определяет и публикует официальный курс рубля к денежным единицам других государств. Банк России вправе осуществлять любые операции в иностранной валюте в РФ и за границей, которые соответствуют законодательству России и приняты в международной банковской практике.
Именно по такому принципу построено подавляющее большинство зарубежных систем обязательного страхования вкладов, где соответствующие функции (включая санацию и ликвидацию банков) выполняет созданная государством организация, действующая не на коммерческой основе, обладающая финансовой и управленческой автономией, но подконтрольная государству. Неудивительно, что и аналогичная российская система базируется на передовом мировом опыте и по основным параметрам соответствует международным Основополагающим принципам для эффективных систем страхования депозитов, которые в 2009 г. разработаны по поручению Большой двадцатки (формат международных совещаний министров финансов и глав
центральных банков , представляющих 20 крупнейших национальных экономик)[40].
Потенциальные коррупционные возможности банковского сектора (по сравнению с министерствами и ведомствами) существенно выше и по другой причине: банковский сектор формально находится вне государства (за исключением нескольких банков с участием государства) и имеет особый статус. Этот статус не позволяет государству глубоко вмешиваться в дела банков. Считается, что контроль над банками должна осуществлять организация с солидным названием «
Центральный банк Российской Федерации». Но дело в том, что сам ЦБ РФ, строго говоря, органом государственного управления не является и достаточно независим от государства (кто не верит, может посмотреть Конституцию РФ, а также Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации»). Фактически банковский сектор оказывается в «тени», его «прозрачность» является крайне низкой[19]. При таком раскладе соблазн заниматься коррупционным бизнесом в банковском секторе крайне велик. И, как показывает жизнь, банкиры перед этим соблазном устоять не могут.
В настоящее время во многих странах с развивающимися рынками прекращено действие нестандартных инструментов, разработанных в период кризиса. Тем не менее в последнее время
центральные банки некоторых государств перешли к реализации или интенсификации мер по косвенному кредитному смягчению, направленному на стимулирование банковского кредитования. Так, распространенными стали разнообразные инструменты центрального банка по поддержке кредитования малых и средних предприятий. Кроме того, стоит отметить, что различные программы по содействию кредитованию малого и среднего бизнеса в некоторых странах с развивающимися рынками предпринимались с начала 1990-х гг. Фактически данные механизмы, составляющие часть операционного механизма центрального банка, соответствуют определению, данному МВФ мерам по косвенному кредитному смягчению.
Агрессивная политика ряда банков оказала негативное влияние на их устойчивость, что остро проявилось в условиях кризиса и потребовало принятия Правительством Российской Федерации и
Центральным банком Российской Федерации (Банком России) экстренных мер по обеспечению системной стабильности банковского сектора, позволивших преодолеть кризисные явления и сохранить доверие населения и организаций к банковской системе. За несколько последних месяцев почти тридцать российских кредитных организаций лишились лицензии. В их числе оказались и такие крупные участники банковской системы, как «Инвестбанк» и «Мастер-банк».
Вторая группа задач и функций
центрального банка состоит в выработке и применении инструментов и процедур денежно-кредитной политики, обеспечивающих наилучшее достижение операционного ориентира, т. е. близость фактических значений краткосрочной процентной ставки денежного рынка к уровню ставки, наилучшим образом отвечающему цели и условиям политики. Эту часть деятельности центрального банка принято называть реализацией денежной политики (monetary policy implementation). Для лучшей реализации своей политики центральные банки совершенствуют ее операционные основы – набор инструментов политики, правил и процедур осуществления операций. В центре внимания настоящей работы находится изучение операционных основ денежно-кредитной политики современных центральных банков, в том числе Банка России.
Что касается третьего по величине институционального инвестора – Wellington Management Co. – то он очень тесно связан с входящей в «Большую четверку» финансовой компанией Vanguard[17]. Пожалуй, единственным относительно независимым от «Большой четверки» институциональным акционером BR является компания Norges Bank Investment Management. Она имеет статус специализированного подразделения
Центрального банка Норвегии, на которое возложена обязанность размещения на финансовых рынках средств Пенсионного фонда Норвегии.
Первый
центральный банк , функционирующий и в настоящее время, был создан в Швеции. Его прототипом являлся Стокгольмский банк (Stockholms Banco), учрежденный голландским финансистом, выходцем из Риги Йоханом Палмстрюком в 1654 г. Формально банк считался частным учреждением, однако связывавшие его с королевским двором отношения делали банк полуправительственным финансовым институтом. Во-первых, он кредитовал государственную казну за счет собственных средств. Во-вторых, половина прибыли банка ежегодно поступала в распоряжение Короны. В-третьих, министр финансов Швеции одновременно занимал должность главного инспектора банка. В-четвертых, все налоговые платежи в стране проходили через Стокгольмский банк. Ему принадлежит право выпуска первых в Европе полноценных банкнот (а не депозитных расписок, как обычно), которые были обязательны к приему в течение определенного времени, после чего разменивались на медные деньги.
Деятельность
Центрального банка любой страны, в том числе и Банка России, направлена на решение триединой задачи: обеспечение стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы, стабильности и ликвидности банковской системы, эффективности и надёжности платёжной системы. Отметим, что, согласно ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», получение прибыли не является целью деятельности Банка России [3].
Резкий рост доли средств Банка России в структуре пассивов российской банковской системы обусловлен активной политикой монетарных властей по предоставлению денежной ликвидности банковском у сектору. С середины октября 2008 г. Банк России расширил список бумаг, принимаемых в качестве обеспечения по ломбардным кредитам. Кроме того, в дополнение к ломбардным кредитным аукционам
Центральный банк РФ начал проводить кредитные аукционы без обеспечения. Первые три аукциона в октябре были проведены на общую сумму 1,4 трлн руб., что отразилось на соответствующем изменении в пассивной части баланса коммерческих банков, по данным на 1 ноября 2008 г. Одновременно Центральным банком осуществлялась поддержка курса рубля по отношению к бивалютной корзине, что выражалось в продаже активов банка, номинированных в иностранной валюте. Таким образом, увеличивая предложение иностранной валюты для частного сектора, Банк России уменьшал рублевую денежную массу.
1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-I «О банках и банковской деятельности» определяет кредитную организацию как образуемое на основе любой формы собственности хозяйственное общество, являющееся юридическим лицом, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности и на основании специального разрешения (лицензии)
Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, к которым ст. 5 отнесено:
По мнению комиссии, проектируемое учреждение на самом деле представляло собой не ипотечный, а коммерческий банк, так как его активы обеспечивались не недвижимой собственностью, а ценными бумагами других кредитных учреждений. Комиссия пришла к выводу, что создание
Центрального банка «крайне нежелательно» и вызовет «опасные для всего поземельного кредита последствия». Вместо этого комиссия предлагала такие меры, как создание синдикатов банкиров для реализации за границей закладных листов земельных банков, взаимное ручательство ипотечных банков при помещении за границей бумаг, создание совета банков для наблюдения за их действиями, разрешение русским ком мерческим банкам реализации бумаг за свой счет, активное участие правительства (через посредство Государственного банка) в привлечении иностранного капитала к ипотечному кредиту в России. Наконец, комиссия предложила созвать съезд представителей всех ипотечных учреждений России для рассмотрения вопросов, связанных с положением дел в области ипотечного кредита[246].
Банк – это один из видов кредитных организаций, который ведет свою деятельность на основании лицензии
Центрального Банка РФ. Банки оказывают довольно большое количество услуг. Мы рассмотрим те, которые интересны нам именно для удобства реализации личного финансового плана.
Важнейшим полномочием Правительства Российской Федерации в системе управления государственным долгом является контроль за соотношением внутреннего и внешнего долга. При высоком уровне внешнего долга, по сравнению с внутренним, целесообразно дополнить Бюджетный кодекс Российской Федерации системой показателей, включающей соотношение внешнего долга и объема экспорта, так как последний является основным источником поступления валюты для расчета с иностранными кредиторами. Эта сторона полномочий Правительства Российской Федерации по управлению внешним долгом оказалась весьма важной для России. Финансовый кризис 1998 г. привел к резкому дефициту иностранной валюты для платежей по внешнему долгу. С целью решения этой проблемы были, в первую очередь, применены меры по усилению валютного контроля. В их числе увеличение доли обязательной продажи экспортной выручки
Центральному банку , ужесточение контроля за переводом валюты за рубеж, строгая регламентация целей, на которые может приобретаться иностранная валюта, занижение курса национальной валюты для стимулирования экспорта и ограничения импорта. Однако в системе управления внешним долгом меры валютного контроля обычно рассматриваются как временные. Они приводят к определенным экономическим и политическим издержкам. В частности, к дефициту импортных товаров на внутреннем рынке, их недоступности для многих потребителей, замедлению ввоза иностранного капитала в страну с чрезмерно жестким валютным законодательством, усилению тенденций сокрытия валютной выручки и т. п. Бюджетным законодательством не предусмотрено правовое регулирование полномочий Правительства Российской Федерации по контролю за состоянием российского рынка.
Оценивая проделанную в условиях мирового финансового кризиса работу по обеспечению стабильности отечественной финансовой системы, Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. отметил: «…в предшествующие месяцы мы много внимания уделяли поддержке финансовой системы. Сегодня наша банковская система находится в удовлетворительном состоянии – для кризисного, конечно, года. Рост кредитования возобновился, объем просроченных долгов стабилизировался. Вслед за снижением инфляции и стабилизацией на валютном рынке постепенно уменьшаются процентные ставки.
Центральный банк начал полноценно исполнять функции кредитора последней инстанции. Однако с точки зрения инновационного развития финансовый сектор все еще слаб, недостаточно капитализирован и не способен оказывать все необходимые нашим гражданам и компаниям услуги. Правительство должно представить план конкретных мер по совершенствованию финансовой системы. Она должна стать адекватной требованиям модернизации нашей экономики»21.
Денежная политика в России, как и в других странах мира, осуществляется посредством
Центрального банка . Центральный банк РФ представляет на рассмотрение Правительства проект своей деятельности на предстоящий год и в мае – годовой отчет.
Как мы уже отметили, эти долги сегодня являются наиболее динамичной частью национального долга развитых стран, поскольку эмиссия денег
центральными банками осуществляется, прежде всего, в результате покупки облигаций государственных займов.
Законопроектом предусмотрено, что нормы о порядке резервирования и возврата суммы резервирования, регулирование Правительством Российской Федерации и
Центральным банком Российской Федерации валютных операций движения капитала, порядок купли-продажи иностранной валюты резидентами и нерезидентами, порядок открытия резидентами счетов в банках, расположенных на территории иностранных государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), а также переводы резидентами средств на свои счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, действуют до 1 января 2007 г. (пункт 2 статьи 26).
Финансовая политика в результате реформ потребовала изменения хозяйственного механизма. Взаимоотношения между предприятиями и государством стали строиться на налоговой основе. Изменились межбюджетные отношения, в результате чего территориальные бюджеты (региональные, местные) получили большую самостоятельность, в первую очередь в сфере расходования средств. Кроме того, были внесены изменения в формирование территориальных бюджетов (были созданы фонды финансовой помощи). Сложилось так, что бюджетный дефицит стал покрываться не за счет ресурсов
Центрального банка России, а на основе выпуска государственных ценных бумаг. Создание частных страховых компаний способствовало становлению и развитию страхового рынка. Законодательно из состава государственного бюджета были выведены средства социального страхования и созданы государственные социальные внебюджетные фонды.
1. Федеральная резервная система США была создана в 1913 г. По совокупности своих функций ФРС США играет роль
центрального банка США. В этой связи она несет ответственность за разработку и реализацию денежно-кредитной политики, банковский надзор, а также за предоставление финансовых услуг депозитным институтам и федеральному правительству. Будучи самостоятельным институтом, она не зависит ни от Конгресса США, ни от правительства.
1) с осуществлением
Центральным банком Российской Федерации (Банком России) (далее – Банк России) и иными лицами, действующими от его имени, операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой в целях реализации Банком России функций по осуществлению единой государственной денежно-кредитной политики, защите и обеспечению устойчивости рубля;
Что касается понятия «кредитная организация», то согласно ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» под этим понятием подразумевается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии)
Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчетов (Committee on Banking Supervision of the Bank for international Settlements), или Базельский комитет, был основан в г. Базель в 1974 г. руководителями
центральных банков стран Большой десятки (G10) для внедрения единых стандартов и развития международного сотрудничества в сфере банковского регулирования. Одной из основных задач комитета является пруденциальное регулирование деятельности банков, а также выполнение контрольной функции по проверке соблюдения ими установленных норм.
Положение международных финансов государства зависит от кредитно-денежной системы и изменений, происходящих в ней. Государство воздействует на международные финансы страны через общую макроэкономическую политику, в частности через кредитно-денежную политику. Среди инструментов валютной политики выделяют дисконтную политику (изменения ставок ссудного процента, под который
центральный банк кредитует коммерческие банки) и валютные интервенции (покупка или продажа иностранной валюты на рынке центральным банком). Международный валютный фонд является главным органом международного сотрудничества в области установления и регулирования валютного курса.
Повышение процентных ставок в сложившихся условиях возросших внешнеэкономических рисков не может служить достаточным стимулом для сдерживания оттока и стимулирования притока капитала. Оно лишь усугубляет неконкурентоспособность российской банковской системы по отношению к банкам стран ОЭСР, располагающим дешевыми и длинными кредитными ресурсами, которые практически бесплатно предоставляются им своими
центральными банками . Преимущественное положение иностранных кредиторов закрепляется нормативной политикой Банка России, который оценивает обязательства зарубежных, в том числе, офшорных юрисдикций с меньшим дисконтом, чем обязательства российских эмитентов на том основании, что последние имеют более низкий рейтинг американской «большой тройки» рейтинговых агентств.
Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг», непрофессиональный инвестор может осуществлять сделки на организованном рынке только посредством профессионального участника рынка ценных бумаг (профучастника), выступающего либо в роли брокера, либо в роли доверительного управляющего. В качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг совершают операции коммерческие банки и инвестиционные компании. Таким образом, все остальные инвесторы имеют право совершать операции только посредством этих профессиональных участников. Даже в случае интернет-трейдинга заявка инвестора сначала поступает в торговую систему брокера, а оттуда уже непосредственно на торговую площадку. Смешанная система определяет для профучастников и различные государственные регулирующие органы: для инвестиционных компаний – это Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) РФ, для коммерческих банков –
Центральный банк России (www.cbr.ru).
Центральный банк – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банковскую систему страны, и в качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.
Законодательной основой формирования новой банковской системы стали принятые в 1990 г. законы «О
Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Однако в процессе углубления рыночных реформ некоторые положения основных законов стали тормозить развитие банковской системы. С принятием новой редакции Федеральных законов № 86 от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)» и № 395-1 от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» реформирован небанковской системы России завершилось.
Дискуссия по поводу роли резервных валют ведется уже давно. Само понятие резервной валюты связано с ролью, которую исполнял британский фунт стерлингов в мировой экономике с конца XIX до середины XX в. Основная функция резервной валюты заключается в облегчении международного обмена товарами и услугами за счет решения проблемы координации сделок на валютном рынке и снижения транзакционных издержек при проведении внешнеторговых операций. Кроме того, резервные валюты используются как средство сохранения ценности и держатся в качестве резервов
центральными банками большинства стран мира. Выполнение данной функции и привело к появлению термина «резервная валюта».