Связанные понятия
Экономи́ческий пузы́рь (также называемый «спекулятивным», «рыночным», «ценовым», «финансовым») — торговля крупными объёмами товара или чаще ценными бумагами по ценам, существенно отличающимся от справедливой цены. Как правило, ситуация характеризуется ажиотажным спросом на некий товар, в результате чего цена на него значительно вырастает, что, в свою очередь, вызывает дальнейший рост спроса. Дополнительным фактором «раздувания» цены могут быть и завышенные недостоверные статистические данные и отчеты...
Дефо́лт (англ. default — невыполнение обязательств) — невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа.
Перегре́в эконо́мики — ситуация, при которой темпы экономического роста приобретают взрывной неподконтрольный характер и, поглотив все ресурсы частного и государственного сектора, близко подходят к черте, за которой дальнейший устойчивый рост исчерпывает себя и начинается рецессия.
Реце́ссия (от лат. recessus «отступление») — в экономике (в частности, в макроэкономике), относительно умеренный, некритический спад производства или замедление темпов экономического роста. Спад производства характеризуется нулевым ростом валового национального продукта (ВНП) (стагнация) или его падением на протяжении более полугода.
Дефля́ция (от лат. deflatio «сдувание») — снижение общего уровня цен на товары и услуги; процесс, противоположный инфляции.
Упоминания в литературе
Усиливающаяся роль государства как участника новых рынков до недавнего времени контрастировала с почти противоположными тенденциями на Западе, где государство с трудом поспевало за частным финансовым инжинирингом, таким как производные финансовые инструменты или кредитный обмен. Началось углубление и усложнение этого фондового рынка еще в восьмидесятые годы XX века, а усиливалось с повышением цен на активы и ростом курсов с девяностых годов до недавнего времени. Финансовый инжиниринг – основанный на уровне платежеспособности, немыслимый еще десять лет назад – по очереди ввел на мировой рынок и беспрецедентную степень риска, и нестабильность. Усиленный контроль и международное регулирование – возможный результат текущего
финансового кризиса – могут изменить эту траекторию, хотя разрыв в роли государства в экономике, вероятно, сохранится между Западом и быстро поднимающимися экономическими силами.
Одна из новых черт мировой экономики в условиях глобализации – резко возросшая скорость возникновения и распространения кризисов на финансовых рынках. Они сопровождаются самыми тяжелыми политическими и социальными последствиями для реального сектора экономики, для сотен миллионов людей. Это наиболее наглядно проявилось во время азиатского
финансового кризиса 1997–1998 гг. Портфельным инвесторам, тысячам операторов различных финансовых компаний свойственна гипертрофированная реакция на информацию о негативных изменениях на том или ином рынке, в той или иной стране. Такая реакция – феномен скорее психологический, рефлекторный, чем плод разумно обоснованных оценок[2]. Правда, одновременно мобильность мировых финансовых ресурсов создает для страны и регионов возможность более быстрого, чем раньше, выхода из кризиса.
За последние несколько лет ведущие университеты мира издали около ста монографий о причинах, природе и последствиях глобального кризиса. Большинство из них посвящено
финансовому кризису , который впервые затронул не периферийные страны (Аргентину, Мексику, Малайзию, Россию и т. д.), а мир в целом. П. Кругман и Р. Лэйард в статье «Экономический манифест здравого смысла» [1] считают непосредственной причиной кризиса чрезмерные заимствования в частном секторе и рисковое кредитование банков с высоким уровнем задолженностей. Это привело к сокращению расходов частного сектора, спроса потребителей, а в итоге – к депрессии и росту госдолга.
Но в конце XX в. мировая экономика оказалась под угрозой из-за
финансовых кризисов в странах среднего уровня развития (Россия, Мексика, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Таиланд, Малайзия, Южная Корея). Эти кризисы заключались в обвале фондового рынка, девальвации валют, усилении инфляции, многочисленных банкротствах банков и фирм. Причины кризисов были как внешнего, так и внутреннего характера. Но они бы не были такими масштабными, не будь у стран значительной международной задолженности, либерализации финансовых потоков и торговли, больших мировых капиталопотоков.
Четвертая часть работы посвящена исследованию «теневой» стороны финансов. В узком смысле под «тенью» понимается лишь та часть финансов, которая укрывается в офшорах. В более широком смысле – это также те операции банков и других финансовых организаций, которые выпадают из-под регулирования и контроля со стороны различных надзорных органов. Но, в принципе, следует отметить, что в «тени» находится практически вся деятельность банков и других финансовых институтов. Без режима секретности они вряд ли могут вообще функционировать. Любые попытки государства поставить под свой контроль функционирование финансово-банковского сектора экономики заканчивались провалом. «Разбор полетов», который проводился во всех странах и на международном уровне после
финансового кризиса 2008–2009 годов, показал, что кризис не мог не произойти. Главная причина – «непрозрачность» финансового сектора. К сожалению, никаких реальных успехов по повышению такой «прозрачности» в последние годы достигнуто не было. Поколебать позиции мировой финансовой олигархии не удалось. Банки, хеджевые фонды, страховые компании, другие финансовые организации опять пустились «во все тяжкие». Дисбалансы в национальных и международной финансовой системах стремительно нарастают. Поэтому, по нашему мнению, вторая «волна» финансового кризиса неизбежна. Что, впрочем, чревато окончательным крахом нынешней модели мировой финансовой системы.
Связанные понятия (продолжение)
Рефинанси́рование (англ. refinancing, refinance) — замена существующего долгового обязательства на новое долговое обязательство на рыночных условиях. Порядок и условия рефинансирования значительно отличаются в зависимости от юрисдикции и экономических факторов, включая банковское регулирование, валютный и процентный риск, а также кредитоспособность заёмщика. Рефинансирование может сочетаться с реструктуризацией долга.
Денежная масса , или денежное предложение, — совокупность наличных денег, находящихся в обращении, и безналичных средств на счетах, которыми располагают физические и юридические лица и государство.
Количественное смягчение (англ. Quantitative easing, QE) — монетарная политика, используемая центральными банками для стимулирования национальных экономик, когда традиционные монетарные политики в связи с рядом факторов являются неэффективными или недостаточно эффективными. При количественном смягчении центральный банк покупает или берёт в обеспечение финансовые активы для впрыска определённого количества денег в экономику, тогда как при традиционной монетарной политике ЦБ покупает или продаёт государственные...
Инфляционное таргетирование (таргетирование инфляции, англ. Inflation targeting) — режим денежно-кредитной политики,конечная цель которого — ценовая стабильность. Центральный банк посредством процентной политики предпринимает меры по ее обеспечению и несет публичную ответственность за результаты своей политики.
Инфля́ция (лат. inflatio «вздутие») — повышение общего уровня цен на товары и услуги на длительный срок. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости.
Международная валютная система (МВС) — совокупность организаций, правил, обычаев, договорённостей и инструментов, созданных для осуществления валютных отношений между странами; то есть, платежей, сопровождающих международные экономические операции. Бреттон-Вудская конференция (США), в которой участвовали 44 государства, была проведена в 1944 году. Её основная задача — производить валютную ликвидность (с помощью золотых резервов, сырья, финансовых активов какой-то одной страны, наднациональных финансовых...
Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.При рассмотрении государственного долга, как правило, не учитываются встречные требования этого государства к другим, то есть задолженность других государств или физических и юридических лиц этому государству не рассматривается. Также не учитываются обязательства государства в сфере социального...
Учётная ста́вка — финансовый термин, финансовая категория, употребляемая для характеристики следующих процессов, связанных с кредитованием...
Стагфляция (словослияние стагнация + инфляция) — ситуация, в которой экономический спад и депрессивное состояние экономики (стагнация и рост безработицы) сочетаются с ростом цен — инфляцией.Изобретение термина приписывают британскому политику, министру финансов начала 1970-х годов Иану Маклеоду. Выражение было впервые употреблено Маклеодом в парламентской речи в 1965 г.
Девальва́ция (лат. de «понижение» + лат. valeo «иметь значение; сто́ить») — уменьшение золотого содержания денежной единицы в условиях золотого стандарта. В современных условиях термин применяется для ситуаций официального снижения курса национальной валюты по отношению к твёрдым валютам в системах с фиксированным курсом валюты, устанавливаемым денежными властями.
Ста́вка рефинанси́рования — размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям.
Реа́льный се́ктор эконо́мики (РСЭ) — совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики.
Волати́льность , изменчивость (англ. volatility) — статистический финансовый показатель, характеризующий изменчивость цены на что-либо.
Обеспеченные долговые обязательства (англ. Collateralized debt obligations, CDO) — ценные бумаги, обеспеченные долговыми обязательствами, как правило, юридических лиц.. Они включают корпоративные облигации, которые продаются на свободном рынке, кредиты, выданные институциональными кредиторами, транши ценных бумаг, которые были выпущены в рамках сделок по секьюритизации. CDO могут включать любые инструменты, которые несут кредитный риск заемщика: кредиты, облигации, кредитные дефолтные свопы и т...
Финансовый рынок (от лат. financia — наличность, доход) — система экономических отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ.
Теневая банковская система (также теневое банковское дело, теневой банкинг, парабанковская система) представляет собой совокупность финансовых институтов, которые работают по банковским схемам, но формально банками не являются. Основное отличие от обычных банков состоит в том, что парабанки не принимают индивидуальные вклады от населения: они обслуживают не индивидуальных вкладчиков, а другие банки. Парабанки помогают сгруппировать полученный капитал в форме производных ценных бумаг и альтернативных...
Акти́в : часть бухгалтерского баланса (левая сторона), отражающая состав и стоимость имущества организации на определённую дату.
Финансовый рычаг (плечо финансового рычага, кредитный рычаг, кредитное плечо, финансовый леверидж) — это отношение заёмного капитала к собственным средствам (иначе говоря, соотношение между заёмным и собственным капиталом). Также финансовым рычагом или эффектом финансового рычага называют эффект от использования заёмных средств с целью увеличить размер операций и прибыль, не имея достаточного для этого капитала. Размер отношения заёмного капитала к собственному характеризует степень риска, финансовую...
Бегство капитала — стихийный, не регулируемый государством вывоз капитала юридическими и физическими лицами за рубеж, в целях более надёжного и выгодного их вложения, а также для того, чтобы избежать их экспроприации, высокого налогообложения, потерь от инфляции.
Ставка по федеральным фондам (англ. Federal funds rate) — процентная ставка, по которой банки США предоставляют в кредит свои избыточные резервы на короткие сроки (как правило овернайт) другим банкам.Банк-заёмщик и банк-кредитор договариваются между собой о процентной ставке по займу; среднее взвешенное ставок по всем таким операциям называется эффективной ставкой по федеральным фондам (англ. federal funds effective rate).
Финансовый кризис 1994 года в Мексике (также «текиловый кризис» — название является не совсем корректным переводом на русский язык испанского идиоматического выражения efecto tequila, соответствующего русскому «эффект домино») — это финансово-экономический кризис, выявивший целый ряд недостатков в мексиканской экономике, таких как зависимость от США и отсутствие механизмов регулирования внешних финансовых потоков.
Долгая депрессия (англ. Long Depression) — мировой экономический кризис, наиболее тяжело затронувший Европу и Соединённые Штаты Америки, которые после завершения Гражданской войны в США и благодаря Второй промышленной революции находились на этапе интенсивного экономического роста. До наступления депрессии 1930-х годов Долгая депрессия носила название Великой депрессии. Хотя период общей дефляции и низкого темпа экономического роста начался в 1873 году (и закончился около 1896 года), по своему значению...
Валютный кризис — обострение противоречий в сфере валютно-кредитных отношений вплоть до критической ситуации, проявляющейся в резких колебаниях курсов валют на валютных рынках, исчерпанием валютных резервов страны, несбалансированности платёжных балансов.
Депрессия (лат. depressio — подавление) — застой в экономике, характеризуемый отсутствием подъёма производства и деловой активности, низким спросом на товары и услуги, безработицей. Обычно депрессия возникает после или в результате экономического кризиса, но не всегда, так как экономический кризис, как правило, явление кратковременное, депрессия же сохраняется на протяжении достаточно длительного периода.
Креди́тный дефо́лтный своп (англ. CDS, credit default swap) — финансовый своп, предназначенный для страхования от невыполнения контрагентом финансовых обязательств.
Кри́зис перепроизво́дства — в некоторых экономических теориях разновидность экономических кризисов, является одной из фаз экономического цикла. Отличается резким падением цен вследствие наступившего перепроизводства товаров и услуг. Характерен для капиталистической экономики, порождён явлением расширенного воспроизводства.
Мусорная (бросовая) облигация (англ. high-yield bond, non-investment-grade bond, speculative-grade bond, junk bond) — высокодоходные облигации с кредитным рейтингом ниже инвестиционного уровня (Ba / ВВ и ниже), либо без рейтинга. Подобные ценные бумаги обычно выпускаются компаниями, не имеющими длительной истории и солидной деловой репутации, но нуждающимися в денежных средствах.
Подробнее: Мусорные облигации
Платёжный баланс — движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. Платёжный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и поступивших в страну в течение того же периода. Платёжный баланс, в котором поступления денежных средств превышают их расходование, называют активным, платёжный баланс, в котором расходование денежных средств, превышает их поступления, называется пассивным. Частью платёжного баланса являются баланс...
Спред (произносится: «спрэд»; от англ. spread «разброс») — разность между лучшими ценами заявок на продажу (аск) и на покупку (бид) в один и тот же момент времени на какой-либо актив (акцию, товар, валюту, фьючерс, опцион).
Золотовалютные резервы — высоколиквидные активы, находящиеся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования. Состоят из монетарного золота...
Невозможная троица (также трилемма международных финансов) — гипотеза в международной экономике, что невозможно одновременно достичь...
Миграция капитала – движение капитала из одной отрасли в другую внутри страны (внутренняя миграция) или движение капитала из одной страны в другую (международная миграция капитала) .
Вне́шний долг — суммарные денежные обязательства государства, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определённую дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Может взиматься...
Ры́нок це́нных бума́г , фо́ндовый ры́нок (англ. stock market, англ. equity market) — совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.
Де́нежно-креди́тная (монета́рная или кредитно-денежная) поли́тика (англ. monetary policy) — это макроэкономическая политика денежных властей, комплекс мер, направленных на управление совокупным спросом через условия денежного рынка (краткосрочная процентная ставка, номинальный валютный курс или уровень текущей ликвидности банковского сектора) для достижения комбинации конечных целей, в которые могут входить ценовая стабильность, сохранение устойчивого валютного курса, финансовая стабильность и содействие...
Валютный риск — риск убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов (валютных металлов).
Секьюритизация (от англ. securities — «ценные бумаги») — финансовый термин, означающий одну из форм привлечения финансирования путём выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами, генерирующими стабильные денежные потоки (например, портфель ипотечных кредитов, автокредитов, лизинговые активы, коммерческая недвижимость, генерирующая стабильный рентный доход и т. д.).
Ликви́дность (от лат. liquidus «жидкий, перетекающий») в экономике — свойство активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидный — обращаемый в деньги.
Валю́тный курс — цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.
Продажа без покрытия (англ. short selling — короткая продажа, шорт, короткая позиция, игра на понижение) — продажа ценных бумаг, товаров или валюты, которыми торговец на момент продажи не владеет.
Ипотечные ценные бумаги (англ. Mortgage-Backed Securities - MBS) — долговые ценные бумаги, рефинансируемые с помощью обязательств по одному или нескольким ипотечным кредитам. Процентные выплаты и выплаты по основной сумме долга по таким ценным бумагам производятся из средств, полученных по обеспечивающим кредитам.Ипотечные ценные бумаги (др.-греч. ὑποϑήκη ― залог, наставление) ― разновидность вторичных ценных бумаг, служащих универсальным инструментом рефинансирования инвестиций в жилищное строительство...
Биржевой крах — обвальное падение курсов акций на фондовых биржах. Наряду с различными экономическими факторами, причиной биржевых крахов является также паника. Биржевыми крахами зачастую заканчиваются спекулятивные экономические пузыри (например, Пузырь доткомов).
Макроэкономическая политика — государственная политика, целью которой является ограничение уровней безработицы и инфляции, поддержка роста экономики, предотвращение экономических кризисов, обеспечение стабильного функционирования экономики. В макроэкономической политике выделяют, в частности, налогово-бюджетную, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политики.
Упоминания в литературе (продолжение)
Мировой
финансовый кризис на прошлой неделе, похоже, достиг апогея. Падение мировых фондовых индексов к пятнице постепенно начало превращаться в обвал, по мере того как в новостных лентах появлялись все новые свидетельства глобальности происходящего. Попытки «уговорить рынок», предпринятые представителями денежных властей в США и Европе, произвели ровно противоположный эффект: утверждения, что кризис существенно не повлияет на экономику и не выйдет за рамки узкого сегмента финансового рынка, немедленно были опровергнуты статистическими данными, что дало повод усомниться в компетентности выступавших. Финансовые проблемы возникли у ряда крупных банков, и по миру прокатился кризис ликвидности – банки перестали кредитовать друг друга, ставки по кредитам взлетели. В этих условиях центробанки ведущих стран вынуждены были прибегнуть к прямым интервенциям, закачав в банковскую систему порядка 300 миллиардов долларов. При этом Европейский Центробанк несколько переусердствовал, предоставив банкам примерно две трети этой суммы, что стало одним из факторов (к радости Николя Саркози и европейских экспортеров) обвала единой европейской валюты. Однако фондовым рынкам интервенции не помогли. В пятницу падение индексов переросло в обвал. Падение японского Nikkei за день превысило 5% (за неполный месяц – 15%).
Финансовый рынок подвержен флуктуации. Он динамичнее любого другого рынка. Краткосрочные изменения происходят постоянно в общемировом масштабе и в региональном аспекте. Они связаны со способностью денежного капитала легче и быстрее перетекать из одного места в другое и из одних рук в другие, чем товаров или капиталов в не денежных формах. Барри Эйчингрин (Калифорнийский университет) и Михаел Бордо (Рутдержский университет) идентифицировали 139
финансовых кризисов между 1973 и 1997 гг. (44 наблюдались в развитых странах). В то время как за послевоенное двадцатипятилетие (1945–1971 гг.) кризисов было только 38, что, однако, было в два раза больше, чем за четверть века предшествовавших Первой мировой войне[64]. Постепенно кризис переходит из эпизодического в перманентное состояние экономики.
Значительный объем финансовых ресурсов, сложность операций, глобальный характер операций крупных инвестиционных компаний – все это привело к тому, что финансовые трудности одного из участников рынка неизбежно отражаются на других участниках рынка. Начало
финансового кризиса 2008 г. связывают с объявлением о банкротстве компании Lehman Brothers[14]. Компания Lehman Brothers была крупнейшим игроком на рынке кредитных дефолтных свопов (credit default swaps) (далее – CDS)[15]. Последствия были катастрофическими не только для рынка США, но и для мирового рынка в целом. «Впечатляющая и величественная международная система рухнула не потому, что испытала воздействие извне, а потому, что была недостаточно хорошо продумана»[16].
Усугубляя ситуацию, финансовые спекулянты в банках и хеджевых фондах, не подлежащих контролю держателей акций, срывали огромные куши, не компенсируя их вкладом в экономику в виде инноваций или создания рабочих мест. Кроме того, кризис 2008 года выявил уже обращавший на себя внимание разительный разрыв между уровнем жизни финансовой верхушки и остального населения страны, не говоря уже о развивающихся странах. Согласно рабочему отчету Национального бюро экономических исследований, соотношение уровня заработной платы в финансовом секторе к другим секторам частной экономики непосредственно перед
финансовым кризисом 2008 года превышало 1,7 – такого соотношения история не помнит со времен кануна Второй мировой. Чтобы сохранить экономическую конкурентоспособность Соединенных Штатов, необходимо реформировать финансовую систему путем введения простого, но эффективного регулирования, повышающего прозрачность и финансовую ответственность и одновременно работающего на общий экономический рост.
Признавая необходимость построения новой Бреттон-Вудсской системы – это значит с новым механизмов доминирования, – адвокаты мировых олигархических группировок считают, что настало время выбора между скоординированным совместным разрешением
финансового кризиса , которое бы охватывало весь развивающийся мир, и собственными попытками стран решить проблему кризиса, в то время как экономика остального мира продолжает падать вниз [Finding a way]. Смысл такого подхода предельно ясен: кризис обогатил группу олигархических семей, а разрешать его будут все страны, в том числе развивающиеся. Международное сотрудничество в разрешении проблем кризиса предлагается построить в трех направлениях: во-первых, повысить спрос посредством монетарных свобод, фискальных стимулов, восстановления банковской кредитной системы; во-вторых, существенно увеличить ресурсы Международного валютного фонда, что по замыслу должно предотвращать распространение кризиса от корпораций на государства; в-третьих, необходимо реформировать глобальное финансовое регулирование, акцентируя внимание на налогообложении и проблемах прозрачности операций [Darling]. Именно здесь проходит тонко камуфлируемый водораздел между действительно необходимым сотрудничеством в разработке системы финансового регулирования и плохо скрываемыми попытками заставить государства отказаться от финансового суверенитета и отдать его как раз тем, чьими рукотворными усилиями и сформирован этот кризис. Нельзя не согласиться с Гари Райтом, который считает, что у кризиса нет одного решения, требуется много подходов к решению различных проблем, связанных с неустойчивостью цен на нефть, ростом экономик Китая и Индии, политической нестабильностью во многих странах, создающих неопределенность и страх за вложения в инвестиционные институты, личные сбережения и пенсии [Darling].
В итоге нам пришлось столкнуться с долгосрочными последствиями этой политики. Сначала кризис кредитной системы распространялся довольно медленно. Подобное «запаздывание» типично для экономических процессов. Когда 15 сентября 2008 года обанкротилась Lehmann Brothers, стало очевидно, что это будет широкомасштабный кризис, который неизвестно когда закончится. Сегодня кажется смешным, что тогда все раздумывали, затронет ли
финансовый кризис промышленность и развивающиеся страны. На отраслевом и региональном уровнях экономика представляет собой систему взаимосвязанных компонентов, и разрушение одного из них не может пройти незамеченным для других. Это относится к взаимозависимости финансовой и производственной отраслей, а также к рынкам B2C и B2B[8] и к глобальной взаимозависимости. К 2009 году кризис охватил всю мировую экономику. Он развивался настолько стремительно и мощно, что застал всех врасплох. Неожиданность краха оказала такое же сильное воздействие на бизнес-сообщество и общество, как и масштабы кризиса. На рис. 1 показаны стремительный рост и стремительный спад производства в США, что характерно и для других регионов. Стремительный спад наблюдается практически во всех отраслях, по крайней мере, тех, на которые повлиял кризис. За полгода достижения предшествующих лет были уничтожены. Менеджеры часто повторяли: «Мы никогда не сталкивались с подобным кризисом. Он обрушился на нас совершенно неожиданно, как гром среди ясного неба».
Концепция New Normal была придумана в США Биллом Гроссом и Мухаммедом Эль-Эрианом из фонда Pimco. Основная идея этой концепции состояла в том, что низкие темпы экономического роста и высокая безработица – это не временная ситуация, в которую экономика попала после острой фазы
финансового кризиса и из которой она скоро вернется к докризисной норме. Наоборот, это новая норма для экономики, и продолжаться такая ситуация будет довольно долго. В дальнейшем теми же авторами теория была несколько развита и заговорили о beyond new normal. В центре этой концепции было представление о том, что политика ФРС, удерживающей нулевые процентные ставки, приводит к существованию множественных равновесий. Банки, не получающие дохода от кредитования, могут не развивать кредит и не вкладывать деньги в финансовые инструменты, несмотря на дешевизну ресурсов. То же самое верно и в отношении инвесторов. Поэтому результатом действия политики нулевых процентных ставок может быть как стимулирование экономики, так и нейтральный или даже отрицательный эффект.
Впрочем, «регуляторы» пока действуют твердо и последовательно, вскрывая все новые злоупотребления банкстеров (современное название банкиров с намеком, что они ведут себя как гангстеры). В начале июля 2013 года европейские власти выдвинули официальные обвинения против крупнейших банков мира. По мнению чиновников, банки участвовали в намеренном сговоре и блокировали любые попытки по регулированию рынка кредитно-дефолтных свопов (credit-default swaps, CDS). CDS – это разновидность деривативов, финансовые контракты, которые позволяют инвесторам снижать или полностью нейтрализовать риск банкротства со стороны заемщика по каким-либо займам или облигациям[3]. В первой половине прошлого десятилетия начался бурный рост рынка CDS. В 2007 г., незадолго до начала активной фазы мирового
финансового кризиса , общий объем рынка CDS оценивался в $62,2 трлн. (что было сопоставимо с величиной ВВП США).
На данный момент наибольшее беспокойство экспертов вызывает ситуация в Азии. Объем инвестиций в регион практически вышел на докризисный уровень, однако экономики таких стран, как Китай, Сингапур, Индия, по-прежнему, как и в 1997 – 1998 гг., не готовы «переварить» такой объем денежной массы. Инвесторы ищут любые возможности для получения высокой доходности, что приводит к созданию «пузырей» на биржах, на рынках, даже в сфере недвижимости. Министры финансов стран Юго-Восточной Азии говорят, что у них нет продуманного механизма коррекции ситуации в экономике Азии, и все надеются, что рынок сам себя поправит. Но если предоставить рынку такое право, это рано или поздно приведет к экономическому хаосу. Сегодня все в Азии настроены крайне оптимистично, что сильно напоминает начало 1997 г., когда все были также уверены в стабильности экономической ситуации в Азии. Аналитики опасаются нового полномасштабного
финансового кризиса .
В либеральной экономической литературе и в правительственных кругах продолжают считать, что кризис российской экономики вызван внешними обстоятельствами, привнесен извне в 2008 г. в связи с
кризисом финансовой системы США. Более того, пытаются этим самым доказывать правильность проводимых реформ в России и избранного экономического курса, признавая лишь отдельные ошибки в финансово-кредитной политике. Подобный подход не раскрывает истинные причины и последствия кризиса, которые, как становится уже общепризнанным, связаны не с самой по себе финансовой системой, а с англо-саксонской моделью капитализма в целом как системой. В России же мировой кризис вызвал лишь острое проявление системного кризиса, завуалированного до 2008 г. инфляцией нефтедоллара и ростом ВВП за счет нефтегазовой спекулятивной конъюнктуры.
В книге «Политическое измерение мировых
финансовых кризисов »[39] убедительно показана отрицательная обратная связь между инфляцией и уровнем монетизации экономики – чем выше насыщенность экономики деньгами, тем ниже уровень инфляции и наоборот. Не только постсоветские государства, но и европейские страны, проводившие наиболее резкое ограничение количества денег в обращении (Болгария и Румыния), испытали и наибольшие проблемы как с инфляцией, так и с преодолением спада производства. Многие из этих стран затем прибегали к расширению денежной эмиссии для стимулирования роста экономики вопреки монетаристским догмам финансовой стабилизации.
Мировой
финансовый кризис 2007–2009 гг. привел к существенным изменениям в деятельности и роли центральных банков (ЦБ) во многих развитых странах. Широкое распространение получили так называемые нестандартные меры монетарной политики, которым соответствовала трансформация статуса ЦБ в экономической системе: он не только выполнял функции наблюдателя и регулятора, но и превратился в активного участника операций на финансовых рынках. По словам бывшего главы ФРС Б. Бернанке [1], центральные банки, традиционно считавшиеся наиболее консервативными институтами, в период острой фазы финансового кризиса начали разрабатывать и реализовывать новаторские подходы к управлению монетарной сферой, непосредственно вмешиваясь в функционирование кредитной системы.
Мировой
финансовый кризис выявил две фундаментальные проблемы фондового рынка России. Первая – отсутствие глобальных консервативных инвесторов, и вторая – отсутствие длинных источников финансирования. Рассчитывать на внутренние длинные источники не приходится: реформа российской пенсионной системы проведена абсолютно бездарно. Собственно, ей и не придавалось большого значения: на наш рынок активно шел западный капитал. Но достаточно было двух месяцев кризиса, чтобы понять – весь капитал спекулятивен.
Причины
финансового кризиса хорошо известны. При проведении политики жесткого ограничения роста денежного предложения, позволившего сбить инфляцию и стабилизировать курс рубля, сохранились мягкие бюджетные ограничения, которые «преодолевались» за счет быстрого наращивания государственного долга. Можно говорить и о неблагоприятной конъюнктуре мировых цен, о колоссальных диспропорциях, унаследованных от советской экономики, о крайне низкой конкурентоспособности российской промышленности, о неготовности людей и предприятий к работе в рыночных условиях. Однако понятно, что кризис 1998 года стал неизбежным следствием непоследовательной экономической политики, политики компромиссов, нацеленной прежде всего на снятие текущих напряжений и постоянно откладывающей решение стратегических задач структурной перестройки экономики.
«
Финансовый кризис объясняется чем угодно, но не его реальными причинами, и ничего не делается, чтобы остановить реальную причину катастрофы – рост долга. Напротив, объёмы долга в экономике лишь увеличиваются в результате закачивания в экономику всё новых кредитов, и процесс лишь ускоряется. Это приводит к обратному результату, чем больше создаётся нового долга, тем сильнее ухудшается ситуация в экономике. По мере дальнейшего сокращения экономики при закачивании в экономическую систему всё нового и нового долга будет происходить и сокращение налоговых поступлений, что, в конечном счёте, может привести к полнейшему распаду финансовой и политической системы США. Судя по действиям нынешнего политического руководства США, оно либо не вполне осознаёт это, либо пытается оттянуть подобное развитие ситуации. Оно рискует не только и не столько депрессией, сколько возможностью положить конец Америке, как политической, экономической и военной силе. Продолжающийся в течение двух лет финансовый и экономический коллапс следует рассматривать как часть последовательного распада западной цивилизации…»'.
Масштабы «теневых» операций банков растут с каждым годом. Самая ранняя оценка относится к 2002 году: 26 трлн. долл. Накануне мирового
финансового кризиса (2007 г.) «теневые» операции составили уже 62 трлн. долл. По мнению многих экспертов, именно все больший уход банков в «тень» усиливает неустойчивость мировой финансовой системы, становится «питательной почвой» для повторения глобальных финансовых кризисов. Правда, авторы доклада пытаются придать своим оценкам и выводам некоторый оптимизм, утверждая, что доля «теневых» операций в общих оборотах финансовых организаций с 2007 года не увеличивается. Но и в 2011 года она составляла, по оценкам FSB, 25 % совокупных оборотов всех банковских и финансовых организаций в мире. Примерно такой же является доля «теневого» сектора банков и финансовых компаний по показателю активов. Но даже четверть мирового финансово-банковского бизнеса в «тени» – запредельно высокая величина.
Отметим, что постсоветский период прошел три основных разрушительных кризиса. Этот период совпал с очередной волной глобального кризиса на рубеже 1990-х годов.
Финансовый кризис августа 1998 года показал, что ситуация для России является очень опасной и необходимы кординальные изменения и в экономике, и в предпринимательстве. Кризис 2007 года характерен разгоном инфляции, повышением тарифов ЖКХ, огромным корпоративным долгом (90 % от внешнего долга), что потребовало изменений стратегического характера в экономике. Во времена финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов социально-экономическая ориентация усложнилась тем, что традиционных ориентиров не осталось. Установлено, что вплоть до 2010 года одной из важнейших характеристик бизнес-структуры считалась адаптация к условиям внешней среды. В начале XXI века в новой России наиболее распространённые теории и методы предпринимательской деятельности, менеджмента и маркетинга стали доступны и использовались российскими менеджерами. В этих условиях российские предприниматели, маркетологи и менеджеры различных хозяйствующих структур копировали продукцию преимущественно в рамках первых трёх парадигм, в то время как наиболее перспективные бизнес-структуры пытались использовать новые технологии и методы новой парадигмы.
Отрицательные темпы роста экономики начиная с 1991 года сохранялись вплоть до 1996 года. Лишь к концу 1997 года был зафиксирован её небольшой рост на 0,4 %, что можно было воспринять как свет в конце тоннеля. Однако накопившиеся вследствие проведения ошибочной макроэкономической политики проблемы всплыли на поверхность в связи с
финансовым кризисом в Азии в 1997 году. 17 августа 1998 года финансовый кризис разразился и в России: за одну ночь рубль обесценился на 50 %. 9 января 1999 года Министерство финансов России официально заявило, что финансовый кризис привел к возникновению в России сложной финансовой ситуации, в результате которой государство объявило технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств. По сути, Россия обанкротилась.
Вторая фаза – после
финансового кризиса по настоящее время. Она характеризуется резким обострением внутренних экономических и финансовых проблем США и Китая на фоне продолжающегося усиления диспропорций во взаимных торгово-экономических отношениях. Происходит обострение противоречий между Вашингтоном и Пекином в сфере торговли и валютно-финансовых отношений. Возможности снижения этих противоречий с помощью традиционных экономических средств (стимулирование экспорта, усиление протекционизма, введение валютных ограничений на движение капитала, управление валютным курсом и т. д.) уже не дают необходимого эффекта и еще более усугубляют экономическое положение каждой из сторон. Любая экономическая мера – как со стороны Вашингтона, так и Пекина – вызывает мощный эффект «бумеранга».
По проблематике кризиса следует указать макро– и микрокризисы. Макрокризис охватывает всю народнохозяйственную систему. Микрокризис распространяется на отдельную проблему или группу проблем. Но кризис, будучи минимальным, по принципу «домино» может вовлечь в противоречия всю систему или весь процесс развития, так как все элементы взаимосвязаны и взаимодействуют в системе, проблемы решаются комплексно. Кризис охватывает все элементы, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса. По структуре отношений в народнохозяйственной системе, по различной проблематике развития установлены следующие виды экономических, психологических, организационных, социальных, технологических кризисов. Экономические кризисы вызваны резкими противоречиями в экономике страны или отдельного хозяйствующего субъекта. К ним относятся кризисы производства и реализации товара, отношений экономических агентов, кризисы неплатежей, конкурентных пре-имуществ, банкротства и пр. Среди экономических кризисов существуют
финансовые кризисы в состоянии финансовой системы и финансовых возможностей. Социальные кризисы возникают при развитии противоречий различных социальных групп. Часто социальные кризисы являются продолжением кризисов экономических, но иногда возникают и отдельно.
1. Кризисы системны. Негативные изменения в одних отраслях и сферах экономики рано или поздно, если им не препятствуют, передаются по цепочке в другие сферы. При этом последствия и ущерб становятся все более и более серьезными. Если не принимать адекватных действий, то
финансовый кризис перерастает в экономический, который, в свою очередь, может вы литься в кризис политический. Политические кризисы нередко приводят к революциям или войнам (рис. 2).
Анализ печального опыта этого периода и предшествующих кризисов привел экономистов к выводу, что лучшим рецептом в борьбе с
финансовыми кризисами является комбинация установления низких ставок и предоставления ликвидности.
Работа имеет следующую структуру. В первом разделе дается анализ развития ситуации в российском банковском секторе по мере углубления
финансового кризиса в стране. Рассматриваются основные тенденции и закономерности развития кризиса, масштаб проблем в банковской системе, меры государственной антикризисной политики. Этот анализ служит отправной точкой для оценки масштабов возможных потерь банковской системы РФ в результате кризиса.
Кризис как этап крайнего обострения противоречий в экономике страны или отдельного предприятия, компании отражает наиболее острые проблемы системы. Это может быть кризис перепроизводства, недопроизводства, кризис реализации товаров и услуг, кризис взаимоотношений контрагентов на рынке, вызванный или приводящий к кризису неплатежей и, как следствие, к банкротствам. Кризис на макроэкономическом уровне характеризуется снижением ВВП, деловой активности, экспоненциальным ростом инфляции, безработицей, снижением доходов и жизненного уровня населения. Представляется важным выделить
кризис финансовой подсистемы. Это острое противоречие между требованиями к ней на новом уровне развития экономики и объективным консерватизмом финансовых структур.
Один из самых опасных кризисов, от исхода которого зависит дальнейшая судьба предприятия.
Финансовый кризис является как бы первой ступенью для других кризисов: технических, психологических, кризиса репутации и т. д. Поэтому именно финансовый кризис подлежит тщательному исследованию.
Финансовый кризис – глубокое расстройство государственной финансовой системы, сопровождаемое инфляцией, неустойчивостью курсов ценных бумаг, проявляющееся в резком несоответствии доходов бюджета их расходам, нестабильности и падении валютного курса национальной денежной единицы, взаимных неплатежах экономических субъектов, несоответствии денежной массы в обращении требованиям закона денежного обращения1. Финансовые кризисы формируются на основе и коррелируют с экономическими кризисами экономики. Исторически финансовые кризисы вызывались продолжительными войнами, расходы на которые покрывались за счет масштабной эмиссии бумажных денег.
Интернационализация капитала имеет проявление в усилении международного движения капитала, в переливе капитала за национальные границы, в укреплении контактов между крупными банками разных стран, в контроле за движением капитала со стороны транснациональных банков (ТНБ), в формировании больших рынков и центров операций с валютой. Транснациональные (или многонациональные) банки контролируют сотни миллиардов долларов. Крупнейшими ТНБ являются банки США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. К середине 1970-х гг. господствующие позиции на мировом кредитном рынке заняли американские банки. Среди первых 20 банков американских было 11, тогда как японских – только 1. Ведущими были такие американские банки, как Citicorp, Chase Manhattan Bank, Bank of America и пр. Тем не менее в 1980-х гг. ситуация резко изменилась. Перенакопление капитала в Японии содействовало быстрой активизации национальных банков, возрастанию их иностранных активов. В середине 1990-х гг. среди первых 25 банков мировых лидеров было уже японских –16, французских – 3, немецких – 2, британских – 2 и от США и Швейцарии по 1. В 2008 г. в связи с мировым
финансовым кризисом многие крупнейшие банки, занимавшие лидирующее положение продолжительное время (преимущественно американские и японские), утрачивают свои позиции. Характерной тенденцией последних лет является укрепление положения в мировой финансовой системе азиатских банков (в первую очередь китайских), таких, как Industrial & Commercial Bank of China (ICBC), China Construction Bank, Bank of China. В настоящее время общий объем активов крупнейших 10 банков, которые представлены в табл. 1.6, составляет более 24 трлн дол. Например, в Deutsche Bank занято 100 тыс. работников в 3100 отделениях в различных странах мира, а клиентами этого банка являются более 20 млн чел. [7].
В своих предыдущих работах для описания процессов и событий мира финансов я преимущественно использовал слово «кризис». Я писал о том, что последствия мирового
финансового кризиса 2007–2009 гг. не были преодолены и предпочитал говорить, что мир вступил в эпоху перманентного финансового кризиса. В 2007–2009 гг. мы прошли лишь первую фазу этого перманентного кризиса. Сегодня мы на пороге второй фазы, в ожидании второй волны финансового кризиса. Но боюсь, что слово «кризис», даже «мировой кризис» не вполне полно и точно отражает то, что мы наблюдали в сфере международных финансов в 2016 году.