Связанные понятия
«Вид из окна в Ле Гра » (фр. Point de vue du Gras) — самая первая из дошедших до наших дней гелиогравюр, которая считается первой в мире фотографией, снятой с натуры. Создана французским изобретателем Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826 (по другим данным в 1827) году на пластинке, покрытой слоем битума. Технология гелиографии разработана Ньепсом уже в начале 1820-х годов, однако в начале использовалась только для тиражирования рисунков контактным способом, а более ранние изображения, снятые при помощи...
Амброти́пия (от др.-греч. ἄμβροτος — «бессмертный», и τύπος — «отпечаток») — ранний фотографический процесс, описанный в начале 1850-х годов изобретателем коллодионного процесса Фредериком Арчером, как один из его вариантов. Другие названия — амфитипия и витротипия. Патент № 11267 на технологию получен 11 июля 1854 года фотографом Джеймсом Каттингом. Отличие от оригинального коллодионного процесса заключается в получении позитивного изображения непосредственно из стеклянного негатива, который рассматривается...
Дагер(р)оти́пия (англ. daguerreotypy) — ранний фотографический процесс, основанный на светочувствительности йодистого серебра. Первая в мире работоспособная технология фотографии, использовавшаяся в течение двух десятилетий и вытесненная во второй половине XIX века более дешёвыми и удобными процессами.
Подробнее: Дагеротипия
Тинта́йп или фе́рроти́пия (англ. tin — олово, лат. ferrum — железо) — ранний фотографический процесс, использующий в качестве фотоматериала металлические пластинки, покрытые тёмным лаком и светочувствительным коллодием. Само слово «тинтайп» (англ. Tintype) ведёт своё происхождение от английского «жесть» (англ. Tin), но в реальной практике в качестве подложки использовалась тонкая листовая сталь, в обиходе также называемая жестью. Металлическая основа была достаточно эластичной и не требовала сушки...
Гелиография — ранний фотографический процесс, изобретённый Нисефором Ньепсом в 1822 году и послуживший теоретической основой для разработки дагеротипии. Изображения могут быть получены как контактным способом, так и с помощью камеры-обскуры.
Гуммима́сляная печа́ть , или гумо́йл (англ. gumoil) — способ получения отпечатка фотографии с использованием камеди (гуммиарабика), солей хрома и масляных красок.
Диазотипия , диазография — бессеребряный фотографический процесс, основанный на светочувствительности солей диазония, разрушающихся под действием света. Диазотипный процесс является прямопозитивным, то есть с позитивного изображения сразу же получается позитив. Диазотипные фотоматериалы обладают невысокой светочувствительностью и плохо воспроизводят полутоновое изображение, поэтому получили распространение для копирования документации.
Флексографская печать (флексографическая печать, флексография, флексопечать) — это способ печати, который представляет собой прямую высокую ротационную печать быстровысыхающими жидкими красками, закрепляющимися на различных (чаще — гибких) материалах, с использованием эластичных печатных форм, которые могут быть установлены на формных цилиндрах с различной длиной окружности.
Калоти́пия (др.-греч. καλός «красивый» и τύπος «отпечаток») — ранний фотографический процесс, основанный на использовании бумаги, пропитанной йодистым серебром. Технология стала первым в истории негативно-позитивным процессом, позволяющим тиражировать позитивы с исходного негативного изображения на бумаге. Патент на этот фотопроцесс получен его изобретателем Уильямом Генри Фокс Тальботом 8 февраля 1841 года. По имени изобретателя процесса калотипию также называют талботипия.
Цветная фотография — разновидность фотографии, способная воспроизводить яркостные и цветовые различия снимаемых объектов в цветах, близких к натуральным. В современной цветной фотографии фотоматрица или фотоматериал записывают информацию о цвете непосредственно в момент экспозиции путём разделения изображения на три частичных, соответствующих распределению яркости трёх основных цветов. Такая технология соответствует способу восприятия цвета сетчаткой человеческого глаза.
Коллодио́нный проце́сс — ранний фотографический процесс, использующий в качестве связующей среды для светочувствительных кристаллов галогенидов серебра коллодий. В конце 1850-х годов эта технология полностью заменила дагеротипию, благодаря более высокой светочувствительности и качеству изображения. Наиболее распространённым был так называемый «мокрый коллодионный процесс», требующий немедленного экспонирования и лабораторной обработки готовой эмульсии, терявшей свои свойства при высыхании. Эта особенность...
Защищённая полиграфия — изготовление полиграфическим способом изделий, защищённых от подделки, таких как банкнот, ценных бумаг (см. Изготовление ценных бумаг), акцизные марки, документов строгой отчётности и т. п.. Защита от подделок обеспечивается за счёт использования особых материалов, технологий, оборудования при изготовлении, а также внедрению специальных защитных признаков.В Российской федерации защищённая полиграфическая продукция делится на классы «А», «Б», «В», «Г» в порядке убывания степени...
Пигме́нтная фотопеча́ть — технология фотопечати, основанная на получении изображения с помощью пигментов, смешанных с желатиной. Благодаря использованию пигментов вместо красителей, фотографии, изготовленные таким способом, отличаются высокой устойчивостью к выцветанию и долговечностью, выгодно отличаясь от хромогенной и даже гидротипной печати.
Цианоти́пия — бессеребряный фотографический процесс, дающий при фотопечати изображение голубого оттенка. Изобретён в 1842 году английским физиком и астрономом, сэром Джоном Гершелем. Технология широко использовалась для изготовления светокопий чертежей и документов («синек»), а в настоящее время она получила распространение среди фотохудожников, как альтернативный процесс.
Фотоплёнка — фотоматериал на гибкой полимерной подложке, предназначенный для различных видов фотографии. Представляет собой прозрачную основу с нанесённой на неё светочувствительной фотоэмульсией. В результате экспонирования в эмульсии формируется скрытое изображение, которое при дальнейшей химической обработке преобразуется в видимое.
Автохро́м , Автохро́мный фотопроце́сс (фр. Autochrome Lumière) — первая в мире технология цветной фотографии, пригодная для массового применения. Оставалась безусловным лидером рынка с 1907 до 1935 года, когда появились первые многослойные фотоматериалы. Запатентована братьями Люмьер в 1903 году.
Гуммиарабиковая фотопечать , гумми-бихроматный процесс, гумбихроматная печать (также встречаются названия гумми-печать и бихроматная печать) — позитивный фотографический процесс, основанный на способности хромированных коллоидов задубливаться под действием ультрафиолетового излучения. Технология впервые использована в 1858 году для фотопечати чёрно-белых и цветных фотографий. Полученные изображения более долговечны, чем желатиносеребряные отпечатки, благодаря отсутствию каких-либо химически активных...
Фототипи́я (от др.-греч. φῶς, родительный падеж φωτός — свет и τύπος — отпечаток, форма), другое название светотипия — фотомеханический процесс, предназначенный для получения типографского клише и тиражирования высококачественных полутоновых изображений методом плоской печати. Из всех способов полиграфического воспроизведения фотоснимков фототипия считается наиболее высококачественным, уступая только гелиогравюре.
Дека́ль (англ. decal) — «переводная картинка», метод непрямой печати изображений переносом с бумажной основы, а также само такое изображение. То же, что и декалькомания. В полиграфической и керамической промышленности обычно используется слово деко́ль.
Фотобума́га — фотоматериал на непрозрачной бумажной подложке. Состоит из высококачественной бумаги, на которую нанесены одна или несколько светочувствительных фотоэмульсий. По составу эмульсионных слоёв различают галогеносеребряные и бессеребряные фотобумаги. К последним относятся диазотипные фотобумаги, бумаги с солями железа, платины и других металлов. Фотобумага может быть позитивной и обращаемой: в последнем случае позитивное изображение получается при печати с диапозитива. В современной цифровой...
Цифровая офсетная печать — вид печати, совмещающей принцип цифровой (в частности, электрофотографической) и офсетной печати.
Сублимационный принтер (термосублимационный принтер) — принтер, печатающий изображение на поверхностях путём внесения твердотельного (обычно кристаллического) красителя под поверхность бумаги.
Трафаретная печать (шелкография) — метод воспроизведения как текстов и надписей, так и изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.
Альбуми́новая печа́ть — фотографический процесс, основанный на использовании альбумина, получаемого из белков яиц, для удержания светочувствительных веществ на бумаге. Технология представлена 27 мая 1850 года Луи Дезире Бланкар-Эвраром (фр. Louis Désiré Blanquart-Evrard) на заседании Французской академии наук, став первым коммерчески успешным методом получения фотоотпечатка на светочувствительном слое, нанесённом поверх бумажной подложки, а не пропитавшем её, как в калотипии. Процесс стал доминирующим...
Светящиеся краски — краски на основе люминофора — фосфоресцентного пигмента, способного накапливать световую энергию с продолжительным периодом послесвечения — фотолюминесценции называют Luminofor Glow.
Соляриза́ция (от лат. Solaris — солнечный, sol — солнце; через французское слово solarisation) — явление желатиносеребряного фотопроцесса, при котором слишком большая экспозиция приводит не к увеличению, а к снижению получаемой в результате проявления оптической плотности. В итоге переэкспонированные участки оказываются на негативе менее плотными, чем окружающие, получившие нормальную экспозицию. На позитиве в этих местах происходит эффект «обращения», когда солнце выглядит, как тёмный диск на светлом...
Ма́сляная фотопеча́ть , ма́сляная печа́ть, ойлпри́нт — альтернативный фотопроцесс для изготовления позитивных фотографических изображений, основанный на неравномерном удержании масляной краски хромированной желатиной после воздействия на неё света. Процесс разработан Г. Роулингом во второй половине XIX века для получения художественных изображений в пикториальной фотографии. Отпечаток изготавливается на листе бумаги, покрытом толстым слоем желатины, сенсибилизированной бихроматом. После экспонирования...
Иодоко́нт — иодохлоробромосеребряная фотобумага, производившаяся в СССР и предназначавшаяся для художественной фотографии. Относится к самотонирующимся фотобумагам и при стандартной обработке даёт изображение зелёного цвета, тоном и насыщенностью которого можно управлять путем изменения длительности экспозиции, а также временем и температурой проявления. Выпуск был прекращён в 1990-е годы.
Бромо́йль (буквально англ. Brom Oil, бромомасляный процесс) — позитивный фотографический процесс, основанный на неравномерном удержании краски хромированной желатиной, в зависимости от количества содержащегося в ней металлического серебра. Процесс может рассматриваться, как дополнительная обработка фотоотпечатков на желатиносеребряной фотобумаге, которая заключается в отбеливании проявленного изображения с одновременным дублением желатины двухромовокислыми солями и последующим пропитыванием фотоэмульсии...
Фоторезист (от фото и англ. resist) — полимерный светочувствительный материал. Наносится на обрабатываемый материал в процессе фотолитографии или фотогравировки с целью получить соответствующее фотошаблону расположение окон для доступа травящих или иных веществ к поверхности обрабатываемого материала.
Блужда́ющая ма́ска — разновидность технологий комбинированных съёмок, позволявшая совмещать актёров и другие объекты с произвольным фоном при помощи раздельной экспозиции в сочетании с движущейся непрозрачной маске на вспомогательной киноплёнке. В отличие от неподвижного каше, этот способ предусматривает совмещение движущихся предметов, контуры которых непрерывно изменяются. Один из наиболее эффективных приёмов совмещений до появления цифровых технологий кинопроизводства. В настоящее время полностью...
Ма́ска — непрозрачная или полупрозрачная заслонка, применяемая для ограничения или предотвращения доступа света к какой-либо части кадра при съёмке, печати или проекции изображения. Применяется в фотографии и кинематографе в качестве приёма комбинированной съёмки для соединения разных изображений, изменения соотношения сторон кадра или ограничения поля зрения (например для имитации вида через бинокль). В двух последних случаях чаще употребляется термин каше́ (фр. Сacher «прятать, заслонять») или...
Фотоплитка — керамическая плитка с нанесенным на неё фотоизображением различными методами. Нанесение изображения на керамику появилось сравнительно давно, но нанесение качественного фотоизображения практикуется совсем недавно, с появлением цифровых технологий фотопечати.
Цинкография — фотомеханический процесс, предназначенный для изготовления типографских клише и печати с них полутоновых изображений методом высокой печати. Название технология получила из-за того, что в качестве материала для клише чаще всего использовался цинк, обладающий хорошей тиражеустойчивостью. Из-за относительной простоты цинкография широко применялась в газетной полиграфии, допускающей невысокое качество изображения.
Офо́рт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»), также аквафорте (итал. acquaforte) — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения, на которых производится травление поверхности кислотами. Известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие.
Ультрафиолетовая печать (UV- или УФ-печать) — разновидность струйной печати с использованием УФ-отверждаемых чернил, которые застывают (фотополимеризуются) под воздействием ультрафиолетового излучения, образуя плёнку на запечатываемом материале.
Фотогравю́ра , гелиогравюра (греч. ήλιος — солнце, фр. gravure — печатный оттиск) — фотомеханический процесс, позволяющий получать типографское клише для глубокой печати полутоновых изображений. До начала XXI века технология оставалась непревзойдённой по качеству воспроизведения фотографий и других изображений, успешно конкурируя с фототипией. Термин «гелиогравюра» употребляется применительно как к самому процессу, так и к оттискам, полученным с его помощью.
Тони́рование , вирирование, окрашивание (в классической галогеносеребряной фотографии) — процесс химической обработки чёрно-белого позитива (или слайда), приводящий к изменению окраски (тона) последнего. Наиболее часто проводят тонирование в оттенки сепии, синего и красных цветов. Возможно также получение желтых, зеленых, фиолетовых оттенков, а также окрашивание в смешанные тона.
Техниколор (англ. Technicolor) — технология получения цветного кинематографического или фотографического изображения, изобретённая в 1917 году Гербертом Калмусом и Дэниэлом Комстоком (англ. Herbert Kalmus, Daniel Comstock). Ранний виражный процесс заключался в тонировании черно-белых диапозитивов в красный и зелёный цвета с их последующим склеиванием, что позволяло получить цветное изображение. В дальнейшем эта примитивная техника трансформировалась в распространённую технологию печати высококачественных...
Травлёный штрих — гравюра на металле, офортная манера, именуемая также штриховым, игловым, чистым, классическим или даже просто — офортом. Технологически является основной в этом виде станковой графики глубокой печати, поскольку даже за счёт сравнительно несложных подготовительных работ, выполнения рисунка на металлической доске достаточно простыми инструментами и, что основное — травления, эта техника в оттисках позволяет достигать очень ёмкого валёрного разнообразия, дающего, в свою очередь, богатые...
Желатиносеребряный фотопроцесс — современный фотографический процесс, основанный на использовании в качестве связующего элемента светочувствительных галогенидов серебра фотографической желатины. Фотоэмульсия такого состава наносится на подложку из стекла, бумаги или гибкой плёнки и сохраняет светочувствительность и пригодность для лабораторной обработки в течение многих лет. Процесс допускает использование любых галогенидов серебра, но часто упоминается под названием сухая броможелатиновая эмульсия...
Бипа́к — технический приём в кинематографе, предусматривающий использования для съёмки двух киноплёнок, заряжаемых в киносъёмочный аппарат одновременно. Термин «бипак» также относится к комплекту из двух киноплёнок, используемому в этой технике. Бипак применялся в плёночном кинематографе для комбинированных съёмок и в первых технологиях цветного кинематографа, таких как «Синеколор» и «Техниколор».
Бума́га (предположительно от итал. bombagia < лат. bombacium ‘хлопок’, первоисточником же считается иранский) — волокнистый материал с минеральными добавками. Представлен в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозы: растений, а также вторсырья (тряпья и макулатуры).
Гидроти́пная печа́ть , гидроти́пия (от др.-греч. ὕδωρ — вода и τύπος — отпечаток) — субтрактивная технология цветной фотографии, основанная на эффекте образования рельефного изображения на задубленном желатиновом слое. Печать позитивного изображения происходит водорастворимыми красителями, которыми пропитаны желатиновые рельефы. За пределами России процесс известен под названием «Техниколор».
Цветно́й кинемато́граф , цветно́е кино́ — совокупность технологий кинематографа, позволяющая получать в кинофильмах изображение с натуральными цветами, соответствующими цветам снятых объектов или рисунков художников-мультипликаторов. К цветному кино также относятся колоризованные кинофильмы.
Офсе́тная печа́ть (в полиграфии, от англ. off-set — без контакта с печатной формой) — технология печати, предусматривающая перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал не напрямую, а через промежуточный офсетный цилиндр. Соответственно, в отличие от прочих методов печати, изображение на печатной форме делается не зеркальным, а прямым. Офсет применяется главным образом в плоской печати. Первые станки для офсетной печати появились в США в 1905 году.
Глубо́кая печать , инта́льо — в полиграфии способ печати с использованием печатной формы, на которой печатающие элементы утоплены по отношению к пробельным.
Полиме́рная гли́на (также, пла́стик или пла́стика) — пластичный материал для лепки небольших изделий (украшений, скульптур, кукол и др.) и моделирования, затвердевающий при нагревании до температуры 100—130 °C (в зависимости от производителя). Иногда полимерной глиной называют самозатвердевающие массы для моделирования и создания цветов.
Пла́тиновая фотопеча́ть , платиноти́пия, платинота́йп (англ. platinum print или platinotype) — бессеребряный позитивный фотографический процесс, основанный на светочувствительности солей железа и платины к ультрафиолетовому излучению. Платинотипия позволяет осуществлять фотопечать при помощи солей платины и солей железа, дающих монохромное изображение. Из всех фотопроцессов с химическим проявлением платиновый даёт самый большой тональный диапазон.