Связанные понятия
Бербо́ут-ча́ртер (англ. Bareboat charter, Demise charter) — в торговом мореплавании договор фрахтования судна без экипажа.
Тайм-ча́ртер (англ. Time charter) — в торговом мореплавании договор фрахтования судна c экипажем на время.
Рейсовый чартер (англ. Voyage charter party) - договор фрахтования, по которому судовладелец предоставляет фрахтователю грузовые помещения судна и обязуется доставить груз из порта отправления в порт назначения за согласованный фрахт.
Фрахт (нем. Fracht, англ. freight) — в праве: обусловленная договором или законом плата за перевозку груза.
Безопасный порт (англ. safe port) — условие договора фрахтования по которому фрахтователь гарантирует судовладельцу безопасное пребывание судна в согласованном порту.
Упоминания в литературе
Пассажир-турист в данном случае выступает как лицо, для перевозки которого
фрахтовщик и фрахтователь заключают договор фрахтования. Статья 787 ГК РФ оставляет за пределами регулирования многие вопросы, в том числе касающиеся взаимоотношений фрахтователя и пассажиров[8]. Это и позволяет судам квалифицировать отношения, связанные с перемещением туристов воздушным транспортом, не как договор фрахтования между туроператором и перевозчиком в пользу туриста, а как договор перевозки, заключенный между туристом и транспортной компанией. Причем основанием заключения договора является билет с фамилией пассажира.
Воздушный кодекс РФ в ст. 120 предусматривает, что за просрочку доставки грузов перевозчик несет ответственность, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в ст. 36 приводит перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку в доставке грузов. Это: явления непреодолимой силы; временные ограничение или запрет движения транспортных средств по автодорогам, введенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика,
фрахтовщика , грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам; иные, не зависящие от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причины.
Концепция объективного интереса исходит из того, что каждый материальный объект представляет ценность не только для его собственника, но и для других лиц, имеющих свой интерес в его сохранении. К тому же право собственности на страхуемый предмет может переходить от одного лица к другому, что не снимает потребности в обеспечении его сохранности посредством страхования. Так, в страховании груза от морской опасности могут быть заинтересованы собственник груза, который, кстати, может меняться в процессе перевозки,
фрахтовщик , экспедитор, комиссионер, грузополучатель, который может и не быть собственником, и т. д. Каждый из них имеет свой (субъективный) интерес, но совокупность этих субъективных интересов формирует объективный интерес. Он является объективным, поскольку охватывает интересы многих лиц. Страхование имущественного интереса в его объективном качестве позволяет охватить максимально широкий круг страховых интересов, что выгодно для страхователей и тем самым служит расширению сферы страхового обслуживания. В результате реализуется принцип универсальности страхового обеспечения[45].
Связанные понятия (продолжение)
Морско́е пра́во (международное морское частное право) — подотрасль международного частного права, которая регулирует имущественные отношения, осложнённые иностранным элементом, возникающие в процессе международного экономического оборота и связанные с морепользованием.
Коносаме́нт (фр. le connaissement; англ. bill of lading, B/L, BOL) — документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар.
Судовладелец (англ. Shipowner), а также сравнительно редко арматор (от лат. вооружающий, снаряжающий) — юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени. Судовладелец не обязательно является владельцем судна, им может быть лицо, эксплуатирующее судно на основании договора с собственником.
Суперка́рго (англ. supercargo, от исп. sobrecargo) — морской термин: лицо, ведающее на судне приёмом и выдачей грузов, а также наблюдающее за состоянием трюмов; обычно второй помощник капитана.
Товарно-транспортная накладная (ТТН) предназначена для учёта движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) при их перемещении с участием транспортных средств и является основанием для списания ТМЦ у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя. Как правило, оформляется грузоотправителем. Однако по согласованию сторон документ может составляться и перевозчиком.
Транспортная экспедиция — деятельность, связанная с оказанием услуг грузоотправителям и грузополучателям (клиентам) и организацией доставки грузов каким-либо видом транспорта. Оказанием услуг транспортной экспедиции (экспедиторских услуг) занимаются специальные экспедиторские организации — экспедитор.
Договор перевозки — договор, предметом которого является оказание услуг по перевозке грузов, багажа или людей.
Чартер — договор между судовладельцем и фрахтователем на аренду судна или его части на определенный рейс или срок. В мировой практике минимальный период чартера с целью туризма составляет неделю и длится с вечера первой субботы до утра следующей. Понятие фрахтования судна делится на фрахтования на рейс, рейсовый чартер (договор перевозки груза), или фрахтования на время (тайм-чартер) — который в свою очередь является договором имущественного найма судна.
Диспа́ч (англ. Despatch money)— в торговом мореплавании вознаграждение, которое может быть установлено соглашением сторон и уплачивается перевозчиком фрахтователю за окончание погрузки груза до истечения сталийного времени. При отсутствии такого соглашения размер диспача исчисляется в размере одной второй платы за простой.
Страхование ответственности автоперевозчика — вид страхования ответственности, предназначенный для обеспечения страховой защитой имущественных интересов автоперевозчика, связанных с возмещением им ущерба в связи с возможными претензиями о компенсации причинённого вреда со стороны лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке грузов.
Букировка (англ. booking) — бронирование агентом всей или части грузовместимости судна (в последнем случае владелец судна выделяет агенту квоту от грузовместимости — т. н. аллотмент).
Агентирование морских судов — комплекс услуг, оказываемых за вознаграждение морским агентом по поручению и за счёт судовладельца от своего имени или от имени судовладельца в определённом порту или на определённой территории .
Судовой агент — лицо, нанимаемое судовладельцем через агентскую фирму (организацию). для представления интересов судовладельца в чужом (не в порту приписки судна) порту. Является прямым посредником при взаимодействии судна с портовыми службами и государственными органами, начиная с подхода судна и до его окончательного выхода за границы порта.
Коммерческий акт — основной документ, подтверждающий обстоятельства утраты, недостачи, порчи или повреждения перевозимого груза. Составляется грузоперевозчиком и используется для последующего определения ответственности перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя за нанесённый ущерб.
Шипчандлер (англ. ship chandler — судовой поставщик) — торговый морской термин, которым называют лицо-поставщика продовольствия и корабельного оборудования, с целью нормальной эксплуатации судна и безопасности мореплавания.
Гаагские правила (англ. Hague rules) — свод правил, положений, определяющих объем ответственности судовладельцев при перевозке грузов по коносаментам.
Судоходный рынок — это всё что определяет продажу и куплю судов. Как осуществляется наём судов и чем обусловлена его стоимость. Игроками данного рынка являются судовладельцы, фрахтователи и судоходные компании.
Подробнее: Судоходные рынки
Аре́нда тра́нспортных сре́дств — один из видов арендных отношений, основывающийся на договоре аренды транспортных средств, который подразделяется на...
Де́мередж (от фр. demeurer — задерживаться) — в торговом мореплавании денежное возмещение убытка, плата, причитающаяся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени. Размер демереджа определяется соглашением сторон, при отсутствии соглашения — согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту. В случае отсутствия таких ставок размер платы за простой судна определяется расходами на содержание судна и его экипажа.
Воздушный чартер — договор фрахтования воздушных транспортных средств, предусматривающий фрахтование всей вместимости или части воздушных судов.
Бодмере́я (нем. Bodmerei) — заём под залог судна, фрахта и груза, получаемый от их владельцев капитаном судна в случае острой потребности в денежных средствах для совершения рейса.
Сюрвейер (англ. surveyor) — термин в страховании, обозначающий инспектора или агента страховщика, осуществляющего осмотр имущества, принимаемого на страхование. Оценщик страхового общества.
Тальманская расписка , тальманский лист — первичный учетный документ приема и сдачи грузов, оформляемый тальманом при погрузке/выгрузке судна в порту. Данный документ отражает количество и состояние выгруженного с судна и принятого портом груза. Записи в тальманскую расписку вносятся после подсчета поштучно и одновременного...
Ча́ртер (англ. charter — «хартия», «устав»; здесь — «договор») — договор между владельцами транспортного средства и фрахтователем (нанимателем) на аренду всего транспортного средства или его части на определённый рейс или срок.
Авиаперево́зки (воздушные перевозки) — способ транспортировки грузов и перевозки пассажиров при помощи воздушных судов.
Сборные перевозки — это перевозки мелкогабаритных грузов различных заказчиков в одном направлении на одном транспортном средстве. Сборные перевозки позволяют уменьшить стоимость доставки мелкогабаритных грузов и не выгодны при перевозке крупно- и средне- габаритных грузов, так как фирмы, осуществляющие сборные перевозки, имеют тариф выше, чем другие транспортные фирмы. В этом случае необходимо попробовать осуществить попутные перевозки.
Информационная система по грузоперевозкам (или информационная система по грузам и транспорту) — это интернет (сайт) или обычное приложение, которое оперирует с грузами (отправками), средствами транспорта и транспортным оборудованием ( например контейнерами). Современный подход связывает транспортировку и торговлю в единый бизнес процесс, с точки зрения Покупателя образующий Цепочку Поставок.
Страхование грузов — один из видов имущественного страхования, имеющий целью защиту имущественных интересов владельцев грузов на случай наступления убытков, вызванных различного рода происшествиями (страховыми событиями) в процессе транспортировки груза. В России страхование грузов - один из самых стабильных видов страхования, характеризующийся весьма слабой изменчивостью основных показателей от одного года к другому.
Стивидорные расходы - при морских перевозках расходы, связанные с погрузо-разгрузочными работами. К ним относятся расходы по погрузке/выгрузке, по укладке, обмеру, счету груза и т.п. В стивидорные расходы входит также причальный сбор.
Транспортно-экспедиционная компания (ТЭК) — компания, занимающаяся организацией перевозок грузов от грузоотправителя (клиента) к грузополучателю. В большинстве случаев ТЭК является компанией посредником между клиентом и перевозчиком, предоставляя услуги по поиску исполнителя и транспорта удовлетворяющим критерием перевозки груза. От компетентности и профессионализма данной компании зависит качество и своевременность перевозки грузов.Транспортно экспедиционная компания должна удовлетворять следующим...
Негабари́тный груз (англ. Oversize load) — это такой груз, весогабаритные параметры которого превышают допустимые при транспортировке размеры и установленные правилами дорожного движения нормы. Другими словами, негабаритный размер — это такой размер груза, который невозможно поместить в стандартное транспортное средство.
Пассажи́р (фр. passager) — человек, который не является членом экипажа и который перевозится транспортным средством в соответствии с гласным или негласным договором перевозки.
Судовой брокер — специалист по организации перевозок морским транспортом,посредник в переговорах между судовладельцем и фрахтователем при заключении договоров морской перевозки, а также посредник в переговорах при заключении сделок по купле-продаже судов.
Таможенный перевозчик — это транспортная компания уполномоченная Федеральной таможенной службой (ФТС) для осуществления международных грузовых перевозок, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Таможенного Союза без уплаты таможенных пошлин. ФТС ведет реестр таможенных перевозчиков, а транспортной компании выдает свидетельство о включении в реестр таможенных перевозчиков с уникальным номером 10000/0363. По этому номеру на сайте ФТС можно узнать о сроке действия этого свидетельства...
Франко-вагон - торговый термин, не включенный в Инкотермс. Применение термина обусловлено торговым обычаем.
Таймшит (англ. time sheet, от time — время и sheet — лист, ведомость) — судовой документ, составляемый в портах, в котором производится расчёт времени, необходимого на грузовые операции в данном порту, и ведётся учёт фактически затраченного времени. В таймшите указываются также размер премии, причитающейся грузовладельцу за досрочное окончание погрузки или выгрузки, или уплачиваемый судовладельцу штраф за перерасход времени и задержки судна.
Фра́нко (от итал. franco — cвободно, фр. franco, англ. free) — торговый термин, обозначающий определённое место, обозначенное в договоре купли-продажи, за доставку товара в которое вся ответственность и расходы ложатся на продавца. После доставки товара в это место, все расходы и ответственность за товар начинает нести покупатель.
Общая авария (англ. general average) — в морском праве ситуация, потребовавшая пожертвования частью груза или оборудования в целях спасения судна, груза и фрахта; также понесённый от этой ситуации ущерб...
Грузоперевозки — это процесс, вследствие которого совершается перемещение (транспортировка) из одного места в другое каких-либо объектов с помощью транспорта.
Фрахтовая тонна — единица измерения размера фрахта, то есть платы владельцу транспортных средств за предоставленные им услуги по перевозке грузов или пассажиров. В зависимости от вида груза во фрахтовых тоннах оценивается либо его объём, либо его вес.
Поставщик — это любое юридическое (организация, предприятие, учреждение) или физическое лицо, поставляющие товары или услуги заказчикам.
«Крюинг » или «круинг» (от англ. crew — «команда», «экипаж») — осуществление деятельности по набору моряков на морские (реже речные) суда.
Морско́й тра́нспорт — вид водного транспорта. К морскому транспорту относится любое судно, способное передвигаться по водной поверхности (морей, океанов и прилегающих акваторий), а также просто находиться на плаву и выполнять при этом определенные функции, связанные с перевозкой, перевалкой, хранением, обработкой различных грузов; перевозкой и обслуживанием пассажиров.